Новый роман

Дата: 12.03.2014

		

Вадим Руднев

Новый
роман (или «антироман») — понятие, обозначающее художественную
практику французских писателей поставангардистов 1950 — 1970-х гг.

Лидер
направления — французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе. Основные
представители Н. р. — Натали Саррот, Мишель Бютор, Клод Симон.

Писатели
Н. р. провозгласили технику повествования традиционного модернизма исчерпанной
(см. принципы прозы ХХ в.) и предприняли попытку выработать новые приемы повествования,
лишенного сюжета и героев в традиционном смысле. Писатели Н. р. исходили из
представления об устарелости самого понятия личности как оно истолковывалось в
прежней культуре — личности с ее переживаниями и трагизмом.

Основой
художественной идеологии Н. р. стали «вещизм» и антитрагедийность.

На
художественную практику Н. р. оказала философия французского
постструктурализма, прежде всего Мишель Фуко и Ролан Барт, провозгласившие
«смерть автора». В определенном смысле Н. р. наследовал европейскому
сюрреализму с его техникой автоматизма, соединением несоединимого и важностью
психоаналитических установок (см. психоанализ). Проза Н. р. культивирует
бессознательное и, соответственно, доводит стиль потока сознания до предельного
выражения.

Вот
что пишет о прозе Роб-Грийе французский писатель и философ Морис Бланшо:

«Мастерство
Роб-Грийе достойно восхищения, как и осмысленность, с которой он исследует
неизвестное. То же относится к экспериментальной стороне его книг. Но столь
привлекательным делает эти книги прежде всего пронизывающая их прозрачность;
последняя наделена отстраненностью невидимого света, падающего из некоторых
наших великих снов. Не следует удивляться сходству между
«объективным» пространством, которого не без риска и перипетий стремится
достичь Роб-Грийе, и нашим внутренним ночным пространством. Мучительность снов
(см. также сновидение, измененные состояния сознания. — В. Р.), присущая им
способность откровения и очарования заключены в том, что они переносят нас за
пределы нас самих, туда, где то, что внешне нам, растекается по чистой
поверхности при обманчивом свете вечно внешнего».

А
вот что пишет о творчестве Роб-Грийе Ролан Барт:

«В
творчестве Роб-Грийе, по меньшей мере в виде тенденции, одновременно
наличествуют: отказ от истории, от фабулы, от психологических мотиваций и от
наделенности предметов значением. Отсюда особую важность приобретают в
произведениях этого писателя оптические описания: если Роб-Грийе описывает
предмет квазигеометрическим способом, то делается это для того, чтобы освободить
его от человеческого значения, излечить его от метафоры и антропоморфизма. (…)
Поэтика взгляда у Роб-Грийе по сути представляет собой очистительное поведение,
мучительный разрыв солидарности между человеком и вещами. Стало быть, этот
взгляд не дает никакой пищи мысли: он не возвращает ничего человеческого; ни
одиночества, ни метафизики. Самой чужой, самой антипатичной искусству Роб-Грийе
является, конечно, идея трагедии. (…) По моему мнению, именно радикальный
отказ от трагедии придает эксперименту Роб-Грийе особую ценность».

Приведем
фрагмент одного из романов Роб-Грийе «Проект революции в Нью- Йорке»:

«Первая
сцена разыгрывается стремительно. Сразу видно, что ее повторяли несколько раз:
каждый участник знает свою роль наизусть. Слова и жесты следуют друг за другом
со слаженностью шестеренок в хорошо смазанном механизме. (…) В этой
запутанной сети линий я уже давно обнаружил очертания человеческого тела: на
левом боку, лицом ко мне лежит молодая женщина, по всей видимости обнаженная,
ибо можно отчетливо видеть соски на груди и треугольник курчавых волос в паху;
ноги у нее согнуты, особенно левая, с выставленным вперед коленом, которое
почти касается пола; правая же положена сверху, щиколотки тесно соприкасаются
и, судя по всему, связаны, равно как и запястья, заведенные, по обыкновению, за
спину; ибо рук словно бы нет: левая исчезает за плечом, а правая кажется
отрубленной по локоть».

С
той же невозмутимостью далее описываются чудовищные пытки, которые
проделываются над девушкой, потом эта же сцена повторяется, варьируясь, много
раз, так что уже непонятно, та же это девушка или другая и кто ее мучители. Все
это позволяет говорить о серийности (см. серийное мышление) повествовательных
элементов у Роб-Грийе.

Вот
что об этом пишет русский философ Михаил Рыклин:

«В
рамках каждой из серий Роб-Грийе упорно повторяет одно и то же, но с
минимальными вариациями, так что постепенно стирается разница между
тождественным, равным, различным, отличным и противоположным. (…) В
результате мы так и не знаем, сколько рассказчиков в «Проекте революции в
Нью-Йорке». (…)

Роб-Грийе
сам сформулировал основные правила своего метода так: хороший герой — тот, у
которого есть двойник; хороший сюжет — максимально двусмысленный; в книге тем
больше истинности, чем больше в ней противоречий».

Н.
р. — последняя предпостмодернистская попытка жестко организованной технически
прозы, и хотя бы этим он родственен традиционному модернизму. Постмодернизм
отказался и от технической сложности.

Список литературы

Бланшо
М. Роман о прозрачности // Роб-Грийе А. Проект революции в Нью-Йорке. — М.,
1996.

Барт
Р. Школы Роб-Грийе не существует // Там же.

Рыклин
М. Революция на обоях // Там же.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий