Я Вам жить завещаю…
«Истина заключается в том, что
несмотря на тяжелейшие испытания,
мы победили.»
А. Б. Чаковский
Пятьдесят
пять лет минуло со дня великой Победы нашего народа.Это
была победа побед, самое великое нравственное свершение в истории России. И
дело не только в огромном количестве жертв, унесенных без малого за четыре года
лихолетья, хотя каждая из них судьба. А из судеб людей, как известно,
складывается судьба страны. Самое главное это ненапрасность гибели каждого
нашего человека на этой войне, ибо те, кто дошел до Победы, не забыли о своих
погибших товарищах, матерях, отцах. Светлая им память. В то же время вечное
проклятие иудам-перевертышам, спасавшим свою жалкую шкуру ценой предательства,
подлости, трусости и бесчестья. Бог им судья. Но суд всевышнего будет
справедлив, и подлецы получат по заслугам!Именно
эти мысли, в первую очередь , приходят поле прочтения замечательной повести В.
Быкова «Сотников». Мало того, что писатель держит нас в напряжении от первой до
последней страницы, когда ты физически ощущаешь вместе с героями все их муки и
даже предчувствие смерти. Сотников и Рыбак, староста Петр и тетка Демчиха это
не случайный набор персонажей, а выстраданный писателем-фронтовиком,
писателем-антифашистом кусочек жизни народа, где, как в фокусе, отразились
нравственность бывшего учителя Сотникова, трусость и подлость старшины Рыбака,
беззащитность Демчихи и мудрость старосты Петра. Каждый из них, по-своему,
своей правдой живет. И, может, не будь войны и страшной ее реальности, не
предал бы Рыбак своего товарища, спасшего ему когда-то жизнь. Так и жил бы в
колхозе или городе, скромно работал, растил детишек. Но война все расставила по
своим местам. С беспощадной, циничной жестокостью обнажила она нравственную
трагедию Рыбака и Сотникова. Два типа жизненного поведения, цена подвига и
позорный финал компромисса со своей совестью, истоки героизма и предательства
вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.Быков
постоянно ставит своих героев перед ситуацией нравственного выбора. Вот как он
описывает перелом в душе Рыбака, обдумывающего в темнице, перед казнью свое
дальнейшее поведение: «Так что же, пропадать? вдруг,
озлясь, едва не вскрикнул Рыбак и замолчал, выругавшись про себя. Впрочем,
черт с ним, Сотниковым! Не хочет его дело; Рыбак же будет бороться за себя до
конца.» И далее: «Нет, видно с ним не сговоришься, с этим чудаком-человеком,
подумал Рыбак. Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте
твердолобое упрямство, какие-то принципы.»А
вот у Рыбака другие принципы. Главное спасти себя, даже ценой гибели
товарища. И вот тайная злоба на Сотникова, выдавшего своим натужным кашлем их с
Рыбаком тайное присутствие у Демчихи на чердаке и тем самым сдавшего их в руки
палачей-полицаев, наконец выплеснулась наружу, превратившись в моральное
оправдание для Рыбака всех его дальнейших поступков в отношении Сотникова и в
программу его поведения на службе у немцев. «Не желай смерти ближнему.» Эту
заповедь забыл Рыбак. Страх лишил его остатков совести, и мы вместе с писателем
наблюдаем бесславный нравственный конец подлеца.А
что же Сотников? Здесь Быков на противопоставлении тщедушного тела,
слабого физического здоровья и сверхсильного духа выстраивает образ-гранит,
образ-обличение, образ-герой. «А он, дурак, все боялся погибнуть в бою. Теперь
такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти
завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте
великой войны… Примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько
коротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы
своих врагов. Он ничего не боялся… Сотников легко и просто, как что-то
элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь
решение: взять все на себя.» Лучше не скажешь.В этом противопоставлении убогой трусости Рыбака и
стоической храбрости Сотникова ключ к пониманию идеи автора. Народ, символом
которого, безусловно, для Быкова был Сотников, победить нельзя. Ибо нельзя
выкорчевать любовь к ближнему и жалость к чужому горю, готовность к
самопожертвованию во имя других и боль за отечество свое. Все эти качества в
великом множестве были продемонстрированы нашим народом в годы этой войны. И в
осажденном Ленинграде, и в Пинских болотах, на Курской дуге и в боях за
безымянную деревушку наши солдаты доказали: Сотников, а не Рыбак вот где
характер, воля и кредо нашего народа. И этот народ никому не победить!Хочется напомнить слова выдающегося поэта А.
Твардовского из его бессмертного стихотворения «Я убит поло Ржевом»:…Завещаю
в той жизниВам
счастливыми бытьИ
родимой отчизнеС
честью дальше служить.Горевать
горделиво,Не
клонясь головой.Ликовать
не хвастливоВ
час победы самой.И
беречь ее свято,Братья,
счастье свое, В
память воина-брата,Что
погиб за нее.Не
правда ли, это Сотников завещает нам беречь победу и Родину свою.В
своей небольшой по размеру повести В. Быков опирается на вечные истины: добро и
зло, нравственный выбор. Спасибо за это писателю. Думаю, что такой выбор поддержат
миллионы моих сограждан. А, значит, победа будет всегда за такими, как
Сотников.