Содержание
1.Объект
и предмет педагогики2.
Задачи
и функции педагогики3.Традиционные
методы педагогикиТест
по предмету педагогикаГлоссарий
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Существование
человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению
накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в
нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами
знали и умели : как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты
на диких зверей и т.п. Такая передача знаний и умений молодому поколению и была
той деятельностью, которую мы теперь называем обучение.Обучение было и всегда
будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого
поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть
неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.Цели данной работы знакомство
с предметом Педагогики, рассмотреть её с научной точки зрения, дать определение
.Задачи Понять как
возникла и развивалась эта наука. Что она исследует. Определить границы и
предмет области.Изученность работы в
изложении кратко и емко описана информация по основным темам курса Педагогика:
объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики, основные категории
педагогики, связь педагогики с другими дисциплинами, образование как
социокультурный феномен и педагогический процесс.Актуальность данной
работы в том, что знание педагогики необходимо огромному количеству людей:
родителям, работникам сферы обслуживания, работникам правоохранительных органов
и другим.Структура работы –
содержание, введение, основная часть работы, тесты к тексту, глоссарий и список
использованной литературы.
1.
Объект
и предмет педагогикиСвое название
педагогика получила от греческих слов «пайдос» дитя и «аго» вести. В
дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней
Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка
своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не
редко другой раб, только ученый.Позже слово
«педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства
«вести ребенка по жизни », т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное
и и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании детей.Такое понимание педагогики
сохранилось в плоть до середины XXв.
И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в
квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и
взрослые.[1]Педагогика – это наука
изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания
человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим
педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука,
обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление
которых – цель и результат исследования ее объекта и предмета.[2]Педагогика это наука
о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляются в самом широком
смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом
Педагогическом лексиконе всё чаще употребляются новые термины – «андрогогика»
( от греч. «андрос» мужчина и «аго» вести) и «антрополо́гия»
( от греч. «антропос» человек и «аго» вести) [3]Область внимания и
влияния научной педагогики так же связана и с изучением, и с реализацией
педагогических явлений и процессов. Возможные разные взгляды на объект и
предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является
образование – сфера обучения и воспитания, а предметом закономерности
процессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.Иначе существует
педагогическая практика – сознательная или стихийная. Её объектом выступает
реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом –
способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и
обуславливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и
организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизациях в
группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.Закономерности
педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг на
друга, проверяются опытом, но в принципе различны: первые сосредоточены на
изучении педагогических процессов, вторые – на их содержании и технологии. И те
и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда
они предстают во взаимодействии, т.е. в единстве идеи и ее осуществления. В
этом смысле, и правда, нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего
более продуктивного для науки чем хороший опыт.[4]Так же в предмет
педагогики входит такое понятие как Дидактика (др.- греч. поучающий) теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования
убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.педагогика
наблюдение опыт беседа
2.Задачи
и функции педагогикиПедагогическая наука
занимается решением следующих задач:1. Изучение сущности и
закономерностей развития и формирования личности.2. Определение целей
образования и воспитания.3.Разработка
педагогических технологий реализаций целей (содержания, форм, методов, средств
обучения и воспитания)4.Внедрение результатов
педагогических исследований в практику.Функции педагогики –
своего рода производные от её задач: направления, сферы компетенции,
необходимые для решения этих задач. В свою очередь функции задают программу,
содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа
результатов такого решения. То есть, проще говоря, функции педагогики –
познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе
указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных
целей.Функции педагогической
науки: теоритическая, технологическая. К теоритической относят-1.Описальный и
объяснительный – изучение передового педагогического опыта, его трактовка.2.Диагностический
– выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога,
установление условий и причин, её обеспечивающих.3.Прогностический –
исследование педагогической действительности и построение на её основе модели
образования.К технологической
относят:1. Проективный разработка
методических материалов, определяющих план педагогической деятельности, её
содержание и характер.2.Преобразовательный
– внедрение достижений педагогической науки в практику.3.Рефлексивный и
корректировочный— оценка влияния научных исследований на практику обучения
с последующей коррекцией научной и практической деятельности.3.Традиционные
методы педагогикиТрадиционными обычно
называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от
исследований, стоявших у истоков педагогической науки. Вот примеры некоторых из
них-Наблюдение
– наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть:~ длительным;
~ систематическим;
~ разносторонним;
~ объективным;
~ массовым.
Недостатки наблюдения:
оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании
этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому
наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании
с другими методами.Изучение опыта
– еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком
смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на
установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в
учебно – воспитательных системах.С помощью данного
метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные
заключения о целесообразности их применениях в новых условиях. Поэтому этот
метод называют историческим.В современном,
несколько суженном смысле под изучением опыта понимают изучение передового
опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельные учителей.Изучение продуктов
ученического творчества (домашних и классных работ по всем
учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытному
исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы,
отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества –
это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где с успехом можно
применять этот метом. Он, как и все другие, требует тщательного планирования,
корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.Беседы –
Традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях
выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.Педагогическая беседа
как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя
проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных
поступков. Но беседы – очень сложный и не всегда надёжный метод, поэтому он
применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений
и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или
использовании иных методов.Разновидность беседы,
её новая модификация – интервьюирование, перенесённое в педагогику из
социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение;
исследователь придерживается заранее подготовительных вопросов, ставит их в
определённой последовательности.
Тест
по предмету педагогика1. Педагогика изучает и
решает проблемы …а) воспитания;
б) обучения;
в) образования;
г) развития.
2. Педагогика – наука,
изучающая факты и закономерности …а) мышления;
б) развития;
в) социализации;
г) воспитания.
3. Педагогическая отрасль
знаний …а) возникла в эпоху Возрождения;
б) возникла в античный период истории;
в) является одной из самых древних, она
практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества;г) появилась в начале XVII столетия.
4. Объект познания в
педагогике – это…а) человек, развивающийся в результате
воспитания отношений;б) процесс обучения;
в) процесс обучения и воспитания;
г) процесс развития.
5. Предмет педагогики –
это …а) воспитательные отношения,
обеспечивающие развитие человека;б) процесс обучения;
в) проблемы образования;
г) педагогический процесс.
Глоссарий
Метод педагогических
исследований способ изучения
педагогических явлений.
Дидактика
(от греч . didaktikos поучающий) раздел педагогики; теория образования и
обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и
формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования,
совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее
воздействие учебного процесса на учащихся.Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения,
раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым
субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой
деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено
в научный обиход в1833 году немецким историком педагогики А. Каппом.Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος
— человек; λόγος
— «слово, речь») — совокупность научных
дисциплин, занимающихся изучением человека, егопроисхождением, развитием, существованием в природной (естественной)
и культурной (искусственной)
средах.Педаго́гика
(др.-греч. παιδαγωγική —
искусство воспитания, от παῖς
— ребёнок и ἄγω — веду) — наука о
воспитании, обучении и образовании человека.
Заключение
Педагогика — одна из
социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее
предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности:
как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется
личность существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и
преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то
есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями,
определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти
закономерности выявляет и изучает педагогика.Итак, педагогическая
наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих
поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей
формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание
педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные
педагогические решения.Давний спор о том, что
такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание
практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не
развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и
воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского
мастерства.К усвоению педагогики
надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой
может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент
педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен
быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его
путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной
требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Список
использованной литературы1. Анисимов В.В Общие основы педагогики:
учебник для вузов/ В.В. Анисимов , О.Г. Грохольская, Н.Д Никандров. – М.:
Просвещение, 2006. 574с.2.Вигман С.Л Педагогика в вопросах и
ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 208 с.3.Каменская Е. Н. Педагогика: Учебное
пособие. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 320 с.4. Подласый И. П. Педагогика: учебник –
М.: Юрайт – Издат, 2009. 540 с.5. Педагогика: учебное пособие / под
редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство Юрайт, Высшее образование,
2009. 430 с.6. Шевченко Т.В. Педагогика за 24 часа/
Т.В. Шевченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 286 с.
[1] Вигман С.Л Педагогика в вопросах
и ответах с 4.
[2] Педагогика: учебное пособие /
под редакцией П.И. Пидкасистого с 26.
[3] Вигман С.Л Педагогика в вопросах
и ответах с 4.
[4] Педагогика: учебное пособие /
под редакцией П.И. Пидкасистого с 28.