Мир и личностьКризис
патриархального мира и патриархального сознания остается в центре
авторского внимания и в «Грозе». Но в этой драме Островский
придает проблеме совершенно иное звучание, рассматривает еепод
принципиально новым углом.Классицистическая
«окаменелость» персонажей глубоко соответ-ствует
всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям,, его
яростное сопротивление любому чужеродному эле-менту
порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души, неспособные
существовать вне его замкнутого круга.Безразлично,
нравится им эта жизнь или нет в другой они жить просто не сумеют.
Герои пьесы принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним
связь, их подсознательная от него зависимость скрытая пружина всего действия
пьесы; пружина, заставляющая героев совер-шать
по большей части «марионеточные» движения, постоянно подчеркивать
свою несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почти
повторяет общественную и семейную модельпатриархального
мира. В центр повествования, как и в центр патриархальной общины, помещены
семья и семейные проблемы. Доминантаэтого
малого мирка старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее
группируются на различном отдалении члены семейства дочь, сын,
невестка и почти бесправные обитатели дома: Глаша и Феклуша. Та же
«расстановка сил» организует и всю жизнь города: в центре Дикой
(и не упомянутые в пьесе купцы ем уровня), на периферии лица все менее
и менее значительные, не имеющие денег и общественного положения.От мира Калинов отгородился столь
прочно, что вот уж большевека
не проникает в город ни одно веяние живой жизни. Посмотрите на
калиновском «прогрессиста и просветителя» Кулигина! Этот
механик-самоучка,
чьи любовь к науке и страсть к общественному благу ставятего
на грань юродства в глазах окружающих, все пытается изобрести«перпету-мобиль»:
он, бедняжка, и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана
принципиальная невозможность вечном дви-гателя…
Он вдохновенно декламирует строки Ломоносова и Державина, и даже сам
пишет стихи в их духе… И оторопь берет: будто не было еще ни Пушкина,
ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некрасова!
Архаизм, живое ископаемое Кулигин. И его призывы, ем идеи, егопросветительские
монологи об общеизвестном, о давно открытом кажутся калиновцам безумными
новшествами, дерзостным потрясением основ:
«Дикой.
Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну, говори!
Кулигин.
Электричество.
Дикой
(топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то
нам в наказание посылается, чтобы мы чувст-
вовали,
а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи,
обороняться. Что ты, татарин, что
ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин? Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство,
Державин сказал:
Я
телом в прахе истлеваю,
Умом
громам повелеваю.
Дикой.
А за эти вот слова тебя к городничему…»
Ни
громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигатель Калинову не нужны: всему
этому попросту нет места в патриархальном мире. А что же происходит за
его границами? Там бушует океан, там разверзаются
бездны
словом, «Сатана там правит бал». В отличие от Толстого,
полагавшего возможным параллельное и независимое существование
двух
миров: патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и
современного, постоянно меняющегося, Островский видел их принци-
пиальную
несовместимость, обреченность застывшей, не способной к
обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимся
новшествам, вы-
тесняющей
его «всей стремительно несущейся жизни», патриархальный
мир вообще отказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя
особое мифологизированное пространство, в котором единственном
может быть оправдана его угрюмая, врачебная всему чужому замкнутость.
Вокруг
Калинова творится невообразимое: там с неба падают целые страны, населенные кровожадными народами: например,
Литва
«на
нас с неба упала… и где был какой бой с ней, там для памяти курганы
насыпаны«. Там живут люди »с песьими головами»; там
вершат свой неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут
турец-
«Нечего делать, надо покориться! А вот
когда будет у меня миллион, тогда я поговорю». Этот миллион даст
Кулигину на судилище «право сноса», будет самым веским аргументом в
его пользу. А пока миллиона
нет, умница Кулигин
«покоряется». Покоряются, ведя свою тихую
обманную игру, все: Варвара, Тихон, лихой
Кудряш, покоряется затянутый уже в замкнутое пространство Калинова
Борис. Катерина же покориться не может. Выродившаяся в патриархальном
сознании в пустой обряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всего
личностно; она верует и кается с пылом первых христиан, не закосте- ! невших
еще в религиозной обрядности. И это личностное восприятие жизни, Бога,
греха, долга выводит Катерину из замкнутою круга и противопоставляет ее
калиновскому миру. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное,
чем горожанина Бориса или декламирующет стихи Кулигина. Потому Калинов и
организовался в судилище над Катериной.
В блестящем этюде «А судьи
кто?« В. Турбин тонко исследует тему суда в »Грозе»:
«Никого не хочет судить Кулигин. С усмешечкой уклоняется от роли судьи
простушка Варвара: «Что мне тебя судить? У меня свои грехи есть.» Но
не им противостоять охватившему Калинов массовому психозу. А психоз
разжигают две мельтешащих на сцене чудачки: странница Феклуша и барыня с
лакеями.» Феклушины повествования о Махнутах и людах с песьими головами
представляются Турбину важнейшим элементом поэтики пьесы: «И глядятся
друг в друга, будто в зеркало, два мира: фантастический и реальный. И опять
мы встречаем-
ся со сборищем монстров, кентавров. Правда,
на сей раз их причудливые Н
фигуры
только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы, С
яснее
выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове. Этот
суд затаился в ожидании жертвы. И жертва
является: в раскатах грома,
в сверкании молнии раздается естественное,
честное слово взалкавшей
очищения грешницы. А что было дальше,
слишком известно. Где-то в царстве Махнутов турецкого и персидского
Катерину, может быть, помиловали бы; но в Калинове пощады ей нет.
Гонимая
в бездну, в пропасть всепроникающим, всенастигающим словом самодеятельном
суда, грешница уходит из жизни: «В омут лучше… Да скорей,
скорей!»‘