История стандартизации и сертификации

Дата: 13.03.2013

		

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ
АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

Факультет:
«Экономики и управления»

Специальность
100103: «Социально-культурный сервис и туризм»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:
Стандартизация и сертификация в социально-культурном сервисе и туризме

Тема: История
стандартизации и сертификации

Выполнил:

Студентка
4 курса,

5-6531-4/4
группы

Трусова
Е.С.

Проверил:

Аникиенко
Т.И.

г. Красноярск, 2009 г.

Оглавление

Введение

Глава
1. Стандартизация

1.1
Понятие стандартизации

1.2
История развития стандартизации

1.3
Сущность стандартизации

Глава
2. Сертификация

2.1
Понятие сертификации

2.2
История развития сертификации

2.3
Сущность сертификации

Заключение

Список
использованной литературы

Введение

Тема контрольной работы
— история стандартизации и сертификации.

В ней будут раскрыты
ответы на вопросы: понятие стандартизации; история развития стандартизации;
сущность стандартизации; понятие сертификации; история развития сертификации; сущность
сертификации и заключение.

Дисциплина
«Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
относится к циклу специальных дисциплин и призвана сформировать знания, умения
в области стандартизации и сертификации продукции и услуг, в том числе
туристских.

В
соответствии с квалификационными требованиями, специалист должен знать теоретико-методологические
основы, сущность, основные направления, принципы стандартизации и сертификация
социально-культурных и туристских услуг, как составной части социальной
политики.

В
рамках социальной политики осуществляется организация социальной работы с населением;
тенденции в развитии учреждений социально культурного сервиса и туризма
(нормативно-правовая база, модели, методики проектирования и опыт реализации
программ); организационные формы по стандартизации и сертификации
социально-культурным сервисом и туризмом; роль предприятий
социально-культурного сервиса и туризма в реализации социальных интересов
населения.

При
этом особое внимание уделяется раскрытию характера всех форм и видов управления
и т.д.

Предметом
изучения дисциплины «Стандартизация и сертификация в социально-культурном
сервисе и туризме » является система установленных стандартов, требований
и процедур сертификации в социально-культурном сервисе и туризме.

Сегодня,
в период жесткой конкуренции на рынке, главной составляющей успеха будет
выступать качество товаров и услуг. Именно качество является основным фактором
реализации товара по выгодной цене. Поэтому очень остро стоит вопрос освоения
методов обеспечения качества, которые, в свою очередь, базируются на
стандартизации и сертификации.

Глава
1. Стандартизация

1.1
Понятие стандартизации

Стандартизация
– это процесс установления и применения стандартов. Это деятельность по
установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения следующих
аспектов: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества потребителя; технической и информационной совместимости, а
также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в
соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства
измерений; экономии всех видов ресурсов.

1.2
История развития стандартизации

История
стандартизации не намного короче истории человечества.

В
одних источниках ее описание начинается со времен Древнего Египта, в других
зарождение стандартизации связывают с началом строительства Великой Китайской
стены (221–206 гг. до н. э.). Процесс упорядочения, всегда сопровождал жизнь
человека, и историю стандартизации можно проследить на основе эволюции
принципов и методов трудовой деятельности людей:

Первобытный
строй – типовые технологии изготовления орудий труда
(топоры, рубила). Люди стремились отбирать наиболее удачные результаты для их
повторного использования.

Древний
Египет – соблюдение размеров снаряда для его веса при
изготовлении катапульт.

Киевская
Русь – спецификация плотницкого, гончарного, кожевенного,
стекольного, иконописного, книгопечатного и других (более 60) промыслов и
(более 200) ремесел Московской Руси.

с
Х по ХVI в. в России – надзор за торговым весом и всяким
мерилом, порученным церкви.

При
Иване Грозном – введение единообразия державных
требований: «во всей державе – одна вера, один вес, одна мера».
Вводятся стандартные калибры кружала для измерения пушечных ядер.

При
Борисе Годунове, XVI в. — введение эталона «большой
государев кирпич» (311×133×89 мм);

При
Петре I – уральское железо с клеймом «Старый
соболь».

Также
были введены повышенные требования к качеству отечественных товаров,
экспортируемых Россией (древесина, лен и др.). Помимо этого можно найти и практическое
подтверждение развития стандартизации на основе разработанных нормативных
документов и событий:

1827 г.
– образцовые меры и весы в России сравнены с иностранными.

1835 г.
– разработан указ «О системе российских мер и весов».

1893 г.
– Д. И. Менделеевым создана Главная палата мер и весов.

1899 г.
– принят первый русский метрический стандарт «Русский нормальный
метрический сортамент фасонного железа. Угловое, тавровое, корытное и зетовое
железо».

1901 г.
– создана Британская ассоциация технической стандартизации.

Стандартизация
в СССР
тесно связана с системой планирования и управления народным хозяйством. Она
является одним из элементов государственной технической политики. В условиях
плановой социалистической экономики важнейшая особенность стандартизации — её
активная роль в управлении народным хозяйством, выражающаяся в деятельности
государственных органов, предприятий и организаций по установлению и применению
обязательных правил, норм и требований, направленных на ускорение научно-технического
прогресса, повышение производительности труда и улучшение качества продукции.
Первый документ Советского правительства в области стандартизации — декрет СНК
РСФСР от 14 сентября 1918 «О введении международной метрической системы
мер и весов». 15 сентября 1925 СНК СССР принял решение о создании Комитета
по стандартизации при СТО под председательством В. В. Куйбышева. Комитет 7 мая
1926 утвердил первый общесоюзный стандарт: ОСТ — 1 «Пшеница. Селекционные
сорта зёрен. Номенклатура». Этот стандарт получил тогда силу
государственного закона. С 1936 по 1940 г., разработкой и утверждением стандартов занимались также народные комиссариаты, а с июля 1940 г. — Всесоюзный комитет по стандартизации при СНК СССР, который в 1948 был включен в состав
Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники
в народное хозяйство (Гостехника СССР). С1951 по 1953 г. — центральным органом по стандартизации стало Управление по стандартизации при Совете
Министров СССР. С 1953 по 1954 г. — Управление по стандартизации при Госплане
СССР. С 1954 стандартизацией руководит Комитет стандартов, мер и измерительных
приборов при Совете Министров СССР, преобразованный в 1970году в Госкомитет
стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР). В
1963 г. — введена Международная система единиц (СИ). В1968 г. – разработан и
утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации»
(ГСС) и были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт
Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ),
стандарт предприятия (СТП). В систему органов и служб
Госстандарта СССР входят республиканские управления, центры по стандартизации и
метрологии, а так же научно-исследовательские институты, лаборатории госнадзора
за соблюдением стандартов. В отраслях промышленности, в области стандартизации
работает более 600 головных базовых организаций, в том числе отраслевые
научно-исследовательские институты (в судостроении, авиационной,
электротехнической, электронной и радиотехнической промышленности). Основные задачи
стандартизации в СССР: установление требований к техническому уровню и качеству
продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также
норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции,
позволяющих обеспечить оптимальное качество и ликвидировать нерациональное
многообразие видов, марок и типоразмеров; развитие унификации и агрегатирования
промышленной продукции, как важнейшего условия специализации производства, комплексной
механизации и автоматизации производственных процессов; повышения уровня взаимозаменяемости,
эффективности эксплуатации и ремонта изделий; обеспечение единства и
достоверности измерений в стране; создание и совершенствование государственных
эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей
точности; установление унифицированных систем документации; систем
классификации и кодирования технико-экономической информации; установление единых
терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, в отраслях
народного хозяйства; установление системы стандартов безопасности труда;
установление систем стандартов в области охраны природы и улучшения
использования природных ресурсов; создание благоприятных условий для
внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.
С 14 октября 1970 г.- отмечается Всемирный день стандартов. 1992 г. — введен закон РФ «О защите прав потребителей» . В1993 г. — введены законы «О
стандартизации«, »Об обеспечении единства измерений«, »О
сертификации продукции и услуг«. 1994 г. – создана концепция стандартизации и сертификации услуг. В 1998 г. – разработана Концепция национальной системы стандартизации. В 2002 г. – принят федеральный закон »О техническом регулировании». Принятие данного закона
считается началом реорганизации системы стандартизации в России.

Правовые основы
стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных
органов управления, а также предприятий и предпринимателей общественных
объединений, и меры государственной защиты интересов потребителей и
государства. Посредством разработки и применения нормативных документов по
стандартизации установлены Законом РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1 (с изменениями от 27 декабря 1995 г.). В Законе определены основные положения,
принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые
являются едиными и обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений
независимо от формы собственности, а также для граждан-предпринимателей.
Действие данного Закона распространяется на изготовителей продукции, продавцов,
исполнителей услуг, конструкторские, проектные, транспортные и другие
организации и предприятия.

1.3 Сущность
стандартизации

Деятельность
по стандартизации осуществляется на разных уровнях. Уровни стандартизации
различаются в зависимости от того, участники какого географического,
экономического, политического региона мира принимают стандарт. Выделяют: международный
уровень (участие открыто для соответствующих
органов любой страны); региональный уровень (только
для соответствующих органов государств одного географического, политического
или экономического региона); национальный уровень (в
одном конкретном государстве). При этом национальная стандартизация также может
осуществляться на разных уровнях: как на государственном, отраслевом, на уровне
ассоциаций, производственных фирм; так и на административно территориальном
уровне
(проводится в административно-территориальной единице (в провинции, крае).

Как
и любая деятельность, стандартизация базируется на определенных принципах. В
своей работе И. М. Лифиц, выделяет следующие важнейшие принципы стандартизации:

1.
Добровольное
применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный
стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере,
независимо от страны или места происхождения продукции, выполнения работ
и
оказания услуг.

2.
Применение
международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение
могут составить случаи, когда соответствие
требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их
требований климатическим, географическим или техническим особенностям страны.

3.
Сбалансированность
интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих
продукцию. Участники работ по стандартизации, исходя из
возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуг, с одной стороны, и
требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается
как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства
заинтересованных сторон.

4.
Динамичность
и опережающее развитие стандарта.

Научно-технический
процесс вносит постоянные изменения в деятельность людей и в производимую
продукцию и услуги. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам,
более того, носить опережающий характер, чтобы не сдерживать хозяйственное
развитие страны.

5.
Эффективность
стандартизации.

Применение
нормативных документов должно давать экономический или социальный эффект.
Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии
ресурсов, технической и информационной совместимости, повышению надежности. А
социальный эффект дают стандарты, направленные на обеспечение безопасности
жизни и здоровья людей, окружающей среды.

6.
Принцип
гармонизации.

Данный
принцип предусматривает недопустимость таких стандартов, которые бы
противоречили техническим регламентам. С целью снятия барьеров в международной
торговле необходимо создание идентичных документов, разработанных для одного и
того же объекта.

7.
Четкость
формулировок положений стандарта.

Возможность
двусмысленного толкования может привести к серьезным нарушениям и последствиям.

Итак,
в процессе стандартизации осуществляется деятельность по установлению
требований для обеспечения качества продукции, работ и услуг. Соответственно,
основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение
качества продукта (услуги), устранение технических барьеров в международном
товарообмене, содействие сотрудничеству в различных областях. Разновидности
нормативных документов, на основании которых осуществляется деятельность по
стандартизации:

Стандарт –
нормативный
документ,
разработанный
на основе консенсуса, утвержденный признанным
органом,
направленный
на достижение оптимальной степени упорядочения в области.
В
переводе с латинского «консенсус» означает отсутствие возражений по
существенным вопросам у большинства заинтересованных
сторон
и не предполагает полного единодушия. Стандарт обычно основан на обобщенных
результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта,
тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный
стандарт – это временный документ,
который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга
потенциальных потребителей. Информация, полученная
в процессе использования предварительного
стандарта, и отзывы об этом документе служат базой ля
решения вопроса о целесообразности принятия стандарта. Руководство
ИСО (Международной организации по стандартизации), обобщая международный опыт
стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: Основополагающий
стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие
положения для определенной области. Обычно используется как стандарт либо как
методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие
стандарты. Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации
являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина,
примеры его применения и т. д. Стандарт на методы испытаний,
который устанавливает
методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий
(например, отбор пробы или образца). Стандарт на продукцию,
содержащий
требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции её
назначению, может быть полным или неполным. Неполный стандарт устанавливает
требования к продукции (только к параметрам качества, к правилам поставки и т.
д.). Полный стандарт устанавливает, не только указанные требования,
но и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования,
хранения. Стандарт на процесс, стандарт на
услугу это нормативные документы,
в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например,
технология производства), услуга (автосервис, банковское обслуживание). Стандарт
на совместимость, который устанавливает
требования, касающиеся
совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей,
узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например: на
систему воздухоочистки, сигнализационную систему.

Помимо
стандарта существует документ технических условий, который
устанавливает технические требования к продукции, услуге,
процессу.
1. Упорядочение
объектов стандартизации. Данный метод направлен
на сокращение многообразия, т. е. приведение объектов к типовым. В свою
очередь, в упорядочении выделяются свои методы.

Систематизация
классифицирование и ранжирование объектов по
каким-либо общим признакам. На базе таких группировок создаются общероссийские
классификаторы. Селекцияотбор
конкретных объектов, признанных целесообразными для дальнейшего производства и
применения в общественной деятельности.

Симплификация
определение
конкретных объектов, признанных нецелесообразными для дальнейшего производства
и применения в общественной деятельности.

Типизация –
создание типовых образцов, конструкций, технологических правил, форм
документации. Оптимизацияпроцесс
нахождения оптимальных параметров назначения, качества и экономичности.

2.
Параметрическая
стандартизация. Для того чтобы
осуществить оптимизацию, необходимо установить параметры продукции, т. е. количественные
характеристики её свойств. Главные параметры продукции – это характеристики,
определяющие назначение и условия использования продукции. Например:


размерные параметры (размер одежды, размер прибора);


весовые параметры (масса);


параметры производительности (производительность станков);


энергетические параметры (мощность двигателя).

Каждая
продукция характеризуется рядом параметров, которые называются параметрическим
рядом. Например, российский женский размер одежды 44 подразумевает обхват груди
88 см, обхват талии 70 см, обхват бедер 94 см. Эти данные выведены на основе антропометрических измерений большого числа российских женщин и обработанных
методами математической статистики. И так для каждой продукции определенного назначения,
принципа действия и конструкции.

3.
Комплексная
стандартизация. Подразумевает под собой
установление и применение системы взаимоувязанных требований, как к самому
объекту стандартизации, так и к отдельным его элементам. Например, по отношению
к продукции – это требования к качеству готовой продукции и к качеству сырья
для её изготовления, а также условий хранения и потребления.

4.
Опережающая
стандартизация. Данный метод
предусматривает установление повышенных по отношению к достигнутому на
практике
уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые должны стать
оптимальными в последующее время. Необходимость в данном методе связана с тем,
чтобы предотвратить технические барьеры, не тормозить технический прогресс, поскольку
для того, чтобы разработать новый стандарт, потребуется определенное время,
которое может сказаться на простое производства. В связи с этим необходима
опережающая стандартизация для перспективных видов продукции. Таковы основные
методы, используемые в деятельности по стандартизации.

2.Сертификация

2.1
Понятие сертификации

В
повседневной жизни и коммерческой практике термин «сертификация» стал
известен только в последнее десятилетие. Однако сертификация, как процедура
применяется давно и термин «сертификат» известен с XIX в. и в переводе
с латыни означает «сделал верно».

Сертификат
– это удостоверение. Специалисты в финансовой сфере трактуют сертификат в одних
случаях как денежное свидетельство на определенную сумму, в других – как
облигацию специального государственного займа. Значит, сертификация –
это
процедура, посредством которой орган по
сертификации документально удостоверяет, что
продукция, процесс или услуга соответствуют
установленным требованиям технических регламентов, положениям
стандартов.

Цели
сертификации:

1)
содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

2)
защита потребителя от недобросовестного изготовителя;

3)
контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

4)
создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином
товарном рынке России;

2.2
История развития сертификации

Исторические
сведения свидетельствуют о стремлении производителей товаров подтверждать, в
том числе и письменно, качество своих изделий, снабжая их «заявлениями
соответствия». Такие заявления охватывали широкий круг товаров. Примером
могут служить свидетельства знаменитых художников Возрождения, которые гарантировали
сохранность своих картин в течение 300 лет. Некоторые из этих гарантий
подтвердились. Однако деятельность по сертификации не осуществлялась только со стороны
производителей. Она происходила и со стороны государственных и различных
организаций, которые подтверждали соответствие товара определенным требованиям.
В России есть классификационная организация – Морской регистр. Она создана в 1913 г., Занималась тем, что сейчас называют сертификацией гражданских судов на их безопасность,
причем эта сертификация сразу же стала проводиться по международным правилам.
Поэтому уже тогда она была не только престижна, но и выгодна судовладельцам:
страховка таких судов обходилась дешевле, а его фрахт (плата за перевозку
грузов или пассажиров) – дороже. Предшественницей российской сертификации была
сертификация в СССР отечественной экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась
в зарубежных центрах и её обязательность фактически устанавливалась не
отечественными законами, а законодательством тех стран, куда товары
поставлялись. В 1984 г. Правительством СССР было принято постановление о
сертификации экспортируемой продукции. В 1986 г. Госстандартом был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения. В 1988 г. странами – членами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) была подписана конвенция о системе
оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции. К 1991 г. в России функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств. Вместе
с тем в СССР осуществлялась оценка соответствия продукции и в других формах: государственная
приемка продукции, государственные испытания и т. д. После ликвидации СССР эти
процессы были официально отменены. Сегодня в России действуют различные системы
сертификации. В системе Минэкономразвития — государственная система классификации
гостиниц и других средств размещения. В данной системе производится аттестация
помещений на категории «звезды» — выдается сертификат
категории. Во внешней торговле используются сертификаты
происхождения, сертификаты подтверждения и т. д. Сертификат происхождения

это принадлежность страны-экспортера к категории стран, которым предоставляются
льготы по уплате таможенных платежей. К ним относятся развивающиеся страны — Китай,
Сингапур и т. д. Сертификат подтверждения доставки подтверждает,
что товар поставлен в Россию и принят под режим экспортного контроля. Суть
контроля заключается в том, чтобы товар был использован в целях, указанных в
документе, и не передавался другому субъекту хозяйственной деятельности без разрешения
Минэкономразвития России. Сегодня сертификация в России проводится в
соответствии с законодательными актами и нормативными документами, в том числе
в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» от
07.02.1992 № 2300-1. В данном законе установлена обязательность сертификации безопасности
товаров народного потребления. Сертификация является одним из видов
деятельности по оценке соответствия, т. е. соблюдения установленных требований к
продукции, процессу или услуге. Комитет по вопросам сертификации (СЕРТИКО)
Международной организации по стандартизации (ИСО) в руководстве № 2 ИСО (ИСО /МЭК2)
версии 1982 г. определил сертификацию, как действие, удостоверяющее посредством
сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга
соответствуют определенным стандартам или другим нормативным документам. Таким
образом, сертификация получила всемирное признание как одна из форм обеспечения
высокого качества и безопасности продукции.

2.3
Сущность сертификации

1.
Законодательная основа сертификации. Закон РФ «О сертификации», «О
защите прав потребителей» и другие правовые акты.

2.
Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с международными нормами и
правилами. Гармонизация является условием признания сертификатов и знаков соответствия
за рубежом, тесного взаимодействия с международными, региональными и
национальными системами сертификации других стран.

3.
Открытость и закрытость информации. При сертификации должно осуществляться
информирование всех ее участников – изготовителей, потребителей, органов
сертификации и др. заинтересованных сторон. С другой стороны, при сертификации
должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую
тайну. Участниками сертификации являются:


изготовители продукции, исполнители услуг (первая сторона);


заказчики-продавцы (первая либо вторая сторона); продавец как получатель
продукции представляет вторую сторону, а при реализации товара покупателю — первую
сторону;

-органы
по сертификации, испытательные лаборатории, Рос-тех — регулирование РФ и другие
федеральные органы исполнительной власти (третья сторона). Орган по
сертификации (ОС) несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи
сертификата. Испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний осуществляют
аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) и выдают протоколы испытаний для
целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею
испытаний нормативных документов, а также за достоверность и объективность
результатов.

Если
орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным
центром.
Например,
известный центр испытаний и сертификации «Рос -тест — Москва». Для
организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции
или группы услуг создаются Центральные органы систем сертификации (ЦОС),
которые, в свою очередь, осуществляют руководство и координируют деятельность
ОС и ИЛ, рассматривают апелляции по поводу действий ОС и ИЛ. Главным участником
работ по сертификации является эксперт — лицо,
аттестованное
на право проведения одного или нескольких видов
работ в области сертификации. От его знаний,
опыта, личных качеств, т. е. компетентности,
зависят объективность и достоверность решения
о возможности выдачи сертификата.

Сертификация
– это процедура, посредством которой
орган по сертификации документально удостоверяет соответствие продукции
установленным требованиям. В качестве документального
удостоверения выступает свидетельство, которое может быть в виде сертификата
или декларации о соответствии. Сертификат соответствия
— документ, выданный по правилам системы сертификации, для подтверждения
соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.
Декларация
о соответствии — это документ, в котором изготовитель
(продавец,
исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая)
им
продукция, соответствует установленными им требованиям. Правила применения
знака соответствия при обязательной сертификации продукции:

Постановление
Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14 (в ред. постановления Госстандарта РФ от
20.10.1999 г. № 54; Изменения № 2, утв. постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002
г. № 54).

Отличительные
признаки двух форм подтверждения соответствия:

-Сертификация
соответствия Декларирование соответствия;

-Субъект,
осуществляющий
процедуру;

-Орган
по сертификации Производитель (поставщик);

-Объекты,
в
отношении которых предусмотрена процедура;

-Продукция
и услуги, имеющие повышенную опасность для потребителей и окружающей среды;

-Продукция
и услуги, не представляющие существенной опасности для потребителя и окружающей
среды;

-Результат
процедуры;

-Сертификат
соответствия Декларация;

-Срок
действия;

-Устанавливается
органом по сертификации;

-Устанавливается
производителем (поставщиком).

На
основании «Правил применения сертификата соответствия и знака соответствия
СМК» (по ГОСТ Р 40.003–2005) одновременно с выдачей сертификата орган по
сертификации дает письменное разрешение держателю сертификата на использование
знака соответствия

Знак
соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по
правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие
маркированной им продукции установленным требованиям. О правилах применения
знака соответствия при обязательной сертификации продукции гласит Постановление
Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14, РФ от 20.10.1999 г. № 54. Изменения № 2,
утверждены постановлением Госстандарта РФ от 05.07.2002 г. № 54.

Правила
применения знака соответствия :

1)
клеймение готового изделия, упаковочной единицы, оформленной сопроводительной
документацией, знаком соответствия с помощь специального клейма;

2)нанесение
на продукцию, ее тару (упаковку) и оформляемую сопроводительную документацию плоского
или рельефного изображения знака соответствия в ходе технологического процесса
изготовления с помощью специализированной технологической оснастки;

3)применение
комплектующих изделий, упаковочных материалов и бланков сопроводительной документации
с нанесенными на них изображениями знака соответствия;

4)прикрепление
специально изготовленных носителей знака соответствия (ярлыков, этикеток,
самоклеящихся лент и т. п.).

Применением
может являться также использование знака соответствия в рекламе, печатных
изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках
и ярмарках, изготовление этого знака или технических средств, для его
воспроизведения, иное введение в хозяйственный оборот. Маркирование продукции
знаком соответствия могут осуществлять только лица, уполномоченные на это
держателем сертификата соответствия или декларантом. Держатель
сертификата соответствия — это организация или индивидуальный
предприниматель, на чьё имя выдан сертификат соответствия. Декларант

изготовитель (продавец), принявший декларацию о соответствии и
зарегистрировавший её в установленном порядке.

Орган
по сертификации контролирует правильность использования сертификатов и знаков
соответствия. В случаях неправильных ссылок на систему сертификации или
вводящих в заблуждение случаев применения сертификатов и знаков соответствия,
выявленных в рекламе, каталогах, на сайте Интернета и т. п. Орган предпринимает
соответствующие меры. К таким мерам относят проведение держателем сертификата
корректирующих действий, отмену действия сертификата, публикацию о допущенных
нарушениях или иные правовые действия, соответствующие действующему
законодательству.

О
правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции:
постановление Госстандарта от 25 июля 1996 г. № 14 (в ред. постановления Госстандарта РФ от 20.10.1999 г. № 54; Изменения № 2, утв. постановлением
Госстандарта РФ от 05.07.2002 г. № 54). С. 3. Правила применения знака
соответствия при обязательной сертификации продукции утверждены приказом
Госстандарта от 05.09.2001 г.- «Обязательная
и добровольная сертификация». Подтверждение соответствия может
осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательная сертификация –
действие
органов по сертификации, доказывающее,
что
идентифицированная продукция соответствует обязательным требованиям стандартов,
технических
регламентов.

Обязательная
сертификация, является формой государственного контроля за безопасностью
продукции. Она осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательными
актами РФ. В ст. 7 закона «О защите прав потребителей» сказано, что
перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, устанавливаются Правительством
РФ. На основании этих перечней «Рос — тех- регулирование» РФ
разрабатывает и вводит Номенклатуру продукции и услуг, в отношении которых
предусмотрено обязательное подтверждение соответствия. Номенклатура – это
перечень продукции и услуг с кодами в соответствии с общероссийскими
классификаторами.

Добровольная
сертификация проводится в соответствии с законом «О
техническом регулировании» по инициативе
заявителя (изготовитель, продавец,
исполнитель)
в
целях подтверждения соответствия продукции или услуги национальным стандартам,
стандартам организаций, системам добровольной
сертификации. Добровольная сертификация
проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Продукция или услуги, прошедшие обязательную сертификацию, могут проверяться в
рамках добровольной сертификации на требования, дополняющие обязательные.

На
2005 г. в России зарегистрировано 249 систем добровольной сертификации. Из них
некоторые системы относятся к продукции, некоторые к услугам или персоналу, а некоторые
системы носят комплексный характер, так как относятся и к услугам, и к продукции.
Примеры систем добровольной сертификации в РФ:

-Система
стоимостной оценки автотранспортных средств СЕРТОЦАТ, разработанная
Министерством автомобильного транспорта РФ;


Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром
сертификации Центрального региона; Система сертификации экологического
агропроизводства (Эко-Нива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива», и т. д. В
России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом- добровольная.
Например, во Франции добровольная сертификация проводится на соответствие
стандартам Франции NF. По ее результатам продукция маркируется соответствующим
знаком. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Наметившаяся
тенденция сокращения номенклатуры продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации
в России, будет способствовать расширению добровольной сертификации.
Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной
продукцией. В этой ситуации маркировка продукции знаком соответствия означает,
что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим
качество и безопасность для потребителя

Заключение

Из главы II ,
статьи V «Стандартизация и классификация
объектов туристской индустрии« Федерального закона (от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ »Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» , с
изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.) — стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются
в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящем стандарте использованы
ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 28681.3–95 / ГОСТ Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное
обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»
; ГОСТ 30335–95 / ГОСТ Р 50646–94 «Услуги населению. Термины и определения»;
ГОСТ 28681.1–95/ГОСТ Р 50681–94 « Туристско-экскурсионное обслуживание».
Подробно о всех:

ГОСТ
Р 50644-94
«Туристско-экскурсионное
обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов
«. »Tourist-excursion service.
Requirements provided for tourist«s and excursionist»s security». Настоящий стандарт устанавливает
требования к туристским и экскурсионным услугам, обеспечивающие безопасность
жизни и здоровья туристов и экскурсантов, методы их контроля и предназначен для
целей обязательной сертификации туристских услуг. Стандарт предназначен для
предприятий и всех организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей,
оказывающих туристские услуги населению. Дата
последнего изменения: 23.06.2009 .

ГОСТ
Р 50646-94
«Услуги населению. Термины и определения». «Service for people. Terms
and definitions». Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области
стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых
населению. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для
применения во всех видах документации и литературы (по данной
научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации или
использующих результаты этих работ. Принят в качестве
межгосударственного стандарта. Дата последнего изменения: 23.06.2009

ГОСТ
Р 50681-94
«Туристско-экскурсионное обслуживание.
Проектирование
туристских услуг«.
«Tourist
and excursion service. Projection of tourist’s servicе». Настоящий стандарт устанавливает
порядок разработки документации при проектировании туристских услуг и
предназначен для предприятий, организаций различных организационно-правовых
форм и граждан — предпринимателей, оказывающих туристские услуги. Дата
последнего изменения:23.06.2009. Сертификация туристских услуг ведется только
специально уполномоченными государственными органами и регулируется законом
«О сертификации продукции и услуг». Сертификация производиться
организацией по сертификации, аккредитованной технической инспекцией ТК — 199
при Госстандарте России.

Список
использованной литературы

1.Бойцов В. В. «Стандарт и
качество«, »Стандартизация в народном хозяйстве СССР». 1917г.

2.Брянский А. Н. «Метрология и
сертификация. Законодательная и прикладная метрология».1997. № 1. С.
38–39;

3.Вестник Российского информационного
центра. 2002. №3;

4.Лифиц И. М. «Стандартизация,
метрология и сертификация». М., 2006. С. 226;

5.Лаврентьева М. С. «Административно-правовое
регулирование в сфере стандартизации и сертификации. Автореферат.» М.,
2006. С. 17;

6.Кржижановский Г. М., Куйбышев В.
В., Осадчий П. С., Перспективы стандартизации и реконструкция народного
хозяйства СССР, М., 1929;

7.Стандартизация и социалистическая
экономическая интеграция, М., 1974;

8.Стандартизация в СССР. 1925—1975,
М.,1975;

9. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N
132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с
изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.);

10. Федько В.П., А.У. Альбеков «Маркировка
и сертификация товаров и услуг (для студентов ВУЗов)», Ростов-на-Дону 1998г
стр176.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий