Тема Судьбы в романах Пушкина

Дата: 12.03.2014

		

Капитанская
дочка

История
проходит через

Дом человека,
через его частную
жизнь.

Ю.М.Лотман

Восстание
дворян на Сенатской
площади в
С.-Петербурге.

14 декабря
1825. Это событие
стало наивысшим
моментом
декабристского
движения и
началом его
конца. После
разгрома восстания,
А.С.Пушкин
предпринимает
попытки переосмыслить
происходящие
события и их
роль в судьбе
дворян, среди
которых были
его друзья. В
30 годах XIX
века Пушкин
наиболее часто
обращается
к теме восстаний
и задумывается
об их влиянии
на судьбы не
человечества
вообще, а отдельно
взятой личности.
Этому способствовали
ряд произошедших
в те годы событий:
французская
революция 1830
года, холерные
бунты в России,
восстания
военных поселений
в Новгороде
и Старой Руси.

И именно в
это время судьба
как бы подсказала
Пушкину неожиданный
сюжет, который,
казалось, помогал
решению проблемы,
так остро
поставленной
восстанием,
потерпевшим
поражение. 17
февраля 1832 года
Пушкину доставили
подарок Николая
I
«книгу» — многотомное
«Полное собрание
законов Российской
империи», —
присланную
в помощь его
занятиям историей
Петра I.
В двадцатом
томе поэт обнаружил
множество
материалов,
связанных с
восстанием
Пугачева: манифесты
Екатерины II,
ее именные
указы, «наставления»,
а также сенатские
указы, заполненные
материалами
судебных
разбирательств
дел пленных
мятежников
– Пугачева и
его товарищей.
Среди этих
официальных
документов
особое внимание
Пушкина привлекла
«Сентенция
1775 года января
10. О наказании
смертною казнею
изменника,
бунтовщика
и самозванца
Пугачева и его
сообщников.
С присоединением
объявления
прощаемом
преступником».1

В «Сентенции»
довольно подробно
рассказывалось
о ходе восстания
и его участниках.
Там-то и обнаружил
Пушкин неожиданное
и взволновавшее
его сообщение
о дворянине,
перешедшем
на сторону
Пугачева.

Мысль, интересовавшая
Пушкина, была
подтверждена
историческим
фактором –
дворянин из
«хорошего»,
то есть родового
дворянства
перешел на
сторону Пугачева
и участвовал
в народном
восстании.
Тогда-то и возник
замысел исторического
произведения
(повести? романа?)
о дворянине
– пугачевце.

Первый план
не стал основой
задуманного
произведения
– явно не доставало
фактического
материала.
Пушкин вновь
вернулся к
замыслу о дворянине
– пугачевце
и в 1833 году составил
новый план.

В первых
числах февраля
1833 года Пушкин
обращается
с просьбой к
военному министру
А.И.Чернышеву
разрешить ему
познакомиться
в архивах военного
министерства
с документами
второй половины
XVIII
века. Первые
материалы из
канцелярии
Чернышева
Пушкин получил
в конце февраля.
Изучение их
позволило
внести существенные
изменения в
замысел романа
о дворянине
пугачевце.

К 22 мая он уже
закончил ее
черновой вариант.
В июле Пушкин
попросил разрешение
выехать в Казанскую
и Оренбургскую
губернии, мотивируя
свою просьбу
желанием ознакомиться
с местами, которые
должны быть
описаны в
подготавливаемом
им романе. 7 августа
поездка была
разрешена, И
Пушкин получил
четырехмесячный
отпуск. 18 августа
он выехал в
Петербург. 1
октября, после
посещения
Казанской и
Оренбургской
губернии, Пушкин
прибыл в Болдино,
где и завершил
свою работу
над «Историей
Пугачева».

Но и после
этого Пушкин
не приступил
к написанию
романа. Только
через год, в
октябре-ноябре
1834 года, или даже
1834-1835 годах, Пушкин
записывает
новый план
романа.

В этом плане
совершенно
снята проблема
перехода
дворянина-офицера
на сторону
Пугачева. За
ним сохранилась
лишь функция
свидетеля.
Некоторые из
названных в
плане событий
уже довольно
близки к «Капитанской
дочке».

Композиция
романа построена
исключительно
симметрично.
Сначала Маша
оказывается
в беде: суровые
законы крестьянской
революции губят
ее семью и угрожают
ее счастью.
Гринев отправляется
к крестьянскому
царю и спасает
свою невесту.
Затем Гринев
оказывается
в беде, причина
которой на сей
раз кроется
в законах дворянской
государственности.
Маша отправляется
к дворянской
царице и спасает
жизнь жениха.
Но интересна
во всем этом
роль случая,
судьбы!

C того
времени как
Гринев попадает
на службу в
Оренбург, жизнь
провинциального
дворянина
смыкается с
потоком общероссийской
истории и
превращается
в великолепный
набор случайностей
и зеркально
повторяющихся
эпизодов, которые
заставляют
вспомнить как
о поэтике В.
Скота, так и о
законах построения
русской волшебной
сказки. В открытом
поле Гриневскую
кибитку случайно
застигает
снежный буран;
случайно на
нее натыкается
чернобородый
казак, который
выводит заблудившихся
путников к
жилью. Случайно
проводник
оказывается
будущим Пугачевым.
Столь же случайно
сцепление всех
последующих
встреч Гринева
и поворотов
его судьбы.

Попав в Белгородскую
крепость в 40
верстах от
Оренбурга, он
влюбляется
в дочь капитана
Ивана Кузьмича
Миронева, 18-летнюю
Машу и дерется
из-за нее на
дуэли с поручиком
Швабриным;
ранен; в письме
к родителям
просит благословения
на брак с бесприданницей;
получив строгий
отказ, прибывает
в отчаянии.
(Естественно,
Маша, в конце
концов, поселится
у родителей
Гринева, а Швабрин
перейдя на
сторону Пугачева,
сыграет в судьбе
героя злого
гения).

Пугачев,
захватив крепость,
случайно узнает
Савельевича,
вспоминает
заячий тулупчик
и полтину на
водку, после
бурана пожертвованные
ему Петрушей
от чистого
сердца и милует
барчука за
минуту до смерти.
(Зеркальное
повторение
эпизода с
тулупчиком),
мало того отпускает
на все четыре
стороны.

Отправившись
в Оренбург,
дабы поторопить
освобождение
белгородской
крепости, Гринев
случайно узнает,
что Маша, спрятанная
белгородской
попадьей, теперь
в руках предателя
Швабрина. Петр
Андреевич
пытается уговорить
генерала выделить
ему полсотни
солдат и отдать
приказ об
освобождении
крепости. Получив
отказ, он самостоятельно
отправляется
в пугачевское
логово. Попадает
в засаду и случайно
остается жив.

Причем Гринев
случайно оказывается
в руках Пугачева
именно в тот
момент, когда
тот прибывает
в хорошем
расположении
духа, так что
кровожадному
капралу Белогородову
не удается
«попытать»
дворянина.

Пугачев тронут
рассказом о
девушке насильно
удерживаемой
Швабриным;
отправляется
вместе с героем
в Белогородскую
крепость, и
даже узнав, что
Маша-дворянка,
невеста Гринева,
не меняет своего
милостивого
решения. Больше
того, полушутливо
предлагает
поженить и
готов принять
на себя обязанности
посаженного
отца (так случайно
сбывается сон
Гринева, который
привиделся
ему сразу после
бурана).

Отпущенные
Пугачевым,
Гринев, Маша,
Савельевич
попадают в
засаду правительственных
войск (сюжетная
вариация на
тему эпизода
с пугачевцами);
случайно командиром
отряда оказывается
Зурин, которому
Гринев еще по
пути к месту
службы до бурана,
проиграл сто
рублей « на
бильярде».
Отправив Машу
в отцовское
имение, Петруша
остается в
отряде после
взятия Татищевой
крепости и
подавления
бунта он арестован
по доносу Швабрина
и не может отвести
от себя обвинение,
поскольку не
желает вмешивать
в судебное
разбирательство
Машу. Но та
отправляется
в Петербург,
случайно сталкивается
с царицей на
прогулке в
Царском селе;
случайно не
узнает царицу
и простодушно
рассказывает
обо всем. Екатерина
случайно помнит
о геройской
гибели капитана
Миронова. Случайно
Гринев присутствует
на казни Пугачева.
Случайно эти
записки попадают
в руки «издателя»,
под маской
которой скрывается
сам Пушкин.

Тема судьбы
прослеживается,
как мне кажется,
следующим
образом:

— во-первых,
стечение случайных
обстоятельств
в жизни героев

— во-вторых,
судьба представлена,
как некая стихия,
природная или
историческая,
здесь эту роль
природной
судьбы выполняет
метель.

Метель (метель)-
смятение, мятеж,
смута; волнения
переживания,
испуг, страх.

Эта самая
метель у Пушкина
– прозаика — и
станет судьбоносной
для Петра Гринева.
Это та самая
метель, которая
показывает
читателю, что
в данный момент
мир находится
в состоянии
метели, ясно
одно: заблудившемуся
путнику не
миновать беды.
Что или кто там
виднеется в
дали? Божий
храм, как в повести
«Метель»? Нет
… «волк или
человек», «пень
или волк».

Пушкинский
мотив в метели
как литературная
традиция появляется
«в произведениях
писателей XIX,
XX
веков. (Блок
«Двенадцать»,
Булгаков «Белая
гвардия», Пастернак
«Доктор Живаго»).

Сил нам нет
кружиться доле;

Колокольчик
вдруг умолк;

Кони стали…
«Что там в поле?»

«Кто не знает?
Пень иль волк?».

Пушкин
«Бесы» 1

— в-третьих,
немало важна
роль вещего
сна- предсказателя
судьбы.

Сон Петра
Гринева (глава
Вожатый)- вещий,
пророческий
сон весь трагизм
дальнейших
событий. «Мужик
с черной бородой»
размахивающий
топором,- предвестник
кровавых расправ
Пугачева, и тот
же мужик, ласково
зовущий под
свое благословение,-
быть может,
добрый знак
для самого
Гринева.

Пугачев сыграл
спасительную
роль в судьбе
Гринева, проявляя
«государеву»
милость так
же, как Екатерина
II
проявила милость
к его дальнейшей
судьбе. Пугачев
тоже вовлечен
в тот круг добра,
о котором постоянно
напоминает
автор романа.

Светлая вера
Пушкина в добродетель
человека
способствовала
тому, что Пугачев
в романе показан
противоречиво,
несколько
идеализированно.
Поступки его
непредсказуемы:
добро и зло,
злодеяние и
милость. Мы
можем себе
задать вопрос!
«Почему, жестоко
расправившись
с комендантом
крепости, его
женой, со всеми,
кто не присягнул
«государю»,
Пугачев проявляет
явную благосклонность
к Гриневу?».

Мятежника
в офицере поразила
смелость, верность
дому, его страстное
желание защитить
возлюбленную,
пусть даже
ценой собственной
смерти, его
подверженность
сердечному
влечению, а не
рассудку — все
те качества,
которых не было
у самого Пугачева.

Из метели
появится Пугачев,
мятежный характер
раскрыт в романе:
метель положила
определенную
трагическую
предрешимость
судьбы.

Таким образом,
судьба Гринева
соотнесена
с изображаемыми
историческими
событиями:
подавление
пугачевского
бунта в России.
Характер героя
дается через
призму восприятия
или фигуры
Пугачева от
их первой встречи
в дороге во
время бурана
и до последнего
кивка головой
Гриневу с Лобного
места на красной
площади.

Пугачев играет
в судьбе Гринева
и его любимой
Маши Мироновой
огромную роль,
не однажды
спасая обоих
от смерти.
Великодушное
отношение
Пугачева к
Гриневу не
может не расположить
доброго и отзывчивого
молодого человека.
«Ты мой благодетель»-
говорит Гринев
в минуту эмоционального
порыва. Но в
основе отношения
Петра Гринева
к Пугачеву
лежит не благодарность,
а бескорыстная
искренняя
симпатия (впрочем,
взаимная). И
Гренев, классический
враг Пугачева,
не может не
признать его
обаяние: «Зачем
не сказать
истины? В эту
минуту сильное
сочувствие
влекло меня
к нему».1

Пушкин видит
роковую неизбежность
борьбы, понимает
историческую
обоснованность
крестьянского
восстания,
отказывается
видеть в его
руководителях
«злодеев». Но
он не видит
пути, который
от идей и действий
любого из борющихся
лагерей вел
бы к тому обществу
человечности,
братства и
вдохновения,
туманные контуры
которого возникли
в его сознании.

В «Капитанской
дочке» Пугачев
наделен достаточной
властью, чтобы
самостоятельно
и вопреки своим
сподвижникам
спасти и Гринева
и Машу Миронову.
Пушкин начинает
ценить в историческом
деятеле способность
проявить человеческую
самостоятельность,
не раствориться
в поддерживающей
его государственной
бюрократии,
законах, политической
игре. Прямое,
без последующих
звеньев, обращение
Маши к Екатерине
II,
доступность
и человечность,
который не
ставить между
жизнью и собой
мертвой фикции
закона, независимость
Пугачева от
мнения своих
«пьяниц», которые
«не пощадили
бы бедную девушку»,
обеспечивают
счастливые
развязки человеческих
судеб.

«Гринев — не
рупор идей
Пушкина. Он
русский дворянин,
человек XVII
века, с печатью
своей эпохи
на челе. Но в
нем есть нечто,
что привлекает
к нему симпатию
автора и читателей:
он не укладывается
в рамки дворянской
этики своего
времени, для
этого он слишком
человечен. Ни
в одном из
современных
ему лагерей
он не растворяется
полностью. В
нем видны черты
более высокой,
более гуманной
человеческой
организации,
выходящей за
пределы его
времени»1.
Отсвет пушкинской
мечты о подлинно
человеческих
общественных
отношениях
падает на Гринева.
В этом глубокое
отличие Гринева
от Швабрина,
который без
остатка умещается
в игре социальных
сил своего
времени. Гринев
у пугачевцев
на подозрении
как дворянин
и заступник
за дочь врага,
у правительства
– как друг Пугачева.
Он не «пришелся»
ни к одному
лагерю. Швабрин
— к обоим: дворянин
со всеми дворянскими
предрассудками
(дуэль), с чисто
сословным
презрением
к достоинству
другого человека,
он становится
слугой Пугачева.
Швабрин морально
ниже, чем рядовой
дворянин Зурин,
который, воспитанный
в кругу сословных
представлений,
не чувствует
их бесчеловечность,
но служит тому,
в справедливость
чего верить.
Для Пушкина
в «Капитанской
дочке» правильный
путь состоит
не в том, чтобы
подняться над
«жестоким
веком», а сохранить
в себе гуманность,
человеческое
достоинство
и уважение к
жизни других
людей.

Таким образом,
в романе «Капитанская
дочь» Пушкин
показывает
как бы стихия,
случайность,
сон, не вмешивались
в судьбу — человек
сам творец
своей судьбы.

1Макагоренко
– Пушкин – Москва
1995 c.15

1
Пушкин собрание
сочинения.
Москва – 1949 c.560

1
Пушкин собрание
сочинения.
Москва — 1949.c.569

1
Макагоренко
– Пушкин в школе
1995 г. Москва.c.

Заключение

В реферате
на примерах
четырех разножанровых
произведений
мы видим абсолютно
разную роль
судьбы.

В первом
произведении
роль судьбы
наказующая,
ее играет петушок.

Во втором
судьба-рок, от
нее нельзя
уйти.

В третьем
роль судьбы
играет метель,
которая против
воли героев.

И в четвертом
судьба-стихия-история.

Все определения
слова судьбы
были использованы
Александром
Сергеевичем.

Таким образом,
в разножанровых
произведениях
проследив
проблему роли
судьбы в жизни
отдельного
человека,
государства,
общества, я еще
раз прихожу
к выводу о
гениальности
великого русского
писателя. Его
литературное
наследие – это
целое «философское
учение», послание
мудреца, пророка
нам ныне живущим,
тем, кто жил
раньше, и тем,
кто будет жить
в XXI
веке. В связи
с этим в заключение
хотелось бы,
привести слова
из эссе Сергея
Залыгина:

«…» Он (Пушкин)
– это самое
светлое и разумное
среди всего
того, что обязано
людям бессмертие,
и не он, а мы
виноваты в том,
что столь
безрассудно,
столь варварски
к этому обещанию
отнеслись, вот
и знаем сегодня
– а будет ли у
нас завтра? Он,
знал, мы – не
знаем.

Мы виноваты
перед ним, а не
только «они»
— его современники.
Мы!

«…» Пушкин
даже гибелью
своей высказал
нам истину, а
мы?

Поняли его?
Услышали? Вняли?
И не запоздаем
его понять?

Золотой
петушок.

Сказки — это
детский жанр,
но особенность
сказок Пушкина,
в том что они
имеют глубокий
философский
смысл. И возвращаясь
к сказкам снова
и снова, мы открываем
новые философские
грани.

Все сказки
Пушкина, так
или иначе касаются
темы судьбы.
Герои сказок
искушают свою
судьбу: невежественная
старуха пытается
стать «владычицей
морской», но
жадность возвращает
ее к «разбитому
корыту». Злая
мачеха пытается
избавиться
от доброй царевны
и в итоге «лопается
от злости».
Злые завистники
попытаются
разлучить царя
Салтана с сыном
Гвидоном, но
тяжелая судьба
еще больше
закаляет Гвидона,
и в конце концов
воссоединит
отца с сыном.
Но наиболее
яркой сказкой
о превратностях
судьбы является
сказка о «Золотом
петушке».

Сказку о
«Золотом петушке»
можно отнести
к жанру волшебных
сказок. Она
создана в 1834 году
во время пребывания
А.С.Пушкина в
Болдино. С 1824 по
1834 «фольклорные»
опыты Пушкина
развиваются
как два самостоятельных
течения: с
литературной
и фольклорной
стилевой основой.
Представляется
необходимым
отметить, что
Пушкин любил
фольклорные
сказки с детства,
слушая рассказы
няни.

В основе
сюжета сказки
о «Золотом
петушке» поучительное
повествование
о царе Дадоне,
который в молодости
наделал много
грехов.

« Смолоду
был грозен он

И соседям
то и дело

Наносил обиды
смело»1

И теперь на
старости лет
ему пришлось
расплачиваться.
Но Дадон пытается
избежать своей
участи и обращается
за помощью к
мудрецу-звездочету.
Тот соглашается
помочь Дадону,
дав ему золотого
петушка, но
берет с царя
обещание исполнить
любую просьбу.

Некоторое
время Дадон
«царствовал
лежа на боку»2

И соседи
присмирели

Воевать уже
не смели.

Но однажды
страшный шум
разбудил царя.
Золотой петушок
предвещал с
востока беду.
Государь принимает
решение отправить
туда войско,
возглавляемое
старшим сыном.
Время идет,
вестей нет, а
петушок опять
устраивает
переполох,
Дадону ничего
не остается,
как отправить
на восток младшего
сына. Как и в
русских народных
сказках, автор
использует
магическое
число «3» и петушок
в третий раз
«волнуется
на спице». Судьба
заставляет
Дадона отправиться
в путь. Царь
жестоко наказан
за свое прошлое
смертью своих
сыновей.

…Что за страшная
картина!

Перед ним
его два сына,

Без Шлемов
и без лат,

Оба мертвые
лежат,

Меч вонзивши
друг во друга.

Но скорбь
его по сыновьям
не была долгой,
как только он
увидел Шамаханскую
царицу.

Околдован,
восхищен,

Пировал у
ней Дадон.

Введя эту
сцену Пушкин
хотел подчеркнуть,
что Дадон не
только плохой
отец, но и равнодушный,
безжалостный
человек.

Не придав
тела земле,
переступив
через смерть,
Дадон думает
только о себе.
В этой сцене
мы сталкиваемся
с таким понятием,
как кощунство.

Дадон стар,
а рядом с ним
молодая царица,
подарившая
ему вторую
молодость, Царь
забывает о
данном мудрецу
слове.

Удивительно
правдоподобно
распоряжается
судьба, когда
у нее чего-то
просишь, она
обязательно
возьмет себе
что-то взамен.
Дадон на старости
лет просил
покоя, но взамен
отказался
отдать то, что
ему не принадлежит.
В этом проявляется
его неблагодарность.
Пушкин как бы
говорить: или
спокойная
старость, или
беспокойная
молодость,
всего сразу
быть не может.
Нарушив незыблемое
царское слово,
отказав мудрецу,
оставив себе
Шамаханскую
царицу (символ
молодости),
Дадон наказан.

… Петушок
спорхнул со
спицы;

К колеснице
полетел

И царю на
темя сел,

Встрепенулся,
клюнул в темя

И взвелся…
и в тоже время

С колесницы
пал Дадон.

Таким образом,
читая сказку
Пушкина, мы
понимаем их
глубокий философский
смысл, который
заключается
в том, что нельзя
играть с судьбой.

Эта сказка
заканчивает
цикл сказок
А.С.Пушкина, и
поэтому в ней
звучат пророческие
строки:

Сказка ложь,
да в ней намек!

Добрым молодцам
урок.

Жизненный
урок дает Александр
Сергеевич
Пушкин. Обращаясь
к жанру сказок,
он учитывает
их жанровую
особенность-поучительность,
и то, что сказка
«кладесь народной
мудрости», и
то, что этот
жанр доступен
и взрослым, и
детям.

1
Пушкин избранные
сочинения
1949- Москва с.367

2
Пушкин избранные
сочинения
1949-Мосва с.369

Оглавление:

    Введение

    «Тема судьбы
    в произведениях
    А.С.Пушкина»

Глава I
«Золотой петушок»

Глава II
«Вещий Олег»

Глава III
«Метель»

Глава IV
«Капитанская
дочка»

    Заключение

    Приложение

    Список литературы

Литература

    А.С.Пушкин
    «Избранные
    сочинения»
    — 1949г. Москва.

    В.
    Коровин «Лелеющие
    душу гуманность»
    — 1982г. Москва.

    Г.Макагоренко
    «А.С.Пушкин»
    — 1985г. Москва.

    Ю.М.Лотман
    «Пушкин» — 1999г.
    Санкт-Петербург.

    Б.Сушков
    «Прав судьбы
    закон» — «В мире
    литературы»
    — 1989г. Москва

    А.Г.Кутузов
    – «В мире литературы»
    — 1999г. Москва.

«Метель»

Повесть
«Метель» входит
в цикл повестей,
автором которых
Пушкин указывает
некого Белкина.
Таинственность
и случайность
составляют
атмосферу этой
пушкинской
повести. Все
здесь необычно
и загадочно,
хотя повествуется
у самой, что ни
на есть прозаической
жизни. Тайна
сохраняется
до последней
страниц повести,
до последних
ее слов. В неведении
и непосредственные
участники
истории – жених,
невеста, неожиданно
обвенчана и
ставшая замужней,
«женатый жених»,
родители. В
прозу деревенско-поместной
действительности
вторгся случай,
но он же, как в
последствии
оказалось, все
разрешил ко
всеобщему
удовольствию.

Итак, «жил
в своем поместье
Ненарадове
добрый Гаврила
Гаврилович
Р***». Были у него
жена и дочь,
семнадцатилетняя
Марья Гавриловна,
«стройная,
бледная» девица,
считавшаяся
богатой невестой.
По соседству
жил бедный
армейский
прапорщик
Владимер.
Естественно,
они были друг
в друга влюблены.
Тут все складывается
так, как обычно
в романтических
повестях, а
часто и в тогдашней
жизни. И дальше
все идет обычным
порядком: родители
оказались
жестокими и
«запретили
дочери о нем
и думать», затем
следует рассказ
о непременной
переписке, о
свиданиях, о
клятвах в вечной
любви, о сетованиях
на судьбу и о
различных
предположениях.
«Переписываясь
и разговаривая
таким образом,
они (что весьма
естественно)
дошли до следующего
рассуждения:
если мы друг
без друга дышать
не можем, а воле
жестоких родителей
препятствуют
нашему благополучию,
то нельзя ли
нам будет обойтись
без нее?» И так,
план действий
не без колебаний
и надежд избран.
Повествование
о влюбленных
развертывается
в рамках строгой
и сухой логики.
Кажущаяся
логичность
поведения
влюбленных
все время
подвергается
сомнению, скрывающему
книжность,
игрушечность
ситуаций, намерений
и самих персонажей.
Любовные волнения
предстают в
двух противоречащих
друг другу
ракурсах: влюбленные
относятся к
своим чувствам
серьезно, как
и их родители
(иначе зачем
им негодовать
на «взаимную
склонность»),
но и рассказчик
подчеркивает
как раз незрелость
чувств.1

Марью Гавриловну
не оставляют
мечты о тайном
венчании и
родительском
прощении. Она
и Владимир
надеются «бросится
потом к ногам
родителей».
Но дальше в
судьбу влюбленных
вмешивается
метель. «На
дворе была
метель; ветер
выл, ставни
тряслись и
стучали; все
казалось ей
угрозой и печальным
предзнаменованием»,
«Метель не
утихала; ветер
дул навстречу,
как будто силясь
остановить
молодую
преступницу».2Родители
и природа
оказывается,
словно в заговоре
против обручения
Марьи Гавриловны
с Владимиром.

Та же метель
уклоняет и
Владимира от
правильной
дороги. Против
Владимира, как
и Марьи Гавриловны,
словно восстает
сама матушка-природа:
началось
бессмысленное
блуждание.
Строгий план
обернулся
хаосом. Случай
взял верх. Метель
отодвинула
от Владимира
Жадрино не на
пять, а на десять
верст, и время
приблизилось
к рассвету.
Наконец Владимир
добрался до
церкви и до
двора священника.
Но Марья Гавриловна
уже была обвенчана
с другим. Случай
разрушил «разумные»
предначертания
героев. Он вмешался
в судьбу двух
юных беспомощных
влюбленных
и разъединил
их навсегда.

Владимир
геройски погибает,
Гаврила Гаврилович
через несколько
лет скончается,
так и не узнав
правды о побеге
и тайном венчании.
Марья Гавриловна
станет «наследницей
всего имения».
И вокруг богатой
невесты закрутятся
женихи. Ее
по-прежнему
не оставляет
романтические
воспоминания.
И теперь они
осеняют все,
что хранит
память о Владимире:
«она берегла
все, что могло
его напомнить:
книги им некогда
прочитанные,
его рисунки,
ноты и стихи,
им переписанные
для нее». Книжный
романтизм,
условность,
навеянная
литературой,
становится
формой переживаний:
«Память его
казалась священной
для Маши», «несколько
месяцев уже
спустя, нашед
имя его в списке
отличившихся
и тяжело раненных
под Бородином,
она упала в
обморок, и боялись,
чтоб горячка
ее не возвратилась.
Однако, слава
богу, обморок
не имел последствия».1

Но душа Марьи
Гавриловны
не умерла, и
героиня жаждет
счастья, как
бы ни дорога
была ей любовь
Владимира и
воспоминаний
о нем, как бы
ни сдерживала
она чувства
обетом верности.
Весь тон повествования
проникнут
предчувствием
близких перемен,
касаемых участи
героини. Но вот
«в ее замке»
явился «раненый
гусарский
полковник
Бурмин, с Георгием
в петлице и с
интересной
бледностью…».
Бурмин – рыцарь.
Он посещает
замок своей
печальной дамы.
Именно такого
героя и ждала
героиня. Он был
в меру умен,
опытен, прост
и свободен в
обращении.
Герои тянутся
друг к другу.
И более всего
их связывает
тайна. Потрясенная
случившимся,
гибелью Владимира,
перенесшая
болезнь, героиня
повзрослела
и, хотя по-прежнему
живет романтическими
представлениями,
уже не может
не поверять
рассудком ни
своего чувства,
ни отношения
к Бурмину.

Исчез безоглядный
свободный порыв
чувства, но
Марья Гавриловна
приобрела
взамен умение
владеть собой.
За ним таится
нечто новое.
За хитростью
скрыта жажда
счастья, полнота
чувств, испытываемых
юной душой и
овладевшей
ею. Влюбленность
перерастает
в любовь. Героиня
полюбила Бурмина.
И женское сердце
Марьи Гавриловны
подсказывает
ей (как и опытному
Бурмину), что
они созданы
друг для друга.

Однако ирония
Пушкина не
исчезает. Итог
пространного
объяснения
Бурмина прост:
«Я женат!». Настает
ненужное объяснение.
Бурмин-гусар
говорит о «преступной
проказе», о
жестокой шутке
и жестоком
отмщении. В
молодости
Бурмина отличали
ветреность,
лихачество,
гусарская
удаль. Его ветреность
чуть не стала
непреодолимым
препятствием
к счастью героев.
Оказывается,
он тайно обвенчан
с незнакомкой.
Ею оказалась
Марья Гавриловна.
Спадает покров
еще с одной
тайны, преподнесенной
жизнью. Незнаемая
Бурминым жена
– рядом.

Перед началом
рассказа Бурмина
Марья Гавриловна
воскликнула:
«Как это странно!».
Однако странно
ли?

На первый
взгляд – да,
странно. Но
только на первый.
Своевременная
метель, удачный
случай. Но случай
ли только? Все,
казалось бы,
подвержено
в повести
случайности:
метель разъединяет
влюбленных
и соединяет
супругов. Случайно
заблудился
Владимир, случайно
очутился в
незнакомой
стороне Бурмин.
Случайно обвенчалась
Марья Гавриловна
с заезжим гусаром
и столь же случайно
не стала женой
Владимира.
Случайно опоздал
Владимир и
случайно подшутил
над провинциалкой
гусар Бурмин.
Не слишком ли
много случайностей?
Из-за досадного
и нелепого
случая из жизни
Марьи Гавриловны
уходит Владимир
и случайно
входит в ее
судьбу Бурмин.
Какое-то господство
случайностей
в повести! Их
так много, что
невольно приходишь
к мысли, что
через случайность
просвечивает
закономерность
и неизбежность.
Странное происшествие
оправдывается
характерами
героев. Владимир
неопытен, не
в меру самодеян
и опьянен пылким
воображением.
Марья Гавриловна
живет книжными
представлениями,
к тому же, отважившись
на отчаянный
шаг, она слишком
потрясена.
Бурмин в ту
пору – легкомысленный,
беспечный,
«ужасный повеса»,
не задумывающийся
над содеянным.
Нечаянная
встреча Марьи
Гавриловны
и Бурмина предстает
случайным
стечением
обстоятельств.
Случай становится
выражением
объективных
законов жизни.
И в ней обнаруживается
более глубокая
правда. Бедному
ли армейскому
офицеру Владимиру,
которого родители
Марьи Гавриловны
«принимали
хуже, нежели
отставного
заседателя»,
пристало жениться
на богатой
наследнице
Марьи Гавриловны?
Нет. Гораздо
естественнее,
если законным
браком соединятся
гусарский
полковник
Бурмин и состоятельная
барышня. Такова
правда действительности.
И она пробивает
себе дорогу,
разъединяя
и соединяя
судьбы людей
даже помимо
их личных воль.
Она исправляет
ребяческие
мечтания героев
и все устраивает
на свой настоящий
лад. И в том, что
Марья Гавриловна
и Бурмин встретились
и полюбили друг
друга, торжествует
не произвол,
а радостная
улыбка жизни.
Когда-то Марья
Гавриловна
вскрикнула:
«Ай, не он! не
он!» Она ошиблась:
это был «он».
Так и произошло.
Любовь героини
и Бурмина оказалась
возможной,
потому что для
нее нет непреодолимых
препятствий.

Случай в
«Метели» равен
закономерности.
Это только с
виду он случай,
а приглядевшись
к нему, сразу
распознаешь
в нем неизбежность,
которая вторгается
в самые интимные
непредсказуемые
отношения
людей. Конечно,
Марья Гавриловна
и Бурмин чувствуют
взаимное влечение.
Но разве не
было его у героини
и Владимира?
Одноко метель
разлучила
романтических
влюбленных,
и благодаря
ей вступила
в законный брак
Марья Гавриловна
и Бурмин. Любовь
же пришла к ним
позже. И пришла
потому, что оба
– и Марья Гавриловна
и Бурмин, — какие
бы литературные
они не играли,
не выходят за
рамки сложившегося
уклада. Владимир
идет против
быта, против
привычек среды,
он надеется
сам добиться
счастья. Но это
ему не удается.
Его забывают
ради Бурмина,
который ничего
не добывается
и к которому
счастье само
плывет в руки.
Марья Гавриловна
и Бурмин думают,
что между ними
«непреодолимая
преграда», но
на поверку ее
нет. И как бы
ни казалась
героиня похожей
на романтических
девиц, она все-таки
обыкновенная
и вполне здраво
рассуждающая
дворянская
девушка. То,
какой она хочет
представить,
совсем не совпадает
с тем, какой ее
видит и изображает
Пушкин. Но оба
героя, пройдя
путь испытаний
(Марья Гавриловна
– смерть возлюбленного,
Бурмин – войну),
приобретают
жизненно ценные
качества, становятся
зрелыми и умными.
И судьба дарит
им счастье. В
их обыкновенной
любви есть своя
прелесть. Она
не отмечается
Пушкиным. Марья
Гавриловна
и Бурмин разыграли
книжные роли,
но остались
обыкновенными
людьми. В их
вполне прозаическое
бытие вошла
своя поэзия,
которой столь
богата и на
которую столь
щедра живая
жизнь.

Мудрая метель
в повести Пушкина,
всезнающей
судьбы. Роль
Метели в повести
Пушкина – роль.

Песнь о вещем
Олеге.

В основе
баллады «Песнь
о вещем Олеге»
лежит запись
о походе князя
Олега в «Повести
временных лет»
Нестора. Жанр
летописи предполагает
четкую констатацию
фактов, отсутствие
авторской
оценки событий.
Пушкин же создает
эмоциональное
стихотворное
произведение,
ставя иные
задачи. Во-первых,
его интересует
неотвратимость
и неизбежность
рока, судьбы.
Именно она, по
мнению автора,
настигает
Олега, когда
он бросает ей
вызов.

Во-вторых,
Пушкин ставит
проблему
скептического
отношения к
пророкам-волхвам.
Почему же А.С.
обращается
к этой теме?
Песнь «О вещем
Олеге» была
написана в 1822
году. Как раз
в то время, когда
юный поэт находится
в южной ссылке
(1820-1824 гг.), поводом,
для которой
послужили
вольнолюбивые
стихи и политические
эпиграммы,
распространявшиеся
в рукописных
вариантах. В
этот период
Пушкин испытывает
дружеское
участие Раевского
Владимира
Федоровича.
Присутствует
на заседаниях
Союза Благоденствия.
Знакомится
с Пестелем,
будущим главой
декабристов,
руководителем
южного тайного
общества.

Но еще в Петербурге,
до ссылки на
юг, по мнению
пушкиноведов,
Пушкин вел
разгульный
образ жизни
молодого повесы
и попал к цыганке,
которая предсказала
Александру
Сергеевичу
дальнюю дорогу.
Таких перемен
тогда ничего
не предвещало.
Но вскоре судьба
поэта резко
изменилась.
Ему предстояло
отбыть в ссылку
на юг, и это лучшее
из того, чем
могла закончиться
история влечения
вольнолюбивой
лирикой.

Итак, обратимся
к тексту «Песни
о вещем Олеге».

В старых
русских летописях
упоминается,
что в Киеве
правил Олег.
Он совершил
удачные походы
на Царьград,
в сторону Каспийского
моря, освободив
землю от набегов
хазар, а для
русских купцов
заключил с
Византией
выгодный торговый
договор. О князе
Олеге было
сложено много
песен, легенд
и приданий.
Народ воспевал
его мудрость,
умение предсказывать
будущее, его
талант великолепного
военноначальника,
умного, бесстрашного
и находчивого.
Например, когда
греки перекрыли
цепями Босфорский
пролив, Олег
поставил ладьи
на колеса и
привел войско
к Царьграду.

С дружиной
своей, в цареградской
броне;

Князь по полю
едет на верном
коне.1

Пушкин рассказывает
о нем, как о былинном
богатыре. Князь
много совершал
походов, но
судьба берегла
его.

Мы понимаем,
что навряд ли
автора интересовала
не столько
судьба князя,
а четко видим,
что на первый
план выходит
тема неотвратимости
судьбы.

Пушкин иронично
называет Олега
«вещим»:

Как ныне
сбирается вещий
Олег

Отмстить
неразумным
хазарам…

Пирует с
дружиной вещий
Олег

При звоне
веселом стакане…2

Затем Пушкин
называет через
волхвов «могучим»:

Волхвы не
боятся могучих
владык…

Могучий Олег
головою поник

И думает: «Что
же гаданье?»

Олег не смог
противостоять
воле судьбы,
поэтому эпитет
из уст кудесника
звучит так
иронично:

Запомни же
ныне ты слово
мое:

Воителю слава
– отрада;

Победой
прославлено
имя твое;

Твой щит на
вратах Цареграда;

И волны и суша
покорны тебе;

Завидует
недруг столь
дивной судьбе.

Но примешь
ты смерть от
коня своего.

Олег был
наказан, за то
что упрекнул
волхва и не
поверил ему:

… Кудесник,
ты лживый, безумный
старик!

Презреть
бы твое предсказанье!

Мой конь и
доныне носил
бы меня.

Но через много
лет, когда он
думает, что
опасность
миновала – конь
мертв, — судьба
настигает
князя. Он трогает
череп коня:

Из мертвой
главы гробовая
змея,

Шипя, между
тем выползала.

Рассказанная
А.С.Пушкином
легенда о славном
князе Олеге,
что у каждого
своя судьба,
и как бы ты не
противился
ей, она все равно
тебя настигает,
и то, что словами
пророков нельзя
пренебречь,
потому что они
не могут вещать
по чьей-то воле,
а только по
воле небес.

1
Коровин «Лелеющая
душу гуманность».
Москва 1982 г.с.97

2
Пушкин Избранные
сочинения.
Москва 1949 г.с.354

1
Пушкин Избранные
сочинения.
Москва 1949 г.с.354

1
Пушкин Избранные
сочинения.
Москва 1949 г.c.14-15

2
Пушкин Избранные
сочинения.
Москва 1949 г.с.15-16

Министерство
образования
Российской
Федерации

Тема: «Тема
судьбы

в произведениях
А.С.Пушкина»

Выполнил:

Учащаяся
сш №46 9 «А» класса

Черепейкина
Мария

Краснодар,2004г.

Введение

«Пушкин есть
явление чрезвычайное
и, может быть,
единственное
явление русского
духа», — сказал
Гоголь. Прибавлю
от себя: и пророческое.

Ф.М.Достоевский

Федор Михайлович
прав. Пушкина
можно назвать
и пророком и
гением. Ведь
именно он определял
судьбу нашей
литературы
и национальной
культуры.

Мой реферат
«Тема судьбы
в произведениях
А.С.Пушкина»
посвященн
исследованию
роли судьбы,
рока пророчества,
вещего сна в
разножанровых
произведениях
писателя.

По толковому
словарю Ожегова,
судьба это:

    Стечение
    обстоятельств,
    не зависящих
    от воли человека,
    ход жизненных
    событий.

    Доля,
    участь.

    История
    существования
    кого-чего-нибудь.

    То
    же, что и суждено.

Знакомство
с библиографическим
материалом
об А.С.Пушкине
дало мне возможность
понять, что
судьба поэта
также была
предопределена,
и самой русской
историей, и
конечно же,
свыше,?! Появление
Пушкина это
тоже предопределенность
судьбы. В статье
«Прав судьбы
закон» Борис
Сушков писал:

«… пистолет
у Дантеса дрогнул».
По характеру
ранения Пушкина
это было видно.
Судя по всему,
Дантес не собирался
его убивать.
Он не целил ему
в грудь, как
надо было, если
б он имел намерение
убить Пушкина,
а стрелял наугад,
торопливо, мог
просто промахнуться
или ранить в
ногу, а попал
в низ живота.
И эта рана оказалась
раковой.

Пушкин же
в ответном
выстреле, даже
раненый, лежа,
превозмогая
чудовищную
боль, целился
и попал Дантесу
в грудь, пробил
ему руку, которой
тот заслонился,
и только пуговица
от мундира, о
которую ударилась
и отрикошетила
пуля, спасла
его от смерти.

Таким образом,
налицо две
случайности.
Случайность
первая направила
пулю Дантеса
не туда, куда
он хотел, — и Пушкин
был смертельно
ранен. Случайность
вторая направила
пулю Пушкина,
намеревающегося
убить противника,
в пуговицу, и
Дантес отделался
легкой раной.1

Мой реферат
состоит из:

Глава первая
в сказке А.С.Пушкина
­­«Золотой
петушок» — наказующая
роль судьбы»
— это небольшое
исследование
сказок писателя
и функционального
назначения
в них судьбы,
а также судьбоносной
роли волшебных
помощников.

Глава вторая
— неизбежность
судьбы. Судьба
– рок в балладе
А.С.Пушкина
«Песнь о вещем
Олеге» посвящена
неизбежности
судьбы и неподвластности
(княжеской)
человеческой,
воли волхвов
– посланников
небес.

Глава третья.
Образ метели
в одноименной
повести Пушкина».
В данной части
работы я пытаюсь
показать судьбу
как явление
сложившейся
в результате
стечения реальных,
а не стихийных
обстоятельств.

Глава четвертая
«Капитанская
дочка» — стихия
— история — судьба.
Эта часть работы
посвящена
осмыслению
проблемы судьбы
отдельного
человека в
исторической
судьбе государства.

Думаю, что
собранный мной
материал будет
интересен на
уроках литературы,
посвященный
творчеству
А.С.Пушкина.

1

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий