Новый этап существования человечества – информационное общество

Дата: 15.05.2014

		

Государственное унитарное предприятие
«Предприятие перспективных исследований «Научный Центр»

«Новый этап существования человечества – информационное общество»

Выполнил: аспирант Горохов А. Е.

Москва, 2001.
Испокон веков, с самого начала своего существования, человек обладал
способностью принимать, обрабатывать и передавать информацию. В древние
времена это была информация об охоте, позже появилась информация о
земледелии, и передавалась она от поколения к поколению в легендах,
сказаниях и мифах, в наскальных рисунках и позже, с изобретением
письменности, через письма. На заре существования человечества информации
отводилась далеко не первая роль в существовании индивидуума, так как на
первом плане стоял вопрос жизнеобеспечения. По мере развития общества
человек накапливал все больше информации. Знания человечества расширялись в
новые сферы и становились более глубокими. Некоторые современные философы,
например Тоффлер и Белл разбивают существование человечества на три этапа
(три волны).
Первый этап – сельскохозяйственный. От Китая и Индии до Бенина и
Мексики, от Греции до Рима возникали и приходили в упадок цивилизации,
сталкиваясь друг с другом и рождая бесчисленные пестрые картины. Однако за
этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Везде земля была
основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде
господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко
определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или
крепостные. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное
происхождение человека определяло его место в жизни и переход между слоями
был практически невозможен (закрытые классы). Везде экономика была
децентрализованной, так что каждая община производила большую часть того, в
чем испытывала нужду.
На рубеже XVIII – XIX веков произошел взрыв, ударные волны от
которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно
новую цивилизацию. Таким взрывом была, конечно, промышленная революция.
Высвобожденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру, — “вторая
волна” — пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ
жизни миллионов. Так наступил второй этап в существовании человечества, так
называемая “индустриальная цивилизация”. Мощнейшее развитие «индустриальная
волна» пережила в XX веке, чему несомненно способствовало и изобретение
электричества в конце XIX века. Когда было изобретено и выпущено в массы
бесчисленное множество различных машин и устройств, призванных облегчить
быт человека.
Но уже с 70-х годов XX века стала зарождаться новая волна –
«информационная цивилизация» или, как еще ее называют, «постиндустриальная
волна». Несомненно, информационную волну породила индустриальная. Это было
просто неизбежным следствием развития научно-технического потенциала
человечества. И подобно тому как в конце XVIII — начале XIX века сложилась
постаграрная экономика, так сегодня технологически передовые секторы
глобального общества переходят на стадию постиндустриальной экономики. В
аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно
с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим
фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике
хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а
лимитирующим фактором — чаще всего капитал. В информационной экономике
хозяйственная деятельность — это главным образом производство и применение
информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными
и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор
здесь — наличное знание”.
При всем многообразии взглядов на ход исторического развития можно
проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:
история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно
можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и
“постиндустриальный”;
разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе
рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия
человека с природой (соответственно — через орудия, через машину или
технику и через информацию);
переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической
революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь,
влечет трансформации в сознании людей;
завершающим историческим этапом, который, по мнению одних
философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем,
является “информационное общество”.
Следует заметить, что нет ни одного способа производительного
приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением
информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и
хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе
национальные информационные ресурсы будут представлять его основную
экономическую ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.
Существует три основных способа, которыми страна может увеличить
свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные
захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии,
переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития
технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал
основным принципом создания нового богатства.
Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические
свойства. Если у меня есть две монеты и я из них отдам кому-нибудь одну
монету, у меня останется лишь одна монета. Но если у меня есть некоторое
количество информации и ее часть я отдам другому человеку, у меня останется
все что было. Но также нужно понимать и то, что информация сама по себе, не
одухотворенная человеческой эмоциональностью, не переработанная
человеческим разумом не способна двигать вперед человеческую культуру,
способствовать прогрессу духа.
Зарождение информационной эры началось с изобретением телеграфа,
что ускорило передачу информации на большие расстояния между людьми.
Очередной мощный всплеск в середине XX века был связан с изобретением
телевидения. Ну и, наконец, в 70-х годах с изобретением ЭВМ наступление
информационной эры стало просто очевидным. В настоящее время мы являемся
свидетелями и непосредственными участниками стремительного развития
информационных технологий. В середине 80-х годов США способствовали
ускорению развития компьютерных технологий, выпустив в коммерческую
эксплуатацию бывшую до того момента сугубо военной NASA’вскую компьютерную
сеть, получившую впоследствии название World Wide Web («всемирная
паутина»). Сейчас можно смело утверждать, что эта сеть полностью
оправдывает свое название. С развитием всемирной сети стал возможным обмен
данными между любыми ее участниками, находящимися в разных уголках планеты.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX
в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему
возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно
появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все
труднее. Образование больших потоков информации обуславливается:

. быстрым ростом числа документов, отчетов, и т.п., в которых излагаются
результаты научных исследований и опытно — конструкторских работ;

. постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям
человеческой деятельности;

Как результат — наступает информационный кризис, который имеет
следующие проявления:

. появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по
восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и
массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний
менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые
50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже
каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно (трудно вообразить, что же будет
дальше?);

. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет
восприятие полезной для потребителя информации;

. возникают определенные экономические, политические и другие социальные
барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по
причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут
воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире
накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им
воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.
Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей
выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных
средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности
послужило началом нового эволюционного процесса, называемого
информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе
индустриального развития.
Войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея
информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени
зависит от их информированности, способности эффективно использовать
информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный
специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и
использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других
средств. Об информации начинают говорить как о стратегическом курсе
общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.
Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития
к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все
необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит
индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.
Арнольд Тойнби как-то заметил, что XX век — это время, когда
человечество впервые за всю свою историю может всерьез подумать о
благосостоянии всех людей. Если это так, то это в основном благодаря
эволюции универсальной электронной информационной сети, способной связать
воедино всех людей. Речь идет о наступлении информационного века. Налицо
некая общая модель изменений — трехстадийное прогрессирующее движение:
становление основных экономических отраслей по производству и распределению
информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других
отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети
информационных средств на потребительском уровне.
Третья промышленная революция в значительной мере основывается на
успехах в телекоммуникациях и информационных процессах. Занятость в сфере
промышленности и строительства остается многие годы более или менее
неизменной в абсолютном измерении, тогда как в целом рабочая сила
значительно возросла в 60-70-е годы. Долговременные тенденции показывают,
что наиболее растущими в прошлом веке были сферы, связанные с информацией.
Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс
компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит
их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки
информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития
общества должно стать производство информационного, а не материального
продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что
означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и
весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного
досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным
обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в
информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что
приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется
способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества
станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных
сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в
конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками
картина информационного общества.
Например, Дж. Мартин:
“Представьте себе город будущего… Высотные дома расположены не
слишком близко друг к другу, так что их жителям открываются далекие виды.
Под улицами проведены кабельные сети, обеспечивающие всевозможные виды
коммуникации.
У жителей этого города нет такой необходимости в транспортных
поездках… Банковские операции осуществляются из дома, равно как и
приобретение товаров… Всяческие поощряется работа дома, выполняемая через
терминалы и видеофоны… Преступность канула в прошлое, уличных ограблений
не происходит, потому что люди носят при себе мало наличности… Прежде
люди имели при себе карманный калькулятор, теперь — карманный компьютерный
терминал. Общественные сети коммуникации повсеместны и дешевы, доступны из
каждой телефонной будки.
Промышленность управляется главным образом машинами. Основную часть
механической работы выполняют автоматические производственные линии и
роботы, а административной — системы обработки данных… Во избежание
безработицы продлены уик-энды, профсоюзы же требуют дальнейшего сокращения
рабочего времени. Бумажная работа расценивается как преступное
расточительство времени. Деловые люди носят с собой миниатюрные компьютеры,
через которые они из любой точки связываются со своим офисом.
<Системы общественной обратной связи> Представьте себе небольшое
[совмещенное с системой телевидения] устройство с клавиатурой в каждом
доме. Через него по телекоммуникационным сетям передаются несложные
сообщения центральному компьютеру…. После трансляции политической речи
или во время передачи последних новостей зрителей просят сообщить о своей
позиции по тому или иному вопросу. Президент сам может запросить мнение
зрителей по тому или иному положению своей речи… Респондентное
телевидение может стать эффективнейшим каналом коммуникации, часть
демократического процесса — в большей степени, нежели нынешние опросы
общественного мнения.
Расцвет демократии — правительства народа, силами народа и для
народа — имел место в Афинах и других греческих городах-государствах.
Греческая демократия была эффективна потому, что у мужчин было достаточно
много свободного времени, чтобы встречаться, дискутировать и получать
новейшую информацию: за них трудились женщины и рабы. Сегодня мы вступаем в
век автоматизации, женщины уравнены в правах с мужчинами, но рабы у нас
могут быть — это машины”[1].
Оценивая это заявление Дж. Мартина с позиции современного общества
нужно заметить, что хоть и на лицо интеграция общества: организация
глобальной сети, создание единой Европы, свободное перемещение человека по
всему миру, но у него (Мартина) интеграция слишком идеализирована. Это
напоминает заявления про смерть театров и кинотеатров при появлении
телевидения. Сейчас мы видим, что с развитием телекоммуникаций,
необходимость личного контакта между людьми хоть и уменьшилась, но не
исчезла вовсе, также как и не приобрела глобальный характер работа на дому
даже в такой профессии как программист.
В настоящее время совершенно очевидно, что мы вступаем в
информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее
проявлениях.
И получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее
быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя
не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену
общества.
В период перехода к информационному обществу кроме решения
описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому
восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им
современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые
условия работы порождают зависимость информированности одного человека от
информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь
самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой
технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются
решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек
должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. То
есть для свободной ориентации в информационном потоке человек должен
обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый
тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации,
унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при
передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой
информации.
Также встает проблема существования человека в новом обществе,
форма его существования. Будет ли он жить в «Электронном коттедже» как
предсказывали некоторые футурологи или же форма жизни не изменится
кардинально. Не менее важна проблема семьи как ячейки общества. Как будет
выглядеть семья будущего? Может супруги будут жить в разных частях света?
Тоффлер, например, предсказывает рождение (просьюмера( (потребителя и
производителя в одном лице). В период “первой волны” большинство людей
потребляло то, что производили сами. Они были, так сказать,
“протребителями”. Промышленная революция развела функции производства и
потребления, породив тем самым производителя и потребителя. В настоящее
время граница, отделяющая производителя от потребителя, становится все
менее четкой. Растет значение “просьюмера”… Одним словом, происходит как
бы возвращение в общество “просьюмера”, который был господствующей фигурой
в обществе “первой волны”. Но, разумеется, это будет “просьюмер”,
оснащенный современной техникой, работающий в электронном коттедже и
ведущий современный образ жизни”[2].
Каждому предстоит переосмыслить свою жизненную позицию как
индивидуума, совершено ясно, что произойдет перераспределение жизненных
ценностей. И оглядываясь на прошлое, человечество должно сделать прорыв в
понимании своего существования на земле, так как при дальнейшем таком
существовании в виде некоего паразитирующего организма, высасывающего
жизненные соки из земли и бездумно разрушающего природу, у него просто нет
будущего. Пока еще остается неясен вопрос о перестройке сознания людей для
нового типа мышления. И будущее во многом зависит от того, по какому руслу
мы направим развитие техники и организацию труда.
Литература

1) Философский словарь. М.:Политиздат, 1987.

2) Информационные ресурсы России. — М.:Росинформресурс,1996

3) Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. — М.:Политическая
литература,1990.

4) Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы,
1991.

5) Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США — экономика, политика, идеология. №
7-11 за 1982 год.

6) Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге
XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.

————————
[1] Мартин Дж. Телематическое общество. Вызов ближайшего будущего.
[2] Тоффлер О. Третья волна.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий