План:
Отношение
к фашизму в
довоенной
прозе А. Платонова.
Война – трагедия
народа.
Русский
народ в годы
войны.
1.
Семен Саввин
– герой рассказа
«Броня».
2. Образы
крестьян, прежде
мирных тружеников,
ставших защитниками
Отечества.
3.
Душевное состояние
человека во
время боя.
Народный
характер Великой
Отечественной
войны в прозе
А. Платонова.
Смерть
– «необходимое
творчество
жизни». «Смерть
победима…
Живое существо,
защищаясь,
само становится
смертью для
враждебной
силы, которая
несет ему гибель».
Образы
гитлеровских
воинов в рассказах
А. Платонова.
Отношение
русского народа
к завоевателям.
Тема
добра и зла в
военной прозе
А. Платонова.
Рассказ
«Сержант Шадрин»
– история судьбы
русского солдата.
Возвращение
солдата-победителя.
Жизнь после
войны.
III.
Произведения
А. Платонова
– размышления
о главных вопросах
человеческого
бытия.
Я бы хотел,
чтобы некоторые
мыли, рожденные
войной и долгим
опытом жизни
и, может быть,
имеющие общую
важность, не
обратились
в забвение
вместе с моим
прахом и
послужили,
как особого
рода оружие,
тому же делу,
которому служил
и я. А я служил
и служу делу
защиты нашего
общего отчего
крова, называемого
Отчизной,
я работаю всем
своим духом…
на оборону
живой целости
нашей земли,
которую я
полюбил еще
в детстве
наивным чувством,
а позже осмысленно,
как солдат,
который согласен
отдать обратно
жизнь за эту
землю, потому
что солдат
понимает: жизнь
ему одолжается
Родиной лишь
временно. Вся
честь солдата
заключается
в этом понимании;
жизнь человека
есть дар,
полученный
им от Родины,
и при нужде
следует уметь
возвратить
этот дар обратно.
А. Платонов.
«Размышления
офицера»
Интерес,
появившийся
сейчас к судьбе
и социально-нравственным
исканиям Андрея
Платонова,
вызван к действительности
духовным состоянием
современного
общества,
переживающего
перелом, связанный
с переоценкой
нашей истории
и преодолением
различных
деформаций.
Вопросы,
которыми мы
сегодня задаёмся,
задачи, которые
мы решаем,
воспоминания,
которые нас
тревожат, ориентиры,
по которым мы
стремимся
прогнозировать
и строить наше
будущее все
это имеет большое
значение для
возрождения
нашего народа.
Проза
А. Платонова
проникнута
страстным,
глубоко сокровенным
поиском «смысла
отдельного
и общего человеческого
существования»
в эпоху интенсивной
ломки жизненного
уклада и представлений
о мире и человеке.
«Как
бы человек ни
хотел применить
свою жизнь,
прежде всего
ему необходимо
обладание
собственной
жизнью; если
же ею, его жизнью,
владеют другие
люди, то есть
человек несвободен,
то он бессилен
не только применить
свои силы с
благородной
целью, как личность,
но и вообще не
существует…
В будущем человеке
элемент свободы
осуществится
как высшая и
самая несомненная
реальность.
Больше того,
эта личная
свобода будет
служить объединению
человечества,
ибо свобода
– это общественное
чувство и она
не может быть
применима в
эгоистических
целях» (А. Платонов.
«Карагёз»).
При
чтении произведений
А. Платонова
нельзя не заметить,
что он охватывает
весь воссоздаваемый
им противоречивый
мир прежде
всего своим
пониманием,
и в этом всепроникающем
понимании
заключается
универсальная
и мудрая человечность
художника.
В силу
этого обстоятельства
создается
впечатление,
что исторический
процесс в его
искусстве носит
фатальный
характер, однако
это ошибочное,
иллюзорное
представление.
На примере
многих его
произведений
видно, сколь
велика роль
человека в
текущих делах
действительности.
С особенной
силой эта роль
проявляется
в тяжелое и
трагическое
время, каким
является период
Великой Отечественной
Войны 1941 – 1945 годов.
Как писал Л.Н.
Толстой в своем
произведении
«Война и мир»
о другой Отечественной
Войне нашего
народа: «12 июня
силы Западной
Европы перешли
границы России,
и началась
война, то есть
совершилось
противное
человеческому
разуму и всей
человеческой
природе событие.
Миллионы людей
совершали друг
против друга
такое бесчисленное
количество
злодеяний,
обманов, измен,
воровства,
подделок и
выпуска фальшивых
ассигнаций,
грабежей, поджогов
и убийств, которого
в целые века
не соберет
летопись всех
судов мира и
на которые, в
этот период
времени, люди,
совершавшие
их, не смотрели
как на преступления».
Движущей
силой этой
агрессии против
нашего народа
являлся германский
фашизм. А.П. Платонов
предчувствовал
надвигающуюся
угрозу и задолго
до начала Великой
Отечественной
войны думал
о большой
антифашистской
литературе,
которая обладала
бы в своем источнике
очень сильным
светом, могущим
проникнуть
до самого «адова
дна» фашистской
души, где таятся
во мгле ее будущие
дела и намерения.
Как художник
и мыслитель,
он увидел в
европейском
фашизме чудовищное
извращение
смысла жизни,
отступление
вспять от идеалов,
выработанных
многовековыми
усилиями мировой
культуры.
Цивилизация,
какой она предстала
в обобщенных
картинах рассказа
«Мусорный
ветер», являла
пример превращения
человека в
робота с однолинейной
программой
на умерщвление
действительности,
на обрыв творческих
социальных
и нравственных
связей в обществе
и истории: миллионы
людей в гитлеровской
империи «могли
теперь не работать,
а лишь приветствовать:
кроме них были
еще сонмы и
племена, которые
сидели в канцеляриях
и письменно,
оптически,
музыкально,
мысленно, психически
утверждали
владычество
гения-спасителя,
оставаясь сами
безмолвными
и безымянными».
Гармонический
человек с его
верой в разум
и добро, грезившийся
передовым умам
XIX
века, исчез
процесс духовного
распада порождал
усовершенствованных
уродов, увлекаемых
«мусорным
ветром» милитаризма
на суету перед
немой силой
исторического
рока, «смысла
которого суетящиеся
не понимают».
«Фашизм…
кончится»,
писал А. Платонов
в 30-е годы, «уничтожение…
злодеев является
естественным
жизненным
делом», гитлеровская
бездушная
военная машина
будет остановлена
и уничтожена
советским
народом, ибо
«нигде нет
большего ощущения
связи и родства
людей между
собою, как у
нас».
Во время
войны, ожидая
мобилизации
в действующую
армию, А. Платонов
несколько
месяцев провел
в Уфе с семьей,
пока не пришел
вызов
из Союза писателей
на службу в
армейской
печати. А. Платонов,
не теряя времени,
исподволь
изучает и накапливает
военный материал,
встречаясь
с прибывшими
с фронта ранеными.
Именно здесь,
в одном из
госпиталей,
писатель знакомится
с будущим героем
своего первого
военного рассказа
«Броня» –
обыкновенным
моряком Семёном
Саввиным, постоянно
занятым мыслью
о том, как уберечь
родной народ
от гибели, а
его землю от
огня и разорения.
Движимый любовью
и состраданием
к Отчизне, Саввин,
не долечившись,
отправляется
с рассказчиком
на поиски бумаг
с расчетами
сверхпрочной
брони, но погибает
в неравной
схватке с врагом.
«Я поцеловал
его, заключает
рассказ автор,
я попрощался
с ним навеки
и пошел выполнять
его завещание
о несокрушимой
броне. Но самое
прочное вещество,
оберегающее
Россию от смерти,
сохраняющее
русский народ
бессмертным,
осталось в
умершем сердце
этого человека».
Так был открыт
художником
«новый металл»
в характере
сражающегося
народа: «твердый
и вязкий, упругий
и жесткий, чуткий
и вечный, возрождающий
сам себя против
усилия его
разрушить».
Л
А.
Платонов. 1942 г.юди,
знавшие А. Платонова
в то время,
вспоминали
впоследствии,
что во внешности
писателя было
что-то от мастерового,
рабочего человека,
в силу необходимости
ставшего солдатом,
чтобы защитить
свою родину.
Был он мягок
и прост в обращении,
умел найти свое
слово для каждого
– будь то солдат,
генерал, старуха
крестьянка
или ребенок.
Говорил глуховатым,
низким голосом,
спокойно и
ровно. Но порой
бывал и резок,
колюч, всегда
абсолютно
нетерпим к
фальши и хвастовству.
Цепкий, острый
взгляд его
насквозь видел
собеседника.
Особенно душевно
умел Платонов
разговаривать
с солдатами
– тружениками
войны.
Духом
крестьянской
основательности
и домовитости
существования
и поведения
нашего народа
на войне проникнуты
и многие рассказы
А. Платонова,
герои которых
не утратили
житейского
интереса к
обыденному,
к мелочам, к
повседневности,
ко всему тому,
из чего складываются
заботы мирного
труженика.
Внутри немецкого
танка Прохоров
(«О советском
солдате») нашел
мешочек с семенами
сладкого клевера
и «решил взять
его на родину
в хозяйство»;
он же «мог,
склонившись
на дороге, поднять
комок земли
и кинуть его
на поле, чтоб
и этот комок
тоже мог рожать
зерно, а не
растаптываться
без пользы в
прах ногами».
Старослужащий-красноармеец,
расположившийся
на ночлег в
крестьянских
сенях, слышит,
как за перегородкой
«тяжко вздыхает,
кашляет и чешется
боком о сучок
в стене» корова
– последняя
надежда хозяйки-вдовы,
оставшейся
с четырьмя
детьми («без
коровы ей с
детьми погибель»
понимает солдат).
В основе
такого отношения
к «житейской
прозе» лежит
и вековой труд,
нужда, хозяйский
интерес, и особый
порядок чувств,
бескорыстная
великая любовь
к жизни, к созидательным
началам в ней.
Тяжко вздыхающая
в закутке корова
невидимыми
узами родства
соединяет
красноармейца
с вдовой-крестьянкой
и её четырьмя
детьми; дума
об их судьбе
будет согревать
солдата в жестоком
бою, где его
ранит «в грудь
насквозь»,
затем и в госпитале,
выписавшись
из которого
он на пути в
часть зайдёт
к вдовице: «Корова
её телушкой
отелилась, дети
живы и здоровы,
сама хозяйка
тоже ничего
живёт и видом
подобрела…
Я поговорил
с вдовицей по
душам… дети
её при мне сиротами
не будут».
Встреча
с сухоруким
парнишкой
(«Ветер – хлебопашец»),
приспособившим
плуг к мельнице,
с тем чтобы
ветер помог
ему вспахать
хлебную ниву,
а потом поднять
на ноги немощных
деревенских
стариков и
малолетних
детей, также
вселяет в солдата
чувство братства
нашего народа:
«Он был хлебопашец,
а я солдат. Он
кормит мир, я
берегу его от
смертного
врага. Мы с пахарем
живем одним
делом».
Народ
очень скоро
обживается
на войне, привыкает
к ней, и житейские,
обыкновенные
интересы совершенно
вытесняют в
нем чувство
страха: в прифронтовой
полосе «крестьянин
обкашивает
траву на зимний
корм скотине
вокруг подбитого
«тигра», а его
хозяйка вешает
на буксирный
крюк «фердинанда»
рядно для просушки.
Солдат А. Платонова
– открывает
ли окоп, расчищает
ли реку от валунов
для прохода
танков – делает
все с таким
тщанием и
основательностью,
как если бы он
ставил избу
или корчевал
кустарник под
новое поле.
Война в сознании
народа прежде
всего необходимый
труд. Старшина
Сычов («Оборона
Семидворья»)
«вел войну
экономически
и бережливо»,
он смотрел на
нее как «на
хозяйство и
аккуратно
считал и записывал
труд своей роты
по накоплению
павшего врага».
«Нам надо и
работать и
воевать к спеху:
небось минута
времени войны
народу целый
миллион стоит,
не считая
того, что и в
людях потеря,
и на душе тоска…»
говорит ординарец
Лука Семенович
из рассказа
«На Горынь-реке».
Наряду
с трудным
освоением
жизни, вырабатывающим
в людях терпение,
глубокое чувство
сообщества
и родства,
чадолюбие,
уверенность
во всепобеждающей
силе работы,
житейский
талант, глубокое
понимание
природы, в русском
человеке, по
А. Платонову,
уживается
странная и
неразумная
любовь к убыточным
стихиям пожарам,
наводнениям,
бурям, грозам.
Притягательную
силу этих стихий
для человека
писатель объясняет
тайной надеждой
людей на перемену
в жизни, их
стремлением
к свободе и
разнообразию,
к полному
самовыражению
характеров:
«Россия обильна
людьми, а не
числом их…
разнохарактерностью
и своеобразием
каждого человека…
Фома и Ерема,
по сказке, братья,
но вся их жизнь
занята заботой,
чтобы ни в чем
не походить
один на другого».
Из
природных
стихий А. Платонов
любил ливневую
грозу, кинжально
сверкающие
во мраке молнии,
сопровождаемые
мощными раскатами
грома. Классические
образцы мятежной
пейзажной
живописи представил
он в рассказах
«Июльская
гроза» и
«В прекрасном
и яростном
мире». После
очистительно
действующей
ливневой грозы,
в ярости смывающей
бесплодный
прах пыли с
деревьев, трав,
дорог и церковных
куполов, мир
представал
обновленным,
торжественным
и величественным,
словно заново
возвращалось
в него лучшее
из утраченного
от сотворения
света. По образной
пластике и
эмоциональному
накалу в прозе
А. Платонова
трудно найти
другие картины
природы, которые
превосходили
бы его же описание
грозы. Жалящие
мрак лезвия
молний с наплывающими
на темноту
громовыми
разломами
состояние,
отвечающее
внутреннему
укладу писателя,
его пониманию
исторического
процесса,
очищающегося
от скверны в
яростных мгновениях
действительности,
в которых
истребляется
зло и увеличивается
накопление
добра в мире:
«…неправедно
погубленное
и погибшее
обязательно
вновь возникнет
на свете и
возникнет в
более совершенной
и прекрасной
форме, чем
существовало
прежде» («Житель
родного города»).
«Природа
встревожилась
до ярости, и
теперь она
метала молнии
сверху вниз
и параллельно
земле, словно
ища себе исхода
и не находя
его. Канонаду
нашей артиллерии
умножало небо
громом грозы,
и общее их
грохотанье
повторялось
откликами
волнообразной
равнины и уходило
дальними,
смягченными
голосами в
глубь нашей
родины. Свет
молний и пушечного
огня, скрежещущий
и раскатывающийся
рев канонады
и грома, и мрак
ливня, озаряемый
лишь магическими
вспышками
человеческой
и небесной
ярости, создавали
впечатление,
что за гранью
нашей победы
нас ожидает
волшебная
судьба, возвышенная
и мощная в
материальной
силе» («Бой
в грозу»).
Разнообразие
характеров,
составляющих
нацию, воспитывает
в народе отношение
к отдельному
человеку как
к тайне, чуду,
к единственности
и неповторимости
его личности,
отношение
опять же терпеливое,
понимающее,
незлобивое,
умеющее прощать,
уживаться с
непохожим,
обращать эту
непохожесть
в строительный
материал для
собственной
души. К прелести
человека, как
и к тайне природной
стихии, свободной
в своем движении,
нельзя привыкнуть
или стать
равнодушным,
а живое чувство
сопричастности
действительности
всегда сопровождается
созиданием
человеческого
в человеке.
«К войне, раз
уж она случилась,
русский человек
относится не
со страхом, а
тоже со страстным
чувством
заинтересованности,
стремясь обратить
ее катастрофическую
силу в творческую
энергию для
преобразования
своей мучительной
судьбы, как
было в прошлую
войну или для
сокрушения
всемирно-исторического
зла фашизма,
как происходит
дело в нынешнюю
войну».
А.
Платонов понимал:
советский
человек не
сразу сделался
воином, и солдат,
защитник Отечества,
родился в нем
не тогда, когда
он взял в руки
оружие, а значительно
раньше.
Более
того: война в
прозе А. Платонова
непосредственная,
прямая выработка
социально-нравственной
истины для
всего человечества,
а подвиг и смерть
во имя народа
и его идеалов
прозрение
тайны и смысла
человеческого
существования,
высшее творчество
счастья и жизни.
В рассказе
«Одухотворённые
люди» А. Платонов
очень точно
показал душевное
состояние
человека во
время боя. Это
и подсознательное
чувство опасности,
и воспоминание
о матери, в то
время когда
смерть ходит
рядом.
«Он
пал вниз лицом,
послушный
мгновенному
побуждению,
тому острому
чувству опасности,
от которого
глаз смежается
прежде, чем в
него попала
игла. Он и сам
не понял вначале,
отчего он вдруг
приник к земле,
но, когда смерть
стала напевать
над ним долгою
очередью пуль,
он вспомнил
мать, родившую
его. Это она,
полюбив своего
сына, вместе
с жизнью подарила
ему тайное
свойство хранить
себя от смерти,
действующее
быстрее помышления,
потому что она
любила его и
готовила его
в своем чреве
для вечной
жизни, так велика
была ее любовь».
Так
устроен человек,
что без мыслей
о будущем ему
трудно жить
в настоящем.
«Наутро
снова будет
бой. Одинцов
ожидал его с
желанием: всё
равно нет жизни
сейчас на свете
и надо защитить
добрую правду
русского народа
нерушимой силой
солдата. «Правда
у нас, размышлял
краснофлотец
над спящими
товарищами.
– Нам трудно,
у нас болит
душа…Правда
есть, и она записана
у нас в книгах,
она останется,
хотя бы мы все
умерли. А этот
бледный огонь
врага на небе
и вся фашистская
сила – это наш
страшный сон.
В нём многие
помрут, не очнувшись,
но человечество
проснётся, и
будет опять
хлеб у всех,
люди будут
читать книги,
будет музыка
и тихие солнечные
дни с облаками
на небе, будут
города и деревни,
люди будут
опять простыми,
и душа их станет
полной…»
И Одинцову
представилась
вдруг пустая
душа в живом,
движущемся
мертвяке, и
этот мертвяк
сначала убивает
всех живущих,
а потом теряет
самого себя,
потому что ему
нет смысла для
существования
и он не понимает,
что это такое,
он пребывает
в постоянном
ожесточенном
беспокойстве».
Война
и смерть идут
рядом. Никто
не хочет умирать,
но уж если этого
не миновать,
нужно встретить
смерть достойно.
«Фильченко
представлял
себе родину
как поле, где
растут люди,
похожие на
разноцветные
цветы, и нет
среди них ни
одного, в точности
похожего на
другой; поэтому
он не мог ни
понять смерти,
ни примириться
с ней. Смерть
всегда уничтожает
то, что лишь
однажды существует,
чего не было
никогда и не
повторится
во веки веков.
И скорбь о погибшем
человеке не
может быть
утешена. Ради
того он и стоял
здесь – ради
того, чтобы
остановить
смерть, чтобы
люди не узнали
неутешимого
горя. Но он не
знал еще, он не
испытал, как
нужно встретить
и пережить
смерть самому,
как нужно умереть,
чтобы сама
смерть обессилела,
встретив его…»
И вот
для оставшихся
в строю краснофлотцев
Паршина, Одинцова
и их командира
Фильченко
настал тот
момент боя,
когда человек
во имя великой
цели переходит
в своей душе
границу восприятия
мира.
В
рассказе
«Одухотворенные
люди» события
происходят
под Севастополем,
в горький начальный
период войны,
когда враг
силен, у него
много техники.
Современники
А. Платонова,
грудью защитившие
нашу страну
от врага, поняли
и подтвердили
мысль автора
о том, что человек,
если он настоящий
«одухотворенный»
человек, в невыносимо
трудных ситуациях
боя отключает
свой инстинкт
самосохранения
и силой своего
духа побеждает
врага.
А. Дейнека
«Оборона Севастополя»
«…Танк
уже сполз с
насыпи, и Фильченко
близко от себя
увидел живое,
жаркое тело
сокрушающего
мучителя, и
так мало нужно
было сделать,
чтобы его не
было, чтобы
смести с лица
земли в смерть
это унылое
железо, давящее
душу и кости
людей. Здесь
одним движением
можно было
решить, чему
быть на земле
смыслу и счастью
жизни или вечному
отчаянию. Разлуке
и погибели.
И
тогда в своей
свободной
силе и в яростном
восторге дрогнуло
сердце Николая
Фильченко.
Перед ним, возле
него было его
счастье и его
высшая жизнь,
и он ее сейчас
жадно и страстно
переживает,
припав к земле
в слезах радости,
потому что сама
гнетущая смерть
сейчас остановится
на его теле
и падет в бессилии
на землю по
воле одного
его сердца. И
с него, быть
может, начнется
освобождение
мирного человечества,
чувство к которому
в нем рождено
любовью матери…
Перед ним была
его жизненная
простая судьба,
и Николаю Фильченко
было хорошо,
что она столь
легко ложится
на его душу,
согласную
умереть и требующую
смерти, как
жизни» («Одухотворенные
люди»).
Книга
А. Платонова
«Одухотворенные
люди», оказавшаяся
в солдатском
эшелоне, пошла
по рукам к
минометчикам,
артиллеристам,
хозвзводу,
саперам, санитарам.
Замасленная,
зачитанная
до дыр, с подпаленными
страницами,
она не скоро
вернулась к
своему хозяину.
Сержант, принесший
книгу ее законному
владельцу,
поражался:
«…Откуда он
все это так
доподлинно
знает…»
Проза
А. Платонова
затрагивала
самые сокровенные
чувства и мысли
человека на
войне, те, до
которых человек
неминуемо
доходит самостоятельно
в грозных
обстоятельствах
и которые служат
ему одновременно
и утешением
в судьбе, и
надеждой, и
правом поступать
именно так, а
не иначе.
Народный
характер
Отечественной
войны определяется
в прозе А.
Платонова
главным образом
естественным
восстанием
всей русской
истории, союза
многих поколений
против фашизма
в великой
битве с врагом
защищались
от уничтожения
исконное
русское
правдоискательство,
традиционный
национальный
дух, который
«имеет интегральное
значение»,
потому что
он «объединяет
каждого человека
с его народом
напрямую,
объединяет
с живыми и
умершими
поколениями
его Родины»
(«Размышления
офицера»).
В
военных рассказах
дума о сражающемся
народе как о
кровном сообществе
живых с павшими
и отошедшими
в прошлое
поколениями
с особенной
силой владеет
душой и сердцем
писателя. А.
Платонов выражает
эту думу не
только публицистически,
что само по
себе нетрудно,
но стремится
воплотить ее
в образах, сделать
реальной, осязаемо
силой в борьбе
с фашизмом.
В этом неповторимое
своеобразие
прозы А. Платонова
военных лет,
объясняющее
ее странность,
ее высокие
достоинства
и вместе с тем
необходимые
издержки: в
попытках пробиться
сквозь очевидное,
временное и
подверженное
смерти, к духовному
и вечному, к
непобедимой
субстанции
народного
существования
художник порой
«интегрировал»
конкретных
людей до вечного
русского человека,
до чистого
духа, до того
главного, что
уже не является
индивидуальным,
а составляет
нацию в ее
стремлении
к правде, красоте
и истине.
Задача,
которую поставил
перед собой
А. Платонов,
показать характер
советского
человека в
Отечественной
войне как итог
многовековой
работы народа
и в то же время
укоренить его
в истории не
из легких. Ее
выполнение
требовало
мирного, спокойного
времени и
неторопливого
эпоса. Но А.
Платонов не
оставил решения
«на потом»,
он ясно понимал:
победа в войне
обеспечивается
не только
прочным металлом
и истребительной
мощью оружия,
но и духовным
состоянием
солдата, его
ощущением
кровной связи
поколений,
доверивших
ему свое будущее.
Фраза
«человек отдает
себя народу»
для А. Платонова
не метафора,
а точная, конкретная
мысль, которая
несет в себе
еще и ту истину,
что отданное
народу хранится
тем свято и
бережно. Умирающий
от ран подполковник
(«Размышления
офицера»)
спрашивает
своего ординарца:
«А еще что
вышло из меня?
Кровь пустяк,
еще что вышло
из меня, изнутри?»
«Боле ничего,
товарищ подполковник,
что может быть
такого, что
из человека
выходит…»
«Нет, врешь…
из меня важное
вышло, главное…
вышло: чем я
жил, чем держался,
а теперь я весь
пустой, дешевый
стал…»
Народное
ополчение.
Архив, 1941 г.Дедушка
Тишка («Рассказ
о мертвом
старике»), маленький
и сердитый,
в одиночку
«окоротил»
всего немца
у деревни
Отцовы Вершки,
потому что
«тут, на деревне,
прошла вся
его жизнь, тут,
на погосте,
лежали в земле
его родители,
и тут же он сам
схоронил когда-то
своих умерших
детей, и младенцев
и взрослых».
Почувствовав,
что жизнь
покидает его,
Тишка опустился
на колени,
повернулся
лицом к деревенским
избам, поклонился
им до земли
на прощание:
«Ну, теперь
ты без меня
один живи, добрый
и умный! Я тебе
больше не
помощник! вслух
сказал дедушка
Тишка, обращаясь
к тому человеку,
которого он
любил и которого
никогда не
видел».
А.
Платонову
важно показать
историю на
примере отдельного
человека,
отобразить
отдельную
судьбу, выпадающую
из жизненного
обращения и
вновь возрождающуюся
к действительности
в другом, новом
человеческом
существе, ради
которого,
продолжая дело
своих предков,
и хотел принять
смерть от врага
то же старик
Тишка, поклонившийся
напоследок
всему прошедшему,
что взрастило
и воспитало
его, и благословивший
на жизнь далекого
человека, «доброго
и умного»,
которого он
любил в своем
сердце постоянно,
но которого
«никогда не
видел».
А. Платонов
стремился
раскрыть в
образах сам
процесс духовного
обмена между
поколениями
и движение
истории; и то
и другое входило
в его понимание
народа как
постоянно
саморазвивающейся
и самосохраняющейся
целостности,
схваченной
кровным родством
и общностью
идеалов через
матерей, отцов,
дедов, детей,
внуков, правнуков…
И то обстоятельство,
что девятилетний
карапуз из
рассказа «Дед
солдат» легкой
железной тяпкой
разрушает
мощную плотину
водоема, чтобы
преградить
путь вражеским
танкам, а его
дед в это время,
зайдя с тылу,
«пополам перешибает
немца», является
для А. Платонова
высшей гарантией
ненапрасности
и осмысленности
исторического
существования
народа. В «Обороне
Семидворья»
шестеро погибших
солдат, не
преданных
земле по приказу
лейтенанта
Агеева, стоят
в полный рост
в узкой траншее
вместе с живыми
воинами и
«продолжают
бой» с противником.
Прошлое и будущее,
«живое» и
«мертвое»
активно участвуют
в жизненном
процессе,
образуя, через
самовосстановление
обрываемых
войной связей,
«поле» истории.
А. Платонов
необычайно
чутко чувствует
ситуацию
необходимого
обрыва в созидании
действительности,
момент равностояния
между жизнью
и смертью,
«ничейную
территорию»
будущего, на
которой должен
решиться вопрос,
чему существовать
на земле смыслу
и счастью или
хаосу и отчаянию.
В рассказе
«Штурм лабиринта»
артиллерийский
полк готовится
к взятию небольшого
немецкого
городка. Городок
старый, со сложными
подземными
коммуникациями,
в которых укрылись
гитлеровские
подразделения
с танками, пушками,
минометами,
совершенно
нельзя понять,
где проходит
линия обороны
противника,
какими средствами
враг располагает,
как он может
маневрировать
в ходе операции,
сколько у него
выходов из
подземного,
мощно укрепленного
лабиринта.
Бакланов, командир
артиллерийского
полка, наводит
справки об
истории немецкого
города, о плане
его глубинных
сообщений и
т.п. идет целое
историко-архитектурное
научное изыскание.
Время от времени
Бакланов отрывается
от документов,
схем, карт и,
для умственной
разрядки,
обращается
к своему ординарцу
Елисею Копцову,
самодеятельному
поэту, который
на всякий расчет
из цифири, не
теряясь, находит
с виду шутейный,
но очень глубокий
и серьезный
ответ. Числовые
образы Копцова
распространились
среди бойцов
под именем
«Слово Елисея»:
«Что есть два?…
Два есть семья:
боец Елисей,
да жена его
Дарья, Дарья
Матвеевна
любезная моя»;
«один есть
я, боец Копцов,
и солнце одно,
и в полку один
полковой
командир»;
«сто есть
жизнь, век
человека! Сто
годов деды
наши живали
и нам завещали».
В побасенках
ординарца
много народной
мудрости, они
тоже участвуют
в выработке
плана операции
по захвату
городка, постоянно
корректируя
расчеты живыми
образами Родины.
Артиллерийский
полковник
Кузьмин, сбитый
с толку блуждающим
огнем противника
и его маневренностью
под землей,
войдя в блиндаж,
спросил:
«
Елисей, что
есть сорок и
что есть ничто?
Сорок,
товарищ гвардии
полковник,
есть сумма
от сложения
ручьев, протоков
и речек, что
перешел с боем,
а также и спокойно
наш полк в
прусской земле,
сообщил Елисей.
Точно,
вспомнил
полковник
Бакланов.
А ничто
есть пространство
меж нами и
противником.
Вот
что ничто.
В этом
ничто вся сумма
– то и содержится,
где вычитают
нашего брата
солдата, улыбнулся
полковник
Кузьмин».
Конечно,
пройденный
полком путь
больше, чем
«ничто», но
именно на «нулевой
полосе» должна
сомкнуться
разорванная
«цепь» жизненного
развития,
схлестнуться
жизнь со смертью.
Подобно тому
как прошлое
и будущее
сопутствуют
народу в его
исторической
судьбе, так и
смерть с жизнью
сопровождают
отдельного
человека на
его пути. Человек
даже в мирное
время много
раз находится
близко к смерти,
солдат постоянно
служит при
ней, но и тот
и другой, порой
не сознавая
этого, отводят
смерть от себя
на будущее.
И поэтому смерти,
показывал
Платонов, если
ею окуплено
праведное
дело в высшем
понимании и
последнем
выводе, не
существует;
она есть необходимое
творчество
жизни, самая
жизнь в ее
естественно
понятом стремлении,
такая же неизбежная,
как возрожденческое
падение достигнувшего
абсолютной
зрелости плода
или отмирание
зерна в почве,
«почувствовавшего
способность»
дальнейшей
жизни. «Смерть
победима, писал
А. Платонов,
потому что
живое существо,
защищаясь,
само становится
смертью для
той враждебной
силы, которая
несет ему гибель.
И это высшее
мгновение
жизни, когда
оно соединяется
со смертью,
чтобы преодолеть
ее, обычно не
запоминается,
хотя этот миг
является чистой,
одухотворенной
радостью»;
«принять на
себя удар
смерти, направленный
в народ, этого
достаточно,
чтобы быть
счастливым
и в огне».
Народ
в целом, считал
Платонов, также
не однажды
подстерегает
участь рабства
или опасность
стать исключительным
достоянием
книжной истории
строительство
социальной
истины народом
не может питаться
ни бесхребетным,
парализующим
общество добром,
ни жестокой
волей, вытравляющей
из общества
душу; народ
должен созидать
себя по исторической
необходимости,
складывающейся
из его жизни
в человечестве.
Кирей («Сампо»),
возвратившись
в деревню Добрая
Пожва, не застал
в ней ни одного
жителя, его
встретили «одно
водяное колесо…
и мертвое железное
тело электрической
машины», и тогда
он подумал,
что одного
добра мало
для жизни: «добрая
жизнь податлива
на смерть, как
видно стало
на войне», и
решил «сработать
своими руками
самое важное
и неизвестное:
добрую силу,
размалывающую
сразу в прах
всякое зло».
Рассказы
А. Платонова
не дают представления
о событийной
хронике войны,
но по ним можно
судить наверное
о том, что происходило
«внутри» врага
и «внутри»
советского
народа; почему
один солдат
сражался после
ожесточеннейших
боев под Москвой
с постоянно
обновляющейся
духовной свежестью,
а другой, поработив
пол-Европы и
легко дойдя
до столицы
чужой страны,
повел войну
«с прогрессирующим
истощением
физических
и моральных
сил».
Война,
как сшибка
огня и металла,
мало интересовала
А. Платонова.
Его увлекали
не столько
оперативные
дела армии и
фронта, сколько
люди. Он впитывал
все, что видел
и слышал, глазами
художника.
Война для А.
Платонова, даже
с ее профессиональной
стороны, связанной
с планированием
операций,
использованием
техники свободная
реализация
народного
таланта, все
та же крестьянская
и рабочая умелость
делать все
своими руками.
«Во всякой
работе для
солдата есть
воспоминание
о мирной жизни,
и поэтому он
трудится со
старанием и
чувством любви,
словно пишет
домой письмо»
(«На Горынь-реке»).
Гитлеровского
воина А. Платонов
знал не понаслышке
– писатель
участвовал
в наступательных
боях наших
войск, попадал
под бомбежки,
присутствовал
на допросах
перебежчиков,
пленных солдат
и офицеров,
постоянно
интересовался
народным мнением
о завоевателе.
Мать («Пустодушие»)
на вопрос
малолетнего
сына: «…А какие
фашисты?»- отвечает:
«Немцы… они
пустодушные…
Они за свои
грехи чужую
кровь проливают,
оттого и пустодушные».
– «А мы какие?»
– узнавал ребенок.
«А мы – нет. Мы
сами свою кровь
проливаем и
сами свое горе
терпим. Мы, когда
грешны, свой
грех на другого
не валим».
Что
стоит за поступками
врага? значение
этих «данных»
писатель ценил
наравне с
донесениями
разведки о
тактических
и оперативных
намерениях
противника.
Он живо интересовался
семейной перепиской
немцев, если
таковая попадала
в наши руки,
в письмах ему
открывались
и «самочувствие»
немецкого
фронта и тыла,
и житейские
планы и желания
немецких матерей,
жен, детей на
«после окончания
войны», и другие
обыкновенные
мелочи, которыми
так богато
мирное время.
Но самое важное,
конечно, как
сами немцы
понимают собственное
положение и
главным образом
мирные, тыловые,
особенно после
ощутимых ударов
по захватчику
на Восточном
фронте зимой
1944 года. Гитлеровский
солдат еще
пытается сохранять
внешнюю «форму»,
он еще сильный,
как говорят
советские
бойцы в рассказе
«Три солдата»,
но уже не в
состоянии
держать фронта.
«
Веры у них не
стало. А без
веры солдат
как былинка,
он умереть
еще может, а
одолеть ему
неприятеля
уже трудно
бывает… А что
смерть без
дела?
Была же у них
вера…
Была, конечно.
А теперь об
нас истерлась…
Теперь томиться
немцы стали».
Анализируя
подлинные
письма из Германии
(«Внутри немца»),
адресованные
гитлеровским
солдатам на
Восточный
фронт и полные
недоуменных
вопросов: почему
фронт сломлен,
отчего все
лучшее от нас
уходит, А. Платонов
не без основания
замечает, что
в самих вопросах,
поставленных
таким образом,
содержится
и ответ на них,
что эти вопросы
свидетельствуют
уже о психологической
глубине заблуждения
мирного немца,
у которого
настоящая
историческая
вера и реальное
понимание
социальной
истины методически
вытравлены
и подменены
привычкой жить
отвлеченной
жизнью. «Это
имеет для немцев
огромные, трагические
последствия»,
пишет А. Платонов.
Без правильно
понятого будущего
«не только
нельзя спастись,
но даже невозможно
перед смертью
придумать в
утешение какой-либо
«сон золотой»,
последний
эффектный обман
уцелевших еще
остатков народа».
В
исследование
психологии
фашизма, а ею
писатель занимается
прямо или косвенно
во всех военных
произведениях,
А. Платонов
вложил многое
из своего духовного
опыта.
Творческий
путь художника
в своей психологической
основе, в вопросах,
которыми он
всю жизнь занимался,
в характерах,
к которым он
тяготел, в
столкновениях
и коллизиях,
которые его
привлекали,
как бы заново
был повторен
в прозе военных
лет во всей
своей протяженности.
В
рассказе
«Пустодушие»
прозаик называет
«чистый разум»
и его «критику»
интеллектуальным
идиотизмом,
в публицистической
статье-обзоре
«Среди немца»
он сравнивает
гитлеровскую
властвующую
клику со средневековыми
алхимиками,
пытавшимися
добыть золото
и эликсир жизни
из дешевых
подручных
средств или
освободить
солнце из огурца.
В идее «фюрера»
о подчинении
западной культуры
организующей
воле техники
А. Платонов
видит верх
безумия и
самоуничтожения
– это все равно,
отвечает он,
что палить из
винтовки,
стреляющей
себе в затвор.
«
Ясно… говорит
А. Платонов,
тут мы имеем
дело с новым
средством
обмана своего
народа (мы,
дескать, скоро
откуем такой
меч, которым
нам удастся
все же обезглавить
мир и завоевать
его, потерпите
только, немцы,
еще немного),
но, кроме того»,
это само по
себе «является
доказательством
идиотизма
фашистских
идеологических
деятелей и
выражением
их презрения
к немцам, как
народу дураков».
Наука и техника,
по А. Платонову,
могут свершить
«чудо», но только
в сотрудничестве
со всем прогрессивным
миром, а не вопреки
ему, не в одиночестве
и не «впереди
прогресса».
Фашизм,
по А. Платонову,
обречен с самого
начала именно
потому, что
пренебрег
мудростью
истории, которая
начала уничтожать
его с тыла, и,
уже смертельно
раненный, он
начал кое о чем
догадываться:
все лучшее от
немцев уходит.
Проза
А. Платонова
затрагивала
самые сокровенные
чувства и мысли
человека на
войне, те, до
которых человек
неминуемо
доходит самостоятельно
в грозных
обстоятельствах
и которые служат
ему одновременно
и утешением
в судьбе, и
надеждой, и
правом поступать
именно так, а
не иначе.
А.
Платонов
действительно
странен, фантастичен,
как угодно
можно сказать,
но он жертвует
реальным ради
безукоризненно
точной правды
нравственной
и психологической.
В
самом деле, в
рассказе
«Неодушевленный
враг» советский
солдат и гитлеровец
оказывается
рядом, засыпанные
толстым слоем
земли. Безоружные
противники
обживаются
там, словно в
землянке, мало
того: еще и ведут
длинный разговор
на русском
языке. Рудольф
Вальц, в частности,
владеет не
просто русским
литературным
языком, но говорит
на особом
платоновском
наречии. Для
писателя в
данном случае
не существует
ни языковой
преграды, ни
вопроса о том,
каким образом
можно под
неслежалой,
сыпучей землей
сделать изнутри
нечто вроде
микропространства,
чтобы видеть
всего немца
и оценить его
физические
возможности,
вдобавок ко
всему, не напрягаясь,
говорить там,
где открывать
рот уже проблематично.
Но то, что знает
каждый, не дело
искусства. А.
Платонову
важно показать
без оружия
и элементарного
применения
физической
силы – нравственный
поединок двух
миров. И эта
словесная
схватка телесно
тщедушного
и изнуренного
бойца с упитанным
фашистом совершенно
уничтожает,
деморализует
последнего.
Исход борьбы
(рассказ ведется
от первого
лица) выявлен
чисто по-платоновски:
«Немец вдруг
обнял меня и
попросил, чтоб
я умер».
В
военной прозе
А. Платонова
изменилось
качество добра,
не в том, конечно,
примитивном
смысле, что
добро должно
быть «с кулаками»,
а в новом, более
точном понимании
писателем
«элементов»
терпения и
страдания как
огромной внутренней
силы и нравственного
достоинства
человека. А.
Платонов очень
близко подошел
к психологической
сердцевине
подвижничества,
подвига, бесстрашно
сняв с этих
явлений покров
ложно героического
пустословия.
В
годы войны он
особенно много
размышлял о
страдании и
смерти – к этому
предрасполагало
и народное
горе, и обстоятельства
личной судьбы.
А.
Платонов с
женой и сыном.
1942 г.
На войне
А. Платонов
несколько раз
попадал в трудные
фронтовые
переделки,
похоронил сына,
тестя (тот умер
в блокадном
Ленинграде),
потерял из поля
зрения отца
(семидесятидвухлетнего
старика оккупанты
увели из Воронежа
в неволю, он
отыскался уже
после войны
в Бессарабии).
А.
Платонов с
женой.
Факсимиле
письма А. Платонова
«…Я
сделал здесь
на войне столь
важные выводы
из… смерти»…
«Любовь, смерть
и душа – явления
совершенно
торжественные…»
Что же такое
подвиг – смерть
на войне, как
не высшее проявление
любви к своему
народу, завещанной
нам в духовное
наследство?
Какой смысл
в подвижничестве
без терпения
и страдания?
Мужество тем
выше, чем глубже
горе – одного
без другого
не бывает…
Крестьянка
развешивает
детские пеленки
на стволе пушки
подбитого
«фердинанда»;
старик, словно
бессмертный,
деловито косит
рожь на заминированном
поле. Это ведь
не случайно
А. Платонов
заметил – здесь
не упоение и
наслаждение
страданием,
обессиливающим
человека, здесь
нечто другое:
обыденное
на уровне естества
– мужество,
умение жить
всякой жизнью
как обыкновенной.
Случаются
катастрофы,
которые нельзя
победить сразу,
но которые
можно превозмочь
терпением и
страданием…
Терпение и
труд все перетрут,
народом не
праздно сказано.
Именно
присутствием
таких качеств
в доброй душе
народа трудолюбия
и терпения,
помноженных
на чувство
народной правды,
и объясняет
А. Платонов
нашу победу
в Великой
Отечественной
войне.
В
рассказе «Сержант
Шадрин» А. Платонов,
по его словам,
изложил историю
лишь одного
нашего молодого
человека, нашего
воина, не одного
из самых лучших,
но среднего
из сотен тысяч
таких же прекрасных
молодых наших
воинов. «Он и
до войны уже
был тружеником
и принял войну
как высший и
самый необходимый
труд, превратив
его в непрерывный,
почти четырехлетний
подвиг…Сейчас
уже не может
вспомнить
Шадрин, сколько
тысяч верст
прошли его
молодые ноги,
и как в сновидении
встают в его
воображении
сотни деревень,
поселков и
городов, малых,
больших и великих,
за каждый из
которых был
бой, за каждый
из которых
пали, уснув
вечным сном,
близкие товарищи.
И сколько горя
пришлось пережить
Шадрину, навсегда
расставаясь
с погибшими
друзьями, сколько
раз дрожало
его сердце,
когда он всматривался
в последнюю
минуту в дорогое
утихшее лицо
друга перед
вечной разлукой
с ним! Он не знал,
как могло вместиться
столь много
чувства и памяти
в одно солдатское
сердце… После
завоевания
Берлина Шадрин
пошел далее
на запад, к реке
Эльбе. Здесь
снова был бой.
Сутки непрерывно
дрался Шадрин
на Эльбе, но
это был уже
последний бой
войны. После
боя Шадрин
умылся в Эльбе,
лег на землю
и посмотрел
на небо. Ясность
неба и его
бесконечность
были родственны
его душе. «Все!
– сказал вслух
Шадрин. – Свети
теперь солнце,
а ночью – звезды!»
и уснул». Текст
и стиль повествования
в этом рассказе
напоминают
старые русские
былины о чудо-богатырях,
спасших родину
от врага. Этот
молодой солдат
«совершил то,
чего никто еще
не совершал;
велика его
душа; благородно
его дело и прекрасна
его молодость,
вся исполненная
подвига». В
конце рассказа
А. Платонов
делает обобщающий
вывод о неразрывной
связи нашей
армии с народом:
«Но пожизненно
останется в
душе Шадрина
чувство вечной,
кровной связи
с армией, ставшей
для него семьей,
домом и школой
за годы войны.
Пожизненно
долг и честь
останутся
законом его
сердца и поведения,
и пожизненно
он будет тружеником
– на хлебной
ли ниве, в мастерской
завода или в
солдатском
строю, потому
что он воспитан
в подвиге, а
подвиг есть
высший труд,
тот труд, который
оберегает народ
от смерти. И
этот новый труд
солдата подобен
жертве матери,
рождающей
народ. И так же
у нас священно
существо солдата,
как священна
мать».
Одна
из самых излюбленных
тем А. Платонова
– «возвращение».
Она всегда
насыщена большим
психологическим
содержанием:
это не столько
возвращение
к исходной
точке жизни
(дому, родине,
детству), сколько
к себе, своей
подлинной
сущности, с
которой вдруг
снимаются
наслоения
прожитых лет,
но сохраняется
опыт человеческой
зрелости.
Один
из рассказов
недаром так
и назван –
«Возвращение».
В нем господствуют
два мотива,
которым суждено
было стать
очень популярными
в литературе
о войне: «дом»
и «дорога». С
«домом» и «дорогой»
связаны жизненные
ощущения героя,
каждый из мотивов
освещен женским
образом. Тревожная
жизнь живет
в душе Иванова,
вернувшегося
к семье, им забыто
давнее, довоенное,
а недавнее не
изжито, существует
как «норма»,
как мерило
сегодняшнего.
Уже поэтому
его возвращение
чревато драмой.
Капитан
Иванов устыдится
своего равнодушия
к двенадцатилетнему
сыну Петрушке
«от сознания
того, что Петрушка
нуждался в
любви и заботе
сильнее других»,
а у него не
находилось
любви и заботы
на такого человека,
угрюмого в
деловитости
и серьезности,
даже наводящего
подспудный
страх своим
умением держать
в черном теле
и мать, и сестренку.
Какая-то
внутренняя
преграда мешает
Иванову не
только понять
Петрушку, но
и жену, Любовь
Васильевну,
и неожиданно
заплакавшую
на его руках
дочку.
А.
П. и С. П. Ткачевы.
Снова жизнь.
Фрагмент. 1983 –
1985 гг.
Иванов,
отвыкший на
фронте ото
всего, что не
относилось
к его непосредственному
воинскому
долгу, не может
осознать, какая
большая жизнь
прожита Петрушкой,
ведь за его
характером
скрывается
целая законченная
человеческая
судьба, пройденная
за четыре года.
В упоении
победным боем
Иванов как-то
уж слишком
оторвался от
тыла, перестал
его ощущать
в безостановочном
наступлении
за ненадобностью,
обособился
в своей «непогрешимости»,
уверился в
мысли, что именно
его дело и было
всей жизнью.
Маленькая
частица жизни,
Иванов присваивает
себе исключительное
право судить
о жизни, лишая
этого права
других. И сколь
несостоятельным
вдруг оказывается
он в своих
завышенных
притязаниях
после слов
Петрушки: «У
нас дело есть,
жить надо, а вы
ругаетесь, как
глупые какие…»
В
нравственном
непрямом споре
с Петрушкой
Иванов очень
проигрывает
– сын заботится
о целостности
семьи, отец
настаивает
на своей мнимой
непогрешимости
и своем ложном
праве, и он знает
это, чувствует
также и превосходство
Петрушки, и
оттого с новой
силой на него
накатывает
гордыня, граничащая
уже с капризом.
И внезапное
решение порвать
с семьей – Платонов
здесь удивительно
проницательный
психолог –
если прикинуть,
поостыв, на
разум, эта невольная
выходка должна
ему самому,
Иванову, сказать,
что и он, тертый
солдат, не лишен
внезапной
минутной слабости.
Но полное
прозрение
поразит Иванова
в вагоне поезда,
когда он увидит
бегущих за ним
детей – совесть,
страх и сознание
вины за дальнейшую
судьбу семьи
заговорят в
нем одновременно:
«Он увидел
вдруг все, что
знал прежде,
гораздо точнее
и действительней.
Прежде он чувствовал
жизнь через
преграду самолюбия
и собственного
интереса, а
теперь коснулся
ее обнажившимся
сердцем».
Платонов
сталкивает
два возвращения
Иванова: в начале
рассказа и в
конце его. Сердечная
оглушенность
– следствие
войны изживается
героем в результате
сильного душевного
потрясения,
изживается
навсегда.
Война,
как со всей
очевидностью
прояснились
размеры этого
горя после ее
окончания, не
только воедино
собирала народ
в борьбе с врагом,
но и бестрепетно,
жестоко разрушала
«достоверное
счастье», порождая
в большом
количестве
сирот, вдов,
мужчин-одиночек,
будущее народа,
судьба детей
в послевоенном
мире становилась
естественной
проблемой,
такой же жгучей
и необходимой,
как восстановление
крова над головой,
возрождение
запущенного
поля и пуск
разрушенного
завода.
За три
года и два месяца
спецкорства
на фронтах А.
Платонов написал
большое количество
очерков и рассказов.
А.
Платонов. «Рассказы
о родине». 1943 г.
Он активно
печатался,
кроме газет
«Красная звезда»
и «Труд», в
журналах «Новый
мир», «Октябрь»,
«Знамя», «Дружные
ребята», «Красноармеец»,
«Краснофлотец»,
«30 дней».
Несколько
раз выходили
отдельными
книжками его
рассказы
«Одухотворенные
люди» и «Броня»,
в войну увидели
свет сборники
рассказов «Под
небесами Родины»
(1942), «Рассказы
о Родине» (1943),
«Броня» (1943), «В
сторону заката
солнца» (1945). Это
было трудно
добытое количество,
цельное и неделимое
по качественному
образованию,
потому что
писатель
руководствовался
в постижении
войны не географией,
не эффектным
случаем или
событием, а
извлекал «философию»
народного
существования
на войне из
обыденного,
бросового и
для иного журналиста
невыигрышного
и неинтересного
материала –
из тяжкой
повседневности
фронта и тыла,
которая под
пером художника
обретала возвышенный,
священный
характер.
Написанное
А. Платоновым
во время войны
прежде всего
свидетельство
этического
поведения
художника в
ситуации смертельной
схватки двух
непримиримых
миров – своей
прозой он работал
исключительно
и только на
победу, пренебрегая
сермяжной
бытовой правдой,
неизбежно
сопутствующей
крупным
общественным
потрясением,
и всем тем, что
расслабляюще
действует на
человека, уводит
его от главного,
лишает крепкой
нравственной
основы. Он работал
на победу так
же (в смысле
понимания и
чувствования
общенациональной
и общечеловеческой
задачи), как
это делал испокон
веку народный
героический
эпос, интегрирующий
русский люд
до бессмертного
богатыря, тяжелая
поступь коня
которого эхом
отдавалась
и в прошлом,
и в будущем.
Предельно
экономя на
слове, А. Платонов
достигал
необычайной
глубины в мыслях,
непрерывно
питая душу и
сознание
сражающегося
советского
человека той
простой, древней
и великой истиной,
что его дело
правое – к нему
взывает грядущее
и взыскует
прошедшее:
жизнь – закон,
и смерть его
только подтверждает,
а не отрицает;
дух вечен, и
бренность тела
это доказывает;
народ неуничтожим,
если во имя
него сознательно
погибает отдельный
человек; зло
бессильно,
ибо ему приходится
прибегать к
уничтожению
добра…
А.
Платонов стремился
материализировать
в рассказах
духовные понятия,
спасительная
ценность которых
никогда не
подвергалась
сомнению, самую
форму художественных
произведений
он использовал
для проповеди
немногих, основных,
бесспорных
истин, издревле
сопутствующих
человеку в
его нелегком
историческом
пути, истин,
постоянно
освежаемых
историей и
людскими судьбами.
Открытие
А. Платоновым
очевидного
А. Платонов.
1944 г.
оценили,
однако, немногие
(А. Толстой,
Н.
Тихонов): одни
усматривали
в рассказах
писателя мистику;
другие находили
в них примитивные
представления
художника о
смерти, подвиге
и смысле жизни.
Вл. Лебедев в
статье «Литературные
выкрутасы»
заявлял: «Вместо
того, чтобы
писать правду
жизни, он сочиняет
нелепых, несуществующих
людей, навязывает
им полумифические,
кликушеские
мыслишки, искажая
этим облик
людей нашей
Родины». «Герои
А. Платонова…
отрицают смерть
не в том смысле,
что они, как и
все люди, не
хотят смерти
и, понимая ее
разумом, не
принимают, не
верят в нее
чувством. И не
в том высоком
смысле, что
дело жизни, за
которое умирает
человек, преодолевает
и самую смерть,
делает ее
оправданной
в своей необходимости,
хоть и трагической,
неизбежностью.
Нет. Герои А.
Платонова
отрицают смерть
буквально».
Под
сомнение ставилось
главное –
патриотический
характер написанного
А. Платоновым.
К
сожалению,
подобные упреки
имеют живучесть
сорняка. Но,
тем не менее,
идеи А. Платонова
– все то, от чего
он освобождался
и чему поклонялся,
поверялись
войной, последним
испытанием,
и художник
вышел из огня
победителем.
Весь его творческий
путь, не исключая
и заблуждений
на нем, будучи
воспринятым
через войну,
являет собой
редкий образец
думы о главных
вопросах
человеческого
бытия, думы, в
которой нет
ничего случайного
или мелочного,
писатель все
время держался
генерального
нерва эпохи,
чутко ощущая
оголенные
болевые точки
в жизни человечества
первой половины
нашего столетия.
Своим искусством
он столь естественно,
органично и
прямо вмешался
во второй
смертельный
конфликт ХХ
века, как если
бы был рожден
для того, чтобы
отвести мир
от великой
опасности,
вложив в руки
правого грозный
духовный меч,
которым не
обладал противник,
надеявшийся
на прочность
металла и убойную
силу пушки.
Знамя
Победы
Фото:
Е. Халдей
Берлин.
Май 1945
Первая
потребность
души – память
и справедливость.
Этой глубокой
потребности
человеческого
сердца и служат
произведения
великого А.
Платонова,
художника,
обратившегося
к нам – после
всех народных
жертв и страданий
с мужественным
призывом «суметь
жить… той высшей
жизнью, которую
нам безмолвно
завещали мёртвые;
и тогда, ради
их вечной памяти,
надо исполнить
все их надежды
на земле, чтобы
их воля осуществилась
и сердце их,
перестав дышать,
не было обмануто.
Мёртвым некому
довериться,
кроме живых,
и нам надо так
жить теперь,
чтобы смерть
наших людей
была оправдана
счастливой
и свободной
судьбой нашего
народа и тем
была взыскана
их гибель».
Список
литературы
1. Платонов А.
Потомки солнца:
Повести и рассказы.
М.: Советский
писатель.
Составитель
М. А. Платонова.
1974.
Платонов
А. У человеческого
сердца: Рассказы.
М.: Детская
литература.
Вступительная
статья Е. Краснощековой.
1981.
Платонов
А. Ювенильное
море: Повести,
рассказы,
публицистика,
пьеса. М.:
Центрально-Черноземное
книжное издательство.
1988.
Подаревский
Э. Одухотворение
// Литература
и искусство.
1943. № 15.
Лебедев
В. Литературные
выкрутасы //
Правда. 1944. 27 декабря.
Четунова
Н., Бобровская
Е. Советский
патриотизм
и советская
литература
// Советская
книга. 1946. № 2. С.
48.
Шкловский
В. Современность
и злободневность
// Литература
и искусство.
1943. № 15.
8. Полторацкий
В. Андрей Платонов
на войне // Платонов
А. Смерти нет!
Рассказы. М:
Советский
писатель, 1970. С.
4 5.
9. Ортенберг
Д. Грани мужества
// Литературная
Россия. 1973. 4 мая.
Васильев
В. Андрей Платонов:
Очерк жизни
и творчества.
М.: Современник.
1990.
Энциклопедия
для детей. Т.
10. Русская литература.
Ч. 2. Русская
литература
ХХ века. // Главный
редактор М. Д.
Аксенова. М.:
Аванта+. 1998.
Ласунский
О. Житель родного
города: Воронежские
годы Андрея
Платонова.
М.: Издательство
Воронежского
государственного
университета.
1999.
34