ПОСВЯЩАЮ
всем, кому не хватило
жизниоб этом рассказать.
И да простят они мне,что я не все
вспомнил,не обо всем догадался.
А. И. Солженицын
А. И. Солженицын много испытал на своем жизненном
пути, много пережил и выстрадал. Несмотря на то, что ему, казалось, написано
было на роду превратиться в правоверного марксиста ведь родом он из крестьян,
в церковь не ходил, вступил в комсомол и стал старостой класса Солженицын уже
к началу войны вступил на путь преодоления комсомольской утопии. Этот путь, ведущий
к вратам Истины, был полон терний и преград. В феврале 1945 года осужден по ОСО
к восьми годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953года сослан навечно, в
Казахстан. В 1956 году ссылка с него была снята. После 1965 года Солженицына
уже в СССР не печатали, подвергался резким нападкам властей и газет, в 1974
году, после появления 1-го тома «Архипелага ГУЛАГа», обвинен в измене родине и
выслан за границу. С 1976 года живет в штате Вермонт, США.Обобщающую работу об Архипелаге ГУЛАГе автор задумал и
стал писать весной 1958 года. Объем ее представлялся меньшим, чем сейчас, но
уже был принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии,
судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские
годы. Некоторые главы были тогда же написаны, однако работа прервалась, так
как материала событий, случаев, лиц на основе лишь личного опыта автора и
его друзей явно недоставало.В 1962 году был напечатан «Один день Ивана Денисовича».
Герой рассказа Иван Денисович Шухов необыкновенный человек. Все умеющий,
крепкий правилами и цепкий умом, Шухов выживает в отвратительном лагерном быту
благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. Иван Денисович
крестьянин, его мечта простой и мирный, любимый или крестьянский труд. Если в
лагере в совокупности со всеми тамошними трудностями всех «добивает
работа и одиночество», то Шухову, напротив, удается спастись именно работой,
любой работой, которую Шухов выполняет с достоинством и присущим ему
крестьянским долготерпением. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, в
обществе придурков и шакалов, «шестерок и блатарей», которые исповедуют
лагерный закон «подохни ты сегодня, а я завтра», нелегко сохранить душу и
человеческое тепло. В таких условиях люди теряют всяческое уважение к
окружающим и к себе тоже. Они перестают видеть разницу между добром и злом,
между подлостью и преданностью, и вообще перестают быть людьми. Но у Ивана Денисовича
было свое верное средство вернуть человеческие мысли и доброе расположение духа
работа.А работали зэки на недостроенной ТЭЦ. «Она стоит на
бугре, а за ней зона кончается». Откуда это радостное, упоенное строительство
ТЭЦ? То ли в том, что работа здесь превращается во
внутреннее, хотя бы временное, освобождение «за ней зона кончается…», то ли
в том, что герою рассказа предстоит пережить иллюзию освобождения (зона
кончается за ней!). И когда зэки входили в азарт работы, у Шухова «как вымело
все из головы» так, что он «не о чем не вспоминал, не заботился, а только
думал» как ладно дело закончить. Вдохновенно и отрешенно работает каменщик, и
когда «мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор и на то место бросает и
запоминает, где прошел нижний шов…», кажется, что строит он стену свою, за
которой будет храниться неподвластная лагерю святыня его души. Страна с
тоталитарным режимом все делала посредством революционного насилия, чтобы
поработить свой народ с помощью колючей проволоки. В ход пускались и более
изощренные и надежные методы, например, с помощью группового взаимного
порабощения людей заставляли ненавидеть друг друга, шпионить: «на то придумана
бригада… такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг
друга». Но человеческий дух выстоял и там, за колючей проволокой, несмотря на
все методы и способы, придуманные, чтобы сломить его, искоренить совсем и
превратить человека в бесстрастный и послушный «винтик». Но Иван Денисович
сумел сократить живую свою душу и увидел за бугром свет надежды на воскресение.
Такое чувство остается по прочтении рассказа «Один день Ивана Денисовича».Тяжела и жестока была жизнь советских зэков, но, возвращаясь
к лагерной теме в «Архипелаге ГУЛАГе», А. И. Солженицын не преследует цели
воссоздать быт и порядки сталинских лагерей, его цель подробная картина
механизма самопревращения революционной власти во власть тюремную, внешней
военной победы во внутреннее поражение.После напечатания «Одного дня Ивана Денисовича» автор
был захлестнут письмами бывших заключенных с предложениями встретиться,
рассказать. В течение 1963 и 1964 годов, и через эти письма, и путем многих
встреч, был почерпнут обильный материал 227 свидетелей. Их показания автор располагал
по своему прежнему, теперь расширенному и умноженному плану. Осенью 1964 года
был составлен окончательный план произведения в 7-ми частях и все новые
пополняющие материалы ложились в эту конструкцию. В августе 1973 года при
трагических обстоятельствах неосновной, неокончательный вариант «Архипелага»
попал в руки госбезопасности и это подтолкнуло немедленную публикацию книги
на Западе, а вскоре автор был выслан из СССР.«Свои одиннадцать лет, проведенные там, усвоив не как
позор, не как проклятый сон, но, почти полюбив тот уродливый мир, а теперь еще,
по счастливому обороту, став доверенным многих поздних рассказов и писем,
может быть сумею я донести что-нибудь из косточек и мяса? еще впрочем, живого
мяса, еще впрочем, живого тритона».