Солженицын А И

Дата: 12.03.2014

		

ПОСВЯЩАЮ

               всем, кому не хватило
жизни

          об этом рассказать.

                                                                               
            И да простят они мне,

                    что я не все
вспомнил,

                    не обо всем догадался.

А. И. Солженицын

А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном
пути, много пережил и выстрадал. Несмотря на то, что ему, казалось, написано
было на роду превратиться в правоверного марксиста — ведь родом он из крестьян,
в церковь не ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса — Солженицын уже
к началу войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии. Этот путь, ведущий
к вратам Истины, был полон терний и преград. В феврале 1945 года осужден по ОСО
к восьми годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953года сослан навечно, в
Казахстан. В 1956 году ссылка с него была снята. После 1965 года Солженицына
уже в СССР не печатали, подвергался резким нападкам властей и газет, в 1974
году, после появления 1-го тома «Архипелага ГУЛАГа», обвинен в измене родине и
выслан за границу. С 1976 года живет в штате Вермонт, США.

Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГе автор задумал и
стал писать весной 1958 года. Объем ее представлялся меньшим, чем сейчас, но
уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии,
судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские
годы. Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так
как  материала — событий, случаев, лиц — на основе лишь личного опыта автора и
его друзей явно недоставало.

В 1962 году был напечатан «Один день Ивана Денисовича».
Герой рассказа — Иван Денисович Шухов — необыкновенный человек. Все умеющий,
крепкий правилами и цепкий умом, Шухов выживает в отвратительном лагерном быту
благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. Иван Денисович —
крестьянин, его мечта — простой и мирный, любимый или крестьянский труд. Если в
лагере в совокупности со всеми тамошними трудностями всех «добивает
работа и одиночество», то Шухову, напротив, удается спастись именно работой,
любой работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим ему
крестьянским долготерпением. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в
обществе придурков и шакалов, «шестерок и блатарей», которые исповедуют
лагерный закон «подохни ты сегодня, а я — завтра», нелегко сохранить душу и
человеческое тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение к
окружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом,
между подлостью и преданностью, и вообще перестают быть людьми. Но у Ивана Денисовича
было свое верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа
— работа.

А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. «Она стоит на
бугре, а за ней зона кончается». Откуда это радостное, упоенное строительство
ТЭЦ? То ли в том, что работа здесь превращается во
внутреннее, хотя бы временное, освобождение — «за ней зона кончается…», то ли
в том, что герою рассказа предстоит пережить иллюзию освобождения (зона
кончается за ней!). И когда зэки входили в азарт работы, у Шухова «как вымело
все из головы» так, что он «не о чем не вспоминал, не заботился, а только
думал» как ладно дело закончить. Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и
когда «мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и
запоминает, где прошел нижний шов…», кажется, что строит он стену свою, за
которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его души. Страна с
тоталитарным режимом все делала посредством революционного насилия, чтобы
поработить свой народ с помощью колючей проволоки. В ход пускались и более
изощренные и надежные методы, например, с помощью группового взаимного
порабощения людей заставляли ненавидеть друг друга, шпионить: «на то придумана
бригада… такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг
друга». Но человеческий дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на
все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и
превратить человека в бесстрастный и послушный «винтик». Но Иван Денисович
сумел сократить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение.
Такое чувство остается по прочтении рассказа «Один день Ивана Денисовича».

Тяжела и жестока была жизнь советских зэков, но, возвращаясь
к лагерной теме в «Архипелаге ГУЛАГе», А. И. Солженицын не преследует цели
воссоздать быт и порядки сталинских лагерей, его цель — подробная картина
механизма самопревращения революционной власти во власть тюремную, внешней
военной победы — во внутреннее поражение.

После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» автор
был захлестнут письмами бывших заключенных с предложениями встретиться,
рассказать. В течение 1963 и 1964 годов, и через эти письма, и путем многих
встреч, был почерпнут обильный материал 227 свидетелей. Их показания автор располагал
по своему прежнему, теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года
был составлен окончательный план произведения — в 7-ми частях и все новые
пополняющие материалы ложились в эту конструкцию. В августе 1973 года при
трагических обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант «Архипелага»
попал в руки госбезопасности — и это подтолкнуло немедленную публикацию книги
на Западе, а вскоре автор был выслан из СССР.

«Свои одиннадцать лет, проведенные там, усвоив не как
позор, не как проклятый сон, но, почти полюбив тот уродливый мир, а теперь еще,
по счастливому обороту, став доверенным многих поздних рассказов и писем, —
может быть сумею я донести что-нибудь из косточек и мяса? — еще впрочем, живого
мяса, еще впрочем, живого тритона».

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий