Подолання стресових станів за допомогою кольоротерапії

Дата: 12.03.2014

		

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I.

1.1 Исторические истоки кольротерапії

1.2 Научное обоснование

1.3 Понятие и особенности стресса

1.4 Влияние цвета на психологическое и эмоциональное состояние

1.5 Методы цветотерапии

РАЗДЕЛ II.

2.1 Программа

2.2 Способ применения метода «коррекции»

2.3 Опыт применения информационно-консультативной программы

Приложение № 1

Приложение № 2

ЛИТЕРАТУРА

ВСТУПЛЕНИЕ

Многие из нас в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло — мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое — невольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Совсем нет.

С времен И. Ньютона цвет почти потерял свои магические, ритуальные функции. Некогда цвета считались чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не чувствовать или воспринимать их превратно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологией и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-нибудь цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия. Это отнюдь не означает, что нет таких наук, для которых подобные вопросы представляли бы интерес. Однако для большинства из них они являются второстепенными (этнография, психология эмоций, цветоведение и т.д.).

Наука, для которой они могут считаться основными, называется, может быть не совсем удачно, психологией цвета. Ее предметом является взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация помощью цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

На сегодняшний день цветовая психология — эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика. Поэтому мною была выбрана тема курсовой работы, призвана систематизировать знания в области цветотерапии: «Преодоление стрессовых состояний с помощью цветотерапии». стрессовое состояние цветотерапия эмоциональный

РАЗДЕЛ I.

1.1. Исторические истоки кольротерапії

Цвет имеет огромное влияние на физиологию и психику человека. 80% информации, которую воспринимает наш мозг, поступает к нему через цветное зрение. Треть мозга работает над переработкой букета цветов и оттенков, которые воспринимает человек. Неизвестно, знали ли такие нюансы древние цивилизации, но цветотерапия в них была очень развита.

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета — белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод о особую роль этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, которые живут в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тернеру (1983), что собрал огромный фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.

Наблюдение за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тернеру подробно описать символические значения трех «основных» цветов в жизни первобытного человека.

Ндембу связывает эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) такие:

БЕЛЫЙ

1. Благо, 2. Источник сил и здоровья; 3. Чистота, 4. Не бедность, 5. Сила; 6. Отсутствие неудач, слез, смерти; 7. Верховенство или власть, 8. Встреча с духами предков; 9. Жизни и здоровья; 10. Зачатия или рождения ребенка; 11. Охотничья доблесть; 12. Щедрость, 13. Поминовение духов предков; 14. Дружелюбие; 15. Поедание пищи; 16. Размножение; 17. Явность для глаза (ясность, открытость, доступность); 18. Возмужания ли созревания; 19. Омовение; 20. Отсутствие насмешек.

Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастье, развитие.

Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них — символ бытия, мира, жизни.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к сил добра и жизни или защищались от влияния злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, брака и смерти.

Остановимся подробнее на роли белого в ритуале похорон. Белый цвет для древних не имел отрицательных значений, и тем более, не был символом смерти, траурным цветом. Какой же смысл его использования в этом ритуале? Жизнь представлялось первобытными людьми как последовательность рождений и смертей. Умерший член племени не считался пропавшим без следа, окончательно ушли в небытие. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший, или воплощался во вновь рожденного члена племени, или становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскраска покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.

Белый цвет использовали и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли причинить вреда человеку, животному или дома, если они были обозначены белой краской, или имели амулеты белого цвета.

Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам старались приносить в жертву животных белого цвета, или выкрашенных в белое.

Для первобытных людей белый — не только наглядно-чувственный символ, но и понятия, что выражает основные морально-этические принципы поведения. Так в ряде африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если тот, кто дает клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честны и он не имеет никаких злых намерений, то специально указывает на то, что у него «белая печень». Имеет смысл, поэтому, говорить о роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак — то есть средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тернер (1983), в Ндембу есть понятие «белой поведения». Оно означало быть явным для соплеменников, то есть — не уединяться, не проектировать плохого и т.д., другими словами, быть «чистым».

Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тернер считает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобіологічному опыте человека. Неоспоримый связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма — семенной и молочной, которые считались самыми древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизни человека, будучи теми началами, от которых первобытный человек вела отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значение блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый — свет, день, когда человек наиболее активная и деятельная, когда она воспринимает окружающий ясно и четко. Оптически, белый — эталон чистоты, противоположность хаосу и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения. Такие основные психобіологічні источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека.

ЧЕРНЫЙ

Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый свет означал, то черный — мрак, если белый — жизнь, то черный — смерть, белый — чистота и порядок, черный — грязь и хаос. Тем самым, черный — антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастные и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальных символов и, как отмечает Керлот (1994), подобно всем дуальных формул имеют непосредственную связь с большим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположное окраску, что отражает противопоставление двух миров.

Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тернер — 1983).

1. Зло, плохие вещи, 2. Отсутствие удачи, чистоты; 3. Страдания, 4. Болезни, 5. Знахарство и колдовство; 6. Смерть (в том числе и ритуальную); 7. Половое влечение; 8. Ночь, мрак.

Черный — антитеза белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей высказывал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятие.

Наиболее важные значение черного — небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-нибудь, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале инициации. Раскраска черным цветом тел, означало их ритуальную смерть — окончание предварительного этапа существования.

Черный использовался также для защиты от сглаза и порчи, но содержание этого символического защиты по сравнению с белым другой. Если над белым зло, по мнению первобытного человека в принципе, не властное, то использование черного означало, что его носитель не владеет ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лицо новорожденных наносили черные точки, чорнили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.

Черный считался цветом злого колдовства и знахарства. До «черных магов» относились с опаской и неприязнью. На жилища людей, подозреваемых в колдовстве злом, наносили черную краску. Выражение — «у него черная печень» означает человека со злыми намерениями.

Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет владел не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, был амбивалентные символом. Например, в племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых облаков, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. Интересный связь черного с половым влечением. В Ндембу черный считается цветом, что возбуждает половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чорнять свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога новобрачных рассыпают черный пепел.

Истоки символики черного также необходимо искать в психобіологічному опыте первобытных людей. Черный — это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный — отсутствие сознания, сон, подобный смерти, цвет пожарища и распада. Черная река — река смерти и забвения. Є.П. Блаватская (1888) и J.G. Frazer (1911) отмечали, что у первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытое Источник, из которого выходит первоначальная (черная, оккультная или несознательная) мудрость.

КРАСНЫЙ

Завершает триаду «основных цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматических цветов и из всех трех наиболее амбивалентные символом. По данным В. Тернера, для Ндембу красный выражает так называемые «Красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:

1. Кровь животных; 2. Кровь помета (роженицы); 3. Кровь всех женщин (менструальная кровь); 4. Кровь процедуры обрезания крайней плоти; 5. Кровь убийства, 6. Кровь колдовства и знахарства (связана с некрофагов).

Все «красные вещи» делятся на две категории, в зависимости от того, приносят ли они добро или зло. Но, независимо от своей валентности, все «красные вещи» имеют силу, потому что кровь — сила, без нее человек умирает.

Сила — главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным (Есть. Вундерліх — 1925). По мнению этого же автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскраска красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно напугать врагов. Как символ силы, красный использовался и как средство от сглаза и клеветы.

Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью в пораженных участков тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить (Х. Е. Керлот — 1994).

Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, которые принимали участие в процедуре обрезания, должны были в течение определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета.

В сочетании с белым цветом красный составляет т.н. «Жизнеутверждающую пару», что символизирует добрые силы, могущества, уважение, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный — третья река верховного Бога, цвет одной из наиболее важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенная, чем с огнем.

Верховенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается практически у всех ныне живущих племен Африки с первіснообщинною организацией. Это Догонов, Маны, Бакта, семанги, Сакаи и др. (L. Griale — 1950, В. Тернер — 1983). Похожая картина наблюдается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает неприятное, злое; белый — радость, свет, надежду, чистоту, красный — силу, могущество, богатство, успех (A. Leib — 1946). Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый в них символизирует воду, а красный — кровь (С. Мountford — 1962). Практически, подобные значение «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке в индейцев племени чірокі: белый — мир, счастье, красный — успех, торжество; черный — смерть.

В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не является «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в символическом плане) до белого, а синий — до черного.

Принципиальное сходство цветовой символики в первобытных народов разных частей мира позволяет нам вслед за В. Тернером трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращено или концентрированное обозначения больших областей его психобіологічного опыта, что затрагивает как ум, так и все органы чувств, и связано с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является общим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально похож в самых разных культурах.

В Индии и Китае с давних-давних времен и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учение об цвета считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, которые отмечаются в первобытных культурах.

Индия

Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанішаді (комментарии Шанкарачарьі): «красный цвет (материального) огня — цвет первовогню, белый цвет (материального) огня — цвет первобытных вод, черный цвет (материального) огня — цвет начальной земли. Так в огне исчезает все то, что обычно называется огнем, видоизменение — это только имя, которое возникает в языке, и только три цвета (формы) истинные» (цит. по В. Тернером — 1983). Согласно Чхандогья Упанішаді, весь мир трехцветный (трехчастный). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный), и, наконец, самая легкая часть становится мнением (белый). То же самое касается выпитой воды, что распадается в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый). В другом философском произведении Санкхьякаріке Ишваракришиы три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» — саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый символизирует чистоту и безмятежность. Вторая гуна — раджас (красный) представляет собой активное начало, что порождает карму. Третья гуна — тамас (черный) может быть понята как состояние подавленности, заторможенности, склонности к летаргічної апатии. На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета были символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также Махабхарату, Рамаяму и др.) Основа основ для древних индийцев — солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигать только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе все цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого мира», «черного солнца» и др.

Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма інобуттям света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (Г. Schneider — 1946).

Более низкие по рангу божества имеют определенный, стойкий цвет (Махабхарата). Цвет богини любви — белый, смерти (Кали) — черный и красный, богини материнства — красный, потому что она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом
(H. Zimmer — 1946). В целом, добрые боги и силы сказывались белым цветом, а злые — черным или сочетанием черного и красного.

Китай

В Древнем Китае цвет также рассматривался как символ важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учением три ряда символов (оттенки цветов, составляющие и природные элементы, чувства и реакции) выходят из общего источника, что действуют на самых глубоких уровнях действительности (Х. Е. Керлот — 1994). В «Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 1.1.), что исходит из принципов теории совпадений.

Таблица 1.1.

Подолання стресових станів за допомогою кольоротерапії

* За Л.П. Сычевым, В.Л. Сычевой (1975).

В перечень «основных цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. Л.М. Миронова (1984) указывает, что в древних китайцев понятие синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Цвет и стихия, которая им символизируется, для китайцев не были жестко связаны друг с другом. В одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий был символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) — предрассветного, означая зарождения света в недрах мрака (Щуцкий Ю.К. — 1960).

В китайской символике цвет высказывал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священным привилегией императорской четы (A. Beaumont — 1949). Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).

В учении о першосутність Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь — черный) (синий).

Сравнивая содержание цветовых символов в первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальное сходство, а значит и единства корней цветового символизма в самых разных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. По мнению
В. Тернера (1983), цветовая символика мировых начал имеет давнее происхождение, возможно, доіндоєвропейське, а памятники, дошедшие до нас, представляют собой более поздние философские спекуляции на данную тему.

Древние народы Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта

Во многом схожий характер цветовой символики мы встречаем и у древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта.

Одним из самых распространенных культов в народов, которые жили на этих территориях, был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца — огня (зороастризм). Как и в Древней Индии, солнце почитался верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был «солнечным» — светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет были белый и золотой (желтый). Поэтому эти цвета считались божественными. Они были цветами богов, священных животных, жрецов и т.д.

Священным цветом почитался и красный. В Єгипті красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного состояния, воинов, царей. Однако отношение к красного не было однозначным. Для ветхозаветных евреев красный означал кровопролития, войну, вину и грех (M. Farbridge — 1922). Красный символизировал и гнев Еговы. Следует также отметить, что древнееврейское слово «чувство» или «страсть» происходит от глагола quin'ah («краснеть»).

Осирис — бог рост и царства мертвых изображался зеленым цветом, который, по мнению Керлота (1994), содержит две противоположные тенденции: жизни и смерти, то есть является амбивалентным символом. Зеленый, по данным
J.G. Frazer (1911), входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый — белый — красный.

Важное символическое значение в Древнем Єгипті имел голубой или синий цвет, соответствующий истине (H. Bayley — 1912). В связи с этим, особенно ценился синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо — жилье Ра (верховного Бога Солнца).

Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему приписывались, как правило, отрицательные значения — зла, греха, несчастья и т.д.

Таким образом, цветовая символика народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта не имела сколько-нибудь существенной своеобразия или различий в сравнении с другими народами Древнего мира. Цветовая триада была господствующей, и значения, которые составляют ее цвета аналогичные уже известным нам. Можно отметить, более выраженную амбивалентность красного цвета (у древних евреев), но не выходит за рамки его традиционных значений.

Античность

В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Рядом с отношением к цвета которое сохраняется, как религиозно-мистического, магического символа, возникает также и естественное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а естественным.

Эмпедокл, выделяя четыре основные стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земли — желтый; огня — красный; воздуху — белый.

Если Эмпедокл, определяя цвета стихий, опирался на зрительные впечатления, то Аристотель, желая установить их «истинный» цвет, использовал экспериментальный метод. По Аристотелю «основных цветов — три: белом (бесцветном) соответствует вода, воздух и земля; желтый — цвет огня, а черный — цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии «земля» в группу белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливание почвы, которая, в конечном счете, становилась белой. Внимательно разглядывая пламя огня, Аристотель пришел к выводу, что оно скорее желтое, чем красное. Подобный экспериментальный подход, естественно, разрушал мистический ореол цветов, сводил их к обычных явлений физического мира.

Традиционная роль цвета как символа надчуттєвих, магических сил, в гораздо большей степени сохранилась в философской школе пифагорейцев, которые много почерпнули из знаний вавилонских и Египетских жрецов и магов. Несмотря на попытки к природнонаукового изучения цветовых феноменов, отношение к цвету как мистического символа преобладало у Платона и неоплатоников. Белый и золотой (желтый) считались в этих философских школах божественными цветами (в том числе и мирового разума — Логоса), высказывали благо, истину, счастье, добро, познания, гармонию. Темные, и особенно черный, цвет были символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д.

Следует также отметить, что отношение к цветам в Древней Греции, в чем, определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлений о прекрасном. Поэтому избыточность, отсутствие мероприятий в использовании даже самого «благородного» цвета могло считаться «уродливым». Подобное отношение, опосредованное принципами даосизма, характерно и для Китая, где очень яркие цвета были символом суетности жизни.

Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов. Также наиболее любимыми и уважаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый — цвет Венеры и Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость; фиолетовый отвечал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога солнца) высказывал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый — гордость и амбиции; красный (цвет Марса) — страсть, чувственность и животворные силы; розовый — чувствительность и эмоции (A. Teillard — 1951; O. Wirth — 1927). Сочетание белого с красным было символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие. Когда римский полководец праздновал свой триумф, он выезжал на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами, в нарядах красного цвета.

Воздействие цвета на психику и тело человека не переставала быть актуальной темой и позже. В XVII веке Исаак Ньютон впервые открыто заговорил о радугу, как о спектр «цветных чувств». ученый утверждал, что цвет — это субстанция, которая меняется подобно звуку, поэтому существуют такие цвета, которых мы, люди, неспособны воспринять — точно так же, как существуют звуки, доступные собаке, но не слышны человеком. Иоганн Гете, что очень интересовался этим вопросом, сделал следующее наблюдение: «Цвета действуют на душу: могут воспроизводить вызывать ощущение, будит эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, журять нас или радуют».

Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервно систему, чем другие микстуры».

Американский психолог Джекоб Либерман, что целых тридцать лет занимался изучение действия света и цветное лучей на организм человека, пришел к выводу о том, что цвет и солнечный свет могут заменить почти все лекарства!

Нейрокомп'ютерні медицинские технологии воздействия цветов стали продолжением предыдущих научных разработок. В частности в 1903 году доктор Фінсен получил Нобелевскую премию за открытие лечения методом синим и красным цветами. Основная тема его исследований — терапевтическое воздействие света. Из предыдущих исследований было известно, что свет задерживает рост некоторых колоний бактерий и может также обезвреживать их. Было установлено, что ультрафиолетовые лучи вызывают более сильное влияние на биологические ткани, чем инфракрасные. Фінсен провел ряд опытов на насекомых, пуголовках и зародышах амфибий. В результате проведения опытов он выяснил, что солнечный свет, его направление, при падении на хвост головастики, может вызвать воспаление тканей, а также, что ультрафиолетовые лучи более сильно влияют на зародышей лягушек, чем инфракрасные. И как вывод — свет или его отсутствие, имеют определенный терапевтический эффект. С 1893 г. Фінсен, главным образом, занимался пропагандой применение красного света для лечения последствий оспы. По его мнению, лишь солнечный свет подразнювального высокочастотного спектра излучения, пропущенное через красный светофильтр, может ускорить процесс заживления кожных поражений и тем самым предотвратить раздражение кожи. Следующим этапом его экспериментов было использование источников искусственного света, особенно с дуговыми угольными лампами. Во время облучения такими лампами больных люпус, пораженные участки кожи стали уменьшаться и появились признаки явного выздоровления. Как результат оценки положительных опытов в Копенгагене было открыто Фінсенівській институт светолечение во главе с автором светотерапии. В течение пяти лет 800 больных люпус прошли курс лечения: 50% из них полностью выздоровели, в 45% — значительные улучшения состояния здоровья.

Темой исследований, за которые ученый держал Нобелевскую премию, было облучения синим светом младенцев, которые заболели жовтяніцю, что позволило избежать травматического и рискованного метода переливания крови. Синий свет пронікає через кожу и разрушает лишний билирубин, который печень ребенка не в состоянии переработать.

С помощью метода синего цвета стали ликуваті бессоннице, снимать боль, зніжувати артериальное давление. Облучение красной или сіньою лампой облегчает ревматічній боль, помогает при артритах. На красных простірадлах легче происходит ход таких болезней, как скарлатина и другие кожные и инфекционные заболевания.

В 1954 году ученый — анатом Бехер доказал: между глазом и вегетативной нервной системой является непосредственная связь. Оказалось, что вегетативная нервная система (которая функционирует независимо от нашей воли) взаимосвязана с психикой и системой обмена веществ. Именно поэтому работа нашего организма зависит от того, что видит наш глаз.

Это подтверждает такой научный опыт: американские студенты разных рас несколько минут смотрели на оранжево — красный цвет. Вследствие этого их вегетативные функции ( давление, пульс, частота дыхания) повысились. Когда же студентам дали для созерцания темно — синий цвет, их нервная система среагировала по другому: пульс замедлился, давление снизилось.

Влияние цвета происходит не только через глаза, любой контакт с цветом (ношение одежды, ощупь, пребывание в местности, в которой преобладает определенный цвет) влияет на организм, изменяя его биохимические процессы. Потому что в соответствии с физическими понятиями, цвет, это определенное колебания электромагнитных волн. И именно эти электромагнитные волны действуют на электромагнитное поле клеток.

Восточные врачи в лечении больных также пользовались этими знаниями, правда, имели другую терминологию. Вместо “электромагнитные излучения”, “пассивная и активная” энергия, они говорили — энергия “чи”, “Ян”, “Инь”. Поэтому разработали систему воздействия на акупунктурные точки организма (точки представительства внутренних органов и систем тела на коже человека) цветом. Их методы имеют название “акупрессура”, “иглоукалывание”.

Швейцарский физик — инженер Петер Мандель осовременил древнюю восточную науку, создав прибор для лечения цветом — аппарат Манделя. В мире он известен под названием кольоропунктура или хромопунктура и завоевал высокую популярность. Прибор Манделя можно приобрести в аптеках многих европейских стран.

Внешне прибор, похожий на ручной фонарик, только лампочка в нем очень “утоплена” внутрь. В отверстие, расположенное перед этой лампочкой, вставляют круглый стеклянный стержень, концы которого окрашены в любой цвет (в стандартной комплектации прибора является стержни со всеми цветами спектра). Цветной луч с “фонарика ” направляют на аккупунктурную точку, которая отвечает за тот или иной орган.

Разные цвета — это волны разной частоты. Они могут влиять на баланс в “энергетическом” теле человека, которое еще называют аурой или биополем. Его существование уже не вызывает споров, потому что подтверждено физиками. Немецкий биофизик Фриц Альберт Поп открыл, что каждая клетка живого организма излучает біофотони, электромагнитные волны. С помощью біофотонів клетки обмениваются информацией с мозгом. Негативное воздействие синтетических лекарств, неправильного питания, плохой экологии, начинается с того, что неблагоприятные факторы “атакуют клетку,” электромагнитными колебаниями не свойственной им частоты. Клетке это не нравится. И она начинает давать сбои в работе, принимать и передавать ложную информацию. В организме начинается энергетическая анархия. Энергетический баланс можно восстановить, воздействуя на “энергетическое” излучения человека энергией цвета. Концентрированное лучей того или иного цвета безболезненно проникает сквозь кожу через специально выбранные акупунктурные точки. То есть Петер Мандель нашел способ с помощью цвета подправлять информацию, которую мозг передает клеткам. Но сначала надо “подправить ” сам мозг. Это называется “гармонизация”.

Исследования Манделя показали, что болезни, связанные со стрессами, которые вызывают психосоматические заболевания, (врачи утверждают, что 80-90%) болезней относятся к психосоматическим), можно легко устранить с помощью регулирование информационного потока. По его убеждению, любое заболевание надо начинать лечить именно таким методом. Теперь, при наличии аппарата Манделя, на это потребуется немного времени.


1.2 Научное обоснование

Центральная нервная система получает информацию о внешнем мире и внутреннее состояние органов от специализированных к восприятию раздражений органов рецепции. Благодаря информации, рецепции, что доставляется органами, под действием света могут осуществляться, как простые рефлексы, так и более сложные рефлекторные реакции, которые оказывают влияние на вегетативную регуляцию сердечно-сосудистой системы, а также отражаться на различных актах поведения и психической деятельности.

Энергия внешнего раздражения органов чувств превращается в нервный импульс и передается в определенные отделы мозга, где происходит анализ. Рецепторы отличаются очень высокой возбудимостью по отношению к адекватным раздражений, восприятию которых они приспособлены. Центральная нервная система функционирует как единый слаженный механизм. Благодаря этому достигается то, что реакция организма в ответ на различные раздражения имеет характер целостных интегрированных актов поведения. В каждом акте поведения можно выделить три компонента:

— сенсорный, который обеспечивает поступления импульсов от рецепторов к центральной нервной системы;

— моторный, который осуществляется скелетным мускулатурой;

— вегетативный, который заключается в регуляции деятельности внутренних органов, просвета сосудов, обмена веществ и функционального состояния тканей.

Управление органов и систем всего организма возможно осуществлять воздействием света через зрительный анализатор, который воспринимает информацию из внешнего мира и передает ее в головной мозг. Исследования по биофизики подтвердили важную роль биохимических реакций в получении и передаче биочастотной информации.

Свет — это электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 760 нанометров, которое воспринимает глаз человека.

Цвет — это свет определенной длины волны.

Красный: 620 — 760 нм; Оранжевый: 585 — 620 нм;

Желтый: 560 — 585нм; Зеленый: 510 — 565нм;

Голубой: 480 — 510нм; Синий: 450-480нм;

Фиолетовый: 380 — 450 нм.

Энергия цвета, попадая на сетчатку глаза, где происходит обработка нейрохимии, превращается в нервный импульс, который передается в гипоталамус. Гипоталамус управляет функцией внутренней среды организма и обеспечивает гомеостаз, он также является связующим звеном между нервной и эндокринной системами, а его клетки трансформируют нервный импульс в нейрогуморальний.

Свет является естественным раздражителем для зрительной системы и функциональное состояние человека может меняться с изменением физических характеристик света. Поэтому лечение светом и, в частности, его цветами и оттенками — один из наиболее древних и эффективных методов безмедикаментозной терапии, что переживает сейчас второе рождение.

Концепции, объясняющие механизм действия цветоїмпульсной терапии.

1. Психофизиологическая. Связана с трехкомпонентной теории цветоощущения Юнга-Гельмгольца, согласно которой ощущение разных цветов и оттенков, их психофизиологическая действие на человека определяются степени раздражения каждого из трех типов колбочек (красно-, синьє — и зеленочутливих), что приводит к возникновению нервного импульса. При условии стимуляции красным цветом происходит повышение уровня норадреналина, при действия синим цветом — серотонина.

2. Квантовая. Основывается на корпускулярній природе света. Свет имеет волновые и корпускулярные свойства, поэтому каждый фотон обладает определенным количеством энергии в зависимости от частоты соответствующих колебаний, то есть от излучаемого света. Фотоны синего цвета обладают большей энергией, чем фотоны красного цвета.

3. Ассоциативного цветовосприятия. Определенные цветовые определения или цветовые ассоциации могут оказывать влияние на психоэмоциональное состояние человека. Красный цвет оказывает стимулирующее, возбуждающее действие, зеленый — успокаивающее.

4. Соревнования полей зрения. Объясняет эффективность кольороімпульсної терапии нормализации биоритмов зрительного анализатора, десинхронизация которых часто бывает при глазных болезнях, неврозах, заболеваний внутренних органов и нервной системы.

5. Біоритмотерапевтична. Связывает эффективность кольороімпульсної терапии нормализации биоритмов всего организма. Выделяют суточные ритмы: цикл сна и бодрствования, цикличность фаз сна; основные причины десинхронизации ритмов: психоэмоциональное напряжение, перелеты в другой часовой пояс, ночная работа. Решающее значение для синхронизации ритмов может иметь свет.

6. Воздействие на орган зрения. Кольороімпульсна терапия оказывает непосредственное воздействие на структуру глазного яблока и мышечный аппарат глаза. Это особенно актуально в лечении и профилактике спазма аккомодации и близорукости.

7. Биорезонансная. Основывается на волновой природе света. Лечебное действие света на организм человека обусловлена влиянием біорезонансоподібних механизмов, связанных с биологическими особенностями диапазонов электромагнитных колебаний, влияющие через зрительный сенсорный канал. Преобразование световой энергии с разными частотами происходит на клеточных мембранах, что и определяет физиологические процессы. Навязыванием ритмов, близких к генетически оптимальных частот через зрительный сенсорный канал можно вытеснить из общей волновой структуры мозга патологические спектры, тем самым вызвать нормализацию состояния. Волновая структура центральной нервной системы настраивается на те спектральные особенности навязанного ритма, которые являются оптимальными для конкретного организма. Правильно подобранный цвет и ритм приводят к нормализации и оптимизации спектров ЭЭГ.

Возможности цветотерапии за последнее десятилетие значительно выросли. Разработаны и внедрены в практику аппараты нового поколения. Современные технологии позволяют влиять не только светом определенного цвета, но и ритмом подачи световых стимул-реакций, подобрать строго индивидуальную программу для каждого пациента.

В настоящее время метод кольлротерапії активно развивается и используется в различных областях медицины: терапии, неврологии, психиатрии, рефлексотерапии, офтальмологии, педиатрии, гинекологии, физиотерапии. Первым применил светофильтры при аурікулярній терапии Ножье в 1966 году. За последние десятилетия внедрены различные аппараты кольороімпульсної терапии. Большую роль в апробации методов и внедрении новой медицинской техники сыграла кафедра рефлексологии и мануальной терапии Российской медицинской академии (В.С.Гойденко,2005).

Специалистами разного профиля накоплен значительный опыт употребления цветотерапии в амбулаторной и клинической практике (В.С. Гойденко, М., 2000). В специальной литературе отражена положительная действие цветотерапии. Исследователи и практические врачи, которые применяют кольоротерапію, замечают выраженный терапевтический эффект в различных областях медицины: неврологии, психиатрии, терапии, офтальмологии, гинекологии, педиатрии.



1.3 Понятие и особенности стресса

Понятие стресса появилось в 1954 году благодаря Ганса Селье. Он показал, что в связи с активностью гормональной системы, при травмах и горе, во время секса и радости, в жаре и холоде и тому подобное, в коре надпочечников выделяются гормоны, которые помогают человеку адаптироваться к изменениям среды.

Стресс протекает в три стадии. Первая и вторая соответственно тревога и адаптация вполне нормальные, и скорее полезны, чем вредны.

Но если изменения окружающей среды происходят очень часто, то наступает третья стадия стресса — истощение. Истощение это прямая дорога к болезням — психосоматических заболеваний.

Причины стресса могут быть разные. Большое количество обязанностей, условия нехватки времени, высокая ответственность, недостаточность информации, плохие отношения с руководством, давление и так далее. Или трудности, недоверие, страх и еще миллион больших и маленьких причин. Все это заставляет организм постоянно быть на чеку, ожидать изменений, постоянно собирать силы для решающего рывка.

Но к чему это приводит? К тому, что ресурсы организма имеют свою человеческую черту. И когда наступает предел, организм реагирует теперь уже предусмотрено — неврозы, нарушения сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицити, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания. По оценкам экспертов, до 70% заболеваний связано с эмоциональным стрессом. То есть более 70% всех болезней это результат психического состояния. Более миллиона человек ежегодно умирает в одной только Европе через стрессогенные нарушение функций сердечно-сосудистой системы. Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения. Выходит снятия стресса и умение управлять собой имеют огромное значение.

Хорошо известно, что иммунитет человека отвечает за борьбу с вирусами, которые живут в каждом человеке. Пока стресс не ослабит иммунитет, он подавляет атаки бактерий и органы остаются здоровыми, но как только силы уходят на стресс, на подготовку к «решающий удар», иммунитет ослабевает. Тогда вирусы получают свободу в организме и начинают поедать его изнутри. Все патологоанатомы знают, что до 90% всех трупов при вскрытии кишащие червями, и одноклеточными ценителями плоти человека. Современные условия жизни человека оказались на пользу паразитам которые плодятся у него внутри!

Нечего удивляться падение производительности труда, исчезновение желания и формирования хронической лени, раздражительности и усталости. Когда человек не можете встать утром, или когда хочет побить кого-нибудь головой о стену, это результат переутомления вследствие постоянного стресса.

Есть еще одна сторона, которой никто не видит. Это состояние внутренних органов человека. Это слабость печени, неспособность чистить кровь. Это усталость почек. Это мертвая кровеносная система. Это мутация клеток и даже рак.

В настоящее время самая выгодная технология лечения последствий стресса, современная, экономичная по временем и силами, не требует учение это лечение светом или цветотерапия. Это странная разработка отечественной космической промышленности уже доказала свою эффективность в клинической практике по всему миру.


1.4 Влияние цвета на психологическое и эмоциональное состояние

Приведенные ниже характеристики цветов имеют свою силу лишь в том случае, если они являются лишь дополнением темперамента человека. Ведь, в который бы серый или зеленый цвет не надела разговорчивая, несдержанное человек, ее ничем не остановить. Так же, если человек, мягко говоря, не оратор, то пусть она будет хоть трижды в оранжевом или красном… В таких случаях цвет будет идти в диссонанс с внутренним чувством, а иногда может привести к психическим расстройствам.

И чтобы понять какой цвет по-настоящему мало посмотреть в зеркало, надо разобраться в собственных привычках и поступках, проанализировать поведение. Итак:

Белый может поднять тонус в пасмурный день, он помогает преодолеть скованность.

Красный — является символом чувствительности и символизирует, готовность к отношениям с противоположным полом. Если человек раздражен или только что пережила потрясение, надо стараться избегать красного. Но если человеку нужен новый импульс в жизни, поощрения — обратитесь за помощью к этому цвету.

Розовый, рум'яно-розовый поможет в горе и заботах. Этот цвет вызывает чувство комфорта и помогает в критических ситуациях. Полезно воспользоваться этим цветом в случае какой-либо неудачи.

Боль тяжелое потрясение, чувство унижения личного достоинства помогает пережить оранжевый цвет. Если человек не воспринимает оранжевый цвет, это говорит о том, что она боится двигаться по жизни вперед, имея в прошлом неудачу, потерю или горе. Именно оранжевый способен помочь снять эти блоки.

Коричневый, являясь цветом земли, может предоставить тихое убежище и поддержать во времена тревог и переживаний.

Желтый очищает, он противодействует заклопоченості, мрачным мыслям и позволяет повысить самооценку.

Голубой можно использовать для смягчения грубого поведения и воспитания соболезнования, также он помогает примириться с действительностью и лечит эмоциональную боль.

Зеленый поможет адаптироваться к незнакомых обстоятельствах. Он лечит розладжену нервную систему и несет успокоение.

Синий уничтожает не только микробы, но и астральные загрязнения. Он помогает стереть из памяти мучительные воспоминания и избавиться от различных вредных привычек.

Фиолетовый желательно применять только в комбинации с другими цветами, его избыток приводит к депрессиям. Это цвет лидера, его применение помогает развить в человеке качества руководителя. Этот цвет также не рекомендуется использовать для работы с детьми.

Серый поощряет мышления со здравым смыслом, но одновременно благотворно влияет на безрозсудливість. Также он успокаивает слаженные нервы.

Черный — это цвет темноты, но парадокс в том, что в самом сердце тьмы есть свет. Просто мало кто осмеливается заглянуть в темноту так глубоко. Поэтому черный помогает людям заглянуть в себя и раскрыться. Но не забудьте, что после применения черного лучше вернуться ко всей разновидности цветов.


1.5 Методы цветотерапии

Как сказано выше, цветотерапия широко применяется для решения как физических, так и эмоциональных проблем. Методы цветотерапии: действие цветовыми лучами, массаж с использованием масел для цветотерапии, рассмотрение и визуализация цветов, и даже выбор одежды определенных цветов и потребления продуктов специфической окраски. В продаже можно найти множество средств для цветотерапии: масла, соль для ванны, мыло, карты для медитации и очки.

Масла для цветотерапии

Масла для цветотерапии якобы помогают накапливать «цветовой» энергию. Их можно добавлять в воду для купания вместе с солью для ванны, использовать для массажа или даже как духи. В эти заряженные солнцем масла входят натуральные цвета различных частей фруктов и цветов, их основа — масло жожоба, подсолнечника, а также сафлоровоє масло.

Соль для ванны для цветотерапии

Соль для ванны для цветотерапии содержит натуральные морские соли, которые прекрасно открывают поры. Соль для ванны с терапевтическим эффектом помогает расслабиться, восстанавливает и тонизирует кожу, а также ускоряет заживление ран.

Очки для цветотерапии

Очки для цветотерапии — легкие и стильные очки с цветными линзами. Под действием дневного света цвет активизируется и попадает в организм непосредственно — через глаза.

РАЗДЕЛ II.

Проблема стресса, возникающего в процессе деятельности, приобретает все большую актуальность в связи с напряженным ритмом жизни, воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, повышенными требованиями к качеству жизни и условий труда. Внимание к стрессу объясняется его непосредственной связью с ведущими требований современной жизни.

По определению «стресс» (стрессовое состояние) — особый функциональное состояние организма человека, связанный с влиянием, прежде всего, выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется повышенной активацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или усталости, а также при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения и переутомления.

Стресс проявляется в разнообразных психических и соматических реакций на напряженные ситуации в деятельности человека. В настоящее время это состояние выделено в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ — 10): Z 73 «Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни».

Особенностью развития состояния стресса является сочетание неблагоприятных факторов трудовой нагрузки (умственной, зрительной, физической) с психологическими и организационными. Психологические факторы связанные с организацией работы: степенью широты и свободы принятых решений, степени влияния и контроля над ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроля над ним. Межличностные отношения являются самыми сильными факторами, которые могут вызвать стресс.

Стресс может оказывать как негативное, так и позитивное влияние на результаты деятельности человека. Однако длительное пребывание в стрессогенных условиях требует дополнительной мобилизации психологических и физических ресурсов человека, что может привести к отсрочка негативных последствий (возникновения патологии сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, психосоматических расстройств, неврозов). Стресс может вызвать негативные социально-экономические последствия — снижение производительности труда.

В настоящее время существуют различные методы профилактики возникновения стресса и лечения его проявлений. К ним относятся сеансы релаксации, психологические методы «разгрузки» организма, сеансы звукотерапии и аромотерапии, физические упражнения, планирование рабочего времени, а также непосредственное влияние на наиболее уязвимые органы и системы медикаментозными препаратами. Все большее признание в последнее время получает цветотерапия — бесконтактный метод лечения светом и цветом. Установлено, что под влиянием цвета в организме человека происходят физиологические изменения. Цвета могут стимулировать, нарушать, подавлять, успокаивать, повышать и подавлять аппетит, создавать ощущение холода или тепла. Это явление называется «хромодинамика». Все цвета имеют свое излучение, что несет ту или иную информацию. Влияние соответствующего цвета может оказывать лечебный эффект на определенный внутренний орган.


2.1 Программа

Перечисленные выше свойства цвета использованные в информационно-консультативной программе «Кольоропсихосоматика», которая была адаптирована нами для выявления стрессовых состояний у учащихся старшей школы. Программа позволяет быстро и точно определить психоэмоциональное и соматическое состояние человека, выявить индивидуальные особенности каждого обследованного и получить системную психологическую картину, что характеризует весь коллектив в целом. Эта программа используется для выявления начальных признаков проявления психосоматических нарушений психической дезадаптации и деформации в группе риска стресса, изучение личностных качеств и подбора индивидуальных коррекционных мероприятий.

Программа включает в себя диагностический и лечебный блоки. Диагностика психоэмоционального состояния проводится с помощью тестирования с использованием теста Люшера, по которым выбираются лучшие для испытуемого цвета, оттенки цветов, фигуры. Кроме этого испытуемый отвечает на ряд вопросов. Учитывается также время проведения тестирования. По данным теста состоит психологический портрет испытуемого, определяются доминирующие негативные эмоции и их влияние на физическое здоровье. На основании комплексной оценки полученных результатов, проводится подбор индивидуального курса цветокоррекции.

Важным фактором является возможность определения степени совместимости, прогнозирования возможности эффективного межличностного взаимодействия. На этой основе создается возможность для достижения наиболее продуктивных результатов деятельности как группы в целом, так и каждого отдельного представителя группы в составе коллектива.


2.2 Способ применения метода «коррекции»

Цветокоррекция включает в себя базовый курс (30 сеансов). Всего может быть не более 60 сеансов. Ежедневно (1-3 раза в день) испытан на экране своего компьютера воспроизводит курс цветотерапии, который выглядит как пульсирующая цветовая гамма, с индивидуальными для каждого испытуемого цветами, частотой пульсации и продолжительностью курса. В помещении не должно быть посторонних людей, отвлекающего шума, желательно, чтобы оно было затемненным. На экран компьютера ни падать прямой свет. Испытуемый должен удобно сидеть и, не отвлекаясь, смотреть на экран монитора. Ежедневная коррекция цвета обеспечивает кумулятивный эффект, при котором происходит «биологическое запоминания» и рост объема положительной реакции организма.

I. Группы риска

Выявление групп риска возможно при обращении за медицинской помощью, при проведении периодических медицинских осмотров, дополнительной диспансеризации.

II. Выявление признаков стресса.

В настоящее время известен широкий набор диагностических методик для оценки стресса, отличающихся друг от друга по диапазону и применением. Наиболее доступными и простыми в интерпретации шкала стресса Д. Фонтаны (1995 г.) и диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (1996 г.). (Приложение № 1,2).

III. Распределение по группам

В зависимости от степени выраженности стресса, факторов риска, всех испытуемых распределяют по трем группам:

1 группа — отсутствуют признаки стресса, отсутствуют психосоматические и невротические расстройства, нет признаков истощения адаптационных механизмов;

2 группа — признаки стресса проявляются умеренно, нарушения психоэмоционального состояния (утомляемость, нарушение пищеварения, бессонница, раздражительность, невозможность вечерами освободиться от переживаний дня, периодические головокружение и сердцебиение), отсутствуют психосоматические и невротические расстройства, нет признаков истощения адаптационных механизмов;

3 группа — выраженные признаки стресса, психосоматические и невротические расстройства, истощения адаптационных механизмов.

IV. Разработка лечебно — профилактических мероприятий

1 группа: — Создание оптимального режима труда и отдыха — наличие регламентированных перерывов, мікропауз;

Общеоздоровительные мероприятия — формирование здорового образа жизни.

2 группа: — Создание оптимального режима труда и отдыха — наличие регламентированных перерывов, мікропауз;

Общеоздоровительные мероприятия — формирование здорового образа жизни;

Формированию стрессоустойчивости — гідропроцедури, комплекс физических упражнений. Назначение базового курса (30 сеансов) «Кольоропсихокорекції»;

Организационно-психологические меры (социальная поддержка, регулярный контроль функционального состояния перед началом занятий, создание центров восстановления трудоспособности, комнат психологической разгрузки)

3 группа. В перечисленных выше рекомендаций прилагаются:

Консультации узких специалистов

Фармакотерапия (антиоксиданты, ноотропы, адаптогены, биостимуляторы).

«Кольоропсихокорекції» — базовый (30 сеансов) + курсы направленного воздействия на органы и системы, наиболее подвержены влиянию негативных эмоций и стрессов (после консультации специалиста)


2.3 Опыт применения информационно-консультативной программы

Ученики _____________, в ходе исследования, посвященного разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на исключение или максимальное ограничение причин возникновения стресса и его проявлений в учеников старших классов СОШ, использовали переработанную нами информационно-консультативную программу «Кольоропсихосоматика» и ее дополнение «Кольоропсихокорекція».

Перед применением программы «Кольоропсихосоматика» в исследуемой группе определялась наличие стресса с помощью шкалы стресса Д. Фонтаны, состоящий из 22 вопросов и позволяет путем балльной оценки получить представление о выраженность стресса у каждого испытуемого. Для более углубленного изучения проявлений стресса использовалась методика «диагностики уровня эмоционального выгорания». В. Бойко, что позволяет выявить сформированность фаз стресса и его ведущие симптомы.

По результатам исследования выявлено, что в 46,1% респондентов отмечаются умеренно выраженные признаки стресса, а для 30,8% опрошенных стресс является безусловным проблемой. Выделены доминирующие сформированы симптомы стресса: редукция обязанностей, что оказывается склонностью упрощать, сокращать, ограничивать свои обязанности, которые сопровождаются эмоциональными затратами. В первую очередь, при этом страдает успешность, снижается значимость обучения, обучение сводится к элементарному выполнения домашнего задания, упрощения решения задач, оформление различных видов работы. Также выявлены неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (формирование циничного и безразличного отношения, как к одноклассников и учителей), эмоционально-нравственная дезориентация, переживания психотравмирующих обстоятельств и формируются психосоматические и психотерапевтические нарушения.

По итогам анализа анкетирования учащихся _______________, установлено, что к числу наиболее значимых факторов, влияющих на формирование стресса, относятся как индивидуальные (пол, семейное положение, социально-экономическое положение, оценка себя как подростка), так и организационные факторы: частые конфликтные ситуации в школе, проблемы с одноклассниками, наличие будущих перспектив, взросления, выбор жизненного пути.

Проведенное исследование позволило подтвердить предположение о наличии факторов стресса у учеников старших классов, дать характеристику уровня стресса, разработать программу коррекции психосоматических и психовегетативных нарушений, определить приоритетные направления первичной и вторичной профилактики.

По результатам диагностики специалистов с помощью программы «Кольоропсихосоматика» во всех тестируемых выявлена высокая вероятность формирования психосоматических заболеваний различных органов и систем под влиянием негативных эмоций и стрессов. Результаты диагностики с использованием программы «Кольоропсихосоматика» соответствуют данным, полученным с помощью стандартных клинических методов обследования.

При анализе проявлений личностных качеств тестируемых выявлен низкий уровень степени удовлетворенности исполнениями», способности к самоотдаче, адекватности реакции на критику, способность к самодісциплінуванню.

С учетом выявленных нозологий и акцентов индивидуальности ученикам _____________ был назначен курс цветокоррекции.

В учеников, которые прошли курс цветокоррекции, отмечалось снижение проявлений стресса, отсутствие признаков усталости, реже выявлялись признаки вегетативных нарушений, увеличился объем внимания, повысился уровень умственной работоспособности. По результатам повторной диагностики программой «Кольоропсихосоматика» выявлено улучшение положительно-значимых личностных качеств, уменьшилась вероятность развития психосоматических заболеваний. Благоприятным моментом применения цветокоррекции стало отсутствие побочных эффектов, простота применения и наличие индивидуальных предпочтений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И .Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — 336с.

2. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001.

3. Базыма Б.А. Цветовая символика и психодиагностика. Вестник ХНУ, серия «Психология» №576, с. 21-25., Харьков 2002.

4. Базыма Б.А. Новые возможности теста Люшера в диагностике характерологических и поведенческих осо-бенностей подростков.

5. Базыма Б.А. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения // Вестник Харьковского униве-тета, серия «Психология», № 550. Материалы 4-х международных психологических чтений: “Психология в совре-менном измерении: теория и практика”, Харьков, 2002, с. 13-15.

6. Мар В. «Что означают цвета»; Феникс; 1997 г.

7. Базыма Б.А. Цвет и психика (продолжение)

8. Васильева М. Цветотерапия. Астрологические аспекты лечения цветом

9. Ваше здоровье: Материалы номера 29 (954) Здоровья и долголетия :: Необычный ракурс

10. Гете И.В. К учению о цвете. Хроматика. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. с. 300-340.

11. Григоренко Г.И., Денисенко Н.Ф., Коваленко Ю.А., Н.В. Маковецкая Нетрадиционные методы оздоровления

12. Гуляр С.А., Богуш Д.А. Современные технические методы и аппаратура электромагнитной коррекции функционального состояния организма.

13. Дрозд Н. Цветотерапия — лечение цветом ребенка

14. Колчин А.С., Плотникова О.В., Наволокин А.В. Цветотерапия в комплексе профилактических мероприятий

15. Люшер М. Цвет вашего характера. — М.: Вече, Персей, АСТ, 1996.

16. Материалы VI международной медико-фармацевтической конференции студентов и молодых ученых

17. Мергут, О. В гармонии с цветом / О. Мергут // Психолог. — 2006. — № 37. — С. 17-21

18. Нобель Альфред. Шведский институт, 2004 г.

19. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Пособие для специалистов в области психотерапии и психологии. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. — 384 с.

20. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире.

21. Рустемова Я. Ш. Мастер-класс по психологии: «Цветотерапия»

22. Сичкарь, Л. Хромотерапия, или Лечение цветом, цветная медитация / Любовь Сичкарь // Детский сад. — 2008. — № 21-24. — С. 95-96

23. Сельченок К. Принципы действия ЦПС

24. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с.

25. Серов Н.В. Теоретические проблемы психологии в хроматизме

26. Серов Н.В. Психологическая специфичность идеального. Представлено на Ананьевских чтениях — 06 (СПб: СПбГУ, 2006, с. 118-119)

27. Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб: «СЕТЕЙ». 1993. — 48 с.

28. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов МЦВ — модифицированный восьмицветный тест Люшера

29. Сурина Л.Н., Баранов А.А., Сурин-Левицкий С.В. Влияние цвета на здоровье, цветотерапия — лечение цветом

30. Цветное настороение: лечение цветом // Любимая. — 2008. — № 7. — С. 68-72

31. Чельник К. Стрессоустойчивость учителя

32. Шеймина Л. Что такое цветотерапия?


Приложение № 1

ШКАЛА СТРЕССА Д. ФОНТАНЫ

Заполните анкету быстро, не задумываясь над каждым вопросом.

1. Два человека, хорошо Вас знают, обсуждают Вас. Какие из следующих утверждений они, вероятнее всего, стали бы использовать:

а) X — очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно его/ее не беспокоит.

б) X — замечательный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ему/ей нечто время от времени.

в) Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.

г) Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.

д) Чем меньше я вижу X, тем лучше.

2. Присущие Вам в жизни некоторые из следующих наиболее распространенных черт?

— Чувство, что Вам редко удается что-нибудь сделать правильно

— Чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол, ловушку

— Плохое пищеварение

— Плохой аппетит

— Бессонница по ночам

— Кратковременные головокружение и учащенные сердцебиения

— Чрезмерная потливость в отсутствии физических нагрузок и жары

— Панические ощущения в толпе или закрытом помещении

— Усталость и нехватка энергии

— Чувство безнадежности (которая пользу во всем этом?)

— Слабость или тошнота без каких-либо внешних причин

— Очень сильное раздражение по поводу мелких событий

— Неспособность расслабиться по вечерам

— Регулярные пробуждения среди ночи или рано утром

— Трудности в принятии решений

— Невозможность перестать обдумывать или переживать события прошлого дня

— Слезливость

— Убеждение, что вы ни с чем толком не можете справиться

— Недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимых и важных жизненных дел

— Нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт

— Неспособность сказать «нет», когда тебя просят сделать нечто

— Ответственность большая, чем та, с которой Вы можете справиться

3. Насколько Вы оптимистичны в настоящее время: больше или меньше, чем обычно?

а) более оптимистичный б) то же самое в) менее оптимистичен.

4. Нравится ли Вам смотреть спортивные соревнования? — Да — нет

5. Можете ли вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины? — Да — нет

6. Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно:

а) с преподавателем: да нет б) с одноклассниками: да нет в) с членами семьи: да нет

7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни: а) Вы сами, б) некто другой?

8. Когда Вас критикуют в школе преподаватели, как Вы обычно чувствуете себя: а) сильно расстроены, б) умеренно расстроены, в) слабо расстроены?

9. Вы заканчиваете учебный день с чувством удовлетворенности от достигнутого: а) часто; б) иногда; в) только изредка?

10. Чувствуете ли Вы большую часть времени чувство, что у Вас есть невладнані конфликты с одноклассниками? — Да — нет

11. Объем выполняемой Вами работы превышает отведенное для этого время:

а) постоянно; б) иногда; в) только изредка?

12. Четко ли Вы представляете себе, какие у Вас перспективы после окончания школы:

а) как правило, б) иногда; в) лишь изредка?

13. Могли бы Вы сказать, что обычно у Вас достаточно времени, которое Вы тратите на себя? — Да — нет

14. Если вы хотите обсудить с кем-нибудь свои проблемы, легко ли вам обычно найти слушателя? — Да — нет

15. Находитесь ли вы на пути, который более-менее обеспечивает достижение Ваших главных жизненных целей? — Да — нет

16. Вы скучаете в школе на занятиях:

а) часто; б) иногда; в) очень редко?

17. Вы с удовольствием собираетесь в школу:

а) в большинстве случаев, б) в некоторые дни; в) лишь изредка?

18. Чувствуете ли Вы, что в школе по достоинству ценят ваши способности и дела? — Да — нет

19. Чувствуете ли Вы себя достойно вознаграждено в школе за ваши способности и дела (имея в виду оценки и похвала от учителей)? — Да — нет

20. Есть ли у Вас ощущения, что ваши учителя:

а) мешают получать знания, б) активно помогают Вам в учебе?

21. Если бы несколько лет назад Вы имели возможность увидеть себя таким, каким Вы есть сейчас, Вы считали бы себя:

а) превзошел собственные ожидания, б) соответствующим собственным ожиданиям;

в) не достигли собственных надежд?

22. Если бы Вы должны были оценить в баллах чувство симпатии к самому себе по шкале от 5 (максимальная) до 1 (минимальная), который бы бал вы себе поставили? — «5» баллов — «4» балла — «3» балла — «2» балла — «1» балл

Ключ для шкалы стресса

1.a) 0, b) l, c) 2, d) 3, e) 4.

2. Балл 1 за каждый ответ «да».

3. Балл 0 за ответ «более оптимистичен», 1 балл за ответ «то же самое», бал 2 за ответ «менее оптимистичен».

4.Бал 0 за ответ «да», 1 балл за ответ «нет»

5.Бал 0 за ответ «да», 1 балл за ответ «нет».

6.Бал 0 за каждый ответ «да», 1 балл за каждый ответ «нет».

7.Бал 0 за ответ «сам», 1 балл за ответ «никто другой».

8.Бал 2 за ответ «очень расстроен»; 1 балл за ответ «умеренно расстроен», балл 0 за ответ «слабо расстроен».

9.Бал 0 за ответ «часто», 1 балл за ответ «иногда», бал 2 за ответ «лишь изредка».

10.Бал 0 за ответ «нет», 1 балл за ответ «да».

11.Бал 2 за ответ «конечно», 1 балл за ответ »иногда«, балл 0 за ответ »только очень редко».

12.Бал 0 за ответ «в большинстве случаев», 1 балл за ответ «иногда», бал 2 за ответ «лишь изредка».

13.Бал 0 за ответ «да», 1 балл за ответ «нет».

14.Бал 0 за ответ «да», 1 балл за ответ «нет».

15.Бал 0 за ответ «да», 1 балл за ответ «нет».

16.Бал 2 за ответ »часто«, 1 балл за ответ »иногда«, балл 0 за ответ «очень редко».

17.Бал 0 за ответ «большинство дней», 1 балл за ответ «несколько дней», бал 2 за ответ »лишь изредка».

18.Бал 0 за ответ «да», 1 балл за ответ «нет».

19. Балл 0 за ответ «да», 1 балл за ответ «нет».

20.Бал 1 за ответ а), балл 0 за ответ Ь).

21.Бал 0 за ответ «превзошли все ваши ожидания», 1 балл за ответ «соответствует вашим ожиданиям», бал 2 за ответ «ниже ваших ожиданий».

22.Бал 0 за ответ «5», 1 балл за ответ «4» и так далее по уменьшению. За ответ «1» балл 4.

0 — 15. Стресс не является проблемой в жизни ученика.

16 — 30. Умеренный уровень стресса для занятого и захваченного ученика. Однако, следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

31 — 45. Стресс безусловная проблема. Очевидна необходимость корректирующих действий. Чем дольше ученик будет жить при таком уровне стресса, тем труднее что-либо сделать с ним. Это серьезный повод для тщательного анализа учебной деятельности и свободного времени.

46 — 60. На этом уровне стресс представляет собой главную проблему и нечто должно быть сделано немедленно. Ученик может оказаться очень близок к стадии истощения синдрома эмоционального выгорания. Напряжение должно быть ослаблена.

Приложение № 2

Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».

1. Организационные недостатки в школе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен обучением не меньше, чем раньше.

3. Я ошибся в выборе профиля обучения (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже учиться (менее продуктивно, не качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с одноклассниками очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как одноклассника мало зависит благополучие класса.

7. Когда я прихожу из школы домой, то некоторое время мне хочется побыть в одиночестве, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы одноклассника («свернуть» взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать людям того, что они просят от меня.

10. Мое обучение притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело в школе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) через переживания, связанных с обучением.

13. Взаимодействие с одноклассниками и учителями требует от меня большого напряжения.

14. Общение с людьми приносит все меньше удовольствия.

15. Я бы изменил место учебы.

16. Меня часто огорчает то, что я не могу должным образом подойти к изучению материала.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на обучение и общение.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с учителями.

19. Я настолько устаю в школе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. По причине нехватки времени, усталость или напряжение часто уделяю внимание занятиям меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения в школе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии учителей.

23. Общение с одноклассниками побудило меня сторониться людей.

24. При упоминании о некоторых одноклассников или учителей у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с одноклассниками отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с одноклассниками и учителями.

27. Обстановка в классе мне кажется очень тяжелой, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные со школой: нечто должно произойти, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо и т. п.

29. Если одноклассник мне неприятен, я пытаюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказывать домашним о своем обучении.

32. Бывают дни, когда мой эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах обучения.

33. Порой я чувствую, что надо проявить к однокласснику эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свое обучение.

35. Учителям и одноклассникам отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них благодарности.

36. При мысли о школе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с учителями.

38. Я часто радуюсь, видя, что мое обучение приносит пользу.

39. В последнее время (как всегда) меня преследуют неудачи в школе.

40. Некоторые стороны (факты) моей школьной жизни вызывают глубокое разочарование, вводят в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с одноклассниками складываются хуже, чем обычно.

42. Я различаю людей хуже, чем обычно.

43. Усталость от обучения приводит к тому, что я пытаюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я конечно проявляю интерес к личности человека кроме того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу в школу отдохнув, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что общаюсь с одноклассниками автоматически, без души.

47. В школе встречаются настолько неприятны люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. В школе я чувствую постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в школе меня вдохновляют.

51. Ситуация в школе, в которой я оказался, кажется безвыходной (почти безвыходной).

52. Я потерял покой через обучение.

53. В течение последнего года была жалоба (были жалобы) на мой адрес со стороны одноклассников и учителей.

54. Мне удалось беречь нервы благодаря тому, что многое из того, что происходит с одноклассниками я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто со школы приношу домой негативные эмоции.

56. Я часто учусь через силу.

57. Раньше я был более чутким и внимательным к одноклассников, чем теперь.

58. В общении с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».

59. Иногда иду в школу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного учебного дня я чувствую недомогание.

61. Контингент людей, с которыми я должен общаться, очень тяжелый.

62. Иногда мне кажется, что результаты моего обучения не стоят тех усилий, которые я трачу.

63. Если бы мне повезло с выбором школы, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии от того, что в школе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я делаю со своими одноклассниками так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю одноклассников, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание со стороны учителей.

67. Чаще всего после учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорее бы учебный день закончился.

69. Состояния, просьба, потребности одноклассников конечно меня искренне волнуют.

70. Общаясь с людьми, я обычно как бы ставлю экран, который защищает от чужих страданий и негативных эмоций.

71. Общение с людьми очень разочаровало меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой учебный день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работы выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Мое обучение сложилось удачно.

76. Я очень нервничаю через все, что связано со школой.

77. Некоторых из своих одноклассников и учителей я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю одноклассников, которые полностью посвящают себя учебе, почти забывая про другие интересы.

79. Моя усталость в школе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю занятиям меньше внимания, но так, чтобы учитель этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми.

82. До всего (почти ко всему, что происходит в школе, я потерял интерес, живое чувство.

83. Общение с людьми плохо повлияло на меня разозлило, сделало нервным, притупило эмоции.

84. Большие нагрузки в школе явно подрывают мое здоровье.

Согласно «ключа» осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»,

3) подводится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживания психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2), +13 (3), +25 (2), — 37 (3), +49 (10). +61 (5). — 73 (5)

2. Недовольство собой:

— 2 (3), +14 (2), +26 (2), — 38 (10), — 50 (5), +62 (5). +74 (3)

3. «Загнаність в клетку»:

+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5). +63 (1), — 75 (5)

4. Тревога и депрессия:

+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)

«РЕЗИСТЕНЦІЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+5 (5), — 17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10). — 18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), — 78 (5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2). +19 (10), — 31 (2), +43 (5). +55 (3), +67 (3), — 79 (5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5). +20 (5), +32 (2). — 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)

«ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит:

+9 (3), +21 (2), +33 (5), — 45 (5), +57 (3), — 69 (10), +81 (2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+10 (2), +22 (3), — 34 (2). +46 (3). +58 (5), +70 (5), +82 (10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11 (5), +23 (3). +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10)

4. Психосоматические и психотерапевтические нарушения:

+12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сформирован симптом,

10-15 баллов — складной симптом,

16 и более — сформирован.

Оценка показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37 — 60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформирована фаза.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий