(ПИРКЕ)
АВОТ (евр. «Изречение отцов»), сборник афоризмов, принадлежащих
иудейским мудрецам периода Второго храма и примыкающей к нему эпохи. Наиболее
ранняя часть талмуда.
АГРАФЫ
(греч.) не написанные в Евангелиях изречения Христа.
АМ-ХААРЕЕЦ
(евр. «народ земли») в евангельскую эпоху презрительная кличка,
означающая деревенщину, невежду в Законе.
АПОКАЛИПТИКА
(от греч. апокалипсис, откровение) книги, написанные в форме откровения тайн
истории. Расцвет А. приходился на II-I вв. до н.э. Некоторые книги пророков
(или их части) относятся к жанру А. Христианским апокалипсисом является
Откровение Иоанна.
АПОКРИФЫ
(греч. «сокровенные») произведения, притязавшие на авторитет,
равный Св. Писанию, но не включенные в канон Библии. Начиная со средних веков
А. стали называться свободные литературные вариации на библейские темы.
АРАМЕЙСКИЙ
ЯЗЫК язык арамеев, народа, жившего в Сирии и Месопотамии. В последние века до
н.э. А. Я. был разговорным среди иудеев Палестины.
АРХИЕРЕЙ
(греч.) термин означает: а) первосвященника, б) представителя высшего
духовенства в Иудее, в) епископа Греческой и Русской Церквей.
БИБЛИЯ
(греч. «КНИГИ») собрание священных Писаний иудаизма и христианства.
Дохристианская часть Б. состоит из трех сборников: Закона или Пятикнижия (см.
Тора), Пророков и Писаний (или Учительных книг). Христиане именуют этот раздел
Б. Ветхим Заветом (см. Завет). Христианская часть Б., или Новый Завет, состоит
из 4-х Евангелий, Деяний Апостолов, Посланий и Откровения Иоанна. Создавалась
Б. с XIII в. до н.э. (см. канон).
ВОЛХВЫ
см. маги.
ВТОРОГО
ХРАМА ЭПОХА период между 516 г. до н.э. и 70 г. н.э. когда существовал Второй
иерусалимский храм. Первый был разрушен в 587 г, до н.э.
ГАЛАХА
(евр.) правовые и церковно-канонические нормы иудаизма.
ГЕЕННА
(евр. Генном) долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались
ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в
свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н.э. Г. стала
символом загробного воздаяния за грехи.
ГЕННИСАРЕТ
(евр. Киннерет) одно из названий Галилейского озера (Тивердиадского моря) и
области к западу от него (земля Геннисаретская»).
ДЕКАЛОГ
(греч. «десятословие») десять заповедей Моисея (Исх. 20, 2-17;
Втор. 5, 6-21).
ДЕКАПОЛИС
(греч. «Десятиградие») союз заиорданских городов: Пеллы, Диона,
Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет-Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы),
Дамаска, Филадельфии (Раббат-Аммона, нынешнего Аммана). Д. был населен
преимущественно язычниками.
ДИАСПОРА
(греч. «рассеяние») термин, обозначающий иудейские общины, которые
обитают вне Палестины.
ЕССЕИ,
или ЭССЕНЫ (от арам, хасайя, «благо честивые»), члены
полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок. 150 г. до н.э. Самоназвания
Е.: «Сыны света», «Простецы», «Избранники» и др.
Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см. Кумран), но
некоторые селились в городах.
ЗАВЕТ
(слав.) союз или договор между Богом и Общиной верных Ему людей, согласно
которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог обещает (см.
Обетование) не оставлять ее. Слово 3. обозначает также единение Творца с
человеком в богооткровенной религии.
ЗАКОН
синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора.
ЗЕЛОТЫ
(греч), или КАНАИТЫ (арам.), «ревнители» партия воинствующих
мессианистов, отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого
Бога. 3. призывали к вооруженной борьбе против Римской империи. Партия 3.
возникла в первые гг. н.э. Сторонники ее радикального крыла сикарии
(кинжальщики) избрали путь террористических действий.
ИДУМЕИ,
или ЭДОМИТЫ, племя, родственнное израильтянам. И. жили у южного побережья
Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В евангельскую эпоху они
были уже обращены в иудаизм.
ИСКУПЛЕНИЕ
(слав.) выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином в Библии часто
обозначается спасение Богом от зла.
КАНОН
(греч. «правило») словом к. обозначаются книги Св. Писания (см.
Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце I в н.э.
Новозаветный был в основном определен к концу II в., а окончательно лишь в
начале V в. В широком смысле слова К. означает также церковный устав или
правило.
КЕСАРЬ
или ЦЕЗАРЬ (лат.) титул римских императоров, ведущий свое происхождение от
имени Гая Юлия Цезаря. В некоторых случаях слово К. употребляется как синоним
государственной власти вообще.
КНИЖНИК
(евр. софер) термин, означающий: а) переписчика Библии, б) летописца, в)
толкователя Писания, г) хранителя Предания. Среди книжников были саддукеи,
фарисеи и лица, не входившие ни в какую группировку.
КУМРАН
или ХИРБЕТ-КУМРАН местность у с/з берега Мертвого моря, где находился один из
главных поселков ордена ессеев. Название К., вероятно, происходит от имени г.
Гоморы, который был некогда расположен в этом районе.
КУЩЕЙ
ПРАЗДНИК (евр. Суккот) иудейский праздник, связанный с воспоминаниями о
странствиях Израиля в пустыне. В послемоисееву эпоху считался также праздником
урожая. Справлялся с 15 по 22 число месяца тишри (сентябрь-октябрь). В дни К.
паломники жили в шалашах (сукках), сделанных из ветвей.
ЛЕВИТ
человек, происходящий из израильского колена Леви (Левия). В эпоху Второго
храма Л. были в нем младшими служителями.
МАГИ
(иранск.) жрецы персидской религии (магдеизма). В более широком смысле слова
М. знатоки заклинаний, тайных обрядов и астрологии. Синодальный перевод
передает слово М. в Мф 2, 1 ел. славянским словом «волхвы».
МЕСИТ
(арам.) совратитель, лжеучитель, обманщик.
МЕССИЯ
см. Христос.
МИЦВОТ
(евр.) заповеди Торы и Предания.
МИШНА
см. Талмуд.
МЫТАРЬ
(евр. габай) сборщик имперских налогов в Палестине.
НАГОРНАЯ
ПРОПОВЕДЬ собрание речей Христовых, помещенных в 5-7 гл. МФ. Названо так
потому, что евангелист отнес эти речения к проповеди Иисуса на одной из гор
Галилеи (5, 1).
Параллели
Н. П. есть у Лк. Н. П. обычно считается наиболее полным выражением
религиозно-нравственных основ Евангелия.
НИСАН
или АВИВ весенний месяц иудейского календаря. Соответствует марту-апрелю. В
древности был первым месяцем года.
ОБЕТОВАНИЕ
(слав, «обещание») то или иное библейское пророчество, которое
содержит весть о грядущих дарах Божиих.
ОККУЛЬТИЗМ
(лат.) доктрины о способах познания откровенных духовных миров. К оккультным
учениям древности относятся: орфизм, пифагорейство, гностицизм. В новое время
традиции О. продолжают теософия, антропософия и т. п.
ОПРЕСНОК
(слав.) пресный хлеб (маца), выпекаемый в виде тонких лепешек. Пастушеский
праздник Опресноков существовал до Моисея, а с XIII в. до н.э. он стал
связываться с праздником Пасхи (см.) Справлялся с 15 по 21 нисана.
ОСАННА
(евр. Хошиана «спасший нас») возглас, которым в Иудее
приветствовали царей.
ПАСХА
(арам.) или ПЕСАХ (евр.) буквально -«переход». Название главного
ветхозаветного праздника. Установлен Моисеем во время исхода из Египта в память
об этом событии. П. праздновалась в первое весеннее полнолуние, с вечера 14 по
вечер 15 нисана. В христианской Церкви П. праздник Воскресения Христова.
ПЛОТЬ
(слав.) слово, обозначающее в Библии: а) человека, б) его психофизическую
природу.
ПРЕДАНИЕ
в иудаизме и христианстве религиозное учение, которое передается устно от
учителя к учителю. Словом П. обозначается также сам дух и сущность вероучения,
хранимые в Общине Церкви.
ПРЕТОРИЯ
(лат.) резиденция римского военачальника.
ПРЕФЕКТ
(лат.) римский правитель города или области, а также военачальник. Титул П.
Иудеи носил прокуратор (см.) Понтий Пилат.
ПРОЗЕЛИТ
(греч.) принявший иудейскую религию иноплеменник.
ПРОКУРАТОР
(лат.) римский чиновник, отвечавший за сбор податей в провинциях.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
(евр. шавуот, «недели») праздник, справляющийся через 7 дней после
ветхозаветной Пасхи (см.). Посвящен воспоминанию о Божиих благодеяниях, в
частности о даровании Закона на Синае. В христианской Церкви П. праздник
сошествия Духа Божия на апостолов.
РАВВИ
(евр. рабби) или РАВВУНИ (арам, раббони), «МОЙ учитель»
почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев. Иоанна Крестителя и
Иисуса Христа называли Р.
САДДУКЕИ
(евр. цадоким) религиозно-политическая прослойка, состоявшая из иудейских
аристократов и высшего духовенства. С. отрицали устное предание (см.), веру в
воскресение мертвых, в ангелов и последний Суд. С. держались буквы Библии,
преимущественно Торы (см.). В евангельские времена С. составляли большинство в
Синедрионе.
САМАРЯНЕ
жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от смешения
израильтян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С. основана на Торе
(см.). В IV в. до н.э. С. полностью обособились от иудеев. В настоящее время
осталось всего несколько сот С. Их религиозный центр находится на горе Гаризм,
где прежде был самарийский храм.
СЕПТУАГИНТА
(греч.) так наз. «перевод семидесяти». Первый перевод Библии на
греческий язык, осуществленный в Александрии в III-I вв. до н.э. Согласно
легенде, перевод был выполнен 70-ю толкователями из Иерусалима. Перевод С. был
принят христианской Церковью для употребления с первых же лет ее существования.
СИНАГОГА
(греч. «сообщество»), или БЕТХАКНЕСЕТ (евр. «ДОМ собрания»)
молитвенный дом в иудейской религии. С. появились ок. VI-V вв. до н.э.
СИНЕДРИОН
(евр. Санехедрин или Бет-дин, т.е. «дом суда»). В эпоху Второго
храма С. назывались: а) советы старейшин в городах Иудеи, б) центральный Совет
богословов во главе с «наси», представителем-раввином, в)
иерусалимский религиозно-политический трибунал или Великий С. Последний включал
72 человека. В экстренных случаях собирался Малый С. (23 чел.). Главой
трибунала был первосвященник. Перед войной 60-70 гг. в этом С. были представлены
и саддукейская и фарисейская группировки.
СИНОПТИКИ
три первых евангелиста: Матфей, Марк, Лука.
СЛАВА
в Библии синоним Богоявления.
СОТЕРИОЛОГИЯ
(греч.) учение о спасении.
СУККОТ
см. Кущей праздник.
СЫН
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (арам. Бар-наша) в Библии и апокрифах (см.): а) синоним
человека, смертного, б) один из титулов Мессии.
ТАЛМУД
(евр. «учение») сборник документов иудейского гражданского и
церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов, притч и
легенд. Создавая Т. в среде раввинов-таннаев (см.), преемников фарисеев (см.),
в первые века н.э. Т. делится на Мишну («повторение»), Тосефету
(комментарий к Мишне) и две Гемары («завершение») Иерусалимскую и
Вавилонскую. Трактаты, входящие в Мишну и Гемары, имеют одинаковые названия.
При цитировании главы Мишны указываются латинскими цифрами, а раздел Гемар
арабскими.
ТАННАИ
(от арам, тени, «учитель») законоведы иудаизма I-III вв. до н.э.
ТЕТРАХ
(греч. «четверовластник») правитель одной из четырех областей
страны. В эпоху проповеди Христа тетрахами Палестины были Лисаний и сыновья
Ирода: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор.
ТЕФИЛЛИН
(от евр. тефилла, «молитва») или ХРАНИЛИЩА небольшие тексты из Торы
(см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются составной
частью богослужебной одежды в иудаизме.
ТОРА
(евр. «наставление») одно из названий Пятикнижия (см. Библия) или
Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана
Богом и устная Т. (см. Предание).
ТОСЕФТА
см. Талмуд.
ТРИБУН
(лат.) один из высших чинов римского офицерского состава.
ФАРИСЕИ
(евр. нерушим, арам, перушайя «отделившиеся») религиозная партия
или группировка (евр. хабурот, от хабер, «товарищ»), возникшая в
Иудее во II в. до н.э. ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона
(см.), верили в воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и
последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более
либеральных (учеников Галлеля).
ХАЛЛЕЛ
(евр.) пасхальные иудейские молитвословия, состоящие из псалмов с припевом
«Аллилуя» (Халлелуйа).
ХАНУКА
иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164
г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. X. справлялся 8 дней,
начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь).
ХАСМОНЕИ
(евр. Хашмоним, «потомки Хашмона») династия иерусалимских
царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккаавея. Правила со 140 по
63 гг. до н.э.
ХРИСТОС
(греч.) или МЕССИЯ (евр. Маши’ах, арам. машиха), помазанник. Лицо,
посвященное Богом на служение Ему: пророк, или чаще всего -царь. В узком смысле
слова X. обетованный в 83 Спаситель. Христианство исповедует веру в то, что
Иисус Назаретянин есть X. Спаситель.
ШАВУОТ
СМ. Пятидесятница.
ШЕХИНА
(арам, «пребывание вблизи») богословский термин, означающий
пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э.
ЭКЗЕГЕТИКА
(греч.) изучение и толкование библейского текста.
ЭСХАТОЛОГИЯ
(греч. «учение о конце») система представлений о последних судьбах
мира и о посмертной участи человека.