Фортунатов Филипп Фёдорович

Дата: 12.03.2014

		

Фортунатов Филипп Фёдорович

Фортунатов

Филипп Федорович

(1848 — 1914)

Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории
русского языкознания выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист,
славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков (ведийский,
санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский, готский, литовский,
латышский, армянский, бактрийский), специалист в области
сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и орфографии,
теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды языковедов, научная
деятельность которого длилась 43 года (начиная с изучения литовских говоров в
1871 году), академик Петербургской академии наук (с 1902 года), профессор
Московского университета, ученик Ф. И. Буслаева.

Фортунатов,
как никто другой, умел генерировать новые лингвистические идеи, был
основоположником формально-лингвистического направления в исследовании языка,
основателем Московской лингвистической школы. Он предложил концепцию
распределения слов по формальным (грамматическим) классам на основе наличия или
отсутствия в словах формальных показателей, противопоставив тем самым свою
оригинальную теорию общепринятой теории частей речи. Нередко несколько слов в
трудах этого ученого порождало новые научные поиски. Так, в общем курсе
сравнительного языковедения, который он читал в Московском университете в
1901-1902 гг., было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую
Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в
лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши
дни.

В трудах по сравнительно-историческому языкознанию он
пересмотрел и обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших
процессов в индоевропейских языках. Фортунатов сформулировал положение о том,
что индоевропейский язык, как и всякий другой, должен иметь свою историю и
диалектное членение. В результате этих изысканий Фортунатов открыл закон о
передвижении ударения от начала слова к его концу в славянских и балтийских
языках, что некогда было обусловлено фонетической позицией. Этот закон получил
название «закон Фортунатова — де Соссюра» (оба лингвиста открыли его
независимо друг от друга).

Фортунатов много занимался также теорией правописания.
Он внес большой вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была
осуществлена уже после его смерти. Идеи Фортунатова продолжили развивать его
ученики — М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков и др. (первое
поколение Московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р. И.
Аванесов, А. А. Реформатский,  П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и др.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий