Таллиннская Тынисмяэская Реальная Школа
Закон, живущий в нас, называется совестью.
(по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание»)Автор: Филипп Кекс
Таллинн 2002
В
нутри
каждого человека находится некий механизм, регулирующий его поведение. Этот
механизм часто именуют словом «совесть». Но какова природа этого механизма, и
является ли он нашим внутренним законом? На эти вопросы вряд ли кто-нибудь
сможет дать однозначный ответ.Я считаю, что в голове у каждого человека находится
некая матрица, содержащая в себе представления об идеальном мире. Информация,
заложенная в матрицу идеального мира, формируется из жизненного опыта. Её
формирование начинается с первых секунд жизни и продолжается до самой смерти. Но
в старости этот процесс замедляется потому, что количество нового опыта во
много раз меньше количества информации, уже накопленной в матрице. Поэтому
жизненный опыт, полученный в старости, мало влияет на представление об
идеальном мире. Человеческая совесть является желанием приблизить окружающий
мир к идеальному. Часть информации, описывающей идеальный мир, можно охватить
своим сознанием, но оставшаяся часть находится в подсознании, и человек часто
не понимает, почему он поступил так, а не иначе. Например, если мы видим, что
кто-либо поступил не так, как он не должен был поступить в нашем идеальном
мире, то мы его осуждаем. А если мы сами поступили не так, как должны были, то
мы осуждаем сами себя. Самоосуждение – это муки совести.Иногда люди пытаются сопротивляться самим себе. Это
произошло с главным героем романа Достоевского «Преступление и наказание»
Родионом Раскольниковым. В своём сознании он создал фантомный идеальный мир. По
его теории всё человечество делится на две части: люди «право имеющие» и «твари
ползучие». Человек «право имеющий» – сверхчеловек, он не стеснён ни жалостью,
ни совестью. То есть в его идеальном мире он может использовать любые средства
для достижения своей цели. А «твари ползучие» немощная толпа, инструмент в
руках высших людей. Не смотря на чрезмерный максимализм теории Раскольникова,
она не лишена логики и здравого смысла. Герой Достоевского пытался заменить
свой идеальный мир миром фантомным и жить по придуманным правилам. Более того,
он относит себя к людям «высшим». И чтобы доказать себе свою принадлежность к
ним, он решает переступить черту, которая отделяет этих людей от толпы. Этой
самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки
ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова,
конечно). Но подсознание берёт верх над сознанием.Так как Раскольников воспитывался в обычной семье, я
осмелюсь предположить, что в его голове отложились нравственные принципы
свойственные большинству людей. В его идеальном мире нет ни убийств, ни
бедности. В нём его мать и сестра счастливы и довольны им. А сам он прилежно
учится в университете, и параллельно неплохо зарабатывает на интересной работе.
По этому он бескорыстно помогает почти незнакомым ему людям: пьяной девочке на
улице, семье Мармиладовых.Убив старуху, Родион Раскольников поступает против
своего идеального мира, и подсознательно начинает осуждать себя. Но он также не
хочет отказываться от своего придуманного идеального мира, и это приносит ему
ещё большие страдания.И так, мы уяснили, что есть совесть, и какое она имеет
влияние на своего хозяина. Теперь мы выясним, может ли совесть называться
законом?Совесть очень сходна с законами, создаваемыми людьми
для поддержания порядка в обществе. Законодательство каждой страны – есть
разложенное по частям идеальное общественное положение этой страны.
Законодатели пытаются при помощи законов приблизить реальное положение к
идеальному. Но есть одно принципиальное различие между законом общественным и
законом внутренним (совестью): совесть опирается на целый мир, созданный самим
человеком, и поэтому разночтения не могут иметь места, а закон есть лишь
упрощённая копия совести.Наказание, которое понёс Раскольников по человеческим
законам ничтожно по сравнению с наказанием его внутреннего закона. Но
Достоевский пощадил своего героя, дав ему понять, что он «тварь ползучая», и
позволив раскаяться в содеянном.Поведение Раскольникова не доказывает мою теорию о
существовании идеального мира, но и не опровергает. Следственно моя идея имеет
право быть.