Фортунатов
Филипп Федорович
(1848 1914)
Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории
русского языкознания выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист,
славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков (ведийский,
санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский, готский, литовский,
латышский, армянский, бактрийский), специалист в области
сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и орфографии,
теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды языковедов, научная
деятельность которого длилась 43 года (начиная с изучения литовских говоров в
1871 году), академик Петербургской академии наук (с 1902 года), профессор
Московского университета, ученик Ф. И. Буслаева.
Фортунатов,
как никто другой, умел генерировать новые лингвистические идеи, был
основоположником формально-лингвистического направления в исследовании языка,
основателем Московской лингвистической школы. Он предложил концепцию
распределения слов по формальным (грамматическим) классам на основе наличия или
отсутствия в словах формальных показателей, противопоставив тем самым свою
оригинальную теорию общепринятой теории частей речи. Нередко несколько слов в
трудах этого ученого порождало новые научные поиски. Так, в общем курсе
сравнительного языковедения, который он читал в Московском университете в
1901-1902 гг., было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую
Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в
лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши
дни.
В трудах по сравнительно-историческому языкознанию он
пересмотрел и обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших
процессов в индоевропейских языках. Фортунатов сформулировал положение о том,
что индоевропейский язык, как и всякий другой, должен иметь свою историю и
диалектное членение. В результате этих изысканий Фортунатов открыл закон о
передвижении ударения от начала слова к его концу в славянских и балтийских
языках, что некогда было обусловлено фонетической позицией. Этот закон получил
название «закон Фортунатова де Соссюра» (оба лингвиста открыли его
независимо друг от друга).
Фортунатов много занимался также теорией правописания.
Он внес большой вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была
осуществлена уже после его смерти. Идеи Фортунатова продолжили развивать его
ученики М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков и др. (первое
поколение Московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р. И.
Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и др.