Б. Пранскус
Лондон Джек [Jack London, 1876-1916]
североамериканский писатель. Родился в семье обедневшего фермера. Молодые годы
писателя полны лишений, труда и приключений. Еще посещая школу, он разносит
газеты, затем уходит работать на консервную фабрику; непосильный труд вынуждает
его скоро бросить фабрику, он становится «устричным пиратом».
Ловкость и отвага Лондона побуждают правительственных чиновников завербовать
его. Должность полицейского агента однако ему не по душе, и в 1893 он уезжает
матросом в Японию. По возвращении работает на джутовой фабрике, электростанции
и т. д. К этому времени относятся первые лит-ые опыты Лондона: он пишет мелкие
очерки и рассказы (за один из них получил премию от одного еженедельника). В
1894 уходит странствовать с армией безработных («Армия Келли»), а с
ее распадом становится бродягой, скитается по Соединенным штатам, отбывает
наказание в тюрьме. Тюрьма, судебный процесс, который против него был возбужден,
годы бродяжничества и марксистская лит-ра обнажили перед автором классовую
сущность капиталистического строя. Лондон становится приверженцем социализма,
начинает учиться, но с ухудшением положения семьи вынужден опять приняться за
физический труд работает в прачечной и т. д. В 1897 уезжает на золотые
прииски на далекий Клондайк; здесь он пишет серию рассказов о дальнем севере,
которые сразу выдвигают Джека в ряды известных писателей. Он становится
писателем-профессионалом.
В 1902 Лондон в Англии, как корреспондент знакомится с
жизнью низов Лондона; эта поездка дала ему материал для книги «Люди
бездны» (People of the Abyss). По возвращении в Америку Лондон читает в
разных городах лекции, преимущественно социалистически-пропагандистского
характера, и организует отделы «Общестуденческого об-ва». В 1907
писатель предпринимает кругосветное путешествие. К этому времени, благодаря
большим лит-ым гонорарам, Лондон становится состоятельным человеком. Перед
смертью писатель вышел из социалистической партии Америки, главным образом
из-за ее протеста против войны. Лондон был крайне посредственным политическим
деятелем, и его социализм насквозь мелкобуржуазен с наслоениями
индивидуалистического анархизма. Наиболее обширная биография писателя написана
его женой Чармиан Лондон («Жизнь Джека Лондона», есть сокращенный
русский перевод, изд. «ЗИФ»), извратившей и «подкрасившей»
общественное лицо Лондона, переродившегося в буржуазного писателя.
Первыми произведениями Лондона, вышедшими отдельными
изданиями, были сборники новелл: «Северная Одиссея» [1900], «Бог
его отцов« [1901], »Дети мороза« [1902] и роман »Дочь
снегов» [1902]. Они изображают приключения, жизнь и быт
американцев-золотоискателей на дальнем севере. Яркая идеализация этой жизни и
противопоставление ее спокойствию, тупости и ограниченности остального
буржуазного общества характерная черта, объединяющая перечисленные сборники.
На первом плане сильная личность и ее борьба с природой, борьба, в которой
индивидуальность закаляется, теряет свою мещанскую ограниченность, возрождаясь
физически и духовно. Значительное место в этих произведениях занимают
столкновения белых с туземцами-индейцами. Лондон подходит к этой проблеме как
идеолог белого поработителя: он хотя и видит иногда хищническую политику белого
по отношению к туземцам, но увлечен его мощью. И туземцев писатель
рассматривает лишь как массу, аналогичную природной стихии, с которой сильная
буржуазная личность ведет борьбу.
Все эти темы и мотивы характерны и для последующих
произведений Лондона Писатель в одно и то же время работал над различными
темами (например в период 1907-1909 он пишет: авантюрно-бродяжническую повесть
«Дорога», социалистический роман «Железная пята» и
ярко-индивидуалистический автобиографический роман «Мартин Идэн»). Наиболее
ярки в социальном отношении романы и новеллы Лондона, тематически связанные с
жизнью и бытом американской городской мелкой буржуазии, идущей к пролетаризации
(«Лунная долина», «Игра» и мн. др.). На фоне этой мещанской
среды, из ее недр выделяется герой сильная личность, недовольная своим
угнетенным положением в окружающем капиталистическом обществе (молодой возчик в
«Лунной долине», матрос в «Мартине Идэне», цирковой борец в
«Игре» и т. д.). Все они охвачены жаждой подняться на вершины
капиталистической лестницы. Характерна уже самая социальная среда, куда
стремятся проникнуть герои Лондона. Они тянутся либо к умственному труду
(«Мартин Идэн»), где легче всего проявить свои личные дарования и
достигнуть буржуазного благополучия, либо к труду земледельческому. Ради последнего
герой «Лунной долины» оставляет город, возрождая традиции
фермеров-отцов, поглощенных капиталистическим городом; героев Лондона наконец
привлекает буржуазно-культурная обеспеченная жизнь в самом городе
(«Игра»). Но в условиях капиталистического общества эти попытки
выбраться из подавленной мелкомещанской среды в более независимые слои чаще
кончаются разочарованием и гибелью. Герой «Игры» погибает накануне
осуществления своих замыслов; Мартин Идэн разочаровывается в том идеале, к
которому он стремился, и кончает жизнь самоубийством. Желаемая цель достигается
лишь путем отрыва от реальных условий. Конец «Лунной долины» полон
вымысла и насквозь идеализирован. Взоры героев-искателей устремляются прежде
всего в колониальные страны, где осталась еще широкая возможность к накоплению,
где личная сила, предприимчивость имеют гораздо больше значения, нежели в
обществе с высоко развитыми капиталистическими отношениями. Здесь Лондон
выступает как апологет захватнических тенденций Америки идеализируя и
романтизируя хищничество империалистов. Писатель выступает как идеолог
носителей капитализма в колонии. Он показывает, как в борьбе с природной
стихией, с дикарями-туземцами индивидуальная сила и способности героя находят
свое полное применение. Писатель сильно идеализирует своих героев и на золотых
приисках северного Клондайка и на полудиких островах Великого океана и т. п.
С такой же идеализацией и воодушевлением он изображает
и безграничные океаны с их полудикими островами (сборники новелл «Когда
боги смеются«, »Сказки южных морей«, »Островные
рассказы« и др.; романы: »Морской волк»,
«Приключение», «Сын солнца», «Мятеж на Эльсиноре»
и др.), куда устремляются предприимчивые герои. Социальную сущность этой
категории персонажей характеризует роман «Приключение», где они
показаны как «младшие сыновья» капиталистической семьи, которым тесно
на родине и которые, как об этом говорится в английской песенке, стремятся
«обрести» свой очаг и «седло» в колониях, эксплоатируя и
подчиняя себе туземцев-рабов. Чтобы оправдать эксплоатацию, Лондон целиком
принимает империалистическую философию господства личной силы и признания
физического, умственного, расового, имущественного и т. п. неравенства людей,
разделение их на «господ, погонщиков-рабов и рабов». Этот цикл
произведений Лондона богат также зарисовками отдельных ярких человеческих
характеров, сложившихся в условиях борьбы с природой и обществом (тип
«морского волка»), ловких, сильных колониальных дельцов (тип
«сына солнца»).
Следующая небольшая группа произведений Лондона
изображает все тех же героев, но уже достигших более высокого
материально-культурного уровня и стремящихся лишь приумножать богатства и
наслаждаться благами жизни («Маленькая хозяйка большого дома»,
отчасти «Островные рассказы» и др.). «Маленькая хозяйка»
является подлинной апологетикой капиталиста-дельца, в образе предпринимателя
Дика Фореста. Лондон восхваляет его умение вести крупное предприятие и т. п.
Подобного рода идеализацию можно наблюдать и в романе «Сын солнца» и
др. Непосредственная борьба с природной стихией и обществом в обрисовке этих
образов не играет существенной роли; она переносится в «форгешихте»
героя. Основными же мотивами произведений, с одной стороны, являются мотивы
крупного капиталистического делячества и предпринимательства, с другой «мирной
жизни»: любовь, устройство дома, спорт и т. д. Этими гранями творчество
Лондона тесно соприкасается с огромнейшей лит-рой самодовольного обеспеченного
мещанства. Это естественно, так как верхи мещанства это социальная прослойка,
к которой после всех мытарств, борьбы, исканий и т. д. скатывались в
конце-концов «сильные личности». Другого пути для поднимающегося с
мещанских низов предпринимателя-собственника нет. Однако Лондон певец не
только радости, достижений и довольства, но и разочарования («Мартин
Идэн«) не мог не искать и другого выхода для своих »сильных
личностей». Эти поиски других путей имели корни в социальной
действительности. Неустойчивое положение американской мелкой буржуазии конца
XIX и начала XX веков, надежды выбиться вверх, порождаемые быстрым общим
подъемом капитализма в Америке, с одной стороны, и усиливающееся поглощение
мелкой буржуазии крупным капиталом, ее пролетаризация с другой, все это
порождало наряду с идеализацией личного успеха, силы, наряду с теорией
неравенства людей, наряду с апологетикой капитализма также и известную
склонность к восприятию социалистических теорий, лозунгов классовой борьбы и
революционного преобразования капиталистического общества. Лондону принадлежит
также ряд произведений, посвященных пропаганде социализма. Наиболее ярким из
них (если не считать ядра мелких очерков и статей) является роман
«Железная пята».
Путь от прославления сильной личности к изображению
классовой борьбы имеет свои этапы в творчестве Лондона Первый этап наиболее
непосредственный протест сильной индивидуальности против поглощающего ее
капиталистического общества уход на «дно», в свободную жизнь
бродяги. Таков герой автобиографической повести «Дорога», который
однако к концу своих странствий приходит к выводу, что бродяжничество лишь
иллюзия свободы, что «дорога не выход». Герой повести советует
своему другу бросить «дорогу» и искать других путей. То же самое
«дно», но уже не с точки зрения анархиста-индивидуалиста, искателя
приключений (герой «Дороги» еще очень близок всем остальным искателям
Лондона) изображает книга Лондона «Люди бездны». В ней каждый образ
показывает и доказывает необходимость перестройки капиталистического общества
для исцеления «язв человеческой культуры». В конечном счете сильный
человек в своей борьбе в одиночку совершенно беспомощен. Следующий атап Лондона
осознание необходимости классовой борьбы для перестройки общества. В этом
отношении помимо ряда мелких произведений наиболее характерен роман
«Железная пята», являющийся яркой художественной иллюстрацией ко
многим положениям научного социализма (главным образом теории вытеснения и
гибели средних слоев мелкой буржуазии). Несмотря однако на это и на пафос
борьбы, названный роман, как и все социалистические произведения Лондона, далек
от пролетарского мировоззрения и вскрывает мелкобуржуазную основу
социалистических тенденций в творчестве писателя. Прежде всего здесь
обнаруживается непонимание писателем того, что социализм может быть завоеван
лишь борьбой пролетариата, по существу неверие в силы пролетариата: рабочие
большей частью изображаются как «звери бездны», терпящие в
конце-концов поражение. Борьба масс в этом романе в сущности роли не играет:
тот же образ сильной личности, хотя и в социалистическом одеянии, стоит в
центре не только романа, но и всей борьбы за социализм. Осуществление
последнего дело героических, сильных, преданных личностей. Социализм Лондона
лишь «земля обетованная», куда стремятся спасающиеся от невзгод
капиталистич. общества одаренные индивидуальности из мелкобуржуазной среды.
Лондон автор также ряда чисто автобиографических
очерков, как «Путешествие на Снарке», антиалкогольный роман,
«Джон Барлейкорн», «Приключения рыбачьего патруля» и мн.
др. Лондону принадлежит ряд повестей и рассказов, изображающих животных,
главным образом собак («Белый клык», «Джерри»,
«Майкл» и др.). Во всех этих произведениях доминируют те же мотивы
личной силы, исключительности героя и т. д., которые характерны для всего
творчества Лондона в целом. Мотивы дикой силы первобытного естественного состояния
человека выступают в ряде фантастических произведений Лондона («До
Адама«, »Алая чума» и др.). Мотивы силы воли, способной к
самоотречению, способной противостоять всякому страданию тела, в повести
«Куртка» (The Jacket). Последняя, наряду с общим для Лондона
прославлением превосходства белого человека и веры в бессмертие человеческого
рода, характеризует Лондона как мистика, уходящего от реалистического
изображения в мир мечты и фантазии.
Лондон написал и ряд брошюр, статей и публицистических
очерков, преимущественно популярно-социалистического характера. Наиболее
интересные из них: «Революция», «Борьба классов», «Как
я стал социалистом» и др. В некоторых статьях литературно-критического
характера Лондон преклоняется перед художественным талантом М. Горького.
По собственному признанию Лондон писал многие свои
произведения наспех, нередко по заказу буржуазных издательств, с целью
получения солидных гонораров. Так например был написан специально как
своеобразный сценарий роман «Сердца трех», полный фантастики и
мистики элементов, также не чуждых и другим произведениям Лондона, но зато с
богатейшей сюжетной конструкцией. Лондон за небольшой сравнительно период
написал свыше 30 томов литературных произведений, очень неравноценных по
качеству. Среди них наряду с высокохудожественными произведениями есть целый
ряд слабых, недоделанных вещей и отдельных глав. Нередки у Лондона повторения,
копирование собственных образов и сюжетов, недоработка отдельных характеров и
т. д.
В американской лит-ре Лондон занимает несколько
обособленное промежуточное место между писателями XIX в., приверженцами так
наз. «наивного реализма» и реалистической лит-ой современностью,
ставящей и так или иначе разрешающей широкие социальные проблемы. Для этой
лит-ры Лондон своими наиболее значительными произведениями заложил прочный
фундамент; в основном место писателя в общем потоке американской лит-ры,
потоке мелкобуржуазного реализма. Северная и морская экзотика писателя нашла
многочисленных подражателей и эпигонов в американской литературе, равно как и
бродяжническая литература. Нужно также отметить значение писателя как первого
(наряду с Синклером) крупного социалистического писателя Америки.
Критическая лит-ра о Лондоне крайне немногочисленна и
затрагивает преимущественно лишь биографию писателя. Наиболее правильную
характеристику творчества писателя дал В. М. Фриче в «Очерках развития
западных литератур» (3-е и послед. издания). Фриче правильно отметил между
прочим и художественную слабость социалистических моментов в творчестве Лондона:
«Публицистическая стихия, пишет он, подавляет здесь художественное
творчество… Лондон был кровно и духовно связан с совсем другой социальной
средой, чем рабочий класс, а именно с деклассированными и пауперизованными
слоями американского фермерства и мещанства, в силу чего он создавал, как
живые, фигуры одиночек, людей примитивно-чувствующих и примитивно мыслящих,
социально неспаянных, далеких от всякого социального дела, но вместе с тем
крепких, рвущихся прежде всего к обогащению» (страница 231). Этой основной
черты героев Лондона стремления к обогащению не замечает Ф. Юнг,
апологетически изображая Лондона как подлинного «поэта рабочего
класса». Вообще подход Ф. Юнга к творчеству Лондона поверхностный и
некритический. Ошибочно трактует проблему «натурромантизма»
(«Лит-ра и пролетариат на Западе»), представляя
«натурромантизм» Лондона как своего рода «бегство назад, к более
естественным формам жизни«, что »имеет свои традиции в классовой
борьбе рабочего класса» (стр. 56). Творческий путь Лондона шел, по мнению
Майца, от отсталых слоев пролетариата с его натурромантическими традициями
«в ряды мелкобуржуазной интеллигенции, а отсюда „назад“ к
пролетариату». Буржуазно-хищнические стороны творчества Лондона, наиболее
для него характерные, И. Майца совершенно игнорирует. Вводные статьи П. Когана
и П. Губера к изданиям сочинений Лондона («ЗИФ» и Гиз) дают лишь
биографические данные (часто ошибочные, взятые из книги Чармиан Лондон), не
вскрывая конкретных классовых корней творчества писателя.
Список литературы
I. Собр. сочин. Дж. Лондона в изд. «ЗИФ», Гиз (12 тт. и отд. изд.), «Мысль», «Петроград» и др.; The Son of the Wolf, 1900;
The God of his Fathers, 1901; The Cruise of the Dazzler, 1902; A Daughter of
the Snows, 1902; Children of the Forest, 1902; The Kempton-Wace Letters, 1903;
The Call of the Wild, 1903; The Poeple of the Abyss, 1903; The Sea-Wolf, 1904;
The Faith of Men, 1904; Tales of the Fish Patrol, 1905; War of the Classes,
1905; The Game, 1905; Moon Face and other Stories, 1906; White Fang, 1906;
Scorn of Women, 1906; Road, 1907; Love of Life and other Stories, 1907; Before
Adam, 1907; The Iron hell, 1908; Martin Eden, 1909; Burning Daylight, 1910;
Lost Face, 1910; Revolution, 1910; Theft, 1910; Adventure, 1911; The Cruise of
the «Snark», 1911; When Gods laughs, 1911; South Sea Tales, 1911; A
Son of the Sun, 1912; The House of Pride, 1912; Smoke Bellew Tales, 1912; The
Valley of the Moon, 1913; The Night Born, 1913; The Abyssmal Brute, 1913; John
Barleycorn, 1913; The Mutiny of the «Elsinore», 1914; The Strength of
the Strong, 1914; The Star Rover, 1915; The Scarlet Plague, 1915; The little
Lady of the big House, 1916; The Acorn Planter, 1916; The Turtles of Tasman,
1916; Jerry of the Island, 1917; The Human Drift, 1917; Michael, Brother of Jerry,
1917; The Red one, 1918; On the Makaloa Mac, 1919; Hearts of three, 1920.
II. Юнг Ф., Дж. Лондон как поэт рабочего класса,
перев. А. Арион, «Книга», Л., 1925; Синклер Э., Мои собратья по перу,
Собрание сочинений Э. Синклера, т. VII, Гиз, Л., 1926; Губер П., Джек Лондон,
Биографич., очерк к изд. Гиз, т. XII, Л., 1926; Коган П., Джек Лондон (предисл.
к изд. Собр. сочин. «ЗИФ»); Фримен Дж., Дж. Лондон как революционер,
«На литературном посту», 1927, № 2; Ма?ца И., Литература и пролетариат
на Западе, Москва, 1927; Лондон Чармиан, Жизнь Дж. Лондона, «ЗИФ»,
М., 1928; Данилин Ю., Джек Лондон учится писательству, «На литературном
посту», 1929, № 23; Фриче В., Очерк развития западных литератур, Москва,
1931; London Charmian (Kittredge), Book of Jack London, 2 vv., N. Y., Century,
1921.