Введение
Туризм на сегодняшний день является
показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности,
способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.В конце XX в. туризм становится
массовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Поскольку
туризм выгодная сфера инвестирования, с начала реформ в России этим бизнесом
стали заниматься люди, очень далекие от предпринимательской деятельности, так
как сфера туризма привлекала и привлекает многих предпринимателей своей
кажущейся легкостью.Во второй половине 1990-х гг. на рынке
туристских услуг резко обострилась конкуренция. Оказалось, что российские фирмы
не в состоянии успешно конкурировать с иностранными ни по уровню сервиса, ни по
стоимости услуг. Кроме того, иностранные предприниматели (в отличие от
отечественных) предоставляют своим клиентам более достоверную информацию о
своих возможностях.В настоящее время развитие туризма в
России сдерживается комплексом факторов: низким профессионализмом, высоким
налогообложением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам
специалистов наша страна в состоянии войти в число регионов наиболее популярных
среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса требуется осуществить
значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные
кадры, научить предпринимателей успешно конкурировать на этом рынке,
организовать более эффективную помощь государства.Туристский бизнес предполагает сложную
систему отношений между поставщиками и потребителями соответствующих услуг,
между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу.
Деятельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разработку
туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований;
расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение
инвестиций; взаимодействие с другими компаниями; взаимоотношения с
государственными органами.Перечисленными выше факторами обусловлена
актуальность темы курсовой работы, целью которой является исследование
особенностей развития современного туристского рынка. Для достижения
поставленной цели в работе решены следующие задачи:1.
охарактеризованы основные тенденции
развития российского туристского рынка;2.
дана характеристика и рассмотрены
основные направления и перспективы развития международного туризма.Таким образом, объектом данного
исследования является туристский рынок, предметом – особенности и тенденции его
развития.Поставленные цель и задачи обусловили
структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
1. Тенденции
развития российского туристского рынкаИзучение основных показателей рынка
туризма показывает, что несмотря на определенный рост финансовых показателей
туристских предприятий, уровень развития туризма в РФ в настоящее время
невысок. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается
на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью населения. Лишь 21%
населения России совершают путешествия. Для сравнения в Германии и Японии
путешествуют 80% населения, в Великобритании – 70%. При этом услугами турфирм
для организации своего путешествия пользуются только 5,5% россиян.В работе установлено, что в своей
деятельности туристские фирмы сталкиваются со многими проблемами, основными из
которых являются: нестабильность налоговой политики, высокая конкуренция на
рынке туристских услуг, недостаточная поддержка со стороны государства,
нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителя.Эти же проблемы выявил и опрос,
проведенный автором, респондентами которого стали 48 сотрудников турфирм. Он
показал, что большинство проблем туристского рынка возникает из-за отсутствия
рыночной культуры отношений между турфирмами, использования недобросовестных
приемов в конкурентной борьбе (табл. 1.1).В результате проведенного исследования
сделаны такие выводы:устойчивая работа компаний на рынке
туризма зависит от их способностей компенсировать факторы влияния внешней среды
и быстро переориентировать деятельность на другие сегменты рынка;крупные компании туристского рынка
являются взаимозависимыми и должны вырабатывать общую экономическую стратегию
деятельности;возможности компаний максимизировать
прибыль определяются ее способностью внедрения инноваций в передовые
технологии;Таблица 1.1. Основные проблемы туристского
рынка России
Проблема
Содержание проблемы
Рейтинг проблемы (от 100% опрошенных), %
Низкое качество российского продукта
Отсутствие культуры обслуживания на российских курортах, не
позволяющее эффективно продавать российский турпродукт
84
Низкий профессионализм
Недостаток практических и теоретических знаний, низкий
уровень подготовленности менеджеров туристских компаний
76
Недобросовестность иностранных партнеров
Недобросовестное отношение к российским туроператорам со
стороны иностранных партнеров
61
Отсутствие информации о ситуации в регионах России
Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной
информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации
о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных
потребителей
60
Низкий уровень рыночной культуры отношений
Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами,
направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации,
нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность)
59
Необъективность средств массовой информации
Очевидная ангажированность целого ряда специализированных
туристских изданий отдельными операторами. Необъективная и недостоверная
информация
44
Не прослеживается четкое позиционирование турфирм
Постоянная переориентация деятельности туроператоров на
различные клиентские сегменты. На рынке нет четко обозначенной позиционной
структуры предложения, когда известно, что данная фирма работает только в
этом сегменте
37
Недостаточная проработанность нормативной и законодательной
базы
Отсутствие адекватной и законодательной базы на федеральном
уровне, оптимизирующей взаимоотношения между компаниями на рынке туруслуг
30
Рынок туризма имеет уникальные факторы
конкурентоспособности в отличие от товарного рынка и нуждается в дальнейших
исследованиях;законодательным органам РФ следует принять
дополнения к существующим нормативным актам, регулирующим рынок туризма с
учетом его особенностей.В работе установлено, что в России
начинает складываться сеть организаций, предоставляющих туристские услуги в
виде создания и продвижения турпродукта. Однако участие турфирм пока
ограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков.
Важной проблемой турфирм являются низкий профессионализм персонала и отсутствие
законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии
туризма.Туристские компании вынуждены жестко
конкурировать между собой в межсезонье и для освоения больших потоков туристов
в пик сезона должны иметь резервные мощности номерного фонда. Это приводит к
созданию и функционированию крупных корпоративных структур – туристско-гостиничных
комплексов (ТГК). В отличие от западных корпоративных структур подобного типа,
персонал в ТГК не сезонно-наёмный, а постоянно работающий. Это обуславливает
большие затраты на содержание персонала, которые в некоторых случаях превышают
все допустимые пределы.Отметим, что на большинстве предприятий
туристской отрасли как таковые логистические системы отсутствуют.Изучая особенности функционирования
логистики в туристских компаниях можно прейти к выводу о том, что в качестве
основных сфер применения логистики в туризме выступают три основных направления
деятельности компаний сферы туризма:формирования туристского продукта;
продвижения туристского продукта;
реализации туристского продукта.
Логистическая цепь движения туристского
продукта от его производства до конечного потребления представлена на рис. 1.1.Можно сделать вывод о том, что с точки
зрения предоставления услуг туристам можно выделить такие категории
потребителей: для первой группы важно качество вспомогательного обслуживания;
для второй группы – качество конечного сервиса, и не важно качество
вспомогательного сервиса компании.Формирование турпродукта