Казанский
государственныйпедагогический университет
«Детский
фольклор»
Руководитель: Карпеева
Т.А.Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ
Фаттахова Д.И.
ВВЕДЕНИЕ
Сказка
понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести
то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывный
творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление
сказочного сюжета. И на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» мы
проследим проявление народных традиций в литературной сказке.анализ
П.П.
Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он
внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского
народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до
сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее
особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь
ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель,
интерпретирующий сказку.Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда
сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например:ü
Отец поручает трем сыновьям
оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это
вариация конфликта главного героя с социальными силами предательство старших
братьев или тема несправедливого раздела имущества).ü
Чудесный конь помогает
положительному герою.ü
Перо чудесной птицы приносит горе
и т.п.Все эти мотивы встречаются в сказках
«Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна».Ершов в сказке
удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк
мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум
способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в
такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки
обыденности на какой-то вселенский простор:За
горами, за лесами,За
широкими полями,Против
неба – на земле,Жил
старик в одном селе.Село
– это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь
крестьянского народа:Братья сеяли пшеницу
Да
возили в град-столицу:Знать, столица та была
Недалече
от села.В сказке по народному показаны и праздничные
стороны крестьянского трудаЧистить
коней начинает,Умывает,
убирает,Гривы
длинные плетет,Разны
песенки поет…А
убрав их в оба чанаНацедить
сыты медвянойИ
насыпал дополнаБелоярого
пшенаСказочный
мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные
образы обладают земной красотой, земными чертами.Например, Жар-птица – это ветер, облако,
молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и
образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).Царь-девица живет в сказочном золотом
дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих
поверий о дворце бога – Ярилы.Подъезжают;
у воротИз
столбов хрустальный свод;Все столбы те завитые
Хитро
в змейки золотые,На
верхушках три звезды,Вокруг
терема сады,На
серебряных там веткахВ раззолоченных во клетках
Птицы
райские живут.Ершовский
Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих,
разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава.
Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он
простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:Чудно
дело! Так и быть,Стану
царь тебе служить.Только
чур со мной не дратьсяИ
давай мне высыпаться,А не
то я был таков.Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка.
Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны
русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также
таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник
(как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.
Ершов сохраняет традиционные повторы в
сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные
традиции того времени.Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной
сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с
более поздними христианскими представлениями.Биографическая справка
Ершов Петр Павлович известный писатель (1815 1869), уроженец Сибири; образование
получил в Петербургском университете; был директором тобольской гимназии.
Печатал стихотворения в «Библиотеке для Чтения» Сенковского и в
«Современнике» Плетнева . Известность доставила Ершову сказка
«Конек-Горбунок», написанная им еще на студенческой скамье и впервые
напечатанная отрывком в 3 т. «Библиотеки для Чтения» 1834 г., с
похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин,
читавший ее в рукописи. «Теперь этот род сочинений можно мне и
оставить», сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость
стиха, с которым говорил он Ершов «обращается как с своим крепостным
мужиком». Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова
выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г., она выходила с
восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками.
«Конек-Горбунок» произведение народное, почти слово в слово, по
сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал;
Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой,
звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных
картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке
широкое распространение; она вызвала несколько подражаний (например,
Конек-Горбунок с золотой щетинкой).