Ю. Е.
БарловаБольшинству
людей, не принадлежащих к узкому кругу специалистов, изучающих историю Великобритании
XVIII в. и философию Просвещения, имя Эдмунда Берка вряд ли говорит о многом.
Это не удивительно, ведь о Берке не упоминается в школьных учебниках истории и
лишь вскользь в учебных пособиях для гуманитарных вузов. А между тем еще в
прошлом столетии известный английский историк Г.Т.Бокль писал, что «даже в
самом кратком очерке истории Англии« без упоминания этого имени »был
бы допущен непозволительный пробел» [1].Знаменитый
мыслитель и публицист, политический деятель второй половины XVIII в., Эдмунд
Берк (1729-1797) был, наверное, одной из самых неординарных исторических фигур
своего времени. Выходец с кельтских окраин Великобритании, сын небогатого
ирландского адвоката, этот человек в течение тридцати с лишним лет был одним из
руководителей парламентской оппозиции официальному режиму английского короля
Георга III; к его мнению по многим вопросам внутренней и внешней политики
страны прислушивались такие виднейшие государственные деятели Англии того
времени, как У.Питт-младший и Ч.Дж.Фокс. Кроме того, Берк традиционно считается
одним из классиков политической мысли XVIII столетия, родоначальником ряда
философских и политических концепций, имеющих большое значение с точки зрения
формирования идеологии консерватизма. Поэтому думается, что обращение к этой
колоритной исторической фигуре на уроках истории может стать дополнительным
ярким штрихом к общей картине общественно-политической жизни Англии в
интересную и противоречивую эпоху, называемую «веком Просвещения».
Кроме того, анализ философско-политических воззрений Берка представляется
целесообразным, например, в русле преподавания школьного курса «Человек и
общество» для более полного и глубокого осмысления природы политических
течений.Многое
вызывает интерес к судьбе этого, к сожалению, мало известного в России
исторического деятеля. Личность, судьба и взгляды «славного Борка»,
как называл его Н.М.Карамзин, в течение вот уже двух столетий волнуют
историков, порождая массу споров, не затихающих и по сей день. Так, друзья и
сторонники часто изображали его неким интеллектуальным и нравственным идеалом,
к которому необходимо стремиться. Многие известные политики того времени даже
говорили, что от Берка можно узнать больше, чем из всех прочитанных книг,
вместе взятых. В то же время на протяжении всей своей жизни Берк оставался
одним из самых «модных» объектов язвительных эпиграмм и критических
памфлетов, обвинявших его в моральной неустойчивости, политическом авантюризме,
философском и религиозном лицемерии.Впоследствии
его имя употребляли порой с абсолютно противоположными эпитетами и
политическими ярлыками. Берка называли просветителем и одновременно гонителем
идей Просвещения. Маркс видел в нем «гнусного политического лицемера,
который … всегда продавал себя на самом выгодном рынке»[2]; английский
просветитель Самюэль Джонсон, напротив, отмечал: «Чему я больше всего
завидую в Берке, так это его постоянству» [3]. Даже внешние данные этого
человека в сочинениях разных авторов выглядят далеко не одинаково. Одни пишут,
что Берк был высок и хорошо сложен, а его голубые глаза искрились затаенным
юмором; другие указывают на его грузную комплекцию, нелепые круглые очки,
внешнюю неопрятность и «вечный» сверток бумаги в кармане.Характерно,
что многие современники обвиняли Эдмунда Берка в том, что его философские
позиции не были искренними; иными словами что все его философские труды были
направлены лишь на то, чтобы защитить политические интересы той узкой
парламентской группировки, к которой Берк принадлежал. Не случайно эпитафия,
написанная на смерть Берка, гласила:Лежит
здесь друг наш Эдмунд, чей гений так велик,Что
мы его не вправе ни славить, ни хулить.Рожденный
для Вселенной, он Разум свой сковал,И
то, что людям мог отдать, он партии отдал [4].И
в то же время потомки ценят в Берке в большей степени систематичного теоретика,
обладавшего цельной политико-философской концепцией; теоретика, пытавшегося
подняться над политическими распрями своего времени и потому не понятого даже
своими политическими союзниками и друзьями.Но
все-таки самые серьезные разногласия историков вызывает вопрос о сочетании в
философских воззрениях и политической деятельности Берка либеральных и
консервативных начал. Дело в том, что его участие в решении проблем британской
колониальной политики закрепило за ним титул либерального мыслителя и даже
сторонника освобождения колоний. В то же время знаменитый труд Берка
«Размышления о революции во Франции» (1790), в котором он высказал
резко негативную оценку революционых событий, обеспечил ему прочную репутацию «отца-основателя»
консерватизма в европейской политической мысли (а в трудах отечественных
историков крайнего реакционера и «трубадура крестового похода»
против всех прогрессивных идей того времени), поставив Берка в один ряд с
К.Марксом как основателем коммунизма и Дж.Локком как родоначальником
либерализма.Думается,
что постановка подобного вопроса важна не только с точки зрения осмысления
феномена и природы идейно-политических взглядов самого Э. Берка, но в
значительной степени и для размышления над более общими вопросами:ч
т о есть либерализм и консерватизм в политике и где находится грань между этими
идейно-политическими течениями (грань эта, как известно, куда более зыбкая,
чем, например, между либерализмом и радикализмом);в
какой степени приверженность политика консервативным взглядам может сочетаться
с его реформистскими устремлениями.Э.Берк
родился в январе 1729 г. в ирландской католической семье. Последнее
обстоятельство в известной мере определило то, что, будучи обращенным в
протестантскую веру и проведя большую часть своей жизни за пределами Ирландии,
он сделал немало для решения проблем этой древнейшей английской колонии,
защищая ее интересы в парламенте и выступая за предоставление гражданских прав
ирландским католикам, которые, как известно, были сильно ущемлены британским
законодательством. «Англия и Ирландия в моем сознании неразделимы,
говорил он позднее, они смогут процветать лишь вместе, уважая, а не ущемляя
права друг друга»[5].Закончив
в 1744 г. один из самых престижных колледжей Ирландии и получив диплом
адвоката, Берк отправился в Лондон за разрешением на частную практику. Однако,
оказавшись в гуще политической и культурной жизни английской столицы, посещая
знаменитые «политические кофейни» и дискуссионные клубы, познакомившись
с известными представителями английской просветительской мысли, Берк навсегда
отказался от повторения отцовской стези. Обнаружив недюжинные способности к
литературе и философии, в 1756-57 г.г. он начал публиковать свои первые работы.
Его талант вскоре был замечен, и в 1765 г. его пригласил на пост своего
секретаря лорд Рокингем лидер парламентской группировки «новых
вигов», к тому времени возглавивший английское правительство. С помощью
Рокингема Берку удалось получить место в палате общин; это событие стало началом
его почти тридцатилетней парламентской карьеры.Первые
выступления Э.Берка в парламенте были настолько удачными, что не прошло и года
со времени его ораторского «дебюта», как он снискал необычный для
молодого парламентария неофициальный титул «Новый британский
Цицерон». Однако в 1766 г., после смещения Рокингема со своего поста, Берк
предпочел уйти в оппозицию вместе с партией вигов и до конца своей
парламентской карьеры выступать в качестве оппозиционного политика.Считается,
что главным вкладом Берка в политические дебаты 1765-1774 г.г. является его
работа «Размышления о причине настоящих беспорядков»(1770),
касавшаяся самого злободневного вопроса английской внутренней политики тех лет
так называемого «вопроса о конституционном балансе». В сущности,
под этой проблемой скрывалось политическое соперничество двух элементов
конституционной системы Англии короны и парламента. Для оппозиции достижение
«баланса конституции» означало ограничение влияния короля на
парламент и оправдание существования политических партий, оппозиционных двору и
правительству. Сделать это было не так-то просто, ведь в XVIII в.
«партиями» назывались небольшие кратковременные объединения
единомышленников, создававшиеся ради достижения определенных политических преимуществ.
Партии как таковые расценивались обществом либо как «тайные преступные
заговоры«, либо как »необходимое несчастье в свободной стране».
Поэтому теория, выдвинутая Берком в его работе и доказывавшая, что деятельность
партий полезное общественное благо и средство достижения политической
стабильности, в известной мере повлияла на развитие политико-правовых учений в
XVIII-XIX вв. и, соответственно, на процесс последующего «теоретического
оформления» двухпартийной системы Англии в ее современном виде.C
1774-75 гг. резко обострились отношения Англии с ее североамериканскими
колониями; в 1775 г. это обострение привело к войне за независимость США.
Неудивительно, что особую значимость в политических перипетиях того времени
приобрели вопросы колониальной политики. Поэтому большинство парламентских
выступлений и памфлетов Берка, созданных в 70-80-е гг., было посвящено
проблемам взаимоотношений Англии с Америкой, Ирландией и (с конца 70-х г.г.)
Индией.Предлагая
различные модели управления колониями, во всех случаях Берк исходил, во-первых,
из интересов оппозиции, стремившейся поместить управление в колониях под
контроль Палаты Общин; во-вторых, из идеи предоставления колониям свободы
торговли и коммерции (между прочим, идею фритреда Берк высказал даже раньше,
чем она появилась в знаменитой работе А.Смита «Богатство народов»);
и, наконец, из просветительских теорий «естественного закона развития
обществ« и моральной ответственности »матери-Империи» за судьбы
«детей» колоний.Считается,
что с наибольшей силой либерализм Берка как политика проявился в парламентских
дебатах по «американскому вопросу». Несмотря на то,что вплоть до 1774
г., следуя интересам партии, Берк продолжал отстаивать принцип контроля
английского парламента над колониями, он был первым из вигов, кто в преддверии
войны призвал хотя и запоздало «примириться» с Америкой и
выполнить ее экономические требования; в конце же 70-х гг., когда война теперь
уже с независимыми США грозила вылиться в общеевропейскую (это стало понятно,
когда новое государство поддержали давние враги Англии Франция и Испания),
Берк стал первым политиком, публично выступившим за признание независимости
колоний. «Несмотря на то, что отделение Америки видится нам как тяжелое
бедствие, заявил он в 1777 г., мы предпочли бы видеть вас полностью
независимыми от этой Империи, нежели соединенными с ней противоестественными
узами…»[6].Одну
из самых интересных страниц в политической биографии Берка составляет его
участие в делах Индии. Как крупнейшая из оставшихся британских колоний, с
начала 80-х г.г. Индия оказалась в центре политических дискуссий. С одной
стороны, именно в ней видели источник возмещения убытков, связанных с потерей
Америки; с другой стороны, неудачный опыт подсказывал англичанам необходимость
«раскаяния в эгоизме» и поиска более цивилизованных путей
взамоотношения с колониями.Еще
в начале 70-х гг. Берк начал расследовать злоупотребления английской
администрации в Индии. Вскоре он так увлекся изучением культуры и цивилизации
этой страны, что снискал репутацию самого компетентного в «индийском
вопросе« политика, удивлявшего многих своим »странным интересом к
черным приматам»[7]. Кульминацией же увлечения Берка Индией стал
пресловутый «процесс века» длившийся почти десять лет публичный
парламентский суд над генерал-губернатором Индии У.Хейстингсом, где Берк
выступил в качестве главного обвинителя.Англичанину,
жившему в XIX или XX столетии, аргументы Берка, инкриминировавшего главе
колониальной администрации «попрание престижа и достоинства британской
нации«, »нарушение государственной чести и морали»,
«величайшие преступления против всего человечества»[8], показались бы
попросту наивными. В сущности, Хейстингс был виновен лишь в
«сомнительных» способах добывания денег и излишнем деспотизме в
отношении местных правителей. Однако в обществе того времени были популярны
идеалы Просвещения, принципы человеколюбия и справедливости. Поэтому на первых
порах обвинительные речи Берка были приняты с таким восторгом, что, по
воспоминаниям современников, некоторые слушавшие его дамы лишались чувств.
Однако со временем общественные симпатии менялись: соображения морали и религии
начинали уступать место идее реальной мощи и силы империи, которые и
олицетворял собой Хейстингс. В итоге в 1794 г. генерал-губернатор был оправдан,
а разочарованный Берк, для которого этот процесс стал «делом всей
жизни», навсегда покинул парламент.Во
многом исход суда предрешил и тот факт, что с 1790 г. Берк оказался в полной
политической изоляции, причиной которой стало появление его нашумевшего памфлета
«Размышления о революции во Франции». Гневно-обличительный пафос
работы, называвшей революцию «ужасным экспериментом, бездной ада, в
которой кипит Франция»[9], шокировал соотечественников Берка, которые
вначале положительно восприняли происходившее за Ла-Маншем. Современники не
понимали, почему Берк, имевший репутацию либерального политика, поддержавший
независимость американских колоний и защищавший права населения Индии и
Ирландии, «вдруг» обрушился на свободную Францию. В лучшем случае его
поведение объясняли умопомешательством или же считали экстравагантной шуткой.Действительно,
«Размышления…» Берка можно критиковать за излишнюю эмоциональность
и намеренные преувеличения. Однако нельзя утверждать, что его позиция в
отношении Франции стала исключением из его философско-политических воззрений.
Как в покушении короля на права парламента и в угнетении колоний, так и в
насильственном свержении государственного строя Берк видел не что иное, как
нарушение «древнего и священного» общественного договора, «естественного
порядка» развития обществ. Интересно также, что большинство из тех, кто не
соглашался с Берком, одновременно восхищались эмоциональной силой его работы,
считая ее произведением, в котором «много достойного восхищения и ничего,
с чем можно согласиться»[10].Так
или иначе, Берк окончательно разошелся со своими старыми друзьями и так и не
приобрел новых, несмотря на то, что после поворота правительственного курса в
отношении Франции в 1794 г. англичане окрестили его «пророком», а
король даже назначил ему пожизненную пенсию. Последние годы своей жизни Берк
провел, уединившись в своем поместье. В июле 1797 г. он скончался, перед
смертью отказав в аудиенции даже своему бывшему другу Ч.Фоксу.Эдмунд
Берк прожил долгую и интересную жизнь, большую часть которой посвятил политике.
В разное время он участвовал в решении самых злободневных для Англии проблем, и
осветить подробным образом все аспекты его разносторонней
общественно-политической деятельности в кратком очерке, к сожалению,
невозможно.Историки
до сих пор затрудняются ответить, кем же был Берк: политиком-практиком или
философом-теоретиком; либералом или консерватором; конформистом или независимым
мыслителем. Так, большинство политических акций он начинал как оппозиционный
деятель, а заканчивал как философ, абстрагировавший свою позицию от
изменявшихся политических условий, что часто приводило к провалу его начинаний.
В той же мере было бы неправильным утверждать, что Берк был консервативным
политиком. Большинство его предложений в парламенте носили либеральный,
реформистский характер; однако, настаивая на проведении реформ, он обосновывал
свою позицию как либеральными идеями (например, идеей «сопротивления
неограниченной власти»), так и взглядами, которые вполне можно отнести к
консервативным. «Мы должны реформировать, чтобы сохранять» это
высказывание Берка, наверное, точнее всего иллюстрирует его политическое кредо.
И в то же время Берк призывал не столько к сохранению всего существующего в
неизменном виде, сколько к возвращению общества к «лучшим, но забытым
основам« по принципу »новое это хорошо забытое старое».
Поэтому в своем консерватизме он был, как ни странно, ближе к большинству
либеральных мыслителей Англии (в том числе к родоначальнику либерализма
Дж.Локку) , рассматривавших реформы и даже «Славную революцию»1688 г.
как возвращение к «старым добрым временам».И,
наконец, рассматривая Берка как политика в широком историческом контексте,
можно заключить, что во многом его деятельность стала иллюстрацией
наметившегося к концу XVIII в. конфликта идеалов Просвещения с теми методами,
которые действительно требовались для сохранения мощи и единства колониальной
империи и решения внутриполитических проблем. «Век Просвещения»
подходил к концу; его сменяла эпоха с абсолютно иными ценностями и приоритетами.Список литературы
[1]
Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. Спб., 1895. С.182.[2]
Маркс К. Традиционная английская политика // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.
Т.11. М.,1962. С.606-609.[3]
Magnus Ph. The Life of Edmund Burke. L.,1939. P.10.[4]
Hampshier-Monk I. The Political Philosophy of Burke. L., 1989. P.31 (перевод
автора статьи).[5]
The Works of Edmund Burke. in 16 vol. vol.IX L., 1826. P.211.[6]
Burke E. Op.Cit. vol.XI P.102-105.[7]
Kramnik I. The Rage of Edmund Burke. N.-Y., 1979. P.196.[8]
Burke E. Op.Cit. vol.XIII. P.390-395.[9]
The Writings and Speeches of Edmund Burke. in 9 vol. vol.8 Oxford, 1981. P.116.[10]
Kramnik I. Op.Cit. P.13.Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru