Краткая биография.
Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в
Петербурге. Его дед поматери
А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.Отец
поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета .Жена
Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годыбудущий
поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово(недалеко
от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературеи
искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными инаучными
переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовалатому
, что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блокзакончил
историко-философский факультет Петербургского университета ,ещебудучи
студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерныйэпизод
из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам картинВ.Васнецова
, он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала«Мир
божий » . «Пробежав стихи, вспоминает Блок в позднейшей автобиографии ,—
Он сказал : «Как вам не стыдно ,
молодой человек , когда в университете богзнает
что творится !» и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда этобыло
обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейшихпохвалах
» . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .Россия на рубеже XIX-XX-веков .
Жизнь быстро меняется и усложняется .Развитие
промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делаютеё
интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активнымипоисками
в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новоеискуство
, которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» . Наивный иплоский
«реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять ;«гармонические»
средства стиха XIX века в значительной мере стираются .Дерзко-
с вызовом в литературу входят новые силы: Константин
Бальмонт,Валерий
Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а ДмитрийМережковский
обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадкаи
о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест новогонаправления
в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».Десятилетием
позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому неИзвестные,
не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристальноВсматривались,
во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные иЯркие закаты того времени казались обоим
необыкновенной “эпохой зорь” иСвязывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием
чего-то нового,Необычного, глобально- значительного.
Один из этих людей – Александр Блок-
наблюдал эти закаты в Петербурге,другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под
псевдонимом “Андрей Белый”,в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии,
жили в мире Ибсена,философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов
Достоевского,поэзииТютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва.
А.Белый теоретическиОбосновывал символизм, как искусство высшего синтеза,
имеющее не толькохудожественное, но и пророческое, жизнетворческое
значение.Стихи юного А.Блока , еще нигде не
печатались, и его мать пересылала ихв Москву, своей двоюродной сестре –художнице
О.Соловьевой, в то время там бывалАндрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде
Гиппиус- известнойПетербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что
Боря Бугаев (А.Белый) отстихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в
восторге.В январе 1903 года началась их переписка,
причем оба написали одновременнотак,что письма встретились и разминулись в дороге,
чему было придано мистическоезначение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок
приехал в Москву со своеймолодой женой состоялась их личная встреча.
Белый в Москве стал главой кружка
“аргонавтов”, члены кружкапознокомившись со стихами А.Блока , приняли его к
сердцу и посчитали своим.Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал
“греметь” в группе восторженныхего приверженцев.
Писать стихи Блок стал очень рано, но как
поэт определился не сразу, егоБолее увлекала карьера драматического артиста,он принял
участие в несколькихлюбительских и полупрофессиональных
спектаклях.Лирические стихотворениясоздавались попутно, как бы для себя,как средство
самовыражения. Блок неторопился печататься, хотя стихов уже было несколько
сотен. И когда в 1903 годупоявились в печати две подборки стихотворений Блока, а
затем и первый сборник“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют.
Блок сразу выступил некак начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали
сопостовлять с Фетом.Он входит в литературные круги обеих столиц,
знакомится с Мережсковским,Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым
становится заметной фигуроймолодого в то время течения – символизма.
Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был
механическим собранием всего,что было написано поэтом к этому времени (1905год), он
тщательно составлялся иотличался единством темы и композиции,где каждое
стихотворение развивало общуюидею. Эта идея была внушена Блоку поэтической
философией В.С.Соловьева: идеяВечной
Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствиясвязывались
с началом нового века, который поэт ощущал как новое не толькокалендарно,но
и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном(чуждом
в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны нарубеже
двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.Сильное
влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложныепереживания
человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэтсложился
в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с нимпоэтические
искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-с
творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.Идиалистическая
настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебныемотивы,
сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,напевность
стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.Отталкиваясь
отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникойсимволизма,
Блок создает мистико-романтические произведения, построенные назавораживающих
недоговоренностях и неясностях, становится мастеромнеотчетливой
стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.Подобное
затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о
Таинственной,Непостижимой
Женственности и Красоте, способной преобразить мир.“Стихи о Прекрасной даме” стали основой
первой книги лирическихпроизведений Блока ,которому сам поэт
придал вид и значение лирического дневника.Одноко
эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принятатрадиционной
либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в“Стихах
о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о златеи хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно
думать,что в ранних стихах поэта нетникакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием
неблагополучия,
космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.Поэт
присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тяготфабричного
труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаютсяв
книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэтесознание
гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир делится наголодных
и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытаяполитическая
лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом всемирным…» ,однако
революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-как
личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .
В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .Заглавие
указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанногос
движением народа , социальных низов . В открывающем том програмномстихотворении
та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без возврата» .Сумятитца
городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов , изображающихгород
в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , во всей его фабрично-заводской
и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтическоготрубадура
Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей
материальной плоскостьютакже
разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился сосвоими
друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим здесьизмену
канонам символизма .Центральное стихотворение сборника-
«Незнакомка»(1906г) принесло Блокугромкую
известность . Здесь женщина видение , воплощение идиала, но в отличиеот Прекрасной
Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный ,хотяи
противопоставленный пошлости обыденной жизни.Меняется и образ лирического героя – это одинокий
человек в состояниипсихологической
депрессии, причины которой социальные , заливает свое отчаяниеалкоголем.
Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и«бродяжнической
жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,отрекающегося
от традиционных ценностей городской кульры и находящегосяв
пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он беззаветнолюбит.
Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не толькодатой
,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчествеБлока
огромная тема Родины.Третья
книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследииБлока,здесь
поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следыпрежнего
«декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгойпростотой.
Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история,выражает
боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.Россия
вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народеи
интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть кпошлости
и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не тольколирики
Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.Именно
эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и еготворческогонаследия
во всех жанрах.Февральскую
революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с надеждойна
изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе,онписал
матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».Весной
1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение бытьодним
из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,раследовавшей
деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссиипроходила
в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатомработы
в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни императорскойвласти
(1921г).К
Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.В
ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведениедневника
, но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.В
несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение«Скифы»,
посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям сЗападом,
и статья «Интеллигенция и революция»Поэма
«Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила одностороннеетолкование
как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданиемпредупреждал
от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема революциине
означала для поэта политической , агитационной направленности поэмы.В
«Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.Поэтическая
идеализация большевистского переворота,если она в какой- то мере иприсутствует
в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическимизображением
революционного Петрограда и самих свершителей революции изнародных
низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределеннойпозиции
поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, нов
то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное впроизведении
–пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.С
1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели» (записьв
дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость восприятияреволюции
Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,появляющегося
в самом конце поэмы в качестве некоего символа святостиреволюции.
Характерно,что
не только писательская элитат в лице А.Ахматовой,Д.Мережсковского,
З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмыБлока,
но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,тем
более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатныхорганах
левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партииимел
литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратковременному
аресту и допросу в ЧК.Блок
поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее«музыкальный
напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-«страшного мира»неприязнь
к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адресинтеллигенции
и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,состояние близкое к помешательству,могут служить
материалом для психопатолога.Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и
помогают нам только понять,какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации”
толкала поэта в стихиюреволюции.
Переворот в сознании Блока, его новые
произведения вызвали целую бурюв обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта
была для всех вне всякихподозрений, но тем не простительнее было его “падение”
для тех и других.Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в
реальной политике,повинуясь только голосу собственных эмоций и
собственной совести.Блокждал от революции совсем не того, что она несла
реально. Скоро выяснилось,что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка”
революции, появление “человекаартиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не
состоялись.Блок уповална культурно-преобразующую роль революции, а она
обернулась сугубымбюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и
невиданным падениемнравов.
Образ
Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.Все
последующее время ,до самой кончины – стало кресным путем для Блока.Блок
не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,в
которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне труднодышать,
сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня1921
года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленныйотъезд
в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве оразрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда
недорозумений и проволочек5 августа разрешение было получено ,но затерялись
анкеты, и нельзя было выписатьзаграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт
скончался, как познее написалА.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”