ТЕМА
ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ
ПУШКИНА
Чувство
дружбы у Пушкина
— это
огромная ценность,
которой равновелики
лишь любовь,
творчество
и внутренняя
свобода.
Тема
дружбы проходит
через все
творчество
Пушкина, начиная
с лицейского
периода и
заканчивая
последним
годом жизни.
В лицейский
период, который
является в
основном
подражательным,
дружба им
осмысливается
в свете «легкой
поэзии» Парни,
которая в русской
литературе
вначале была
отчасти культивирована
Батюшковым.
В своей подражательной
лирике Пушкин
воспринимает
этот стиль
Батюшкова и
Парни, и пафос
дружеской
лирики лицейского
периода состоит
в составлении
некоей оппозиции
классицистическим
ценностям.
Рассудок,
бог с тобою…
Под стон
ученых дураков…
Без них
мы пить умеем.
(«К
студентам»)
Лирика
Пушкина этого
периода насыщена
анакреонтической
тематикой,
которая состоит
в воспевании
эпикурейских
ценностей.
В стихотворении
«К студентам»
поэтизируется
веселая пирушка,
воспевается
вино и радости
дружеского
беззаботного
общения:
Друзья,
досужей нас
кабак
Все тихо,
все в покое
Скорее
скатерть и
бокал
Сюда
вино златое!
Оппозицию
классицизму
в дружеской
лирике лицейского
периода составляют
и сентименталистские
ценности, среди
которых важное
место занимает
дружба «С Ниферой,
с портиком,
и с книгой, и
с бокалом»
(«К Каверину»,
1817 г.).
В этом послании,
как и во всех
остальных
посланиях
лицейского
периода, Пушкин
призывает
всех своих
друзей оставить
волнения и
заботы света
и присоединиться
к интимному
кругу друзей,
объединенных
под призывом:
«Блажен, кто
веселится в
покос, без
забот…»
Покой,
беззаботное
веселье, шумный
пир друзей,—
вот что составляет,
по мнению поэта,
человеческое
счастье. Как
и поэты-сентименталисты,
Пушкин ставит
чувство дружбы
выше общественных
и государственных
благ:
И станут
самые цари
Завидовать
студентам.
Самое
ценное в дружбе
Пушкин видит
в сердечности
и искренности
друзей:
Он друг
без этикета.
Не требует
привета
Лукавой
суеты.
Чувство
сердечной
привязанности
к своим друзьям
Пушкин пронесет
через всю свою
жизнь, оно
присутствует
даже в гражданской
лирике петербургского
периода.
Поэтам-декабристам
дружба виделась
как союз людей,
одержимых
одной идеей.
Пушкин в своей
гражданской
лирике не приемлет
такой классицистический
взгляд, и чувство
дружбы в его
стихах в этот
период выглядит
иначе, чем у
декабристов.
Высокая цель
не должна
исключить
наслаждение
дружеским
общением, даже
наоборот, дружба
становится
опорой и поддержкой
в гражданском
служении долгу
и Отечеству.
Соединение
интимного
чувства дружбы,
равно как и
любви, с высокими
гражданскими
чувствами
отражено в
стихотворении
«К Чаадаеву».
Поэт призывает
адресата к
высокой цели
не только как
политического
единомышленника,
но как друга,
что подчеркнуто
обращениями
типа: «мой друг»,
«товарищ, верь…»
В этот
же период Пушкин
начинает
разрабатывать
в своих стихах
тему свободы,
и дружба становится
как бы «третьим
компонентом»в
ряду «любовь
и тайная свобода».
В стихотворении
«Послание
к кн. Горчакову»
«младых повес
счастливая
семья, где ум
кипит, где в
мыслях волен
я», дружеское
общение становятся
как бы почвой
этой свободы.
Но друзья
не вечны, дружеские
пиры происходят
все реже и реже,
наступает
разочарование
и в гражданских
идеях, и Пушкин
уезжает в южную
ссылку, где
оказывается
целиком охвачен
романтическими
настроениями.
Дружеская
лирика в этот
период творчества
поэта очень
своеобразна,
романтик никогда
не ищет счастья
в друзьях, он
порывает со
своим прошлым.
Всю довольно
малочисленную
дружескую
лирику этого
периода отчетливо
характеризует
стихотворение
«Дружба». Мотив
этого стихотворения
затем подхватит
Лермонтов, и
это станет
лейтмотивом
его лирики.
У Пушкина
теперь друзьями
становятся
море и горы,
но с ними поэт
не может быть
на равных, хотя
и говорит о
шуме моря,
прощаясь с
ним, что он:
как друга
ропот заунывный,
как зов
его в прощальный
час.
Уже само
по себе стихотворение
«К морю» является
прощальным.
Южные романтические
наброски поэта
сменяются
философичностью
лирики и внутренним
самосозерцанием.
Буря, бушевавшая
в душе романтика,
утихла, уступив
место гармонии
и покою. Но
наследие
романтического
периода
— свобода
— не
оставляет
поэта. Тема
внутренней
свободы выбора
каждого человека
звучит и в
дружеской
лирике поэта.
Дружеские
чувства не
зависят от
политики, в
них мы вольны.
В стихотворении
«19
октября
1827 г.»,
написанном
на годовщину
открытия лицея,
Пушкин говорит
о том, что он
по-прежнему
помнит о всех
своих друзьях,
где бы они ни
были. Для него
они все равны,
и те, кто на
«царской службе»,
и те, кто в «мрачных
пропастях
земли». «Я гимны
прежние пою»,
— признается
поэт в стихотворении
«Арион».
Пушкин
остается
по-прежнему
верен своим
друзьям-декабристам
и поддерживает
их в трудный
для них час
своим знаменитым
посланием в
Сибирь «Во
глубине сибирских
руд…».
Друзья
мои, прекрасен
наш союз!
Он, как
душа, неразделим
и вечен.
Но в этом
стихотворении,
открывающем
цикл, написанный
к лицейской
годовщине,
уже четко
просматривается
тема одиночества.
Поэту невыразимо
больно и грустно
оттого, что
с ним сейчас
нет его друзей:
Печален
я, со мною Друга
нет,
С кем
долгую запил
бы я разлуку.
Эти
настроения
все больше
завладевают
Пушкиным, и
каждое последующее
«19
октября» окрашено
в более мрачные
тона. Пораженный
смертью Дельвига,
Пушкин пишет:
«И мнится, очередь
за мной…»
Стихотворение
«Чем чаще
празднует
лицей…» тоже
наполнено
грустью. Итак,
в конце жизни,
пережив «бурь
порыв мятежный»,
Пушкин опять
возвращается
к лицейской
теме, но теперь
она звучит
по-другому.
Верна
мысль критика
о том, что «лицей
становился
в сознании
Пушкина идеальным
царством дружбы,
а лицейские
друзья
—
идеальной
аудиторией
его поэзии»,
хранителями
культа дружбы,
тему которой
Пушкин пронес
почти через
все свое творчество.