Эволюция чувства свободы (по произведениям Пушкина)

Дата: 12.03.2014

		

     Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года.
Через 12 лет он поступил в Царскосельский лицей, где пробыл 6 долгих лет. Для
Пушкина это был не только источник дорогих воспоминаний, но и место, где
определились его убеждения и миропонимание. Одной из задач преподавателей было
воспитание в молодых людях чувства чести и гражданского долга. Там же друзьями
Александра Сергеевича стали будущие декабристы и известные поэты.

      
Отечественная война 1812 года и победа в ней пробудили в людях гордость за
страну и надежду на её возрождение. Однако в судьбе народа ничего не изменилось
в хорошую сторону, для крестьян начались ещё более трудные послевоенные годы.
Видя это, русская интеллигенция активно создаёт политические кружки, начинает
действовать во имя спасения Отечества. Пушкин с радостью принимает участие в
тайных собраниях и пишет свободолюбивые стихотворения. Пером поэта руководит
любовь к своей стране и народу.

      
Одним из первых таких произведений было обращение «К Чаадаеву», написанное
совсем юным ещё Пушкиным в 1818 году. Идеей стихотворения стали мысли о
вольности, чести, рабстве и его безнравственности. Здесь хорошо видно влияние
поэзии XVIII века, это ещё «предпушкин», он пользуется речевыми
штампами : «звезда пленительно счастья», «сон», «утренний туман», «под гнётом
власти роковой». В начале стихотворения говорится о забавах юности и мечтах,
которые присущи всем в 19 лет:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Пушкин молод, полон сил и энергии. Об этом говорит и
рваная строка, придающая стихотворению динамичность. На это указывают и такие
строчки:

Но в нас горит ещё желанье…

… … … … … … … … … … … … … …

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты первого свиданья.

Автор пользуется одной из самых мощных структур в
стихотворении: периодом:

Пока свободою
горим,

Пока сердца для
чести живы,

Мой друг!
Отчизне посвятим

Души прекрасные
порывы.

Поэт оптимистичен и вкладывает свою веру в сердца
читателей:

Товарищ, верь:
взойдёт она,

Звезда
пленительного счастья,

Россия вспрянет
ото сна,

И на обломках
самовластья

Напишут наши
имена!

      Правительство видит в Пушкине опасного врага,
молодого, энергичного и мужественного человека. Выход один: отправить поэта в
ссылку. Но Александр Сергеевич не сдаётся, продолжает творить, и одним из
вольнолюбивых стихотворений, написанных в ссылке, становится «Узник». Здесь
автор отразил свои мысли о свободе. Он понимает её как биологическое,
врождённое чувство, ведь не случайно героем стихотворения выбран орёл- сильная
и вольная птица.

      В «Узнике» Пушкин говорит не только о своей ссылке и
о желании быть свободным, но и призывает к жизни на воле и борьбе за это
счастье:

Мы вольные
птицы; пора, брат, пора!

 Туда, где за
тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь
ветер…да я!

      После подавления восстания декабристов Пушкин не
отказывается от своих взглядов, а наоборот, позиция его становится более
критичной. Но поэт потрясён казнью пятерых декабристов, рисунок виселицы с тех
пор стал часто появляться в его черновиках.

     В 1827 году он создаёт стихотворение «Арион», где иносказательно
изображает события на Сенатской площади. Все занимались своим делом: «Иные
парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны вёсла».
О себе Пушкин
говорит так:

А я- беспечной
веры полн, —

Пловцам я пел…

Мне кажется, поэт понял, что его мечтания слишком
легкомысленны и изменить всё будет очень трудно. Однако желание борьбы за
свободу Пушкин не утратил:

Я гимны прежние
пою

И ризу влажную
мою

Сушу на солнце
под скалою.

    Здесь, как и в предыдущих произведения, присутствует
рваная строка, придающая стихотворению динамичность.

      Проанализировав основные свободолюбивые
стихотворения Пушкина, мы можем сделать вывод, что поэт всегда мечтал о счастье
людей, о спокойной и вольной жизни, боролся за это счастье, но мечтаньям его
н7е суждено было сбыться. На мой взгляд, полной свободы у людей нет и по сей
день.  

                            
«5
/5»

  Комментарии
учителя
: Почему? Что можно сделать твоему поколению? Можно ещё написать о
том, что его дело продолжили другие поэты: Лермонтов, Некрасов…

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий