Болью любви
Эта повесть называется как послание, которым в день всех влюблённых подаётся
знак признания в любви сердечко на открытке. Нов названии повести это знак
любви и печали: «Вlue Vаlentine». Это история одной любви, ставшая
печальным посланием ко всем, кто его когда-нибудьпрочтёт. Именно так:
«когда-нибудь», а не тотчас. Она стала литературой уже сегодня, но
была написана, по-моему, с таким очень честным иточным ощущением времени. Оно,
наше время, больше не принимает сигналов о бедствии. То ли это болевой шок,
который однажды пройдёт. То ли высшая стадиягуманизма: тотальное освобождение
от всех страданий рода человеческого с помощью обезболивающих средств. Эдакий
цивилизованный способ, по сути,духовного самоубийства. Больное общество
потребителей ничего не хочет знать о своих же болезнях, не желает чувствовать
ни чужой, ни собственной боли простолечится от неприятных ощущений более
приятными.Но боль это полученное только такой ценой, самое проницательное знание о
жизни. Знание всегда открывается кому-то одному,а не исчезнет оно никогда
бесследно потому, что уже открывает что-то очень многим. Это, по-моему,
инстинкт к спасению; незнание так или иначе губит, азнание так или иначе
спасает, при этом вроде бы эфемерное «знание о жизни» добывается
поначалу слепцами, уберегая-то потом всех зрячих. Длясвоего выживания человек
может уничтожать себе подобных, повинуясь чувству ненависти как инстинкту. Но
также, чтобы выжить, спасает себе подобного, уже повинуяськак инстинкту любви.
Даже сострадание это чувство не воспитанное, а инстинктивное. Каждое чувство,
будь то ненависть или любовь, рождается в душепомимо воли. Поэтому жизнь
человека изначально трагична, расколотая как будто надвое. И если она не
проходит в борьбе с другими, даже кровно близкими, тостановится борьбой с самим
собой.«Вlue Vаlentine» это первое серьёзное литературное произведение
о любви в сегодняшнем времени, родственное всему, чтобыло написано в русской
литературе на тему о трагедии непонимания любящих людей, но без пафоса
духовного задания: история о двоих, написанная тоже толькодля двоих тем, кто
знал и писал, для того, кто прочтёт и узнает.На язык современности переложено всё то, что, казалось бы, старо как мир. Но
всё, что можно услышать «Крейцеровусонату» Толстого или
«Осень» Бергмана превращается в доводы, извлекаемые из такого,
чужого опыта мужчиной и женщиной, застигнутыми в моментрасплаты как будто уже
за все грехи перед друг другом. Застигнутые бытом, жизнью, временем, в которых
они как мушки, застывшие в прозрачной смоле.Он одарённый человек, но лишний в своём времени, почти чужой и среди себе
подобных тех, кого мог бы назвать «собратьямипо перу», если бы ещё
было это братство. Всё, что есть главного в жизни, свобода и любовь. Но
личное, что строил он на этом фундаменте, оказалось вдругзыбко. Свобода? Она
есть, но безжизненная, что даётся давно всем и каждому без личной за неё
борьбы. Жить иначе он уже не хочет или не может: его свобода -это свобода
творчества, а благополучная жизнь худой невзрачный быт, дающий такую свободу.
Зарабатывает на жизнь по грошам, то есть трудно, журналистскойподёнщиной, но с
каким-то презрением то ли к деньгам, то ли к пошловатому фарисейскому
ремеслу. Копится уныние, если и не равнодушие к собственнойучасти. Свобода как
кислородный коктейль из пены гордости, снобизма, идей, идеалов лишь
вспенившись, тут же выдыхается. А легче давно не дышится и жаждыне утоляешь.
Всё это пьёшь как воду из-под крана: хочешь пей, а хочешь прими душ или ванну
разве что в ванной комнате почему-то всегда отвратительно пить,а на кухне
уже-то не по себе умываться. Свобода стала безвкусной, то есть общественной,
наподобие водопроводной воды. Личная духовная потребность в нейкак потребность
освобождения утоляется куда ощутимей дозой наркотика. Но бесчувствие вдруг и
тогда настигает ещё стремительней: оно оказываетсядейственней наркотика то один
раз, то другой а рождает иную мучительную болезненную зависимость, как будто
от самого себя. Он источник своей жеболезни. Но понять это, испытать сполна
почти до безумия принужден лишь тогда, когда теряет любовь не абстрактную, а
реальную любовь женщины, да и своё кней чувство.До этой черты они шли вместе, но каждый своим путём, то есть поодиночке.
Непонимание становится одиночеством, одиночество -отчуждением, отчуждение
изменой с мыслью уже о собственной свободе как о свободе от того, ставшего
нелюбимым, чужим. Пройти через те же самые быт,жизнь, время к тому, чтобы
спастись в своей катастрофе это путь уже для двоих. «Вlue
Vаlentine» рассказывает об этом пути, а точнее сказать,ведёт этим же путём
своего читателя. Герой и проводник одно лицо. Оно как загадка, единственная
сознательная в повести, но открывающая себя легко ипросто для тех, кто всё
прочтёт до конца, а главное до конца всё поймёт. Не детективный ход, не
маскировка, но поданный знак от автора, что обращается кчитателю от самого себя
лишь в первых строках: «Эту историю мне рассказал один приятель.
Обычная история. Про ломки. Он рассказывал, чтобычуть-чуть развеяться. И ещё
потому, что мысли были странны и вряд ли пришли бы в голову в других
обстоятельствах. Было сильно больно, он говорил, и он что-торазглядел, что
обычно не видно».Автора «Вlue Vаlentine» Александра Вяльцева знают разве что в
своём, узком мирке, где одни и те же люди ходят поодному и тому же кругу
редакций одних и тех же журналов, газет. Знают в литературной среде, что всё
меньше хоть чем-то похожа на среду обитания -скорее уж забвения и прозябания
для большинства. Это камера обскура современного общества и своего рода
идеальный вакуум для такого послания изниоткуда в никуда. В повести
литературная богема становится то персонажем, то декорацией. Автор не
пародирует её, относится даже завышено всерьёз, не видяпод масками самоуверенных
снобов маленьких донельзя людей, пишущих не «спермой и кровью»,
а с мечтою гоголевского Акакия Акакиевича выслужить однаждыхоть что-то своё,
тем и тёпленькое какую-нибудь «шинель». Однако этой наивной внешней
литературностью повесть как-то естественно уберегается отлитературщины, то есть
от пафоса причастности каждого слова в ней к искусству. Так определяется
автором лишь время действия узнаваемо, но не более того.Повесть перестаёт
быть вымышленной, пусть как литературный, но факт. Это и художественное, и
нравственное решение, поскольку всё содержание её читательвправе воспринимать
как документ. Но экзистенциальная тема превращает «Вlue Vаlentine» в
исповедь о событиях лично выстраданных, гдедействительным оказывается самое
беспредметное и вневременное чувства двух людей а, стало быть, далёкое от
такой, документальной достоверности, хоть ужеизобразить всё это как подлинное
было бы невозможно без предельного реализма.Снаружи это почти бессюжетный дневник. Но если есть событийность внешняя, с
интригами и сюжетными трюками, то событийность этойпрозы во внутренней
напряжённости. Притом это не напряжение психологической схватки автора со своим
собственным отражением двойником его окажется не этоотражение, а читатель.
Действие возникает как в прямом эфире не позволяя отстраниться. Этому
сближению всё противится как вживлению чего-то чужеродногов такие же твои
органы, ну или в мысли о том же.Это исповедь, которая требует от читателя признания в том же: простит и
поймёт тот, кто в том же сознается. Доверие кпроисходящему в повести превышает
тот предел, когда восприятие т е к с т а остаётся всё ещё отстранённым, как
будто изолированным собственной жизнью, да ихудожественной условностью. И это
самый сильный её эффект во всех смыслах, но всё же не художественный
изначально, а нравственный: совершенно интимныйдневник мужчины где
сокровенное в отношениях с женщиной доверяется читателю, однако, оставляя
тайной всё то, что и в жизни не делали он или она для чужихглаз неожиданно
требует душевного преодоления, будто это чужое, даже чуждое, но что не можешь
простить как себе самому. Это неприятное чтение, потому чточужое в нём при всей
своей интимности духовно чувствует себя свободно. В этой повести читатель
оказывается один на один со своим страхом, стыдом, болью -всем, что прячет, в
чём не свободен не получая, однако, никакого морального превосходства, если
только не мнимого. Принять мысль, что любовь это боль;потом сознаться в этом,
как в собственном уродстве, и ощутить её, боль, взамен обретая свободу от
двойной жизни и оказывается равносильным покаянию. Так,наверное, всё же
нельзя жить, вовсе без лицемерия и цинизма это как содрать кожу. Но ни капли
цинизма или лицемерия нет в этой в повести. Так возможно всёэто было н а п и с
а т ь.