Межгрупповые отношения: психологический аспект

Дата: 12.03.2014

		

Оглавление

Введение

История возникновения межгрупповых отношений

Межгрупповые отношения

Теория групповой идентичности

Заключение

Список литературы


Введение

Психология межгруппового
взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность
к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических
явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей,
возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия
групп.

Общество можно образно сравнить с «живым организмом»,
балансирующим на точке справедливости межгрупповых воздействий в процессе постоянного
обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого
обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность,
то есть принцип устройства, участвующих в нем социальных групп.

Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой
культуры сообщества, позволяющей ему сохранять себя и развиваться в соответствии
с социальным контекстом.

Производственно-экономические и общественно-политические отношения,
обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения
совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами
людей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношении.


История возникновения межгрупповых
отношений

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых
и быстро развивающихся направлений в психологии. Первые попытки описания и анализа
межгруппового взаимодействия и прежде всего — межгрупповой агрессии — представлены
уже в работах таких классиков, как Г. Лебон и У. Макдугалл. Однако регулярные эмпирические
(в том числе — экспериментальные) исследования в этой области начались только после
Второй мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в специфике самого
объекта исследований, который является традиционным для социологической науки. Между
тем постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет
исключительное значение для теории и методологии. Рассматривая специфику предмета
социальной психологии, Б.Ф. Поршнев отмечает, что социальная психология только тогда
может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины, когда исходной
единицей психологического знал и за становятся не отношения между индивидами, а
отношения между общностями[1].

Б.Ф. Поршнев считает, что специфическим объектом социально-психологической
науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психологического
исследования, является общность, понимаемая не только как социальное объективное,
но и как субъективное психологическое объединение людей. Общая теория социальной
психологии, по мнению Б.Ф. Поршнева, является не чем иным, как всесторонним психологическим
анализом этого центрального понятия — понятия общности. В качестве психологической
первопричины образования общности Б.Ф. Поршнев выделяет не межличностные отношения
и взаимодействия, складывающиеся между отдельными индивидами и объединяющие людей
в группы, а межгрупповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления,
на основе которого формируются групповое самосознание и чувство общности.

Обособление отдельной социальной общности, даже противопоставление
ее другим является, по мнению автора, необходимым условием и изначальным импульсом
объединения людей к их познанию себя как общности. Субъективная сторона всякой реально
существующем общности, всякого коллектива конституируется путем этою двуединого
или двустороннего психологического явления, которое мы обозначили выражением
«мы» и «они», путем отличения от других общностей, коллективов,
групп вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри»
Процесс уподобления и процесс обособления, по мнению Б Ф Поршнева, взаимно противоположны,
но в то же время они взаимодействуют, находятся в разнообразнейших сочетаниях.

Объединение людей с общности, протекающее как процесс обособления и
противопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподоблением и
единением общности внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом,
посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами
— то есть общественные отношения. При этом социально-психологические общности или
«сцепления» являются, по меткому определению автора, своеобразной формой,
которая в конкретных экономических и общественно-исторических условиях наполняется
объективным общественным содержанием.

Межгрупповые отношения

Производственно-экономические и общественно-политические отношения,
обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения
совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами
людей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношении.

Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений
в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов
с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались
объяснить. Речь идет прежде всего о феномене внешнегрупповой враждебности, универсальность
и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все
западные социальные психологи.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность,
пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких
феноменах, как стереотипы и предрассудки.

Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности
отношении между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве
превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности
по отношению к другим.

В концепции этноцентризма У. Самнера преувеличение позитивных характеристик,
приписываемых собственной этнической группе, и чувство превосходства своего этноса
над другими неотделимо от проявлений негативного отношения и враждебности по отношению
к представителям других этносов. При этом собственная этническая группа, ее культура,
традиции, ценности и другие психологические особенности выступают в качестве эталона,
центра восприятия и оценки других этнических групп.У. Самнер рассматривал этноцентризм
как универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии
с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является
необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного
этноса. Изучению закономерностей и факторов, влияющих на проявление этноцентризма
во взаимоотношениях между этническими группами посвящено значительное число эмпирических
исследований[2].

Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно
условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейда
излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности. Однозначно
связывая внешне труп новую враждебность и внутригрупповую сплоченность, источники
этих явлений 3. Фрейд ищет в мотивационной сфере индивидов, привлекая в качестве
объяснительной схемы Эдипов комплекс.

Эмоциональные отношения в семье характеризуются Фрейдом как взаимосвязь
любви и ненависти, которые одновременно испытывает ребенок по отношению к отцу,
стремясь, с одной стороны, быть похожим на него, идентифицируя себя с ним, а с другой
— испытывая ненависть и агрессивность, связанные с сексуальным соперничеством. В
процессе социализации эти двойственные чувства проецируются индивидом на социальное
окружение в форме идентификации со «своей» группой и особенно с ее лидерами
и враждебности по отношению к представителям других групп.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность как способ разрешения
внутриличностных конфликтов и фрустраций используется в качестве объяснительной
схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности, генерализации
агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность, роли
этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов
и рас.

Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других
этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных
для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка
на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность
вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности,
склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится
на более низком статусном уровне.И. Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях
феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами
жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей
других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой
демонстрируемых актов жестокости. Эти исследования получили широкую известность
я оказали значительное влияние на общественную жизнь стран Западной Европы и США.

С принципиально иных теоретических позиций подходит к проблеме межгрупповых
конфликтов М. Шериф. Истоки межгрупповой враждебности он видит в объективном конфликте
целей и интересов различных групп, неизбежно возникающем в ситуации конкурентного
взаимодействия представителей этих групп [3].

Эксперименты М. Шерифа проводились в середине 50-х годов в американском
местечке Роберс Кейве, в летнем лагере для подростков на протяжении нескольких лет.
Основной целью исследовании было изучение влияния характера межгруппового взаимодействия
(кооперативною или конкурентного) на характер взаимоотношений, складывающихся между
группами и внутри групп. С этой целью администрация лагеря специально организовывала
взаимодействие между группами подростков таким образом, чтобы оно носило выраженный
характер соревнования, в котором только одна из соревнующихся групп могла одержать
победу. По результатам наблюдений и опросов исследователи зафиксировали проявление
межгрупповой враждебности в отношениях между группами (агрессивность по отношению
к представителям других групп, негативные стереотипы в восприятии других групп)
и одновременное усиление внутри групповой сплоченности.

Формирование групп на разных этапах эксперимента осуществлялось no-разному.
В одном случае в начале эксперимента подростки занимались обшей деятельностью по
уборке территории лагеря и исследователи не вмешивались в стихийный процесс установления
знакомства и формирования взаимоотношении между подростками. Однако затем подростков
разделили на две группы таким образом, чтобы разрушить дружеские связи, сложившиеся
во время знакомства. При этом было зафиксировано отсутствие проявлений враждебности
в отношениях между представителями разных групп до начала конкурентного взаимодействия
между ними. В другом случае подростки, приезжавшие в лагерь, были заранее поделены
на две группы, и в этом случае некоторые проявления межгрупповой враждебности или
по крайней мере различия в установках по отношению к «своим» и «чужим»
отмечались в самом начале совместного проживания в лагере, т.е. в отсутствие конкурентного
взаимодействия между группами. В этот эксперимент исследователи ввели еще одну переменную:
первоначально разделенные и конкурирующие группы были, затем поставлены в проблемную
ситуацию, преодоление которой требовало объединения усилии обеих групп (поломка
водопровода, неисправность грузовика, подвозившего продовольствие). На этом этапе
исследования авторы зафиксировали снижение межгрупповой враждебности, хотя устранить
ее полностью так и не удалось. На основании результатов этих экспериментов М. Шериф
сделал вывод о том, что основной причиной возникновения межгрупповых конфликтов
является характер взаимодействия — кооперативного или конкурентного — между группами.

Полевые эксперименты М. Шерифа положили начало экспериментальному направлению
в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка
научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия
и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Наконец, в исследованиях
М. Шерифа была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения
межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия
(постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества
для их достижения) [4].

Справедливо подчеркивая важную роль особенностей межгруппового взаимодействия
в формировании межгрупповых отношений, концепция М. Шерифа не может объяснить многочисленные
факты, зафиксированные в экспериментальных исследованиях, не укладывающиеся в рамки
этой теории. Речь идет о проявлениях внешнегрупповой враждебности и предубежденности
в оценках своей и чужой группы, возникающих в отсутствие объективного конфликта
интересов и вообще предшествующего опыта межгруппового взаимодействия.

Экспериментальные исследования и теоретическое осмысление этих феноменов
(эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации} послужили основой создания
оригинальной теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Тернера.Г. Тэджфел,
его сотрудники и последователи провели серию лабораторных экспериментов, получивших
в социальной психологии название «эксперименты с матрицами Тэджфела» или
«эксперименты по минимальной межгрупповой дискриминации». В этих экспериментах
испытуемые — студенты — случайным образом делились на две группы, при этом отнесение
их к той или иной группе проводилось на основе частных, незначимых критериев (например,
предпочтение одного из двух художников-абстракционистов и др.). Исследователи специально
исключали из ситуации эксперимента все факт, которые могли бы рассматриваться в
качестве объективных причин межгрупповой дискриминации: взаимодействие между испытуемыми,
конфликт интересов, предшествующая враждебность и т.д. На втором этапе экспериментов
испытуемые индивидуально распределяли плату за участие в эксперименте между двумя
другими участниками, о которых им было известно только то, к какой из двух групп
те принадлежали. Определение суммы, причитающейся другим участникам, производилось
с помощью специально разработанных таблиц, в которых фиксировались в различных вариантах
абсолютные размеры сумм, причитающихся представителю «своей» и «другой»
группы, и их соотношение. При этом испытуемые могли сделать выбор между различными
вариантами стратегий распределения: уравнительное (справедливое), максимальная сумма
для обоих участников, максимальная выгода для представителя своей группы, максимальное
различие в пользу представителя своей группы и, наконец, — интегральный ингрупповой
фаворитизм как сочетание двух предыдущих стратегий. В результате этих экспериментов
было зафиксировано преобладание у испытуемых стратегии, связанной с установлением
максимальных различий между суммами, выделяемыми для представителей своей и другой
группы, в пользу первых. Причем эта стратегия выбиралась даже в тех случаях, когда
абсолютный размер суммы, причитающейся представителю своей группы, был меньше максимально
возможного. То есть главной целью испытуемых было установление максимальных различий
между группами в пользу своей группы. Это явление, связанное с тенденцией оказывать
предпочтение своей группе в противовес интересам другой группы, получило название
внутригрупповой фаворитизм (от лат. favor — благосклонность). Тенденция к установлению
различий в оценках своей и другой группы (как правило, в пользу первой) получила
название межгрупповой дискриминации. По мнению Г. Тэджфела внутригрупповой фаворитизм
и внешнегрупповая дискриминация являются универсальными феноменами психологии мсжгрупповых
отношений.


Теория групповой идентичности

Основатели этой теории Г. Тэджфела
и Д. Тернера объясняет феномены внутри группового фаворитизма и внешнегрупповой
дискриминации как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением
сходства и различий между представителями различных социальных групп.

Социальная категоризация — когнитивный процесс
упорядочивания индивидом своего социального окружения путем распределения социальных
объектов (в том числе — окружающих людей и себя самого) по группам («категориям»),
имеющим сходство по значимым для индивида критериям.

Социальная идентификация — процесс отнесения
индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им
своей групповой социальной принадлежности.

Социальное сравнение — процесс соотнесения качественных
признаков различных социальных групп, результатом которого является установление
различии между ними, т.е. межгрупповая дифференциация.

Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются
заключительным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью
личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного
образа «Я».

Исходя из такого, по преимуществу когнитивного, понимания природы
межгрупповой предубежденности и враждебности, по-новому ставится и вопрос о предотвращении
или уменьшении межгруппового конфликта. Так, С. Уорчел считает, что для улучшения
межгрупповых отношений важна не просто смена конкурентного взаимодействия на кооперативное,
но устранение или уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация
сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как
членов одной группы[5].

Теория групповой идентичности позволяет более конструктивно подойти
к проблеме межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции в условиях социально-экономических
изменений, связанных с появлением новых социальных групп и изменениями в социальной
стратификации. Она, в частности, предполагает возможность несоответствия реальной,
объективной принадлежности индивида к той или иной социальной группе и субъективного
осознания своего группового членства. При этом возможны ситуации кризиса социальной
идентичности, когда индивид затрудняется определить свою групповую идентичность
(принадлежность к конкретной социальной категории) и свое отношение к представителям
своей и других групп.

Подводя итоги анализа состояния проблемы межгрупповых отношений
в западной социальной психологии, можно сказать, что в ней накоплен большой опыт
исследований, выражающих различные теоретические и методические подходы. Они позволяют
с разных точек зрения подойти к анализу теоретических проблем и наметить различные
подходы к разрешению практических задач. Вместе с тем в западной социальной психологии
проблема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и решается именно
как проблема межгрупповой враждебности. В традиционных положениях западной социальной
психологии проявление негативных установок по отношению к другим группам, определяемое
терминами «межгрупповая дискриминация», «межгрупповая враждебность»,
понимается как универсальная социально-психологическая закономерность, являющаяся
обратной стороной проявления позитивного отношения к собственной группе. Существуют
лишь расхождения во мнении о том, какие социально-психологические процессы (межгрупповые
или внутригрупповые) являются в данном случае исходными, определяющими, и о характере
взаимосвязи явления внутригруппового фаворитизма с объективными противоречиями,
возникающими в процессе межгруппового взаимодействия. В одних случаях внутригрупповой
фаворитизм трактуется как их следствие, в других — как причина.

Постановка и разработка теории межгрупповых отношений в западной
социальной психологии во многом была обусловлена содержанием реальностей и проблем
общественной жизни: экономической, политической и культурной дифференциации общества,
социальных и этнических конфликтов. Именно этим во многом объясняется тот факт,
что основное внимание в распространенных на Западе концепциях межгрупповых отношений
уделялось процессам, связанным с межгрупповой дифференциацией и дезинтеграцией,
предубежденностью и враждебностью по отношению к представителям других групп, межгрупповыми
конфликтами. В гораздо меньшей степени в этих исследованиях затрагиваются процессы
и явления, выражающие тенденции к межгрупповой интеграции, т.е. установление связей
и отношений между группами, способствующих их объединению в рамках более широкой
общности как единого целого. Вопрос о динамике межгрупповых отношений в рассматриваемых
исследованиях ставился лишь в плане изучения влияния той или иной переменной на
степень выраженности эффекта внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации.
Недостаточно исследован вопрос о соотношении процессов межгрупповой дифференциации
и интеграции в динамике внутригрупповых и межгрупповых отношения.

Факторы детерминации межгрупповых отношений

Для исследований, выполненных в отечественной социальной психологии,
характерно особое внимание к проблеме взаимосвязи и взаимной обусловленности субъективных,
психологических аспектов межгрупповых отношений и объективных социальных условий,
в которых эти отношения складываются. При этом в качестве главного фактора детерминации
межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместной
деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между
ними. Такой подход предполагает выход за рамки лабораторного эксперимента и изучение
взаимоотношений, складывающихся между группами в реальных социальных общностях:
учебных (B. C. Агеев) и трудовых (И.Р. Сушков, В.П. Позняков) коллективах. Результаты
эмпирического исследования В.С. Агеева показали зависимость адекватности межгруппового
восприятии от конкретных факторов межгруппового взаимодействия. В частности, было
отмечено, что межгрупповая дискриминация (в форме внутригруппового фаворитизма и
внешнегрупповой враждебности) может быть снята или существенно ослаблена в зависимости
от целей и характера организации межгруппового взаимодействия. Выбрав в качестве
основного предмета эмпирического исследования особенности межгруппового восприятия,
В.С. Агеев не ограничивается анализом только перцептивных феноменов, но включает
в концептуальную схему исследования объективные условия совместной деятельности
групп и характер непосредственного межгруппового взаимодействия.

И.Р. Сушков исследовал межгрупповые отношения в производственной
организации, возникающие в процессе совместной производственной деятельности и субъективно
отражающиеся в системах групповых установок, ориентации, ожиданий. В результате
проведенного исследования автор делает вывод, что в условиях совместной деятельности
в производственной организации у представителей различных групп подразделений этой
организации формируются системы взаимных межгрупповых требовании к своей и другим
группам как партнерам по совместной деятельности. На основании этих требований происходит
сравнение и оценка своей группы и группы-партнера по совместной деятельности. В
исследовании выявлена зависимость значимости ряда качеств и требований, предъявляемых
к: своей группе и другим группам, от характера распределения ответственности за
конечные результаты совместной деятельности.

В исследовании В.П. Познякова изучалась динамика межгрупповых
отношений трудовых коллективов в условиях организационно-экономического нововведения,
связанного с изменением формы собственности на предприятии. Эмпирическое исследование
проводилось в коллективах производственных подразделений одного из сельскохозяйственных
предприятии в период перехода на арендный подряд.

Результаты исследования показали, что в условиях изменения формы
собственности на предприятии происходят качественные изменения социально-психологических
отношений как внутри арендных подразделений, так и между ними[6].


Заключение

В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что характер
отношений групп между собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых
группы на тот момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует
некий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы
по отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют какую-либо
работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается или совсем
исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группами
могут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничества
и даже некоторой вражды.

Одной из задач исследования был анализ того, как сказывается
изменение характера межгрупповых отношении на результатах межгруппового сравнения
и оценки. Межгрупповое сравнение и оценка проводились в коллективах производственных
арендных подразделении в виде двух последовательных «срезов», на II этапе
исследования, т.е. непосредственно после создания арендных коллективов и заключения
договоров, и на III его этапе, т.е. через год после начала работы в новых условиях.
Использовалась специально разработанная оригинальная методика, сочетающая технику
попарного сравнения и оценку групповых качеств (отношений) с помощью зрительно-аналоговой
шкалы.


Список литературы

1. Агеев B. C. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983

2. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2001

3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. — М.,
2001

4. Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984

5. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М., 1982


[1]
Маклаков А.Г. Общая психология.

[2]
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.

[3]
Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.

[4]
Донцов А.И. Психология коллектива

[5]
Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив.

[6]
Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий