Экономические проблемы современного российского предпринимательства

Дата: 15.05.2014

		

План

Введение

Глава 1. Определение сущности понятия предпринимательство

Глава 2. Экономические проблемы современного российского
предпринимательства

Заключение

Список литературы


Введение

В условиях становления рыночной экономики в России роль предпринимателей
как субъектов процесса динамического обновления экономического и социального
реструктурирования общества значительно усиливается. Интерес к современным
российским предпринимателям определяется, прежде всего, особой важностью их
функций в обществе. Однако, предпринимательство в нашей стране все еще
относится к мало изученным проблемам. Многое здесь остается еще не до конца
ясным, сформулированным.

Важность и актуальность разработки этой темы связаны и с
национально-историческими особенностями обстановки, в которой сейчас происходит
становление предпринимательства. В обществе на протяжении многих лет само
понятие «предпринимательство» носило негативный характер. Поэтому
обществу придется приложить немалые усилия, чтобы, с одной стороны, раскрывать
его позитивную роль в обеспечении благосостояния и прогрессивного развития
общества, а с другой — помочь посредством научных рекомендаций способствовать
искоренению различных негативных проявлений предпринимательской деятельности,
из-за которых она отклоняется от своего социального предназначения,
необходимого и полезного для общества, человека.

Специфика развития отечественного предпринимательства
вызвана следующими причинами:

исторически быстрым и спонтанным ходом
социально-экономических преобразований, определившим необходимость ускоренного
формирования новых экономических отношений при незавершенности реорганизации их
базисной основы

неспособностью государства к выполнению управляющей роли в
процессах политического, административного и правового регулирования развитием
предпринимательской деятельности; отсутствием социальной подготовленности
широкого слоя людей, способной обеспечить их эффективную рыночную
переориентацию,

формирование качественно новых моделей трудового поведения;
— устойчивость стереотипов экономического поведения, сформированных в условиях
всеобщего огосударствления собственности и административного централизма.


Глава 1. Определение
сущности понятия предпринимательство

Строго говоря, термин предприниматель или, тем более,
предприятие «без образования юридического лица» в каком-то смысле — юридический
нонсенс, т.к. в классических нормах и категориях права предприятие это и есть
юридическое лицо, тогда как физические лица (в экономических терминах — домохозяйства)
реализуют в обществе не предпринимательские, а потребительские функции. Если
физическое лицо помимо потребительских функций выполняет предпринимательские (поставляет
товары или услуги на рынок), то это — уже предприятие (предпринимательство),
сколько бы работников и какое количество часов там не трудилось (хотя и сам
один хозяин три часа в неделю).

Однако в известном смысле, эти малые формы хозяйствования,
лишенные нормального и традиционного для мировой практики юридического статуса,
труднее реализуются как объекты целенаправленной политики налогового
регулирования и стимулирования в позитивном смысле.

В имеющихся многочисленных научных и экспертно-аналитических
разработках решение задач выхода российского малого бизнеса на качественно
новый виток или этап развития обосновано адресуется государству и его
специализированным органам. Разумеется, в отдельных случаях без таковой
поддержки, особенно, в качестве мощного «стартового» механизма для
малого бизнеса, не обойтись. Однако превращение факторов поддержки (а проще
говоря, постоянной бюджетной подпитки) в необходимое и бесконечное условие
выживаемости российского малого бизнеса в целом было бы крайне деконструктивно.
Действительно, проведение государственной политики в области развития и
поддержки малого предпринимательства продолжает сталкиваться со многими
нерешенными проблемами, что снижает действенность осуществляемых мер и
результативность привлекаемых для этого финансовых и иных ресурсов, в том
числе, и в контексте стимулирования инвестиционной активности малого бизнеса. Недостаточно
понимание того, что стабильное развитие малого предпринимательства, тем более,
в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской
экономики и ее основы в виде крупных и крупнейших предприятий, которые, в свою
очередь, должны получить реальные стимулы и финансовые ресурсы для активного
кооперационного и иного взаимодействия с малым бизнесом. [1]

Глава 2. Экономические проблемы современного
российского предпринимательства

На нынешнем этапе подъема российской экономики роль предпринимательства
не только не ослабевает, а напротив, существенно усиливается. В рамках
нынешнего этапа реформ развитие предпринимательства по-прежнему выступает одной
из главных компонентов общей экономической либерализации и, в частности,
формирует собой важнейшее связующее звено между процессами формального
разгосударствления и все еще актуальной реальной рыночной адаптации российской
экономики. Сказанное включает в себя такие проблемы, как расширения «поля»
предпринимательских и инвестиционных инициатив, преодоление деформации
процессов концентрации и централизации капитала, реструктуризацию и рыночную
адаптацию крупных предприятий, активизация инновационных процессов в экономике.
Другими словами, сохраняет свою актуальность задача формирования в российской
экономике мощной многопрофильной (многоотраслевой) прослойки частного малого и
среднего бизнеса, в том числе, и интегрированного с крупными предприятиями в
единые инновационные и производственно-технологические «цепочки». [2]

Пока же можно констатировать, что макроэкономические позиции
российского малого бизнеса все еще весьма слабы и, значит, потенциально имеют
большой резерв для увеличения. Так, доля малых предприятий в ВВП России
невелика (порядка 10-12%) и долгое время остается без существенных изменений,
причем, что немаловажно, — существенно ниже аналогичного показателя для стран с
развитой системой рыночного хозяйствования и даже заметно ниже этих показателей
для близких к нынешним российским условиям и трендам развития европейских стран
с экономикой переходного типа.

Предпринимательство России, которому, как мы полагаем,
предстоит мощный «рывок» вперед в ближайшей перспективе, будет
формировать собой наиболее важную сферу количественного «приращения» сферы
рыночных отношений в российской экономике. Именно предпринимательство будет в
этой перспективе качественно формировать собой наиболее важный «рычаг»
позитивного воздействия экономического подъема на тенденции социального
развития, прежде всего, на ситуацию в области занятости, доходов, экономической
дифференциации населения, сужения межрегиональной экономической дифференциации,
миграционные процессы и пр.

Вместе с тем, названные выше позитивные предпосылки или
потенции в развитии российского предпринимательства в настоящее время
реализуются в далеко неполной мере. Наоборот, развитие предпринимательских
структур постоянно сталкивается с многочисленными сложностями и препятствиями
как экономического, так и внеэкономического характера. Те или иные меры
поддержки форм хозяйствования на федеральном и региональном уровне часто
“балансируются” сохраняющимися бюрократическими ограничениями, попытками
административно определить «как» и «куда» развиваться
российскому малому бизнесу. То же касается периодических мер, связанных с
“завинчиванием” налогового пресса, бессмысленными барьерами на пути
хозяйственных взаимодействий и кооперационных связей малых предприятий, а равно
и иных форм их взаимовыгодной партнерской интеграции с крупными
предприятиями-лидерами российской экономики и пр. [3]

Серьезную озабоченность вызывает и то, что фактическая
стабилизация, а часто даже и формальное сокращение числа малых предприятий в
российской экономике не сопровождается ожидаемыми сдвигами в его отраслевой
структуре. Малыми предприятиями плохо востребуются отечественные разработки и
инновации, причем чаще всего потому, что представители предпринимательства не
имеют достаточных средств и опыта для доведения данных разработок до уровня
конкурентоспособных инвестиционных проектов и, тем более, — на их практическую
реализацию. Наконец, существенной проблемой развития национальной среды
предпринимательства выступает высокая степень дифференциации фактической ситуации
с бизнесом в различных регионах России. Среди последних есть и регионы — лидеры,
и регионы-аутсайдеры, которым еще крайне далеко до достижения хотя бы
среднероссийского уровня и где предпринимаемые с этой целью меры носят
откровенно разрозненный, экономически и организационно слабообеспеченный
характер. [4]

Одним из следствий этих негативных воздействий стал процесс
«деформации» единой, экономически и юридически обоснованной модели
структуризации субъектов. Российское предпринимательство явно выросло за рамки
одной единственной обобщающей формы «субъект малого предпринимательства»
и требует более гибких подходов к определению его качественных составляющих. Если
этого не делается официально, процесс структуризации принимает стихийные, чаще
всего, малоконструктивные формы.


Заключение

Сказанное говорит о необходимости переориентации
государственной политики в области поддержки предпринимательства на цели
радикального изменения общеэкономической и институционально-правовой среды его
развития, стимулирование многообразия форм хозяйствования сообразно их целям и
задачам в различных отраслях экономики, усиления позиций предпринимательства в
общем процессе становления российского рынка, предпринимательства и частного
капитала. При этом важно и то, что ориентированная на эти цели политика должна
отражать в себе не только новые экономические и социальные реалии в стране,
сложившиеся в результате прохождения низшей, наиболее болезненной точки
экономического кризиса, но и качественно новую степень зрелости самих
российских малых предприятий.


Список литературы

1. 
Бухвальд Е.М. Формирование новой системы субъектов малого
предпринимательства //. Предпринимательство, рынок и экономический рост. — М.: Институт
экономики РАН, 2006. — С.30 — 50.

2. 
Виленский А.В. Стратегия формирования благоприятной предпринимательской
среды // Предпринимательство, рынок и экономический рост. — М.: Институт
экономики РАН, 2006. — С.7 — 29

3. 
Рунов А.В. Развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства
в России // Предпринимательство, рынок и экономический рост. — М.: Институт
экономики РАН, 2006. — С.51 — 69.


[1]
Бухвальд Е.М. Формирование новой системы субъектов малого предпринимательства//
.. Предпринимательство, рынок и экономический рост. — М.: Институт экономики
РАН, 2006. – С. 30

[2] Бухвальд Е.М. Формирование новой системы субъектов малого
предпринимательства// .. Предпринимательство, рынок и экономический рост. — М.:
Институт экономики РАН, 2006. – С. 30

[3] Виленский А.В. Стратегия формирования  благоприятной
предпринимательской среды // Предпринимательство, рынок и экономический рост. —
М.: Институт экономики РАН, 2006. – С. 7

[4] Рунов А.В. Развитие системы финансовой поддержки малого
предпринимательства в России// Предпринимательство, рынок и экономический рост.
— М.: Институт экономики РАН, 2006. – С. 51

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий