Ольга Чернорицкая
Тема
прикованности человека к своей земле раскрывается в литературе чаще всего
посредством развертывания метафоры «человек-растение». Скитание же,
как правило, обозначается метафорой «человек-птица» или
«человек-животное». Мы видим тему прикованности к земле своей и
своему делу земному в Книге Судей, в притче Иофама о терновнике: «Пошли
некогда дерева помазать над собою царя, и сказали маслине: царствуй над нами.
Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей, и
пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй
над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой,
пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты,
царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который
веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?» (Суд.9 8-13).Не
удивительно также, что странствовать на Ноевом ковчеге отправились звери
насчет растительного мира распоряжений Ной не получил, и это обстоятельство
дает нам основания предполагать, что представление о передвигающемся в
пространстве растении мыслилось в древности как абсурдное. Не было на ковчеге и
человеческого существа женского пола…И
это не случайно, ведь женщина, существо в человеческом социуме более статичное,
чаще всего в мифах сопоставима с растением (цветок, деревце), мужчина, существо
динамичное, с птицей или зверем (сокол, волк). То же самое и в поэзии.Женщина
(деревце) приковывает мужчину к себе, «сводит в дол»:
Нет, никогда не нарождались очи Прекрасней ни теперь, ни в Чем те, кем я палим, как И вот слезами наполняю дол, И мчит любовь их ток к подножью С листвой алмазной, с золотом <…> Топазы лавра, кинутые в снег, Не так горят, как блеск волос и Что жизнь мою до срока сводят в |
Петрарка. Секстина (ХХХ) |
Женщина
и развивается именно так, как надлежит развиваться растению: «Прошло
четыре года самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в
молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея
жизни». (А.Платонов).
В
женской поэзии тема растения разработана, впрочем, недостаточно. Есть сборник
«Тростник» Ахматовой, но там метонимия, тростник это флейта. В
мужской поэзии тоже есть древестная тема, но нет древестной лирики.
«Кустарник» книга, выпущенная совсем недавно Кушнером, указывает
лишь на одноименный сборник Некрасова. Название символ, название ориентир.
Кушнер сознательно обращается в этой книге не к самым высоким образцам поэзии,
сближается с теми, кто отсутствовал доселе в его поэтическом мире.
«Тростник»
так же называется и книга стихов русско-исландско-американской поэтессы
Хельги Ольшванг, послужившая поводом к нашему разговору. Основная метафора
книги «человек-растение»: «Чую превращенье в дерево
руки». Исходя из традиционной образности, мыслить себя растением присуще
именно женщинам, поэтому поэзию Хельги Ольшванг можно смело назвать сугубо
женской. Эпитеты, применимые к поэтике аристократическая, салонная, изящная,
гибкая, как тростник, и спокойная, как древесный мир.
Название
книги вполне символично и не лишено философской подоплеки. «Человек это
мыслящий тростник», сказал Блез Паскаль, имея ввиду простое
аллегорическое сравнение: всего лишь тростник, но мыслящий! Тем не менее
аллегория стала метафорой, и поэты подхватили ее, подчеркивая ту же
прикованность человека к земле, но также его гибкость, недолговечность,
неприхотливость, а главное, его растительную (женскую) сущность.
Как-то
Бродский вскользь заметил:
И внезапная мысль о себе «выше кустарника, ниже оглушает его на всю жизнь. |
Эклога 5-я (летняя) |
Поэтесса
словно бы реализует эту формулу Бродского и оглушается на всю жизнь идеей
человека среди дерев.
Казалось
бы, согласно собственной судьбе, поэтессе следовало писать о перелетных птицах
или создавать нечто похожее на «Осенний крик ястреба» Бродского но
все стихи этой книги далеки от представления о животном, крикливом
существовании человека.
Не упрекаема разве только деревьями, я благодарна им — самоубийцам, их немотой, как благословением хранимая, существованием их самим. И, в темноте их теней, сама боли столп, в изумленье, то разглядев, чем стали они, свои, нечаянный стыд пустой, отвернусь, разглядев. Они-то простят могли бы (потому как сами вены вины, с веком, веткой собственной лесу) простить. Но они молчат. |
2 апреля 2002 |
Есть
в этом стихе аллюзия к Данте, но деревья Данте не немы. Они кричат
Я отовсюду слышал громкий стон, Но никого окрест не появлялось; И я остановился, изумлен. Учителю, мне кажется, казалось, Что мне казалось, будто это Толпы какой-то, что в кустах И мне сказал мой мудрый «Тебе любую ветвь сломать Чтоб домысел твой рухнул в тот Тогда я руку протянул невольно К терновнику и отломил сучок; И ствол воскликнул: «Не В надломе кровью потемнел И снова крикнул: «Прекрати Ужели дух твой до того жесток? |
Немота
у деревьев Ольшванг не укор, как у Данте а благословение… Поэтому метафора
«человек-растение» у нее как-то ближе к библейскому, (небунтарскому,
недемоническому) представлению о человеке:
<…> Невесть где посеянное прорастает тихим |
Корни
дерева связывают дерево с землей, а что привязывает человека к сокровенному
«здесь»? Может быть, и у человека есть корни? Во всяком случае у него
есть нечто, чего лишены птицы: устойчивости, а значит, способности быть
защитой. Дерево не стремится к уничтожению ни себя, ни других, напротив, оно
спасает.
Я завидую дереву: мысли его не невесомы движения, и дети его и родятся они неприметно легко, словно светлая пыль с Я завидую тем, кто укроется в нежной клети коры, в ее створчатых сводах. Стрекотаньем доверчивым. Нежной насекомое плечиком серым В теле дерева темень. И устилает пыльца облупившихся скорлупа колыбелей, какой-то бесследной совой занесенные перья и косточки И бесшумно струит земляную, деревянное сердце вдоль жил неподвижное тело в коре от прикорнувших зимовщиков тельца Вот и мне, в ожидании каждой неминуемо горькой в сквозящем так и хочется к дереву в плен в серый кокон укрыться младенческим сонным движеньем. |
май 1990 |
В
стихах Хельги Ольшванг ожесточенный выбор не одиночества и гибели, а единства и
спасения. В этом она категорически размежевывается как с исполненным страстями
романтизмом, так и с поэтикой обиженного судьбой андеграунда.
Человек
не птица, он дерево. Оно может расти где угодно, даже на балконе временной
квартиры, и этот балкон, а, вернее, балконный ящик, обретет статус лона мира.
Человеку свойственно стремление к глубине и прорастанию вглубь, также, как
стремление ввысь. Эти два вектора определяют двойственность его сущности:
божественную и земную.
<…> Проникая в углы (тушь на листе), расплывалась древесная, все бледней становясь вдоль воздетой руки), разлетаясь, как выдох (а корни вдох), говорило и речь свою в никуда отпускало разновеликих ветвей и веток где верх и низ менялись <…> |
август 2000 |
Есть
еще и стремление в прошлое, которое сродни стремлению вглубь. Безусловность
птичьего мимолетного ощущения пагубна для души. Человек вечно стремиться к
осмыслению, оправданию, следовательно, возвращению к старому. Осмыслить
прошлое, значит прорасти в нем.
<…> Ко лбу крестом себя осенив. Отопру квартиру, увижу все прежним, и в пыльное обратно, в балконный ящик врасту кустом. |
2 июля 2001 |
Старея,
человек все больше напоминает дерево:
Если ты, вглядевшись в свое лицо поутру, убедишься в том, что настала что морщины твои повторяют вокруг рта проросла трава, и сродни изнутри толкающая висок, той, что облаком движет, склоны скул серы, будто песок, и неподвижны губы, сомкнувшись и проступает дверной проем. В коем робко столпились вещи, приседая, прильнув друг к навечно запечатленный хлам, готика паутины, затеняя зримое по углам, придает зеркалу вид картины, перспективу которой старость вдруг становится все единым: окно, зеркало, озеро, твой треснувший в середине. <…> |
4 мая 2000 24 октября 2002, Нью-Йорк |
В
это стихе пятом в цикле «Шесть стихотворений о мыслящем тростнике»
нет ни слова о дереве, но морщины, что «повторяют рисунок озерной
воды«, напоминают кору дерева, »вокруг рта проросла трава»
возможно, это описание дупла дерева; портрет, треснувший посредине это
описание треснутого от старости дерева.
Старость
«мыслящего тростника» не несет в себе трагедии неизбежного умирания
напротив, это прекращение восприятия мира уход в сон, безболезненное
усыхание, прекращение дыхания, об этом первый стих цикла:
Давно не нарушаемая тишь. Дома по краю озера. Такою предстала старость тростнику. свой собственный заслыша треск, без муки просыпается, затем чтобы забыться вновь. Не уставая, кровь струится вдоль спины его, косым теплом. Ни мысли о былом, ни горечи, ни страха усыханья, таким предстанет мыслящий окно приотворившему. На миг задержанное временем дыханье. |
У
Хельги Ольшванг удивительно спокойные, зрелые стихи. В них нет юношеских
страстей, преодоления страдания, лечения с помощью катарсиса страдание в
природе как бы отсутствует. Взгляд поэтессы на мир благостный, совершенно
неживотный, нептичий а именно такой, какой приписываем мы Богу, деревьям и…
чистой поэзии.
Четвертое
из «Шести стихотворений» фиксирует движение «мыслящего
тростника» и мира вокруг него:
Творимые ливнем круги. Ось тростник. Циркулем чертит вкось от себя, один за другим, облако, озеро, гром. Вбок наклонясь — ореолы лун, очерк стебля. И о валун тростник оплетает корни во мгле Скоро стихнет. Уже вдали и, медленно взмыв с воды, выпь облетает озеро. |
Человек
называет миром совокупность концентрических кругов он так и познает мир,
очерчивая облако, озеро, гром, ореол луны. Тростник под воздействием ветра
(рука Божья) рисует гармонию, очерчивая границы предметов. Корнями своими он
познает форму сокрытого. Тростнику не нужно облетать озеро, подобно выпи. Озеро
может быть очерчено им при этом «мыслящий тростник» останется там,
где он был, в единственной точке мира, где ему суждено быть.
Примечание:
Хельга
Ольшванг (Хельга Юльевна Ландауэр) родилась в 1969 году в Москве. Окончила
сценарный факультет ВГИКа и аспирантуру. Автор и режиссер нескольких
документальных фильмов; участник международных кинофестивалей. В 1996 году
выпустила в издательстве «Композитор» книгу стихов «96-я
книга». В этом же году уехала в Нью-Йорк, где и проживает ныне.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litera.ru