Выполнил: Морозов Алексей 11 “А”
Школа № 683
Спб 2003
Любовь
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведёт
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипке,
И страшно её угадать
В ещё не знакомой улыбке.Есть
ценр, который сводит к себе весь остальной мир поэзии Ахматовой, оказывается её
основным нервом, её идеей и принципом. Это любовь. Стихия женской души
неизбежно должна была начать с такого заявления себя в любви. Герцен сказал
однажды как о великой несправедливости в истории человечества о том, что
женщина “загнана в любовь”. Вся ранняя лирика Ахматовой “загнана в любовь”.
“Великая земная любовь”- вот движущее начало всей её лирики. Именно она
заставила по- иному- реалистически увидеть мир. В одном из своих стихотворений
Ахматова назвала любовь “пятым временем года”. Из этого- то необычного, пятого,
времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится
заново. Обострены и напряжены все чувства. И открывается необычность обычного.
Человек начинает воспринимать мир с удесятирённой силой, действительно достигая
в ощущении жизни вершин. Мир открывается в дополнительной реальности: “Ведь
звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы”.
В стихах Ахматовой много эпитетов, которые рождаются из слитного восприятия
мира, когда глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нём ухо; когда
чувства материализуются, а предметы одухотворяются. “В страсти раскалённой
добела”- скажет Ахматова. И она же увидит небо:Жарко
веет ветер душный,Солнце
руки обожгло.Надо
мною свод воздушный,Словно
синее стекло…
Стихи Ахматовой- не фрагментарные зарисовки, не разрозненные психологические
этюды: острота взгляда сопровождается остротой мысли. Велика их обобщающая
сила. Стихотворение может начаться как непритязательная песенка:Я
на солнечном восходеПро
любовь пою,На
коленях в огородеЛебеду
полю.
А заканчивается оно библейски:Будет
камень вместо хлебаМне
наградой злой.Надо
мною только небо,А
со мною голос твой.
Личное(“голос твой”) восходит к общему, сливаясь с ним. И так всегда в стихах
Ахматовой. Грусть об ушедшем предстаёт как картина померкнувшего в этом
состоянии мира.Он
весь сверкает и хрустит,Обледенелый
сад.Ушедший
от меня грустит,Но
нет пути назад.И
солнца бледный тусклый лик-Лишь
круглое окно;Я
тайно знаю, чей двойникПриник
к нему давно…
Мандельштам имел основание ещё в 20-е годы написать: “…Ахматова принесла в
русскую лирику всю огромную сложность и психологичес-кое
богатство русского романа 19-го века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и “Анны
Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже
Лескова.Столько
просьб у любимой всегда!У
разлюбленной просьб не бывает.Как
я рада, что нынче водаПод
бесцветным ледком замирает.И
я стану- Христос помоги!-На
покров этот, светлый и ломкий,А
ты письма мои береги,Чтобы
нас рассудили потомки…
Но любовь в стихах Ахматовой отнюдь не только любовь- счастье, тем более
благополучие.Часто, слишком часто это- страдания, своеобразная антилюбовь и
пытка, мучительный, вплоть до распада, до прострации, излом души, болезненный,
“декадентский”. Образ такой “больной” любви у ранней Ахматовой был и образом
больного предреволюционного времени 1910-х годов и образом больного и старого
мира.Дал
Ты мне молодость трудную.Сколько
печали в пути.Как
же мне душу скуднуюБогатой
Тебе принести ?Долгую
песню, льстивая,О
славе поёт судьба.Господи!
я нерадивая,Твоя
скупая раба.Ни
розою, ни былинкоюНе
буду в садах Отца.Я
дрожу над каждой соринкою,Над
каждым словом глупца.
Любовь у Ахматовой почти никогда не предстаёт в спокойном пребывании. Чувство,
само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и
необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении- взлёта или падения,
первой пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности
или смертной тоски. Потому же Ахматова так тяготеет к лирической новелле с
неожыданным, часто прихотливо капризным концом психологического сюжета и к
необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной (“Город згинул”,
“Новогодняя баллада”).Город
згинул, последнего домаКак
живое взглянуло окно…Это
место совсем незнакомо,Пахнет
гарью, и в поле темно.Но
когда грозовую завесуНерешительный
месяц рассёк,Мы
увидели: на гору, к лесуПробирался
хромой человек.(Отрывок из стихотворения “Город згинул”)
Стихи
Ахматовой, и правда, часто грустны: они несут особую стихию любви- жалости.
Есть в народном русском языке, в русской народной песне синоним слова “любить”-
слово “жалеть”; “люблю”-“жалею”. Уже в самых первых стихах Ахматовой живёт не
только любовь любовников. Она часто переходит в другую, любовь- жалость, или
даже ей противопоставляется, или даже ею вытесняется:О
нет, я не тебя любила,Палима
сладостным огнём,Так
объясни, какая силаВ
печальном имени твоём.Вот
это сочувствие, сопереживание, сострадание в любви- жалости делает многие стихи
Ахматовой подлинно народными, эпичными, роднит их со столь близкими ей и
любимыми ею некрасовскими стихами. И открывается выход из мира камерной,
замкнутой, эгоистической любви- страсти, любви- забавы к подлинно”великой
земной любви” и больше- вселюбви, для людей и к людям.Любовь
у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития.
И может быть потому же почти от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой
ещё одна любовь- к родной земле, к Родине, к России.Мне
голос был. Он звал утешно,Он
говорил: “Иди сюда,Оставь
свой край глухой и грешный,Оставь
Россию навсегда.Я
кровь от рук твоих отмою,Из
сердца выну чёрный стыд,Я
новым именем покроюБоль
поражений и обид”.Но
равнодушно и спокойноРуками
я замкнула слух,Чтоб
этой речью недостойнойНе
осквернился скорбный дух.“Замкнуло слух”- не от
искушения, не от соблазна, а от скверны. И отвергается мысль не только о
внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было
внутренней эмиграции по отношению к ней. Это стихи 1917 года. А вот 1922 года:Не
с теми я, кто бросил землюНа
растерзание врагам,Их
грубой лести я не внемлю,Им
песен я своих не дам.Такие стихи не были
эпизодическими эмоциональными всплесками. Это заявлялась жизненная позиция.
Недаром строки стихотворения 1922 года стали эпиграфом к стихам 1961 года- “Родная
земля”.Любовь к Родине у
Ахматовой не предмет анализа, размышлений.Будет она- будет жизнь, дети,
стихи. Нет её- ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время войны, уже
Великой Отечественной:Не
страшно под пулями мёртвыми лечь,Не
горько остаться без крова,-И
мы сохраним тебя, русская речь,Великое
русское слово.В
ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним
из главных залогов становления Ахматовой зре-лой,
есть действительно замечательное свойство. Оно основано на исконной
национальной особенности- чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром
и ответственности перед ним: моя судьба- судьба страны, судьба народа- история.
Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Как счастли-вую?
Не кощунственно ли сказать так о женщине, муж которой был расстрелян и чей
подрасстрельный сын переходил из тюрмы в ссылку и обратно, которую гнали и
травили и на чью голову обрушивались бесконечные невзгоды, которая почти всегда
жила в бедности и в бедности умерла, познав, может быть, все лишения, кроме
лишения Родины- изгнания.
И всё же- счастливую. Она была- поэт: “Я не перестовала писать стихи. Для меня
в них- связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я
жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я
счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.