Руководство и лидерство в организации

Дата: 12.03.2014

		

ВОЛГОГРАДСКАЯ
АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА
АДМИНИСТРАТИВНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА

КУРСОВАЯ
РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
“ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ”
ПО ТЕМЕ: “РУКОВОДСТВО
И ЛИДЕРСТВО
В ОРГАНИЗАЦИИ”

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА
ГРУППЫ УЗ — 404

ЗОЛОТОВЕРХОВА
Н.Б.

ПРОВЕРИЛ:

КАНДИДАТ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
НАУК

ОГАРКОВ
А.А.

Г.ВОЛГОГРАД,
1998

ПЛАН
КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

ВВЕДЕНИЕ

1. ТИПОЛОГИЯ
ЛИДЕРСТВА

2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ЛИДЕРСТВО

3. РУКОВОДСТВО
И ЛИДЕРСТВО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение

Интерес
к лидерству
возник еще в
глубокой древности.
Феномен лидерства
на протяжении
веков волновал
сознание многих
исследователей.
В начале двадцатого
столетия началось
изучение управления.
Руководство
и лидерство
стали объектом
исследования.
В 30 — 50 годах был
предпринят
ряд крупномасштабных
исследований
на системной
основе.

Начиная
с 70- х годов интерес
к изучению
лидерства начал
расти еще больше,
о чем свидетельствует
появление работ
Дж. Мак — Грегора
Бернса, Р.Такера,
Б.Келлермана,
Дж. Пейджа.

До
недавнего
времени в нашей
стране не было
условий для
формирования
лидеров и спроса
на них, а следовательно,
не было исследования
проблем, связанных
с лидерством.
В связи с этим
большинство
работ в области
исследования
лидерства
принадлежит
западным ученым.

Однако
в настоящее
время появляются
труды российских
ученых, затрагивающие
проблемы лидерства.
( Например, книга
Р.Л.Кричевского
“Если вы — руководитель”
об элементах
психологии
менеджмента
в повседневной
работе руководителя
и лидера в
организации,
а по технологии
лидерства —
коллективная
работа авторов
московского
центра политических
исследований
“Никколо М “
“Имидж лидера”.)

Актуальность
проблематики
обусловлена
следующими
факторами:

— наличием
довольно скупых
исследований
в некоторых
сферах лидерства;

— низким
уровнем профессионализма
некоторых
современных
руководителей,
что влечет за
собой неэффективность
деятельность
организации.

Изучение
проблемы лидерства
необходимо
для выработки
методов эффективного
руководства,
отбора и формирования
лидеров.

Руководитель
должен уметь
ставить задачи,
определять
средства достижения
цели и методы
контроля. Успешное
руководство
в значительной
мере зависит
от умения
руководителя
управлять
мнением коллектива.

Из
вышесказанного
ясно, что проблемы
руководства
и лидерства
в организации
на данный момент
стоят довольно
остро, и поэтому
большое значение
имеет изучение
феноменов
руководства
и лидерства.

1.
Типология
лидерства.

Лидерство
можно назвать
одним из уникальных
феноменов
политической
и общественной
жизни, связанным
с осуществлением
властных функций.
Оно является
неизбежным
в любом цивилизованном
обществе и
пронизывает
все сферы
жизнедеятельности.

Концепции
лидерства могут
быть разделены
в зависимости
от их теоретических
оснований на
три группы :1

1. Исходящие
из того, что
лидерство —
универсальный
феномен человеческой
деятельности,
что и закономерности
его функционирования
едины во всех
сферах общества.

2.
Отождествляющие
лидерство с
руководством
и управлением,
при этом формальное
обладание
властью рассматривается
как необходимое
и достаточное
условие лидерства;
деятельность
лидера предстает
как необходимое
и достаточное
условие лидерства,
как административная
специфика
явления сводится
преимущественно
к правовым
регулятивам
поведения
должностного
лица. Лидерство
как социальный
институт
отождествляется
с органами
государственной
власти.

3.
Рассматривающие
лидерство как
специфическое
явление общественной
жизни, не сводимое
к психологическим,
экономическим
или правовым
принципам.
Лидерство
осуществляется
через функционирование
конкретного
механизма —
одного из необходимых
политических
институтов.

Древние
представления
о лидерстве
включали в себя
качества таких
лиц, как жрецы,
короли, королевы,
духовные лица
и политики.

В
античности
лидерство
носило личностный
характер, представляя
собой влияние,
основанное
на авторитете
конкретного
индивида, его
достоинствах.
Взаимоотношения
лидера и его
сторонников
были близки
к отношениям
“учитель — ученик”,
поскольку
политическая
жизнь связывалась
с решением
мировоззренческих
вопросов.

В
средневековой
Европе влияние
лидера основывалось
не столько на
личных достоинствах,
сколько на
способности
к руководству
конкретной
общностью. От
лидера требовалось
в основном
умение сплотить
группу для
достижения
поставленных
целей, умение
сформировать
групповой
интерес.

В
современном
обществе лидерство
( в особенности
политическое)
представляет
собой способ
построения
власти , основанный
на интеграции
различных
социальных
слоев (групп)
посредством
специфических
механизмов
вокруг выдвигаемой
лидером программы
решения различных
проблем и задач
общественного
развития.

Лидерство
по своей природе
способно сплотить
людей в совместных
усилиях, причем
осуществлять
эту задачу в
течение длительного
времени, постепенно
решая задачи,
подчиненные
общей цели.

Существуют
различные
классификации
феномена лидерства.

В
соответствии
с учением М.Вебера
о способах
легитимации
власти лидеров
подразделяют
на :

-традиционных
лидеров, которыми
обычно являются
вожди племен,
монархи и т.д.
Их авторитет
основан на
традиции, обычае;

-рационально
— легальных,
или рутинных
— это лидеры,
избранные
демократическим
путем;

-харизматических
— лидеров, наделенных,
по мнению масс,
особой благодатью,
выдающимися
качествами,
необычайной
способностью
к руководству.
Харизма складывается
из реальных
способностей
лидера и тех
качеств, которыми
его наделяют
последователи.
Примером
харизматических
лидеров были
Ленин, Сталин,
Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

В основе
первого типа
лидерства лежит
привычка, второго
— разум, третьего
— вера и эмоции.

“Харизмой”
следует называть
качество личности,
признаваемое
необычайным,
благодаря
которому она
оценивается
как одаренная
сверхчеловеческими,
или специфическими
особыми силами,
недоступными
другим людям.
Первоначально
это качество
обусловлено
магически и
присуще как
прорицателям,
так и мудрецам.
Как бы “объективно”
правильно не
было оценено
соответствующее
качество с
этической точки
зрения, абстрактно
совершенно
неважно. Важно
одно, как оно
фактически
оценивается
подчиненными
харизме, “приверженцами”2

Дж.Мак-Грегор
Бернс разделяет
лидеров на две
категории :
преобразователи
и дельцы. Лидеры
— преобразователи,
имеющие определенные
взгляды на
общество, начинают
что-то предпринимать
во имя реализации
своих воззрений.
Лидеры — дельцы,
напротив, действуют
по принципу
“здесь и сейчас”,
фокусируя свое
внимание на
деталях, без
формирования
глобального
взгляда на то,
каким должно
быть общество
в конечном
итоге.

Ранее
Парето разделял
лидеров примерно
по тем же признакам,
что и Бернс, на
“львов” и “лис”.

Анализ
Бернса являет
собой значительный
шаг вперед по
разграничению
между лидерами,
но все же он
остается
ограниченным,
поскольку ясно,
что реальность
гораздо богаче
и ее нельзя
“комфортно
разместить”
в двух категориях.3

Существует
также деление
лидеров на
обычных ( “реальных”)
и великих ( как
великих “героев,
так и великих
“злодеев” ).
Реальные лидеры
не оставляют
след в истории,
не изменяют
обычного хода
событий. Считается,
что только
лидеры — герои
( либо злодеи)
определяют
ход истории.

На
основе характера
лидеров разделяют
на “активно
— позитивных”
и “активно —
негативных”,
а также на “пассивно
— позитивных”
и “пассивно-негативных”.

В
современной
политологии
нередко называются
четыре собирательных
образа лидера
:

1. Лидера
— знаменосца
отличает собственное
видение действительности,
наличие идеи,
увлекающей
массы.

2. Лидер
— служитель
стремится
выступать в
роли выразителя
интересов своих
сторонников,
ориентируется
на их мнение
и действует
от их имени.

3. Лидер
— торговец способен
привлекательно
преподнести
свои идеи и
убедить людей
в их преимуществе.

4. Лидер
— пожарный
ориентируется
на решение
наиболее актуальных
проблем в обществе,
насущные требования
момента.

В
реальной жизни
эти четыре
образа лидерства
обычно встречаются
в сочетании
у различных
людей в разных
пропорциях.

Американский
социолог В.Стоун
отметил, что
политическое
лидерство
высокого уровня
по сравнению
с лидерством
в небольшой
группе имеет
ряд отличий,
что позволило
ему выделить
два самостоятельных
типа лидерства.4

1. Лидерство
“лицом к лицу”
осуществляется
в небольших
группах, где
все участники
процесса имеют
возможность
взаимодействовать
между собой.

2. “Отдаленное”
лидерство — это
лидерство
вождей, за которыми
идут многочисленные
массы.

При
анализе лидерства
важным фактором
является природа
лидерства.
Общая концепция
лидерства
включает ряд
факторов, которые,
сочетаясь
различным
образом, позволяют
определить
природу лидерства
в любой данный
момент времени.

1. Личность
и происхождение
лидера, а также
тот процесс,
благодаря
которому он
стал лидером.

2. Характерные
черты групп
и индивидов,
которыми руководит
данный лидер.

3. Характер
взаимоотношений
между лидером
и теми, кем он
руководит.

4. Контекст
или условия,
в которых
осуществляется
его руководящая
роль.

5. Результаты
взаимодействия
между лидером
и теми, кем он
руководит.

Какого
рода лидерство
мы получим при
этом, зависит
от характера
и сочетания
всех этих пяти
факторов. Данное
определение
природы лидерства
предложил
американский
политолог
М.Г.Херманн в
своей работе
“Составные
части лидерства”.5

М.Г.Херманн
также отмечает,
что руководители
и руководимые
действуют в
определенном
контексте,
свидетельствующем
о “давлении”,
оказываемом
на лидера, а
также о тех
требованиях,
которые ему
предъявляются.
Среди таких
требований
можно назвать
следующие:

— наличие
и характер
формализованных
правил для
принятия решений;

— степень
подотчетности
руководителя
руководимым;

— сила
и тип оппозиции;

— характер
любых разделяемых
убеждений;

— ресурсы,
доступные для
руководителя;


организационный
пласт, лежащий
между руководителем
и руководимыми.

Каждый
из этих факторов
помогает определить
ситуацию, в
которых может
иметь место
лидерство, его
контекст.

Контекст
лидерства — это
те параметры,
в которых
осуществляется
руководство.
Контекст определяет,
кому из своего
окружения лидер
будет уделять
особое внимание,
каковы границы
взаимодействия
лидера с теми,
кем он пытается
руководить.
Более того, от
контекста
зависит, в каких
пределах лидер
может использовать
определенные
процедуры,
осуществляя
руководство,
кто будет оценивать
это руководство
и насколько
эффективным
сочтет его.

Неотъемлемой
составной
частью лидерства
является и сам
лидер, который
наделен властью
принимать
решения в отношении
других людей,
группы, организации
или правительства,
который несет
ответственность
за последствия
любых своих
решений.

В
социально —
психологической
литературе
можно встретить
такую типологию
лидеров. Существует
два психологических
типа лидеров
: “игроки” и
“открытые”.

Первые
внешне выглядят
эффектными,
надежными,
гибкими. Они
умеют “пускать
пыль в глаза”,
а поэтому быстро
меняют позиции,
следуя исключительно
своим интересам.
На деле они не
умеют работать
с полной отдачей,
плохо справляются
с проблемами.
Это — политиканы,
стремящиеся
правдами, а
больше неправдами
захватить
власть и как
можно дольше
при ней удержаться.
В итоге они
оказываются
“калифами на
час”.

“Открытые”
лидеры не столь
заметны, но они
последовательны.
Берутся за
любые трудные
дела, стремятся
добросовестно
во все вникнуть,
чем завоевывают
доверие и уважение
на долгое время.
Они тоже гибки
и действуют
с учетом обстоятельств,
но живут не
сегодняшним
днем, пытаясь
“урвать” от
него побольше,
а устремлены
в будущее. Власть
в их руках остается
надолго. Именно
они являются
истинными
лидерами, обладающими
непререкаемым
авторитетом
у своих подчиненных.6

В
социально —
психологической
литературе
существует
также классификация
типов лидерства
по стилям
руководства.
Здесь допускается
существование
трех основных
типов лидеров:

— авторитарный;


демократический;

— нейтральный
( анархический).

Для
лидера авторитарного
типа характерно
жесткое, единоличное
принятие решений,
касающихся
группы, слабый
интерес к работнику
как к личности.
Лидер демократического
типа стремится
к выработке
конкретных
решений, демонстрируя
при этом интерес
к неформальному
человеческому
аспекту отношений.
Для нейтрального
типа лидера
характерна
полная отстраненность
от дел коллектива.

В книге
Р.Л. Кричевского
“ Если вы — руководитель”
приводится
пример данных
типов лидерства7

Авторитарный
тип

Формальная
сторона

Содержательная
сторона

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий