Рынок

Дата: 15.05.2014

		

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования
«Санкт-Петербургский
государственный
инженерно-экономический
университет»

Филиал
Санкт-Петербургского
государственного
инженерно-экономического
университета
в
городе
Твери

Кафедра___________________________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1

По
дисциплине:

Экономическая теория

 Выполнила:

 Студентка 2 курса 27-З группы

 специальность: 080502.65 «Экономика и

 управление на предприятии туризма и ГХ»

 № зачет. книжки
_______________

 Подпись:______________________

Руководитель:_________________

Оценка:
_______________________

 Дата:__________________________

 Подпись: ______________________

 Проверил: __________________

Тверь
– 2007

 Рег.
_________________________

Специалист УМО_______________

Содержание:

Контрольная работа №1:

1. 
Государственное
воздействие на рынок……………………………3

2. 
Рынок основного
капитала …………………..…………………….7

3. 
Диверсификация,
концентрация и централизация производства.9

Контрольная
работа
№1

Государственное воздействие на рынок

Государство
оказывает
воздействие
на
рыночный
механизм
через
свои
расходы,
налогообложение,
регулирование
и
государственное
предпринимательство.
[1]

Государственные
расходы.
Считаются
одним
из
важных
элементов
макроэкономической
политики.
Они
влияют
на
распределение
как
дохода,
так
и
ресурсов.
Государственные
расходы
состоят
из
государственных
закупок
и
трансфертных
платежей.
Государственные
закупки
представляют
собой,
как
правило,
приобретение
общественных
товаров
(затраты
на
оборону,
строительство
и
содержание
школ,
автодорог,
научных
центров
и
т.
д.).
Трансфертные
платежи
– это
выплаты,
перераспределяющие
налоговые
доходы,
полученные
от
всех
налогоплательщиков,
определенным
слоям
населения
в
виде
пособий
по
безработице,
выплат
в
связи
с
инвалидностью
и
т.
д.
Нужно
заметить,
что
государственные
закупки
вносят
вклад
в
национальный
доход
и
непосредственно
используют
ресурсы,
в
то
время
как
трансферты
не
используют
ресурсы
и
не
связаны
с
производством.
Государственные
закупки
приводят
к
перераспределению
ресурсов
от
частного
к
общественному
потреблению
товаров.
Они
дают
возможность
гражданам
пользоваться
общественными
товарами.
Трансфертные
платежи
имеют
другое
значение:
они
изменяют
структуру
производства
товаров
индивидуального
потребления.
Суммы,
взятые
в
виде
налогов
у
одних
слоев
населения,
выплачиваются
другим.
Однако
те,
кому
предназначаются
трансферты,
тратят
эти
деньги
на
иные
товары,
чем
и
достигается
изменение
структуры
потребления.

Другим
важным
инструментом
государственной
политики
является
налогообложение.
Налоги
– основной
источник
бюджетных
средств.
В
государствах
с
рыночной
экономикой
взимаются
различные
виды
налогов.
Одни
из
них
носят
видимый
характер,
например
подоходный
налог,
другие
не
столь
очевидны,
поскольку
накладываются
на
производителей
сырьевых
ресурсов
и
воздействуют
на
домохозяйства
косвенным
путем
в
виде
более
высоких
цен
на
товары.
Налоги
охватывают
как
домохозяйства,
так
и
фирмы.
В
виде
налогов
в
бюджет
попадают
значительные
суммы
(например
в
США
около
30 процентов
всей
стоимости
производимых
товаров
и
услуг).

Одна
из
основных
проблем
– справедливость
распределения
налогового
бремени.
Существует
три
основные
системы,
основанные
на
понятии
2прогрессивности
0налогообложения
– отношения
суммы,
взимаемой
в
виде
налога
с
дохода
конкретного
работника
к
величине
этого
дохода.


пропорциональный
налог
(сумма
налога
пропорциональна
доходу
работника);


регрессивный
налог

процентном
отношении
налог
взимается
тем
ниже,
чем
выше
доход
работника);


прогрессивный
налог

процентном
отношении
чем
выше
доход,
тем
выше
налог).

Как
мне
представляется,
наиболее
справедливым
является
прогрессивный
налог,
однако
процентное
повышение
налога
не
должно
быть
значительным,
чтобы
не
ослаблять
стимулы
к
труду,
а
следовательно
– к
большим
заработкам.
Как
правило,
подоходный
налог
построен
именно
по
этому
принципу.
Однако
налоги
с
продаж
и
акцизные
налоги
являются
фактически
регрессивными,
так
как
они
в
большинстве
случаев
перекладываются
на
потребителей,
в
доходе
которых
одна
и
та
же
сумма
занимает
различную
долю.

Задача
государства
– собрать
налоги
таким
образом,
чтобы
обеспечить
потребности
бюджета
и
одновременно
не
вызвать
недовольства
налогоплательщиков.
При
слишком
высоких
налоговых
ставках
начинается
массовое
уклонение
от
уплаты
налогов.
На
современном
этапе
в
России
происходит
именно
такая
ситуация.
Государству
не
хватает
средств,
оно
повышает
налоги,
предприниматели
все
чаще
уклоняются
от
их
уплаты,
следовательно,
в
бюджет
идет
все
меньше
средств.
Государство
опять
повышает
налоги.
Получается
замкнутый
круг.
Я
считаю,
что
в
данной
ситуации
резонно
понизить
налоги.
Это
уменьшит
стимулы
к
неуплате,
сделает
3честное
0предпринимательство
более
прибыльным,
приведет
к
большим
доходам
государства
и
снизит
уровень
криминализации
бизнеса.

Государственное
регулирование
призвано
координировать
экономические
процессы
и
увязывать
частные
и
общественные
интересы.
Оно
осуществляется
в
законодательной,
налоговой,
кредитной
и
субвенционной
формах.
Законодательная
форма
регулирования
регламентирует
деятельность
предпринимателей.
Примером
могут
служить
антимонопольные
законы.
Налоговая
и
кредитная
формы
регулирования
предусматривают
использование
налогов
и
кредитов
для
воздействия
на
национальный
объем
производства.
Изменяя
налоговые
ставки
и
льготы,
правительство
воздействует
на
сужение
или
расширение
производства.
При
изменении
условий
кредитования
государство
влияет
на
уменьшение
или
увеличение
объема
производства.

Субвенционная
форма
регулирования
предполагает
предоставление
государственных
субсидий
или
налоговых
льгот
отдельным
отраслям
либо
предприятиям.
К
их
числу
обычно
относят
отрасли,
формирующие
общие
условия
для
формирования
общественного
капитала(инфраструктуры).
На
основе
субсидий
может
оказываться
поддержка
и
в
сфере
науки,
образования,
подготовки
кадров,
и
в
решении
социальных
программ.
Существуют
также
и
специальные,
или
целевые
субсидии,
которые
предусматривают
расходование
средств
бюджета
по
строго
определенным
программам.
Доля
субвенций
в
ВНП
развитых
стран
составляет
5-10 процентов.
Выделяя
субсидии,
снижая
налоговые
ставки,
государство
тем
самым
изменяет
распределение
ресурсов,
и
субсидируемые
отрасли
получают
возможность
возмещать
издержки,
которые
невозможно
покрыть
по
рыночных
ценах.

Государственное
предпринимательство
. Осуществляется
в
тех
областях,
где
хозяйственность
противоречит
природе
частных
фирм
или
же
требуются
огромные
вложения
средств
и
риск.
Основное
отличие
от
частного
предпринимательства
состоит
в
том,
что
первоочередная
цель
государственного
предпринимательства
состоит
не
в
получении
дохода,
а
в
решении
социально-экономических
задач,
таких
как
обеспечение
необходимых
темпов
роста,
сглаживание
циклических
колебаний,
поддержание
занятости,
стимулирование
научно-технического
прогресса
и
т.
д.
Данная
форма
регулирования
обеспечивает
поддержку
малорентабельных
предприятий
и
отраслей
хозяйства,
которые
жизненно
важны
для
воспроизводства.
Это
прежде
всего
отрасли
экономической
инфраструктуры(энергетика,
транспорт,
связь).
К
проблемам,
решаемым
государственным
предпринимательством,
относятся
также
предоставление
населению
льгот
в
различных
областях
социальной
инфраструктуры,
помощь
жизненно
важным
науко
и
капиталоемким
отраслям
экономики
в
целях
ускорения
научно-технического
прогресса
и
укрепления
на
этой
основе
позиций
страны
в
мировом
хозяйстве,
проведение
региональной
политики
– строительство
в
экономически
отсталых
районах
промышленных
предприятий,
создание
рабочих
мест,
охрана
окружающей
среды
путем
внедрения
безотходных
технологий,
строительства
очистных
сооружений,
развитие
фундаментальных
научных
исследований,
производство
товаров,
являющееся
по
закону
государственной
монополией.

Я
считаю,
что
государственное
предпринимательство
должно
развиваться
только
в
тех
сферах,
где
просто
нет
иного
выхода.
Дело
в
том,
что
по
сравнению
с
частными
государственные
предприятия
являются
менее
эффективными.
Государственное
предприятие,
пусть
даже
наделенное
самыми
широкими
правами
и
ответственностью,
всегда
отстает
от
частного
в
степени
хозяйственной
самостоятельности.
В
деятельности
госпредприятия
наверняка
присутствуют
как
рыночные,
так
и
нерыночные,
идущие
от
государства
мотивы.
Политические
мотивы
переменчивы,
они
зависят
от
правительства,
распоряжений
министерств
и
т.
д.
Поэтому
госпредприятия
часто
оказываются
в
сложной
и
неясной
обстановке,
предсказать
которую
намного
сложнее,
чем
рыночную
конъюнктуру.
Спрогнозировать
вероятные
колебания
спроса
и
цен
гораздо
легче,
чем
предугадать
поведение
нового
министра
или
же
чиновника,
решения
которого
зачастую
определяют
судьбу
предприятия.
За
ними
могут
стоять
политические
цели,
которые
не
имеют
никакого
отношения
к
рыночному
поведению
(стремление
увеличить
поступления
в
бюджет,
желание
сохранить
штаты
и
повысить
заработную
плату
и
т.
д.).

Как
правило,
государственные
предприятия
не
готовы
к
рыночному
соперничеству,
поскольку
рассчитывают
не
только
на
себя,
но
и
на
особое
отношение
со
стороны
властей
(дотации,
налоговые
льготы,
гарантии
сбыта
в
рамках
госзаказов).
У
государственных
предприятий
нет
обязательств
перед
акционерами,
банкротство
им
обычно
не
грозит.
Все
это
негативно
сказывается
на
динамике
затрат
и
цен,
скорости
освоения
новых
технологий,
качестве
организации
производства
и
т.
д.

Конкуренция
в
сфере
коммерческой
деятельности
недопустима
еще
и
потому,
что
частный
сектор
втягивается
в
коррупцию:
через
взятку
чиновнику
можно
добиться
больших
результатов,
чем
за
счет
снижения
издержек.

Если
экономика
обременена
избыточным
количеством
государственных
предприятий,
в
сложное
положение
попадают
их
работники.
Именно
они
становятся
первой
жертвой
правительственной
политики,
направленной
на
преодоление
чрезвычайных
ситуаций.
Обычно
люди,
работающие
в
госсекторе,
первыми
ощущают
замораживание
зарплаты.
Видимо
поэтому
волна
приватизации,
прокатившаяся
в
80-е
годы
по
экономикам
западных
стран
не
вызвала
широких
протестов
со
стороны
основной
массы
занятых
в
государственном
секторе.
Люди
рассчитывали,
что,
освободившись
от
государственного
давления,
они
сумеют
в
полной
мере
использовать
преимущества
рыночного
хозяйства,
стать
совладельцами
частных
предприятий.

Рынок основного капитала

Материально-вещественными
носителями
основного
капитала
являются,
как
правило,
средства
труда:
производственные
здания,
машины,
оборудование.
Средства
труда
участвуют
в
процессе
производства
целиком,
но
переносят
свою
стоимость
на
продукт
по
частям
по
мере
физического
износа.
Этим
определяются
особенности
оборота
основных
фондов.
В
ходе
оборота
происходит
как
бы
раздвоение
их
стоимости.
Одна
часть,
перенесенная
на
продукт,
поступает
в
процесс
обращения,
завершает
кругооборот
и
Возвращается
к
предпринимателю
в
денежной
форме
после
реализации
товара.
Накапливаясь,
эта
часть
стоимости
образует
фонд
возмещения
основного
капитала,
или
амортизационный
фонд.

Другая
часть
существует
в
форме
остаточной
стоимости
средств
труда,
продолжающих
функционировать
в
процессе
производства.
По
мере
износа
и
амортизации
остаточная
стоимость
будет
сокращаться,
фонд
возмещения
–расти.
Оборот
основного
капитала
завершится,
когда
все
части
его
стоимости
пройдут
свой
кругооборот
и
вернутся
к
предпринимателюtо в денежной
форме,
что
даст
возможность
приобрести
новое
оборудование,
построить
новый
завод
взамен
изношенных
старых.
Другими
словами,
все
части
капитала
вернутся
к
своей
первоначальной
натуральной
форме
и
совершат
полный
оборот
пo
стоимости.

Обострившаяся
в
условиях
НТР
конкуренция
вынуждает
предпринимателей
обновлять
основные
фонды
прежде,
чем
завершится
срок
их
физического
износа.
Возрастающая
угроза
морального
старения
оборудования
обусловила
распространение
практики
ускоренной
амортизации,
позволяющей
за
3-5 лет
формировать
фонд
возмещения
основного
капитала.
Это
становится
возможным
благодаря
тому,
что
в
амортизационный
фонд
отчисляются
не
только
части
стоимости
основного
капитала,
реально
перенесенные
на
продукт
в
связи
с
физическим
износом,
но
и
некоторая
доля
прибыли.
Подобная
практика
позволяет
уменьшить
налогооблагаемые
размеры
прибыли,
избежать
риска
морального
старения
и
обесценения
основного
капитала,
сформировать
значительные
ресурсы
самофинансирования,
необходимые
для
дальнейшего
развития
и
модернизации
производства.
Во
многих
странах
практика
ускоренной
амортизации
поощряется
государством
в
целях
обновления
основных
производственных
фондов.

В
России
в
90-е
годы[2] наблюдается
интенсивное
старение
основных
фондов.
Коэффициент
износа
основных
фондов

% общей
их
стоимости)
в
промышленности
вырос
с
36% в
80-е
годы
до
48,5% в
1995 году.
По
многим
отраслям
коэффициент
износа
в
1996г.
был
еще
выше:
в
нефтеперерабатывающей
промышленности
— 63%, в
химической
и
нефтехимической
— 59,7, в
топливной
промышленности
— 52,6%. Средний
возраст
производственного
оборудования
в
промышленности
составил
в
1970 г.
8,42 года,
а
в
1996 г.
— уже
14,9 года.
В
1996 г.
64,3% оборудования
было
в
возрасте
более
10 лет
против
30% в
1970 г.
Что
касается
оборудования
в
возрасте
до
5 лет,
его
доля
в
1996 г.
составила
всего
8,7%, тогда
как
в
1970 г.
она
равнялась
40,8%.

Коэффициент
обновления
основных
фондов
(ввод
новых
фондов,
в
% общей
стоимости
основных
фондов)
сократился
с
6,0 в
1990 г.
до
1,5 в
1996 г.
Коэффициент
выбытия
(ликвидация
основных
фондов,
в
% общей
их
стоимости)
составил
в
1996 г.
также
1,5. Это
означает,
что
за
счет
новых
фондов
с
трудом
лишь
поддерживается
прежний
размер
основных
фондов
страны.

Составной
частью
рынка
факторов
производства
является
рынок
реального
капитала,
к
нему
следует
отнести
прежде
всего
товары
и
услуги
производственного
назначения
или
те
товары
и
услуги,
которые
непосредственно
нe
предназначены
для
удовлетворения
потребностей
населения,
но
косвенным
образом
(через
поставляемое
оборудование,
машины,
технологии,
сырье,
материалы)
направленные
на
решение
задач
по
удовлетворению
потребностей
общества
в
необходимых
благах.
Для
данного
рынка
характерна
устойчивость
производственных
связей,
крупномасштабность
коммерческих
операций
и
долгосрочный
характер
отношений
между
партнерами,
ибо,
как
правило,
с
этим
рынком
сопряжено
решение
проблем
инвестиций
или
капитальных
вложений.
К
разновидности
данного
типа
рынка
можно
отнести
продукцию
научного
производства,
которая
определяет
совершенствование
технологий,
техники,
систем
организации
и
управления
хозяйственными
и
социально-экономическими
процессами.
Это
тот
рынок,
для
которого
характерны
самый
высокоинтеллектуальный
и
творческий
труд,
сверхсовременные
инвестиционные
товары
и
материалы,
а
также
с
которым
связана
высокая
степень
риска,
особенно
в
области
фундаментальных
и
прикладных
исследований.
Объектами
купли-продажи являются
патенты,
лицензии,
ноу-хау (знания и опыт), инжиниринг,
опытные
образцы
и
т.п.

Диверсификация,
концентрация и централизация производства

Достоинства
модели
совершенной
конкуренции
были
таковы,
что
она
все
более
становилась
скорее
описанием
идеального
общества,
чем
действительности.
Факты
показывают,
что
если
модель
неограниченной
конкуренции
и
могла
в
целом
подходить
к
структуре
экономики
XIX века,
которая
характеризовалась
капитализмом
с
мелкими
производственными
единицами,
то
она
не
годится
для
такой
экономики,
где
в
большинстве
отраслей
хозяйственная
деятельность
осуществляется
незначительным
количеством
фирм.

Бурное
развитие
производительных
сил
в
конце
XIX века,
связанное
с
быстрым
ростом
капиталоемких
отраслей
тяжелой
промышленности,
огромным
железнодорожным
строительством,
переходом
от
века
пара
в
век
электричества,
привело
к
образованию
крупных
и
сверх
крупных
предприятий,
переходу
от
индивидуальной
собственности
к
акционерной.
Именно
в
это
время
крупные
предприятия
концентрируют
свои
ресурсы,
захватывая
для
себя
все
большие
доли
рынка.

Диверсификация
производства
[3](diversification
of production) одновременное
развитие
многих
не
связанных
друг
с
другом
видов
производства,
расширение
ассортимента
производимых
изделий
в
рамках
одного
предприятия.
Диверсификация
применяется
с
целью
повышения
эффективности
производства,
получения
экономической
выгоды
и
предотвращения
банкротства.

Концентрация
(от
лат.
concentratio — средоточие вокруг
центра)
— сосредоточение
производства,
капитала
в
одном
месте
или
в
одних
руках,
преобладание
на
рынке
одной
или
нескольких
фирм.

Централизация производства
— увеличение
масштабов
производства
на
основе
объективного
процесса
развития
производительных
сил.

Высокий
уровень
концентрации
производства
и
централизации
контроля
над
предложением
товаров
в
той
или
иной
отрасли
еще
не
тождественен
монополизации
рынка,
хотя
и
является
ее
важной
предпосылкой.
Образование
монополий
отражает
попытки
приспособления
капиталистических
производственных
отношений
к
уровню
развития
производительных
сил.

Таким
образом,
в
образовании
монопольных
рынков
решающую
роль
сыграла
централизация
капитала
изначально
в
форме
горизонтальной
интеграции.
В
результате
возникли
картели,
синдикаты,
тресты,
контролирующие
цены
и
объем
продаж
в
рамках
одной
отрасли.
В
начале
XX века
в
процессах
концентрации
и
централизации
преобладающей
становится
вертикальная
интеграция
— объединение
в
рамках
одной
фирмы
последовательных,
взаимосвязанных
производств
ряда
отраслей.
В
свою
очередь
вертикальная
интеграция
является
составной
частью
более
общего
процесса
диверсификации.
Первоначально
капиталы
фирмы
охватывают
смежные
или
близкие
по
технологии
отрасли,
распространяясь
затем
далеко
за
их
пределы.
Диверсификация
может
осуществляться
в
форме
концентрации
или
централизации
капитала.
В
первом
случае
корпорация
основывает
в
другой
отрасли
новое
производство
за
счет
собственных
накоплений,
во
втором
— приобретает
существующие
там
предприятия
путем
покупки
акций.
Создавая
благоприятные
условия
для
перелива
капитала,
диверсификация
способствует
укреплению
производственных
позиций
концернов,
повышает
степень
их
контроля
над
рынком,
позволяет
им
перераспределять
и
более
эффективно
использовать
ресурсы
(9). Крупные
корпорации,
сосредотачивают
в
своих
руках
значительную
часть
рыночного
предложения
и
в
силу
этого
оказываются
в
особых
отношениях
с
рыночной
средой.

В
течение
длительного
времени
монополия
была
вместе
с
конкуренцией
единственной
формой,
привлекавшей
внимание
экономистов.
Экономическая
теория
несовершенной
конкуренции
Дж.Робинсон
и
Теория
монополистической
конкуренции
Э.Чемберлина
подытожили
дискуссии
о
характере
ценообразования
в
условиях
монополии
и
о
возникновении
неценовых
форм
конкуренции.
Сегодня
понятие
монополии
мы
определяем,
исходя
из
различия
между
чистой
монополией
и
отдельно
взятой.

Чистым
монополистом
можно
было
бы
считать
того,
кто
имел
бы
возможность
заполучить
все
доходы
потребителя,
независимо
от
уровня
производства.
На
деле
же
чистого
монополиста
не
бывает,
так
как
все
производители
вступают
в
конкуренцию
из-за ограниченности
уровня
доходов
потребителя.
В
конце
концов
все
товары
конкурируют
между
собой,
и
единственным
способом
стать
чистым
монополистом
было
бы
производство
всех
благ
в
обществе.
Поэтому
монополия
в
чистом
— это
теоретическое
понятие,
имеющее
ограниченное
значение.

Диверсификация
производства
как
форма
организации
производительных
сил
привлекла
внимание,
прежде
всего
практических
работников
в
связи
с
демонополизацией
российской
экономики,
конверсией
ВПК,
расширением
конкуренции.
Но
отечественной
экономической
наукой
недостаточно
изучены
экономические,
технологические
и
социальные
аспекты
явления.
Теория
не
смогла
предсказать
возникновения
многих
трудностей,
с
которыми
столкнулись
предприятия,
получив
свободу
выбирать
любой
вид
деятельности,
не
запрещенный
законодательством
РФ.
Поэтому
обсуждение
проблемы
на
страницах
журнала
можно
считать
определенным
вкладом
в
ее
решение.

Являясь
инструментом
устранения
диспропорций
воспроизводства
и
перераспределения
ресурсов,
диверсификация
производства
и
предпринимательской
деятельности
преследует
различные
цели
и
определяет
направления
реструктуризации
экономики.

Поскольку
ни
отечественная
экономическая
теория,
ни
эмпирические
исследования
не
дают
нам
достаточной
информации
для
анализа,
постольку
следующие
утверждения
основаны
на
известном
в
России
мировом
опыте.

Исходя
из
конкретных
условий
деятельности
предприятия,
определяется
форма
организации
производства.
Однако
форма
организации
производства
– не
пассивное
явление,
она
сама
способна
активно

воздействовать
на
эффективность
производства,
успешную
деятельность
предприятия.

Формами
организации
производства
являются:

– концентрация и централизация;

– диверсификация.

Концентрация
и
централизация
тесно
связаны
проблемой
оптимальных
размеров
предприятий.
Следует
отметить,
прежде
всего,
два фактора:
управляемость
предприятием
как
экономической
системой, действие
«эффекта
масштаба
производства».

Процессы
концентрации
и
централизации
не
отменяют
социально-экономическую
значимость
малых
предприятий,
малого
и
среднего
предпринимательства
в
целом.

Диверсификация
означает
переход
к
многопрофильному
производству,
расширению
номенклатуры
выпускаемых
изделий.
В
условиях
рыночной
экономики
диверсификация
повышает
устойчивость
предприятий,
их
конкурентоспособность.
Тесно
связана
с
централизацией производства.
Диверсификация
– как
бы
процесс,
обратный
специализации
производства.
Однако
эти
формы
организации
производстване
исключают
друг
друга,
а
как
раз
способны
к
взаимному
усилению

Список
использованной
литературы:

1.Папава В. И.
«Роль
государства
в
современной
экономической
системе»,
Вопросы
экономики,
N 11, 1993

2.Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / под редакцией
А.
Г.
Грязновой,
Н.
Н.
Думовой,
А.
Ю.
Юданова
– М.:
КНОРУС,
2005 г


[1]
В. Папава «Роль государства в современной экономической системе»,
Вопросы экономики, N 11, 1993.

[2] Экономическая
теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / под редакцией А. Г. Грязновой, Н. Н.
Думовой, А. Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2005 г

[3] Экономическая
теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / под редакцией А. Г. Грязновой, Н. Н.
Думовой, А. Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2005 г

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий