Содержание
Введение
1.Понятие физической культуры личности
2. Деятельная сущность физической
культуры в различных сферах жизни3. Ценности физической культуры
Заключение
Литература
Введение
Создание условий для
формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных
проблем.Физическая культура представляет
собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой,
общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.Наш век — век значительных
социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая
революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд
неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и
физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это
приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым
заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на
состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что
внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт
десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода
неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются
регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и
укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.Занятия физическими упражнениями
имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины,
повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении
поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное
явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет
и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она
не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических
границ.Если общая культура личности
отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной
культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и
способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по
существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях
профессиональной деятельности.Физическая культура выступает
как составная часть общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая
качественная динамичная характеристика его личностного развития, как
фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия,
способ и меру реализации сущностных сил и способностей.Индивидуальная физическая
культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений,
отношений, убеждений, «программ поведения». В ней интегрируются
структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На
этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое
адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.Физическая культура прямо и
опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые
позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии
знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного,
разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом,
физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей
социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей
психический комфорт.Таким образом, феномен физической культуры
личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности,
как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как
обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель
личностного саморазвития и самосовершенствования.
1.Понятие физической культуры личности
Физическая культура – это вид
культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность,
построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в
обществе для физического совершенствования человек.Физическая культура личности
это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая
собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся
определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства,
мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей,
приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно
спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом
здоровье.[1]Физическая культура представляет
собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика
которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован
в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития
индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и
эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании
с другими культурными ценностями.[2]Физическая культура – это часть
культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов
человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека
и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных
предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и
учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим
себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей
индивида овладеть этим предметным богатством).Главной специфической
особенностью профессиональной физической культуры является прикладность,
основанная на естественно-биологических предпосылках «переноса
тренированности» и заключающаяся в формировании тех потребностей и
способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые
обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.В технологическую структуру физической
культуры личности включаются пять основных составляющих, 27 компонентов и 46
признаков качеств этих компонентов (см. таблицу).
В данной структуре физическая культура
личности является сложным системным образованием. Все представленные в ней
элементы тесно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга. Знания и
интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок,
ценностей и результатов деятельности; мотивы характеризуют направленность
личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере
физической культуры; ценностные ориентации выражают совокупность отношений
личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной
деятельности; потребности являются главной побудительной, направляю щей и
актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры;
физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического
развития, психофизических и физических возможностей личности, которые
составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой,
физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом;
социально-духовные ценности определяют общекультурное и специфическое развитие
культуры личности; физкультурно-спортивная деятельность отражает ценностные
ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности.
Физическая
культура личности
п/п | Основные составляющие |
Компоненты качеств | Признаки качеств |
1 | Знания и интеллектуальные способности |
Объем | Эрудиция |
Научность | Степень абстракции Обоснованность |
||
Осознанность | Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению |
||
Умения | Уровень усвоения | ||
2 | физическое совершенство |
физическое развитие |
Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика физические качества |
Двигательные умения |
Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания |
||
Двигательные навыки |
Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность |
||
физическая подготовленность |
Эталон Результат Динамика |
||
3 | Мотивационно-ценностные ориентации |
Мотивы | Социально значимые Профессионально значимые Личностно значимые |
Интересы | Спортивные Физкультурно-оздоровительные | ||
Установки | Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность |
||
Убеждения | Степень осознанности |
||
Потребности | Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические |
||
4 | Социально-духовные ценности |
Нравственность | физкультурно-спортивная этика и культура |
Эстетика |
Чувство Чувство красоты |
||
Отношение к труду | Трудолюбие | ||
Мировоззрение | Степень научности знаний и убеждений |
||
Здоровый образ жизни |
Отказ от вредных Системность Научная основа |
||
5 | Физкультурно-спортивная деятельность |
Спортивная Оздоровительная Прикладная Образовательная Пропагандистская Организаторская Судейская Инструкторская Самосовершенствование |
Частота Затраты времени Уровень достижения Динамика |
Физическая культура реализуется
в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением
физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая
рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением).
Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического
и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей,
способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику
каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет
служить одухотворенность физического.
Деятельная часть физической
культуры представлена процессом физического воспитания.
Физическое воспитание – это
педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и
духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление
здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение
жизни человека.
Ю.И. Евсеев определяет
физическое воспитание как вид воспитательного процесса, специфика которого
заключается в обучении двигательным актам и управлении развитием и
совершенствованием физических качеств человека[3].
Однако, на наш взгляд, это определение не отражает полноту всего процесса
физического воспитания и рассматривает только его деятельностный компонент, в
то время как в нем существенными являются когнитивный и эмоционально-ценностный
компоненты.
Ж.К.Холодов, рассматривая
понятие «физическое воспитание», отмечает, что это процесс,
направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но
и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них
осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями[4].
Наиболее точное и всеобъемлющее
определение физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым[5]. Он отмечает, что физическое
воспитание – это педагогически упорядоченный процесс направленного
использования факторов физической культуры, включающий обучение двигательным
действиям (в результате которых формируются двигательные умения, навыки и связанные
с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных с
ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию
свойств личности.
Таким образом, современные
представления о физическом воспитании отражают не только его прикладной
характер, но и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное,
психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое
понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе
ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.
Центральным системообразующим
фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает
физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на
физическое совершенствование человека.
Эмоционально-целостное отношение
к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно
приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается
с освоением знаний и творческого опыта, с проявлением инициативы и активности в
истинном педагогическом процессе.
Выносливость, сила, быстрота, высокий
уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособности могут
быть приобретены только путем использования эффекта целенаправленного организационного
процесса адаптации организма к физическим нагрузкам определенного содержания,
объема и достаточной (разумной) интенсивности.
2. Деятельная сущность физической культуры в
различных сферах жизни
Физическая культура – достаточно сложное
социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных
аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Основными признаками физической культуры
можно считать: систематические занятия физическими упражнениями для решения
задач физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия,
позволяющие с пользой применить их на практике; владение определенными
двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение
достаточными организационно-методическими умениями построения своих
самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная
физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической
культуры.
Деятельностный аспект физической
культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит
только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности
человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам
физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам
формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается
многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с
двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко
не все они могут быть отнесены к физической культуре.
Поэтому сущностным ядром физической
культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным
выполнением физических упражнений.
Выполняемые при этом физические нагрузки
могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить,
поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только
окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность,
воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может
быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например,
грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения,
т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного
задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением.
Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.
Таким образом, деятельностный аспект
физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических
упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического
воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями
физического воспитания.
В отличие от других видов физической
активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных
особенностей:
1.
Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент,
который в ней, как правило, является преобладающим;
2.
Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее
рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику
занятий;
3.
Физкультурная деятельность человека всегда направлена на
совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой
упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки,
укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут
существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.
Все эти признаки в своей совокупности
присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой
деятельности в полном объеме они не характерны[6].
3. Ценности физической культуры
Приобщение людей к фундаментальным
культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура,
становится главным средством достижения цели образовательной системы .[7]
Ценности физической культуры
необходимо рассматривать как единство объективных и субъективных ценностей.
Наиболее значимыми в формировании ценностных отношений личности к физической
культуре являются:
1). Ценности объективных форм
физической культуры:
материальные ценности
(спортивные сооружения, инвентарь для физкультурно-спортивной деятельности,
предметы искусства);
— исторические ценности (истории
великих спортивных побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся
людей в области физической культуры);
— ценности – общественные
отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям физической культуры);
— информационные ценности
(публикации, трансляции в СМИ).
2). Ценности субъективных
форм физической культуры:
физические ценности (физическое
развитие, состояние организма в процессе физкультурно-спортивной деятельности),
духовно-нравственные ценности (наличие
высокого духовного идеала; жизненная установка на служение благородным целям:
Отечеству, ближним; эстетическое отношение к миру; следование принципам
гуманизма, справедливости, чести; стремление к саморазвитию; принятие
объективных ценностей физической культуры),
психические ценности (знания о
двигательной активности, функционировании организма человека, способах
здоровьесбережения; межличностное общение; личное самоутверждение).
Кроме того, к духовным ценностям
физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные
физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры
и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках,
монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.
В какой степени данные ценности будут освоены
в процессе образования отдельным человеком, зависит от факторов и условий их
освоения. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься,
вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической
культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и
развивают.
Ценностное
отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное
восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и
способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.
Ценностное
отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать как
интеграцию более частных отношений к различным объектам физической культуры,
ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и
субъективным формам физической культуры. Отношение личности к какой-либо
конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих
компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная
ценность); интеллектуального (что знает личность об этой ценности); эмоционального
(какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного
(какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью).
Высокие
духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над
материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья) и
нравственные (чувство ответственности в решении личных и общественно значимых
жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной
основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает человека
образцы ценностных отношений к физической культуре человека. Соответственно
складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании
средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие
образа (образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших
воспитательных воздействий по формированию у человека ценностных отношений к
физической культуре (рис. 1).
Рис. 1. Формирование в сознании
человека образа физической культуры в виде духовно-нравственных ориентиров
Аксиологический компонент представляет
собой совокупность относительно устойчивых ценностей физической культуры.
Субъективное восприятие и присвоение ценностей человеком определяется
богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и сознанием, опытом
деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной системы
использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее
интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей
и способностей.
В процессе физического воспитания человек
актуализирует лишь те ценности физической культуры, которые приобретают для
него жизненный и профессионально необходимый смысл. На этой основе в его
сознании формируется образ культурной личности будущего профессионала как
совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный опыт культурной
практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения.
Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые ценности,
человек строит собственную систему ценностей, элементы которой приобретают вид
аксиологических функций.
Ценности физической культуры могут быть
дифференцированы по следующим основаниям.
Ценности-цели раскрывают значение
и смысл индивидуальных целей включения в систематическую
физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной
стратегии и тактики жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных
планов и намерений психического и физического благополучия, сохранения и
укрепления здоровья и др.
Ценности-знания определяют упорядоченную
систему теоретико-методологических, научно-практических (философских,
социологических, психолого-педагогических, медико-биологических) и специальных
знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов сопряженного
функционирования физической культуры общества и личности, умения их
адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального
самосовершенствования при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной
деятельности.
Ценности-средства создают основу
для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями, принципами,
средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в
физкультурно-спортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в
самоизменении, самообучении, самовоспитании, в достижении необходимого
психоэмоционального состояния, культуры межличностного общения, в оценке и
контроле за эффективностью их использования и др.
Ценности-отношения характеризуют человека
как активного субъекта физической культуры с определенным
мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной
деятельности, к природной и социальной среде, в которых осуществляется его
физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.
Ценности-качества раскрывают
значение и смысл приобретения, развития, воспитания и коррекции многообразия
взаимосвязанных качеств и свойств личности (индивидуальных, психофизических,
коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных),
обеспечивающих ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной,
эмоциональной и поведенческой сферах при выполнении физкультурно-спортивной
деятельности, профессиональной и жизнедеятельности в целом.
Выделенные группы ценностей образуют
систему как содержательную основу физической культуры личности человека.
Очевидна связь между группами ценностей: ценности-цели определяют характер
ценностей-знаний и ценностей-средств; ценности-отношения определяются
характером ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д. Система ценностей служит
основой и критерием принятия или непринятия личностью новых или ранее
выработанных ценностей. Чем богаче мир ценностей человека, тем эффективнее и целенаправленнее
идут отбор и приращение новых ценностей, их переход в мотивы поведения и
деятельности.
Заключение
Теория физической культуры исходит из
основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она
имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели,
задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и
наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в
общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности
по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие
физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая
культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.
Гуманитарная значимость
физической культуры предполагает достижение целостности знаний о человеке,
понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего
места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и
возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется
через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих
ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность,
физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура
направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности
полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле
жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной
комфортной среды.
Ценности физической культуры в
образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей
объективных форм и субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение
личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений:
отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и
включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный
компоненты.
Литература
1. Бальсевич
В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и
практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2 7.
2. Лубышева
Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его
освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10
15.
3. Физическая
культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000.
4. Виленский,
М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления
профессиональной работоспособности студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов //
Теория и практика физической культуры. – 1977. – № 6. – С. 44-46.
5. Матвеев,
Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для
высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.:
Лань, 2004.
6. Евсеев,
Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
7. Холодов,
Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. завед / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2000.
8. Максименко
А.М. Основы теории и методики физической культуры. – 2-е изд. – М.: Б.и., 2001.
9. Бальсевич, В.К. Научное
обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта /
В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С.
10-16.
[1] Виленский, М.Я. Направленное использование физических
нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов /
М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. – 1977. – №
6. – С. 44-46.
[2] Матвеев,
Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных
физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004.
[3]
Евсеев,
Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
[4] Холодов, Ж.К.
Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. завед / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2000.
[5]
Матвеев Л.П. Указ.соч.
[6]
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – 2-е изд. – М.:
Б.и., 2001.
[7] Бальсевич, В.К. Научное
обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта /
В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 1. – С.
10-16. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической
культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева //
Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С.10-15.