Открытие,
что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не бытия, приводит героя
раннего, юношеского периода творчества Лермонтова к романтическому конфликту с
обществом. Он трагически переживает этот конфликт, шлет проклятия миру
«безжалостных людей», видя в нем лишь «кучу каменных
сердец« (»Два сокола»). В ранней лирике звучат и гражданские
мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»); прославления революционного
подвига («10 июля (1830)», «30 июля. (Париж) 1830 года»);
возвеличения былого могущества России («Новгород», «Приветствую
тебя, воинственных славян…»). Социальные проблемы представляются ему
следствием каких-то глубинных процессов, сущностных черт человечества и народа.
Так, в стихотворении 1829 года «Монолог» предвосхищаются темы и
образы «Думы»:
Поверь,
ничтожество есть благо в здешнем свете. —
К
чему глубокие познанья, жажда славы,
Когда
мы их употребить не можем?..
Как
солнце зимнее на сером небосклоне,
Так
пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее
однообразное теченье…
И
душно кажется на родине,
И
сердцу тяжко, и душа тоскует…
В
этом стихотворении важна мысль о том, что сама родина обрекает своих детей на
бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований душит их. И тем
сильнее звучит мотив противопоставления современного ущербного существования
«здешнего света» прежнему, былому могуществу России. Героические
образы русских богатырей бесстрашных, могучих и мудрых создает Лермонтов.
Одно из высших проявлений мощи русского духа находит он в недавнем прошлом: в
войне 1812 года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова
символично; поэт видит в ней не просто военный триумф, но торжество
справедливости, огромной духовной высоты нации. Именно поэтому аллегорическое
повествование об этой войне в «Двух великанах» написано в ключе
былинного сказа, где сам дух народа персонифицируется в образе «древнего
русского великана».
В
одном из замечательных поздних стихотворений «Бородино» поэт вновь
акцентирует внимание на символичности победы русского воинства
«богатырей» прошлых лет:
—
Да, были люди в наше время,
Не
то, что нынешнее племя:
Богатыри
не вы!
В
«Бородине» в полную силу звучит мотив противопоставления
«богатырям» «нынешнего племени», современников, не
способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между
Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная
Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность
не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом.
Солдат, ведущий повествование в «Бородине», говорит одновременно и от
своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении
постоянно встречается местоимение «мы». Лермонтов вскрывает
основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не
сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло
победу русскому войску. Поэт нашел удивительную «точку отсчета»: на
сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами
обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся
подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном
рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские
в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему
порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
Не
полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили
«командиров»:
Мы
долго молча отступали,
Досадно
было, боя ждали,
Ворчали
старики:
«Что
ж мы? на зимние квартиры?
Не
смеют что ли командиры
Чужие
изорвать мундиры
О
русские штыки?»
И
вот нашли большое поле:
Есть
разгуляться где на воле!
Так
бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского
поля: есть где «разгуляться»! И в этой наивности глубокая мудрость,
ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно
чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:
Уж
постоим мы головою
За
родину свою!
Солдаты
идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья
умирали!» В страшную минуту люди объединяются для защиты родины, забывают
о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в
сражении:
Полковник
наш рожден был хватом:
Слуга
царю, отец солдатам…
И
эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным
законам, по которым живет «нынешнее племя», когда не достоинства
человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.
Символом
России, средоточием ее единства Лермонтов считает Москву и противопоставляет
ее официальному Петербургу, противопоставляя тем самым естественный ход
развития истории России петровской ориентации на Запад. Именно Москву как
сердце и воплощение родины защищают солдаты в «Бородине»; Москву
воспевает Лермонтов в четверостишии 1831 года «Кто видел Кремль в час утра
золотой…»; в ней видит истинную отчизну и лирический герой поэмы
«Сашка»:
Москва,
Москва!.. люблю тебя как сын,
Как
русский, сильно, пламенно и нежно!
В
1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и
глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к родине:
Прощай,
немытая Россия,
Страна
рабов, страна господ…
Это
самое резкое политическое выступление Лермонтова. Впервые в русской литературе
прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской
действительности, а всей николаевской России: этой «немытой» страны
«рабов» и «господ». Обратим внимание на строки:
И
вы, мундиры голубые,
И
ты, им преданный народ.
Слово
«преданный» в русском языке многозначно. Это и «покорный»,
«послушный» (черновые варианты Лермонтова), и отданный на расправу, и
верный… Все оттенки значений «играют» в лермонтовском эпитете. И
речь идет одновременно о беде и о вине России, ее народа. Страшная картина
духовного рабства, истовой преданности народа палачам внушает поэту отвращение.
Вторая строфа стихотворения переводит разговор в план субъективный, от духовного
рабства в России к побегу «за стену Кавказа», на волю. В
стихотворении выражена абсолютная безнадежность: в этой стране тотальной
несвободы, в стране-тюрьме жить нельзя. Из нее можно лишь попытаться бежать
но обретение личной свободы «за стеной Кавказа» ничего не изменит в
России. Глухое отчаяние толкает лирического героя к отречению от родины.
Но
все же это поразительно горькое стихотворение обретает свой истинный смысл лишь
в контексте эпохи и всего творчества поэта. Для 30-х 40-х годов такие чувства
были характерным явлением. Это было время, когда отечество можно было презирать
и любить одновременно. О людях той эпохи проницательно писал Герцен:
«Русская жизнь их оскорбляла на каждом шагу, и между тем с какой святой
непоследовательностью они любили Россию, и как безумно надеялись на ее
будущее…» Герцен как будто комментирует именно лермонтовское
восьмистишие! Сила этого стихотворения не в исключительности выраженного в нем
чувства, но в закономерности его появления. Небывалый в истории страны разрыв
обозначался между горестными откровениями лучших людей России и официальной
идеологией.
Официальный
патриотизм был провозглашен в знаменитой фразе шефа
жандармов
А.Х. Бенкендорфа: «Прошлое России было блестяще, ее настоящее более чем
великолепно, а что касается ее будущего, оно превосходит все, что может
представить себе самое смелое воображение». Подобные заявления князь Петр
Андреевич Вяземский метко окрестил «квасным патриотизмом», а Петр
Яковлевич Чаадаев не менее метко определил эту формулу жандармской любви к
отечеству как «разнузданный патриотизм». Ибо то, что казалось
восхитительным с точки зрения шефа жандармов, многим его соотечественникам
внушало ужас и отвращение. Так в первом «Философическом письме»
Чаадаев писал о России: «Мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы
не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода… Стоя как
бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого
рода… Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах… Мы так странно
движемся во времени, что с каждым шагом вперед прошедший миг исчезает для нас
безвозвратно…» Страшно сопоставлять казенные восторги Бенкендорфа с
глухим отчаянием Чаадаева.
Почти
одновременно со стихотворением «Прощай, немытая Россия…» была
написана «Родина», где Лермонтов не просто дал выход всей
накопившейся обиде и глубокой ненависти к политическому строю, основанному на
духовном рабстве, но осмыслил само чувство Родины в том неповторимом и
особенном виде, в каком оно сложилось у ряда мыслящих людей эпохи. Он
психологически и философски осмыслил его как одно из важнейших явлений русской
культуры.
«Родина»
(1841) одно из самых интересных по композиции и противоречивости
передаваемого чувства стихотворений. Оно построено так, что должно с первой до
последней строки шокировать читателя. В первой же строке поэт заявляет: да, я
люблю отчизну, но… это странная любовь! И далее «не победит ее
рассудок мой». Любовь лирического героя к родине оценивается им самим как
любовь «рассудку вопреки». Но почему рассудок должен победить такое
естественное человеческое чувство как любовь к Отечеству?! Значит, есть что-то
в России, за что не стоит ее любить? Последующее перечисление общепризнанных
достоинств России исполнено сыновних чувств: тут и дорого кровью! купленная
слава, и «полный гордого доверия» покой, оплаченный сознанием
государственного могущества, и богатство народной истории и тем не менее
оказывается, что ко всему этому поэт остается холоден. У читателя растет
недоумение: что же дорого Лермонтову? По сути, все стихотворение построено на
антитезе, на противопоставлении «казенного патриотизма» и
естественного человеческого чувства, которое по природе своей иррационально:
признание «за что, не знаю сам» оставляет оттенок тайны в лермонтовском
чувстве к Родине, как и во всякой подлинной любви. Поэт противопоставляет
«рассудочной» любви к родине свое отношение действительно
«странное» и даже непозволительное с точки зрения общепринятой
морали.
Вторую
часть «Родины» открывает постепенно сужающаяся «панорама»
российского пейзажа, с постепенным укрупнением деталей. «Холодное
молчанье« степей, колыханье »безбрежных лесов», неоглядные
разливы рек все это скрывает некую загадку, обещание великого будущего;
проселочный же путь в ночной тьме, дрожащие огни деревень говорят о печали
настоящего. Довольно резкая смена размера (шестистопный ямб сменяется
четырехстопным) привлекает внимание к тем реалиям русской жизни, которые
вызывают у лирического героя «многим незнакомую» отраду: все эти
детали связаны с людьми, живущими на российских просторах, с теми, для кого
жизненно важно «полное гумно», кто живет в домах с «резными
ставнями«, а в праздник пляшет с »топаньем и свистом». Таким
образом, любовь к Родине оказывается для Лермонтова главным образом любовью к
своему народу.
Раздумчивую
интонацию начинающего стихотворение шестистопного ямба иногда перебивают
пятистопные строки. Вольный характер рифмовки (то перекрестная, то смежная, то
кольцевая) еще больше приближает интонацию стихотворения к свободному
внутреннему монологу. Исповедальность стиха обеспечивается также отсутствием
всякой риторики, немногочисленностью предельно выразительных эпитетов, отказом
от привычных поэтических фигур на всё стихотворение только одно, вполне
обычное сравнение («разливы рек…, подобные морям»). Искренность и
чистота лермонтовского чувства к Родине подчеркивается синтаксической простотой
предложений во второй части стихотворения, а также «сниженным»
эпитетом в добродушной зарисовке «пьяных мужичков».
Из
любви лирического героя исключены все элементы национального самовозвеличения,
ставшие предметом официального патриотизма. И дело даже не в том, что
«слава, купленная кровью» противопоставляется «гумну» и
«березам». Все гораздо сложнее. Феномен психологии человека 30-х
40-х годов в том, что он начисто лишен «имперского сознания», столь
присущего предыдущему поколению (вспомним пушкинское: «Красуйся, град
Петров, и стой // Неколебимо, как Россия!»). Именно это и составляет
«странность» чувств лирического героя Лермонтова. Картины народной
России, ее настоящий лик, созданный в «Родине», не стали сами по себе
художественным открытием Лермонтова. Во многом автор сознательно соотносит
стихотворение со знаменитыми пушкинскими строками из «Путешествия Онегина»:
Иные
нужны мне картины:
Люблю
песчаный косогор,
Перед
избушкой две рябины,
Калитку,
сломанный забор,
На
небе серенькие тучи,
Перед
гумном соломы кучи
Да
пруд под сенью ив густых,
Раздолье
уток молодых;
Теперь
мила мне балалайка
Да
пьяный топот трепака
Перед
порогом кабака.
Любовь
к бедной, серенькой стороне и звукам балалайки ничуть не отрицает в сознании
Пушкина Россию как государство, не противостоит его гражданским убеждениям.
Лермонтов же свой образ Родины создает так, что выявляется непримиримый
конфликт между гражданским сознанием, возможным в новую эпоху лишь «в
редакции» шефа жандармов, и истинной любовью человека к своей Отчизне.
Открытое Лермонтовым иррациональное чувство родины, его принципиальный отказ
логически обосновать и объяснить, за что любит человек свою отчизну, положили
начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой
патриотизм воспринимался как чувство, антагонистичное рассудку и глубоко
личное. Именно это позволило Тютчеву создать свою знаменитую формулу:
Умом
Россию не понять,
Аршином
общим не измерить:
У
ней особенная стать —
В
Россию можно только верить.
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. М., 1994.
Русова
Н.Ю., Шевцов В.А. Читаем русскую лирику. Хрестоматия с пояснениями. Нижний Новгород: «Деком», 1996