Наука, лженаука и религия

Дата: 13.03.2013

		

Наука,
лженаука и религия

Содержание

1. Наука,
гипотезы, аксиомы, вера

2.
Новое знание в науке

3. Наука
и лженаука

4. Религия
и наука

Список использованных
источников

1. Наука,
гипотезы, аксиомы, вера

Наука — сфера
человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая
систематизация объективных (не зависящих от воли и сознания человека) знаний о
действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает
деятельность по получению нового знания и ее результат – сумму знаний, лежащих
в основе научной картины мира.

Непосредственная цель
науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений
действительности на основе открываемых ею законов.

Знание – проверенный
практикой результат познания действительности, первое ее отражение в мышлении
(сознании); воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных
связях действительности.

Знание – продукт
общественной деятельности (практики), направленной на преобразование действительности.

Познание – процесс
движения мысли от незнания к знанию; обусловленный потребностями общества
процесс отражения действительности в мышлении; взаимодействие объекта и
субъекта, итогом которого является новое знание.

Уровни познания:
эмпирический, в том числе,
чувственный, и теоретический.

Формы познания: 1-
получение знания, неотделимого от субъекта (восприятие, представление); 2 –
получение объективного знания, существующего вне субъекта (наука-теория,
воплощенное в продуктах труда знание).

Типы познания: обыденное,
художественное, научное.

Путь познания: «От живого
созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический
путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин). Наблюдение –
гипотеза – теория – проверка теории (практика).

Вернадский В.И.: «Звучит
парадоксом, однако, это так: распространение научного мировоззрения может даже
иногда мешать научной работе и научному творчеству, так как оно неизбежно
закрепляет научные ошибки данного времени, придает временным научным положениям
большую достоверность, чем они в действительности имеют…Такое распространение
временного – и часто ошибочного – научного мировоззрения было одной из причин
не раз наблюдавшихся в истории науки местных или всемирных периодов упадка.
Давая ответы на все запросы, оно гасило стремление к исканию».

Всякая теория начинается
с гипотезы – предположительного суждения об устройстве или методах получения
чего-то, о причинной связи явлений и т.д.

Например, в средние века
широкое распространение получил поиск «философского камня», способного
превращать неблагородные металлы в золото и серебро. Его искали
экспериментально, смешивая и нагревая различные вещества. Эта сфера опытов
получила название «алхимия». Идея оказалась ложной, но пользу науке принесла
несомненную – был накоплен огромный экспериментальный материал по физическим и
химическим превращениям веществ. В итоге возникла наука «химия».

Долгое время в науке
господствовали: геоцентрическая система мира Птолемея, представления о «мировом
эфире» в физике и т.д. Нельзя сказать, что они принесли науке только вред, хотя
и оказались ложными. Но, кстати, идея эфира как передатчика действия сейчас
возрождается некоторыми учеными, хотя и совершенно на качественно новом уровне
(вакуум в современной физике уже не рассматривается как пустое пространство –
пространство, лишенное материи).

Гегель Г.: «Истины
рождаются и умирают. Но рождаются они как ересь..»

Рабиндранат Тагор: «Если
мы закроем дверь перед заблуждением, то как же тогда войдет истина?»

Вернадский В.И. «“научная
вера” является в истории науки могущественным созидательным фактором, теснейшим
образом генетически связанным с научным исканием и научным творчеством, в
общем, от них не отделимым. В обществе без научной веры не может быть научного
творчества и прочной научной работы.

Лекторский В.А., академик
РАН: «Проблема отношения веры к знанию всегда была для философии одной из
центральных, ибо речь идет как о самой возможности постижения реальности, так и
о предельных основаниях человеческой деятельности. Оказывается, что наука
принципиально не может обойтись без веры. Вера играет важную роль в научном
познании. Существенно то, что идеал науки предполагает принципиальную
возможность превращения того, что первоначально принимается всего лишь на веру,
в более или менее обоснованное знание. Наука всегда шла по этому пути. В
религии дело обстоит иначе. Религиозная вера исключает знание».

2. Новое
знание в науке

Новые представления
всегда противоречат старым, в том числе в науке, включая не только
теоретическую, но и экспериментальную науку. Новые идеи и факты, противоречащие
сложившимся ранее представлениям, как правило, длительное время не признаются,
игнорируются и не развиваются.

Резерфорд Э. выделял «три
этапа» в признании научной истины:

1) «это абсурд»!

2) «в этом что-то есть».

3) «это общеизвестно»!

(шутка, в которой
содержится большая доля истины).

Например, работа
английского ученого Уотерстона «О физической среде, состоящей из свободных и
вполне упругих молекул, находящихся в движении» (1845г.), отклоненная
рецензентом королевского научного общества «как бессмысленная, непригодная даже
для того, чтобы зачитать ее на заседании Общества», обнаружена и опубликована
всемирно известным физиком Рэлеем только в 1892 г.

Греческий философ Платон
с такой непримиримостью относился к атомистической теории Демокрита, что
повсюду разыскивал рукописи сочинений этого автора и уничтожал их – до
изобретения книгопечатания такой метод идейной борьбы был весьма эффективен». Специальная
теория относительности противоречила всем представлениям, которые
вырабатывались в науке на протяжении последних трех веков. Устройство
физического мира, описываемого этой теорий, было очень непривычно. Геометрию
Лобачевского не понимали и даже осуждали лучшие математики того времени, а
коллеги давали насмешливые и порой оскорбительные отзывы о его работе. При
избрании Эйнштейна в Прусскую академию наук о его гипотезе световых квантов
говорилось как о чем-то, «что не следует слишком ставить ему в упрек». В их
реальность основоположник квантовой механики Планк не верил в течение многих
лет.

Колебательные химические
реакции не признавались научной общественностью и Учеными советами в течение
полутора веков, хотя первые публикации по химическим колебаниям относятся к 1828 г. В 1855 г. вышла книга Рунге, где были собраны примеры химических колебаний, в 1913 г. – Кремана «Периодические явления в химии», в 1938 г. – книга Шемякина и Михалева
«Физико-химические периодические процессы (библиография – 978 названий).
Отдельные статьи по химическим колебаниям публиковались в журналах «Успехи химии»,
«Доклады АН СССР» и др. Тем не менее, когда в 1947 г. в институт химической физики АН СССР Шальниковым была представлена к защите диссертация «К
теории периодического протекания гомогенных химических реакций», обсуждение
было таким, что шансов на ее защиту в этом институте не осталось никаких.. В 1958 г. все попытки Белоусова опубликовать в химических журналах описание знаменитой сегодня во всем
мире колебательной реакции, носящей имя «реакции Белоусова-Жаботинского»
(впоследствии была присуждена Ленинская премия в области науки) оказались
безрезультатными (рецензенты давали категорически отрицательные отзывы).

Лето 1913 г.: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор (речь идет о модели атома Бора),
верен, то вообще брошу карьеру физика» (Штерн О., физик)

Август 1913 г.: «Работа Бора приводит меня в отчаяние: если формулу Бальмера можно получить таким путем, то
я должен выбросить всю физику на свалку и сам отправиться туда же» (Эренфест
П., физик).

Августовская (1948 г.) сессия ВАСХНИЛ в СССР определила статус генетики как лженауки.

Герцен А.: «Не истины
науки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственного
хлама, от всего осевшего ила, от принимаемого неестественного за естественное,
непонятное за понятное».

Кун С. (историк науки):
“… ни одна научная парадигма не может получить всеобщего одобрения массами,
до тех пор пока не вымрут влиятельные знатоки старой парадигмы”.

Чижевский А.Л.
(гелиобиолог): «Истинное несчастье настоящих ученых, больших и малых,
заключалось и заключается в отсутствии элементарной порядочности у некоторых
представителей научного мира, с которыми приходится сталкиваться в деловой
обстановке и от которых зависит судьба научного открытия или изобретения. Это
несчастье легко обнаруживается в истории любого научного открытия или крупного
изобретения, и пока нет оснований предполагать, что наша эпоха внесла коренное
улучшение в это дело. И в наши дни явления непорядочности злостно доминируют в
научной среде, глушат научную мысль, пресекают научную инициативу. Только
единичные люди прорываются через этот страшный барьер, и то после борьбы,
иногда многолетней борьбы, с невеждами, обскурантами, ретроградами, которые
были так или иначе, по недомыслию или легкомыслию, сопричастны к лику ученых и
заняли, к несчастью, высокие ступени иерархической лестницы». Еще сложнее
пробиться новым идеям в социально-экономических науках, так как здесь явно
затрагиваются экономические интересы людей, «фурии частного интереса», как
говорил К. Маркс.

В.И. Ленин: «Ожидать
беспристрастной науки в обществе наемного рабства – такая же глупенькая
наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует
ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала». Маркс К.: «…Лишь
рабочий класс может превратить науку из орудия классового господства в народную
силу, превратив самих ученых из пособников классовых предрассудков, из
честолюбивых государственных паразитов и союзников капитала в свободных тружеников
мысли! Наука может выполнить свою истинную роль только в республике Труда».

3. Наука и
лженаука

«Масштабы нынешнего
подъема псевдонаучной деятельности впечатляют. Впечатляют настолько, что теперь
стало как-то даже неловко употреблять само слово «псевдонаука». Предпочтительны
более уважительные формы обозначения – девиантное знание, альтернативная наука,
нетрадиционная наука и т.д.

В 1999 г. решением Президиума РАН была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных
исследований. Не все с этим согласны. Так, академик РАН М.М. Лаврентьев
считает, сто «Факт существования такой инстанции, как Комиссия по борьбе с
лженаукой, позорит Российскую академию наук. Задача этой комиссии – перекрыть
доступ в науку каких бы то ни было новых идей».

Каковы причины расцвета
лженауки?

Капица С.П., профессор:
«Почему сегодня произошел такой невероятный расцвет этой антиинтеллектуальной
деятельности не только в нашей стране, но и во всем мире? Мне кажется, что
причина бурного расцвета антинауки заключается в глубоком распаде общественного
сознания, если называть вещи своими именами. Распад виден во многих сферах.
Очень опасен кризис образования. Вакуум общественного сознания, существующий в
нашей стране (да и во всем мире), очень глубок. Он, кстати, поддерживается
философией постмодернизма. Постмодернисты занимают руководящие кафедры во
многих университетах западного мира и оказывают очень большое влияние на
общественное сознание. Думаю, что если когда-нибудь будет суд над нашей эпохой,
то СМИ будут отнесены к преступным организациям, ибо то, что они делают с
общественным сознанием и в нашей стране и во многих других странах, иначе
квалифицировать нельзя.».

«В обществе существуют
влиятельные силы, заинтересованные в снижении роли науки. Людей отучают мыслить
критически, но приучают верить. Чтобы там ни говорили апологеты реформ, но уровень
образования в России стремятся понизить. Кому же нужно загонять страну в
средневековье? Людьми, не способными критически мыслить, не знакомыми с
логикой, легко манипулировать. Сегодня лженаука проникла во многие органы
государственной власти – в Минобороны, МЧС, МВД, в государственную думу. С.
Шойгу заявил, что МЧС в своей работе использует советы астрологов. Несколько
лет назад при МЧС была организована лаборатория экстрасенсов. Лженаука
превратилась в хорошо организованную силу».

4. Религия
и наука

Религии возникли в
первобытном обществе. Причина их возникновения – бессилие первобытного человека
перед силами природы, а после возникновения классового общества
(рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ) – бессилие перед
господствующим в обществе классом крупных частных собственников. В настоящее
время наибольшее распространение в мире получили такие религии как
христианство, буддизм, ислам (мировые религии). Религия – одна из форм
общественного сознания, отражения действительности в фантастических образах,
представлениях и понятиях.

В настоящее время религия
представляет собой сложное социальное образование, включающее религиозное
сознание, религиозный культ и религиозные организации. Главный признак религии – вера в реальность сверхъестественного.

Маркс К.: «Всякая религия
является ни чем иным как фантастическим отражением в головах людей тех внешних
сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором
земные силы принимают форму неземных».

Маркс К.: «Религия – это
вздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она –
дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа».

Ленин В.И.: «Идея бога
всегда усыпляла и притупляла “социальные чувства”, будучи всегда идеей рабства
…Никогда идея бога не “связывала личность с обществом”, а всегда связывала
классы верой в божественность угнетателей». Царь – «помазанник божий».

Еще Радищев в книге
«Путешествие из Петербурга в Москву» писал, что государственный деспотизм и
церковная организация служат одной цели: они «союзно» гнетут общество
(деспотизм подчиняет себе волю людей, церковь сковывает их рассудок).

Ленин В.И.: «Когда
общество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством и
властью, а масса постоянно терпит “лишения» и несет “тяжелые обязанности”, то
вполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей “безропотно” переносить
земной ад ради небесного, будто бы, рая».

Ленин В.И.: «Социальная
придавленность трудящихся масс, полная их беспомощность перед слепыми силами
капитализма вот в чем современный корень религии. “Страх создал богов”. Страх
перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена
массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика
грозит принести ему и приносит “внезапное”, “неожиданное” “случайное”
разорение, гибель, превращение в нищего в паупера, в проститутку, голодную
смерть, — вот тот корень современной религии …».

Принципиальным является
вопрос об отношении государства к церкви.

Конституция СССР, статья
53, глава 7: «Церковь в СССР отделена от государства и школа – от церкви».

Конституция БССР, статья
50, глава 6: «Церковь в Белорусской ССР отделена от государства и школа – от
церкви».

Конституция Российской
Федерации — России, статья 44, глава 5 «Права и свободы человека и гражданина»:
«Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства,
государственная система образования носит светский характер».

Конституция Республики
Беларусь (принята на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 15.03.
1994 года) статья 16: «Все религии и вероисповедания равны перед законом.
Отношения государства и конфессий регулируются законом».

Конституция Республики
Беларусь (принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года) статья
16: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства
и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на
формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского
народа».

Очевидно, что в сравнении
с Конституциями СССР и БССР, а также Конституцией России в Конституции
Республики Беларусь (в особенности Конституции, принятой на референдуме, сделан
шаг назад от светского государства по отношению к религии.

Несмотря на то, что в
России церковь отделена от государства это «с осени 2002 г. Министерство образования пытается внедрить в школы учебник «Основы православной культуры».
Для вузов предложен государственный стандарт по специальности “теология”. Уже
стало фактом введение в четырех областях страны во всех без исключения школах
(а в 11 областях и краях – частично) преподавания основ православной культуры.

В стране как формально
светском государстве все сильнее становятся тенденции воспитания детей в
религиозном духе. Освящают заводы, новые здания, подводные лодки, крейсеры и
баллистические ракеты.

Письмо-протест 10
академиков осенью 2007 г. Президенту вызвало волну возмущения религиозных фанатиков
и некоторых деятелей церкви. В письме содержится тревога, предупреждение о
возможных негативных последствиях замены научного мировоззрения религиозным…»

Канонизация российской
православной церковью в 1988 г. Тихона, призывавшего к открытой борьбе с
Советской властью в январе 1918 г., была знаковым событием, указавшим на смену
эпох.

Клерикаризация
российского государства идет. Этому способствовали действия Ельцина и его
окружения, которые для утверждения своего авторитета стали появляться в церкви
со свечами в руках, которые они держали, по едкому замечанию одного журналиста,
как «стаканы с водкой».

Социальная база этого
явления – напуганное настоящим и будущим население. Фонд “Общественное мнение”
выявил (данные лета 2007 г.), что четверти опрошенных россиян не хватает денег
на хлеб (10% – часто, 16 – иногда), а половина считает, что цена на этот самый
необходимый продукт высока. По Данным ВЦИОМ 60% россиян считают, что сокращение
бедности – недостижимая задача.

В учебных заведениях не
место религии. Это подчеркивает резолюция, принятая 4 октября 2007 г. Парламентской ассамблеей Совета Европы, рекомендующая правительствам стран-членов НС не
допускать преподавания креационизма – направления в биологии, считающего, что
возникновение мира, Земли, жизни, человека есть результат «божественного
творения».

Неблаговидную роль в этом
деле играет, к сожалению, интеллигенция, в том числе ученые и деятели
искусства. Например, почетным профессором Российской академии наук был избран
Алексий II (Алексей Михайлович Редигер), патриарх Московский и Всея Руси.

В пропаганду религии
включились деятели искусства. Например, Родион Щедрин (выдающийся современный
композитор): «По-моему, стране нашей – а значит, и нам вместе с ней –
предназначена трагическая судьба … И я верю, что судьбу предопределяют высшие
силы. За что-то, видимо, они нашу нацию покарали, и всем следующим поколениям
приходится расплачиваться, неся этот грех на себе… И лучше об этом не думать, а
жить тем, что дает сегодняшний день».

К сожалению, в
Конституции Республики Беларусь отсутствует статья об отделении церкви от
государства и школы от церкви. В ней лишь говорится: «Идеология политических
партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не
может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».

Конечно, человек не может
жить без идеологии, без мировоззрения. Если отсутствует прогрессивная
идеология, человек может превратиться в хищное животное. В условиях, когда
ученые оказались неспособными разработать научно обоснованную прогрессивную
идеологию, в условиях идеологического вакуума религия играет определенную
сдерживающую роль (боязнью «божьего» наказания).

Лукашенко А.Г.: «Мы
всегда опирались на идеи церкви, выработанные тысячелетиями. По сути, выбрали
ее главным идеологом белорусской государственности. И мы в этом не ошиблись.

Вследствие этого
неотложная задача ученых – разработка научно обоснованной прогрессивной
идеологии развития общества.

Следует различать
понятия: богословие и теология.

Митрополит Московский и
Коломенский Макарий: «Богословие – не учение о Боге и, тем более, не наука о
Боге, а изложение слова Божьего, полное и систематическое изложение
христианских догматов, то есть тех истин, которые открыты Богом человеку в
целях его спасения. Православное догматическое богословие с величайшей точностью
излагает лишь те догматы, которые содержатся в Откровении. Единственное, что
она может себе позволить, — их разъяснить. Церковь Христова зиждется на
догматах, то есть данных Богом истинах, а потому непререкаемых и неизменных:
«ни умножать, ни сокращать их в числе, ни изменять и превращать каким бы то ни
было образом никто не имеет прав: сколько их открыто Богом в начале, столько и
должно оставаться их на все времена пока существует христианство».

Теология [гр. theologia:
theos — бог + logos — дух, мысль, слово, закон, учение] – систематизированное
изложение вероучения о боге, обосновывающее его истинность и необходимость для
человека. Включает догматику, экзегетику, апологетику, гомилетику и т.д.

Теократия [theos – бог +
kratos — власть] – форма правления, при которой политическая власть принадлежит
духовенству, церкви.

Акулов В.Л.: «Существует
ли линия размежевания науки и религии? Наука и религия качественно различаются
прежде всего своим объектом. Объектом (предметом) науки является мир, в котором
живет человек и частью которого он является. Этот мир наука берет как
эмпирический факт. В отличие от науки, объектом (предметом) религии является
Бог. Мир, в котором живет человек, и сам человек как часть этого мира с позиций
религиозного мировоззрения суть творения Бога. Наука исходит из той
предпосылки, что материальный мир подчинен объективным, то есть имманентно ему
присущим, законам, отменить и заменить которые никому не дано. Религия не
отрицает закономерности материального мира. Религия ставит эту закономерность в
зависимость от Божьего Промысла. А это значит, что она, эта закономерность, по
Божьему же Промыслу может быть и нарушена. Если наука принимает как данность
безграничные возможности человеческого разума, то религия, напротив, как
данность принимает то, что Боги и Промысел Божий недоступны человеческому
разумению».

Надо ли, и если надо, то как бороться с
религией?

Религии, несмотря на
успехи науки, до сих пор играют существенную роль в общественном сознании. Если
исходить из числа приверженцев, то следует признать, что господствующими
сегодня в мире идеологиями являются религиозными идеологии.

На рубеже XX-XXI веков
после «революций сверху» в Советском Союзе, а также в европейских
«социалистических» странах, ликвидации «коммунистической» идеологии
идеологический вакуум в этих странах заполнили религии. Произошло мощное
возрождение христианства, а также ислама. Во множестве появились другие религиозные
организации.

 “Мы знаем, что насильственные
меры против религии бессмысленны …” [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 45, с.
474].

«Религии создаются
людьми, которые сами ощущают потребность в ней и понимают религиозные
потребности масс …» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 19, с. 312].

«..единственная услуга,
которую в наше время еще можно оказать богу, – это провозгласить атеизм
принудительным символом веры…» [Маркс К., Энгельс Ф, Соч. т.18, с. 514].

«Атеизм, как голое
отрицание религии сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому сам
является религией» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 36, с. 161].

«С религией нельзя
покончить только с помощью насмешек и нападок. Она должна быть преодолена
научно, то есть объяснена исторически» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 18, с.
578].

Массовое увлечение
религией в бывших «социалистических» странах подтвердило правоту классиков
марксизма-ленинизма относительно причин возникновения и популярности религий.

Во-первых, человек не
может существовать «только сегодняшним днем», то есть без мировоззрения.
Во-вторых, затеянные в этих странах реформы привели вместо обещанного повышения
благосостояния народа к глубокому системному социально-экономическому кризису,
отбросившему народы на десятки лет назад. Результатом реформ стало расслоение
народа на сверхбогатое меньшинство и нищее большинство. Реформаторы не смогли
предложить новую систему ценностей, которая бы объединяла народ. Эти события со
всей очевидностью показали правоту марксизма-ленинизма, что преодоление религии
возможно только революционным переустройством общества, результатом которого
является построение справедливого общественного строя.

Список
использованных источников

1. Вернадский В.И. История науки. В
кн.: Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. С.
397-468.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.:
Политиздат, 1975.

3. Акулов В.Л. Наука и религия //
Новая экономика, 2007, № 7-8, с. 80-91.

4. Конституция Республики Беларусь
1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканском
референдуме 24 ноября 1996 года, 2-е изд. Минск: Полымя, 2002. – 95 с.;

5. Кругляков Э.П. Чем угрожает
обществу лженаука? // Вестник РАН, 2004, т. 74, № 1. с. 8-16.

6. Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня
// Вестник РАН, 2005, т. 75, № 2, с. 117-125

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий