Долгое
время в истории литературы господствующим было представление о Тютчеве как о
создателе отрешенных от действительности произведений «чистого
искусства». Именно такое представление десятилетиями прививалось школьным
и университетским преподаванием и стало обычным для широких кругов читателей.
Исследования последних лет дали основания утверждать, что творчество Тютчева
одно из сложнейших явлений русской литературы, и эта сложность не позволяет
зачислить поэта, всю жизнь чуждавшегося литературных группировок, в ряды какой
либо одной из них. В связи с этим, в беседе о Тютчеве должно найти отражение
все многообразие его поэтического наследия.В
начале разговора со слушателями следует отметить, что знакомство с поэтом для
большинства из нас начинается в детстве, со стихов о природе. А потом, через
годы, все более и более углубляется наше представление о содержательно
многозначном смысле тютчевских творений, о разнообразии, красоте и богатстве
созданных им поэтических образов.Как
певец природы, Тютчев был первым и в своем роде единственным русским поэтом, в
творчестве которого ее образы заняли исключительное место. По словам К.Д.
Бальмонта, он, подобно Вордсворту и Шелли в Англии, «проник в душу
природы». Для него она живое, одухотворенное существо. Но, наделяя
природу общечеловеческими свойствами, поэт часто пользовался ее образами для
раскрытия своих дум о человеке и его внутреннего мира, сложного как мироздание.
Иллюстрировать рассказ о Тютчеве певце природы предлагаем следующими
стихотворениями: «Чародейкою зимою…», «Еще земли печален
вид…«, »Смотри, как роща зеленеет…«, »Есть в осени
первоначальной…«, »Как весел грохот летних бурь…»,
«Обвеян вещею дремотой…», «Есть в светлости осенних
вечеров…» и др.Наряду
с лирикой природы видное место в творчестве поэта занимают стихи о любви. С
именем Тютчева связывают множество художественных открытий в изображении
любовных переживаний, в области психологии чувств, ведь почти вся его любовная
лирика в основе своей автобиографична.Юношеские
строки его стихотворений 1823 1825 годов «Друг, откройся предо
мною…«, »Твой милый взор, невинной страсти полный…» обращены
к первой сердечной привязанности Амалии Крюденер. Спустя 13 лет после встречи
с Амалией, Тютчевым было написано стихотворение «Я помню время
золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюбленности. И уже на склоне
лет, в 1870 году, невзначай увидев графиню Амалию в курортном Карлсбаде, Тютчев
создал знаменитые строки:Я
встретил Вас и все былоеВ
отжившем сердце ожило…Ряд
стихотворений посвящены женам поэта. К Элеоноре обращено стихотворение
«Еще томлюсь тоской желаний…», чувством к Эрнестине вызваны строки
еще одного тютчевского шедевра «Люблю глаза твои, мой друг…».Однако,
большая часть стихотворений любовной тематики связана с именем Е. А.
Денисьевой. Взятые вместе, они представляют как бы лирическую повесть о любви
поэта к молодой девушке, выпускнице Смольного института, готовившейся стать
фрейлиной. Стихотворения названы «денисьевским циклом»
(«Предопределение», «Я очи знал…», «Не говори: меня
он, как и прежде любит…«, »О, не тревожь меня укорой
справедливой!…«, »О, как убийственно мы любим…«, »Не
раз ты слышала признанье…«, »Последняя любовь» и некоторые
другие), и по глубине психологического раскрытия любовной темы не имеют себе
равных. Характер переживаний лирических персонажий в этом цикле существенно
меняется по сравнению с ранней лирикой поэта. Если прежде любовь рисовалась им
как светлое и гармоничное чувство, то в «денисьевском цикле» она
изображается как «роковая» страсть, приносящая с собой душевные муки
и даже гибель. Дополнением к рассказу о стихотворениях любовной тематики станет
музыкальное сопровождение романсы на стихи Тютчева («Последняя
любовь«, »Все отнял у меня…«, »Я встретил вас…»).Дальнейший
разговор о поэтическом наследии Тютчева можно продолжать своего рода
экспериментом. Обратитесь к слушателям, читая им следующие строки:Слезы
людские, о слезы людские,Льетесь
вы ранней и поздней порой…Неистощимые,
неисчислимые, Льетесь,
как льются струи дождевыеВ
осень глухую, порою ночной.Или:
Эти
бедные селенья,Эта
скудная природа Край
родной долготерпенья,Край
ты русского народа.Попросите
назвать имя автора. Это будет, как правило, Некрасов, Кольцов, Никитин, Есенин
и даже Рубцов. Вряд ли кто назовет Тютчева. И все потому, что долгое время для
широкого круга читателей он оставался певцом природы и любви, но народность его
поэзии ставилась под сомнение. А ведь философ Владимир Соловьев писал:
«Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры»
«В Россию можно только верить…». Вера в Россию как страну,
противостоящую всеобщему европейскому разладу, несущую начала человеческого
единения и истинной религии, всегда воодушевляла его. Такие строки, какВелико,
знать, о Русь, твое значенье!Мужайся,
стой, крепись и одолей!могли
быть рождены только народным поэтом, т.е. поэтом своего народа, всем своим
существом понимающим и знающим духовность великого людского мужества,
говорящего на том языке, на котором он пишет. Народным поэтом мы можем назвать
автора цитированных строк и потому, что душу своего народа он понимал в ее
тысячелетнем развитии, предчувствовал ее грядущее; его слова действительно
обращены к нам, к людям, живущим при великих потрясениях России:О,
в этом испытанье строгом,В
последней, роковой борьбе,Не
измени же ты себеИ
оправдайся перед Богом…Завершить
беседу можно оценками, данными творчеству Тютчева Тургеневым, Некрасовым,
Фетом, Майковым, Достоевским, Толстым и другими писателями и поэтами его круга
(см. раздел «Слово о Тютчеве»). Из их воспоминаний получилась бы
объемистая и занимательнейшая книга, каждая страница которой, при всей
сложности и неоднозначности чувств и оценок, запечатленных на ней,
перекликалась бы со всеми другими главным своим мотивом: восторгом,
восхищением, изумлением, преклонением перед невероятной, головокружительной
личностью гения и перед неповторимой вселенной его стиха.Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vladimirbubnov.narod.ru/