Одной из значительных работ Салтыкова-Щедрина, написанных в
последнее десятилетие жизни, стал цикл сказок, явившийся итогом многолетних
наблюдений и раздумий писателя над современной ему действительностью. (80-е годы
19-го века — время «затихания» реформаторских настроений дворянства, торжества
консерватизма. В этих условиях радикальное крыло оппозиционных правительству
сил с особенной остротой воспринимает «неподвижность» российской жизни.
Кажется, что страна катастрофически теряет способность к переменам, и в поисках
выхода радикалы все чаще обращаются к мысли о необходимости «толчка снизу».
Именно такие настроения и отразил, по сути, в своих сказках Салтыков-Щедрин.Обращение писателя к жанру сказки не случайно. Как
жанр демократический, знакомый и понятный народу, сказка открывала путь к
широкой читательской аудитории. А в условиях суровой цензуры 80-х годов, когда
говорить открыто о положении в стране было сложно, сказочная фантастика служила
отличным средством маскировки острых идейно-политических взглядов писателя.«Сказки» — это своеобразная
хрестоматия, рассказ о всех сословиях русского общества. Тема жизни народа,
волновавшая Салтыкова-Щедрина на протяжении всего творческого пути, нашла свое
отражение в этом цикле ярко и полно. Основой нации, по мнению писателя,
является крестьянство. Причем Салтыков-Щедрин рисует обобщенный «портрет»
крестьянина, не прибегая к идеализации, не скрывая существующих противоречий.Крестьянин в России сметлив и находчив,
умен и трудолюбив — он на все руки мастер. В сказке «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил» крестьянин и огонь добывает, и корабль строит,
и даже в пригоршне варит. Мужик-поилец и кормилец, благодаря его труду живет
все общество. Не случайно с исчезновением мужика из поместий князя
Урус-Кильдибаева в сказке «Дикий помещик» пустеет государственная казна,
исчезают на рынке мясо и масло, наступает голод, а затем — полное одичание.
Так, например, сам помещик, оставшись без своих крестьян, превращается в дикого
зверя.Народ талантлив, трудолюбив, могуч. И
в то же время в сказке о крестьянине и двух генералах мужик сам вьет веревку,
которой генералы его и привязывают. А крестьяне в сказке «Дикий помещик» безропотно
терпят притеснения помещика, который, не перенося «холопьего» запаха, изгоняет
их со своих земель.С чувством сострадания и грустной
иронии видит писатель противоречие между большими потенциальными возможностями
крестьянства и безропотной его подчиненностью. Но поистине трагедийное звучание
размышления о России приобретают в сказке «Коняга». Образ измученной клячонки
с выпяченными ребрами, обожженными плечами и разбитыми ногами, которая
«день-деньской» из «хомута не выходит», вырастает до поэтического символа всего
подневольного русского крестьянства, судьбы России.В духе радикальных настроений своего
времени Салтыков-Щедрин не видит другого выхода, кроме вооруженного
сопротивления насилию. Истребляют мужики ненавистных воевод Топтыгиных в сказке
«Медведь на воеводстве». В сказке «Путем-дорогою» показан народ, пробуждающийся
от сна рабства и покорности. Взгляд писателя на настоящее и будущее России
нетерпелив и резок. Как можно быстрее и решительнее исправить несправедливость
— вот «кредо» Салтыкова-Щедрина. Никаких сожалений о нравственной «оплате»
такой справедливости у него нет. Перед нами при этом вполне русские, национальные,
сказки, в том смысле, что, к сожалению, такой подход к решению проблемы
справедливости действительно «коренился» в «толще» национальной жизни. Россия
дорого заплатила за нетерпение, так дорого, как в самой страшной из своих
сказок не мог бы сказать Салтыков-Щедрин.