Психологическая подготовка легкоатлета

Дата: 13.03.2013

		

Реферат

по дисциплине: Лёгкая атлетика с методикой преподавания

тема:

Психологическая подготовка
легкоатлета

2009

Психологическая подготовка легкоатлета

Занимаясь спортом, можно укрепить здоровье, получить хорошее
физическое развитие, стать более сильным, быстрым, ловким, выносливым. Спорт приучает
к правильному режиму, закаливает организм, но он еще и влияет на развитие
морально-волевых качеств, психологическую подготовленность спортсмена.

В настоящее время на крупных соревнованиях в сложных условиях
спортивной борьбы с исключительно высокой конкуренцией, где спортсмены имеют
равную техническую и физическую подготовленность, придерживаются одинаковой
тактики, чаще побеждают те из них, кто имеет более высокий уровень развития
моральных, волевых и специальных психических качеств. В спортивной практике
есть множество примеров, когда бесспорные лидеры сезона в силу срывов
психологического характера не попадали в финалы, а спортсмены, не входившие в
число фаворитов, во многом благодаря предельной волевой мобилизации часто
добивались побед на чемпионатах Европы и мира, на Олимпийских играх.

Высокий уровень моральной, волевой и специальной
психологической подготовленности предполагает комплексное проявление самых
различных качеств. Недостаточное развитие даже одного из них часто является
причиной поражения высококвалифицированных спортсменов. Поэтому психологическая
подготовка должна занимать значительное место в воспитании спортсмена на всех
этапах его совершенствования.

Психологическую подготовку спортсмена можно разделить на
общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к конкретным
соревнованиям. Такое деление условно, так как в реальной жизни
учебно-тренировочный процесс все время чередуется с состязаниями и задачи общей
психологической подготовки решаются в условиях соревновательной деятельности.

Общая психологическая подготовка, повседневно проводимая в ходе
тренировочных занятий и соревнований, направлена на развитие у спортсмена таких
психических качеств, которые в большей степени способствуют успешному и
прочному овладению спортивным мастерством.

К ним относятся:

— 
создание
правильной и стойкой системы мотивов, побуждающих спортсмена систематически
тренироваться, соблюдать режим и выступать в соревнованиях;

— 
создание четких
представлений о своей психике и качествах, Необходимых для спортивного
совершенствования и успешных выступлений;

— 
формирование
качеств характера и свойств нервной системы, способствующих эмоциональной
устойчивости и перенесению максимальных нагрузок;

— 
-развитие
специфических процессов, необходимых для овладения техникой и тактикой (чувство
ритма, времени, ориентировка в пространстве, способности к самоконтролю над
различными элементами движения и т.д.);

— 
развитие умения
управлять собой, своими чувствами и переживаниями, отвлекаться от всех
посторонних раздражителей, сознательно затормаживать неблагоприятные
психические состояния, возникающие в процессе тренировочной и соревновательной
деятельности;

— 
овладение умением
легко и свободно осуществлять максимальные усилия без нарушения координации и
динамики движений.

В любом виде легкой атлетики спортсмен должен уметь вести
борьбу на различных уровнях напряженности, быть способным «переключаться». Для
этого нужно научиться в определенный момент совсем выключиться из борьбы,
расслабиться, дать покой нервной системе, обеспечивая хотя бы кратковременный,
но полный психологический и физиологический отдых. В то же время необходимо
научиться в любой момент перейти от максимального расслабления к максимальной
мобилизации сил и быстро включиться в борьбу. Непосредственно перед
выступлением на соревнованиях, спортсмен должен уметь полностью
сосредотачиваться на выполнении упражнения и отвлекаться от постоянных
раздражителей, не поддаваться отрицательным воздействиям соревновательной
обстановки, зрителей, судей и т.д.

Умение управлять собой достигается систематическим участием в
различных соревнованиях, упорной работой над собой, постоянным применением
способов самореализации. Спортсмена нужно постоянно учить анализировать свои
действия и действия соперников, четко различать правильные и ошибочные,
обдумывать возможные пути совершенствования техники и тактики.

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится
на раннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную —
перед выступлением и в течение его.

Ранняя предсоревновательная психологическая подготовка предполагает:

— 
получение
информации об условиях предстоящего состязания и основных конкурентах;

— 
получение
диагностических данных об уровне тренированности спортсмена, особенностях его
личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки;

— 
определение
(совместно со спортсменом) цели выступления, составление программы действий на
предстоящих соревнованиях с учетом имеющейся информации;

— 
разработку
подробной программы проведения условий предстоящих состязаний;

— организацию преодоления трудностей и неожиданных
препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с
установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и
оперативного мышления;

—        создание в процессе подготовки к соревнованиям
условий и использование приемов для уменьшения излишней психической
напряженности спортсмена;

—        стимуляцию правильных личных и общественно значимых
мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной программой
подготовки.

Непосредственная психологическая подготовка накануне и в ходе
соревнований
включает:

—        психологическую настройку и управление психическим
состоянием непосредственно перед каждым выступлением;

—        психологическое воздействие в перерывах между
выступлениями и организацию условий для нервно-психического восстановления;

—        психологическое воздействие в ходе и после окончания
очередного выступления.

Психологическая настройка перед каждым выступлением должна
предусматривать уточнение деталей предстоящей спортивной борьбы, создавать
условия для готовности к максимальным волевым усилиям и проявлению необходимых
волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий,
уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена.

Психологическое воздействие в ходе одного выступления
предусматривает: краткий самоанализ и коррекцию поведения во время борьбы;
стимуляцию волевых усилий и уменьшение напряженности; нормализацию психического
состояния после квалификационных выступлений; устранение эмоций, мешающих
объективной оценке возможностей и перспектив дальнейших выступлений спортсмена;
выработку уверенности в своих силах; анализ прошедших выступлений и
ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников;
организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение
психического утомления и напряженности путем применения различных средств
активного отдыха, развлечения, отвлечения, самовнушения и т.д.).

В процессе психологической подготовки можно выделить два
относительно самостоятельных и одновременно тесно взаимосвязанных направления:
1) воспитание моральных и волевых качеств; 2) совершенствование специфических
психических возможностей. Воспитание моральных качеств заключается в
формировании У спортсмена представлений, понятий, взглядов и убеждений, навыков
и привычек поведения, соответствующих принципам общечеловеческой морали; в
развитии чувства патриотизма, преданности спорту, своему спортивному
коллективу. Среди мероприятий по нравственному воспитанию спортсменов следует
выделить: систематические беседы на темы воспитания, лекции по истории спорта,
рассказы о жизни замечательных людей; просмотры кино-и видеофильмов; чтение
литературы; встречи с выдающимися людьми; вовлечение спортсменов в общественную
работу; укрепление традиций спортивных коллективов (чествование победителей,
торжественный прием в члены сборной, празднования дней рождения, посещение
театров, музеев, исторических мест, походы, поездки за город и т.п.).

Важнейшими задачами волевой подготовки спортсмена являются:
1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха; 2) научиться
управлять своим эмоциональным состоянием; 3) воспитывать у себя такие качества,
как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство,
выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Морально-волевая подготовка осуществляется успешно, если
процесс воспитания спортсмена органически связан с совершенствованием
тактико-технического мастерства, развитием физических качеств и других сторон
подготовки. Практической основой методики морально-волевой подготовки в
учебно-тренировочном процессе являются:
регулярное приучение к
обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок;
систематическое введение в занятия дополнительных трудностей; широкое
использование соревновательного метода и создание в процессе тренировки
атмосферы высокой конкуренции.

В процессе воспитания моральных и волевых качеств применяется
широкий круг методов — убеждение, принуждение, метод постепенно повышающихся
трудностей, соревновательный метод. Умелое их использование приучает
спортсменов к дисциплине, воспитывает у них требовательность к себе,
настойчивость и упорство в достижении цели, способность к преодолению
трудностей, уверенность в своих силах, смелость, решительность, чувство
коллективизма, волю к победе, способность к предельной мобилизации сил в
условиях тренировочных занятий и соревнований.

При совершенствовании психических возможностей спортсмена
одним из важных направлений является снижение уровня эмоционального возбуждения
с целью улучшения общего баланса нервных процессов и успокоения легкоатлета.
Здесь могут быть использованы такие приемы, как словесные воздействия тренера
(разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др.), с помощью которых снижается
эмоциональная напряженность спортсмена, неуверенность его в своих силах,
уменьшается чрезмерное чувство ответственности за выступление. Весьма
эффективными являются приемы, связанные с применением движений и внешних воздействий,
способствующие снижению уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных
движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания,
изменяя интервалы вдоха и выдоха или задерживая его; последовательное
расслабление основных групп мышц (сидя или лежа) с применением успокаивающей
автогенной тренировки; чередование напряжения и расслабления локальных групп
мышц; контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой рук и ног и
другими внешними проявлениями и приведение их к уровню, соответствующему
нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа.

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации
спортсмена перед предстоящим выступлением, настройки его на максимальную отдачу
в соревнованиях используются те же группы методов, которые по результатам
воздействия должны иметь противоположную направленность: словесные воздействия
тренера (убеждение, требование, похвала и пр.), но способствующие повышению
психического напряжения, концентрации внимания на победе и т.д.

Важную роль играют приемы словесного самовоздействия на
спортсмена, которые сводятся к концентрации мыслей на достижении высокого
результата, победы; настройке на максимальное использование
тактическо-технических и физических возможностей; умении использовать
самоприказы типа: «Отдай все, только выиграй», «Мобилизуй все, что можешь»,
«Возьми себя в руки и добейся того, к чему стремишься», «Успокойся», «Не
волнуйся» и т.д.

Интегральная подготовка направлена на координацию и реализацию в
соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства —
технической, тактической, физической, психологической и теоретической
подготовленности. Каждая из сторон подготовленности спортсмена в известной мере
формируется вследствие узконаправленных методов и средств. Это приводит к тому,
что отдельные качества и способности, проявляемые в локальных упражнениях,
часто не могут проявиться в полной мере в соревновательных упражнениях. Поэтому
необходим особый раздел подготовки, направленный на объединение сторон
подготовленности, качеств и способностей. Его цель — обеспечить слаженность и
эффективность комплексного проявления всех многообразных составляющих, которые
в совокупности определяют успешность соревновательной деятельности.

В качестве основных средств интегральной подготовки
выступают: упражнения избранного вида легкой атлетики, выполняемые в
условиях соревнований различного уровня; упражнения
специально-подготовительного характера,
которые максимально приближены, по
структуре и особенности деятельности функциональных систем, к соревновательным.

В легкой атлетике наименее остро стоит проблема интегральной
подготовки в упражнениях циклического характера (спортивная ходьба, бег
на средние, длинные и сверхдлинные дистанции), где арсенал технических приемов
и тактических действий ограничен, а тренировочная работа (подавляющий ее объем)
максимально приближена (по форме, структуре и особенностям функционирования
систем организма) к соревновательной.

В других легкоатлетических дисциплинах (барьерный бег,
прыжки, особенно с шестом, метания) многообразие и сложность технических
приемов, индивидуальной тактики, психических проявлений обуславливают
необходимость выполнения исключительно больших объемов тренировочной работы
аналогичного характера, связанной с совершенствованием отдельных приемов и
действий, локальных качеств и способностей. Умение их реализовать в сложных
условиях соревновательной борьбы требует специального и целенаправленного
совершенствования.

Для более всесторонней и полноценной интегральной подготовки
наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное
совершенствование, целесообразно выделить следующие преимущественные
направления:

— 
совершенствование
индивидуальных техническо-тактических действий;

— 
совершенствование
способности к предельной мобилизации функциональных возможностей;

— 
совершенствование
способности к переключению максимальной двигательной активности, на периоды
относительного расслабления, для обеспечения высокой работоспособности.

Развитию этих направлений помогут разнообразные методические
приемы: облегчение условий выполнения упражнений, за счет применения различных
моделирующих устройств; усложнение условий за счет применения отягощений и
проведения занятий в неблагоприятных условиях (смена климата, места, покрытия и
т.д.); интенсификация соревновательной деятельности по­средством ее
продолжительности и другие.

Объем средств интегрального воздействия должен увеличиваться
по мере приближения к ответственным соревнованиям годичного цикла, а в многолетнем
плане их место реализации в наибольшей степени — на этапе максимальной
реализации индивидуальных возможностей. Хотя средства интегральной подготовки
должны иметь свое место и в других периодах круглогодичной тренировки, и на
других этапах многолетней подготовки. Это позволяет планомерно увязывать
возрастающий функциональный потенциал спортсмена с реальными требованиями,
диктуемыми необходимостью успешного обеспечения соревновательной деятельности.

Интегральная подготовка должна привести весь комплекс способностей
спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких
результатов на соревнованиях. Такое состояние определяется как
подготовленность, включающая высокий уровень тренированности и другие
составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическая
установка на демонстрацию максимального результата, мобилизационная готовность
к спортивной борьбе, умение преодолевать внешние помехи и т.д. Состояние
наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного
совершенствования, обычно обозначают как готовность к показу высокого
результата или состояние спортивной формы.

Состояние спортивной формы должно быть приобретено к началу соревновательного
периода, повышаться на его протяжении и достигать наивысшего уровня к
главнейшему состязанию. В течение даже длительного сезона соревнований,
легкоатлет, будучи в хорошей спортивной форме, стремится к более высоким
результатам и достигает их.

Как показывает опыт лучших спортсменов, в состоянии высокой
спортивной формы можно находиться длительное время. Тренировка — это
управляемый процесс, а потому и состояние спортивной формы может регулироваться
и длиться до 2 — 4 меся­цев и более. Для этого необходимо методически правильно
строить учебно-тренировочный процесс, умело чередовать работу с рациональным
отдыхом и средствами восстановления, широко использовать принципы
волнообразности и вариативности в тренировке и соревнованиях, а также соблюдать
строгий режим. Очень важно, чтобы специализированная нагрузка повышалась на
протяжении 6 — 8 недель, а затем понижалась на 1 — 2 недели и снова повышалась
на 6 — 8 недель (уже на другом уровне) и т. д. Такая волнообразность, имеющая
индивидуальные отличия (в том числе и связанное особенностями вида легкой
атлетики), предохраняет от переутомления и позволяет дольше удерживать
спортивную форму.

Одним из показателей состояния спортивной формы является
уровень интегральной подготовленности спортсмена, который в течение года должен
повышаться и достичь своего максимума ко времени основных соревнований, а затем
снижаться в переходный период, когда на некоторое время сокращаются тренировки
в специализируемом виде спорта.

Подготовленность легкоатлета должна возрастать из года в год,
но разумеется до определенного уровня. Однако нельзя установить точные
возрастные пределы ее повышения, так как огромную роль играют индивидуальные
особенности спортсмена, условия его жизни, уровень медицинского и научного
обеспечения тренировочного процесса, состояние мест занятий, спортивный
инвентарь и оборудование и т.д.

Список литературы

1.           
Верхошансшй Ю. В.
Программирование и
организация тренировочного процесса. — М., 1985.

2.           
Гогін О.В. Легка
атлетика: Курс лекцій /Харк.держ.пед.ун-т ім.Г.С.Сковороди. –
Харків:«ОВС», 2001. – 112 с.

3.           
Легкая атлетика/А.
Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов. — М., 1987.

4.           
Легкая атлетика /
Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. — М., 1989.

5.           
Легкая атлетика:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин,
Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.

6.           
Легкая атлетика в
школе / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, Г. А. Колод-ницкий. — М., 1993.

7.           
Матвеев Л. П. Общая теория спорта. — М., 1997.

8.           
Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы
подготовки спортсменов. — Киев, 1999.

9.           
Платонов В. Н. Теория и методика спортивной
тренировки. — Киев, 1984.

10.         
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в
олимпийском спорте. — Киев, 1997.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий