Охрана природы Республики Коми

Дата: 13.03.2013

		

Госкомитет
российской федерации по высшему образованию

Сыктывкарский
государственный университет

Экономический
факультет

Кафедра
организации и планирования проиводства

Реферат по
экономической географии и регионалистике выполнила студентка гр. 4120 (ОЗО)
Туева М.Г.

Сыктывкар 1999

ВВЕДЕНИЕ

Родившийся на
Севере Кола Бельды, заслуженный артист РСФСР, с болью говорит: «Традиционная
веселость северянина в последние годы частенько стала мне изменять. Перестал
петь песню «Увезу тебя я в тундру». Не хочется приглашать любимую в тундру,
израненную гусеницами вездеходов. Тундру, которую бесхозяйственные, а скорее,
хищнические способы добычи нефти и газа приводят в безобразное состояние.
Природа Севера не может залечить раны десятилетиями. Не хочу петь песню и про
Нарьян-Мар, «где живут оленеводы и рыбачат рыбаки». Добро, хоть уберегли Печору
от варварского поворота к югу. Но рыбаков там все меньше, поскольку и рыбы
становится меньше. А оленеводство? Выгоднейшая отрасль народного хозяйства
находится в загоне. Традиционный быт северян нарушен бездумным применением
цивилизованных «благ» к нам, детям природы. Детей оленеводов отправили в
интернат: разве вернутся они пастухами в тундру? У северянина отобрали жизненно
необходимую пищу: сырую рыбу и сырое мясо. Вроде бы с добрыми намерениями, а
нарушили естественный, веками сложившийся процесс роста организма. Другой
разговор: можно ли поймать сейчас сига, ленка, калугу? И можно ли есть сырую
рыбу, пойманную в Амуре, ниже амурского целлюлозно-картонного комбината? Нас,
малых народностей Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, — двадцать шесть.
О таких, как кеты, селькупы, негидальцы, численность которых порою всего
несколько сот человек, многие даже и не слышали. А ведь культура каждого из них
— древнейшая, уникальная!» [8; C. 182]

Перед
республикой стоят сложные проблемы при реализации программ развития новых
отраслей: добыча на Тимане в верховьях рек Ворыква, Вымь и Мезень бокситов и
его транспортировка на Урал, в перспективе переработка половины его объема на
глинозем в Чинья-Ворыке, добыча и переработка титановых руд в районе г. Ухта и
ряда других полезных ископаемых Приполярного Урала и других территорий. Режим
работы предприятий этих отраслей должен быть безотходным. Предстоит
строительство новых транспортных магистралей: железнодорожная магистраль
Архангельск-Сыктывкар — Пермь, газотранспортная магистраль Ямал-Европа и
последующее ее расширение, намечается строительство ТЭЦ (ГРЭС) в г. Инта и ТЭЦ
в г. Сыктывкар.

В целях
определения перспектив развития Печорского угольного бассейна, Усинска,
Вуктыла, где сегодня еще не ясны этапы и методы этого развития, намечается
завершить комплексную схему социально-экономического и территориально-планировочного
развития Республики Коми. Всем северным городам следует найти выход из рамок
монопрофильного уклада и производственной инфраструктуры. Для планомерного
развития территории в зоне влияния новых железных и автомобильных дорог
предстоит в 1998-1999 гг. разработать либо в составе проектов магистралей, либо
отдельно проект «территориально-планировочной организации перспективных
транспортных зон».

Необходимо
отметить, что любые действия в области формирования градообразующей базы,
использования территории, развития транспортных и инженерных систем должны
осуществляться лишь с учетом экологических особенностей каждой территории.
Основными принципами, на которых будет строиться экологическая политика,
являются жесткая экологическая экспертиза проектов, применение
природосберегающих, экологически безопасных технологий, совершенствование
систем контроля за состоянием природной среды, наличие на предприятиях
специального высокоэффективного оборудования для локализации возможных аварий и
реабилитации природной среды. Не менее важным является дальнейшая разработка в
Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
законодательных и нормативных актов, направленных на охрану окружающей среды и
контроль за их выполнением.

При написании
реферата мною в основном использовался государственный доклад о состоянии
окружающей природной среды в Республике Коми за 1996 год, а также различные
указы, положения, постановления и прочие нормативные акты, связанные с
проблемой охраны окружающей среды Республики Коми.

1
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

В отличие от
других российских регионов Республике Коми удается в определенной мере
сдерживать техногенное воздействие на природную среду. Однако ряд городов
(Воркута, Инта, Ухта, Сосногорск) и территорий (добыча нефти в Усинском районе)
имеют напряженную обстановку из-за хозяйственной деятельности человека, а
отрицательное воздействие транспортных средств (до 50 % общего количества
вредных выбросов) ощутимо во всех городах и некоторых поселках.

Загрязнение основными
примесями (пылью, сернистым газом, окисью углерода и двуокисью азота) во всех
городах, где проведены наблюдения, в средних за год значениях норму не
превышает, а максимальные концентрации сернистого газа — ниже нормы. В г.
Сосногорск выше, чем в других городах, уровень загрязнения воздуха двуокисью
азота. Прослеживается увеличение загрязнения этой примесью атмосферного воздуха
и в г. Ухта — с 1994 г. среднегодовая концентрация увеличилась в два раза. В
гг. Сыктывкар, Ухта и Воркута повышен уровень загрязнения воздуха
метилмеркаптаном и формальдегидом. В 1995 г. Сыктывкар вошел в список городов
России с очень высоким уровнем загрязнения воздуха (высокий индекс загрязнения
атмосферы), характерной особенностью которого являются высокие уровни специфических
вредных примесей. В Сыктывкаре — это метилмеркаптан и формальдегид,
среднегодовые концентрации которых превышают норму, хотя в 1996 г. отмечено
некоторое понижение среднегодовых концентраций метилмеркаптана с 40,0·10-6 до
27·10-6 мг/куб.м, формальдегида — с 0,012 до 0,010 мг/куб.м, бензапирена — с
0,8·10-6 до 0,5-6 мг/куб.м. [2; C. 10]

В Сыктывкаре за
последние годы наблюдается значительный рост автомобилей (39,4 тысячи единиц в
1995 году, 44,6 тысяч единиц в 1996 году и 52,1 тысяча единиц в 1997 году).
Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха
(более 50%), загрязняет поверхностные слои почвы, водоемы и грунтовые воды,
оказывает шумовое, вибрационное, электромагнитное воздействие.

В целях
улучшения экологической обстановки в городе Сыктывкаре и сокращения выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта, и в соответствии
со статьей 10 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»
принято Положение о порядке осуществления в городе Сыктывкаре экологического
контроля автотранспортных средств. Целями этого Положения являются:

 снижение загрязнения атмосферного воздуха
выбросами от автотранспорта и улучшение экологической обстановки в городе;

 создание системы постоянного экологического
контроля за соблюдением стандартов по токсичности и дымности на автотранспорте.
[9; C. 2]

В целом по
республике не наблюдается тенденции к снижению уровня загрязнения атмосферного
воздуха (смотри таблицу 1).

Таблица 1

Изменение
среднегодовых и максимальных (в скобках) характеристик загрязнения атмосферного
воздуха за 1993-1996 годы (в долях ПДК) [2; C. 11]

Примесь

1993г.

1994г.

1995г.

1996г.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий