Сценарий урока

Дата: 13.03.2013

		

СЦЕНАРИИ УРОКА

Раздел программы: Основы предпринимательства

Тема: Налогообложение в России

Класс: 10

Время: 45 мин.

Образовательные
цели урока —
учащиеся
должны усвоить следующие знания:

1.     
Ознакомиться с
понятие о налогообложении в России.

2.     
Ознакомиться с разновидностями
налогов и об объектах налогообложения.

Развивающие цели
урока —
учащиеся
должны развить умения и навыки:

1.     
Знать о
налогообложении в России.

2.     
Знать разновидности
налогов и объекты налогообложения.

Воспитательные цели
уроков —
учащиеся
должны овладеть следующими видами действии:

1.        
Уметь
воспроизводить разновидности
налогов и объекты налогообложения.

2.        
Уметь строить
ответы на создаваемые вопросы.

Тип урока:
урок изучения нового материала

Метод проведения
урока:

эвристическая беседа

Оборудование: наглядные пособия, инструменты и
оборудование школьных мастерских.

Литература:

1.        
Тищенко А.Т.,
Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П.
Технология. Пробный учебник для
мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского
пед. университета. – Брянск, 1995.

2.        
Подготовка
учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.
Соловьянюк
— Бирск, 2007.

Место проведения: Учебные мастерские.

Ход
урока

I. Организационный этап

Учитель:

Здравствуйте! Садитесь! (Ученики
стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).

Дежурный кто сегодня
отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).

II. Мотивационный этап

Учитель:

Сегодня
мы приступаем к изучению нового раздела – «Основы предпринимательства». В любой
стране всякий вид деятельности, принося­щей доход, облагается налогом.

Учитель: Что означает слово «налог»?

Ученики: ???

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель:

Тогда запишите число и
тему сегодняшнего урока: «Налогообложение в России» (ученики под диктовку
записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все
записали).

IV. Изучение нового материала

Учитель:

Налог
— один из
структурных элементов рыночной эко­номики. Налог (сбор, пошлина, другие виды
платежей) — это обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд,
осуществляемый плательщиком на условиях, опреде­ляемых законодательными
органами.

Совокупность
налогов образует налоговую систему. Налоговые отчисления от любого вида прибыли
и заработков формируют бюджет все­го государства. Учитель: А для
чего необходим Бюджет государству?

Ученики: ???

Учитель: Бюджет необходим государству для решения:

1) социальных задач — систем образования, здраво­охранения, науки,
культуры;

2) для целей управления государством, то есть фискаль­ных задач —
содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб
управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых
льгот: льготы по налогам предостав­ляют тем предпринимателям, тем
производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства.
Например, развитие тех или иных отраслей сельского хо­зяйства или производство
учебников для школ.

Учитель: А какая служба следит за этими
деньгами?

Ученики: ???

Учитель: Налоговая
служба — одна из важнейших в государстве с рыночной системой экономики.

Назначение
налогов и их отмена, их размеры, льготы по налогам находятся в ведении
Федерального собрания России. Общие принципы налоговой системы, права, обя­занности
и ответственность тех, кто платит налоги (их при­нято называть
налогоплательщиками), содержатся в Законе Российской Федерации «Об основах
налоговой системы РФ».

Учитель: На какие виды разделяются налоги?

Ученики: ???

Учитель: В зависимости от того, каким образом соблюдается или
не соблюдается принцип соответствия доходов и налогов, налоги различаются как
прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные
налоги — наименьшего
возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимате­лю расширять
свое хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и
тем способство­вать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или
городе.

Регрессивные
— наоборот, столь
высоки, что не оставля­ют возможности все эти действия предпринимать. При
длительном применении регрессивные налоги ведут к разо­рению предпринимателя
или государственного производст­ва. Таким образом, повышая налоги не по силам
плательщи­ков, государственные власти ликвидировали частных собственников,
вытесняя из страны НЭП в конце 20-х годов.

Пропорциональные
налоги, как
подсказывает само название, являют величину выплат, соответствующую размеру
дохода налогоплательщика.

Налоговая
система предусматривает, что законы о вве­дении налогов и изменении выплат по
ним обратной силы не имеют.

Учитель: С чего облагаются налоги?

Ученики: ???

Учитель: На­логами облагаются доходы или прибыль предприятий и
граждан, стоимость отдельных товаров, определенные виды деятельности, операции
с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и
предприя­тий, передача имущества, добавочная стоимость продук­ции, работ и
услуг, а также другие объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом
только один раз.

Различаются
прямые и косвенные налоги. Прямой на­лог взимается непосредственно с
плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и
граждан и т.п. Косвенный налог обычно включается произ­водителем в
стоимость товара, работы, услуги и перекладывается, таким образом, на
покупателя. Это налог на добав­ленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизные
сборы.

Учитель: Кто оплачивают налоги?

Ученики: ???

Учитель: Плательщиками налогов являются как предприятия (юридические
лица), так и граждане (физические лица). Пла­тельщик налога (налогоплательщик)
обязан стать на учет в государственном органе, собирающем налоги (налоговом ор­гане),
вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финан­сово-хозяйственной
деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и
уплаты налогов документы. Плательщик имеет право на определенные льго­ты по
налогам, он может ознакомиться со всей касающейся его налоговой документацией.
За нарушение налогового за­конодательства плательщик налогов несет
административ­ную и уголовную ответственность.

Деление
налогов по уровню.
По
своему уровню налоги в России такие:

—федеральные
налоги;

—налоги республик в составе РФ и налоги краев, обла­стей, автономных областей
и округов;

—местные налоги.

К федеральным
налогам
относятся налоги, поступающие в федеральный бюджет, то есть в
бюджет всей России.

К республиканским
(областным, краевым)
— те, что по­ступают в бюджет соответствующего
субъекта Федерации. Они устанавливаются законодательными актами Федераль­ного
собрания России, а их конкретные ставки — органами власти соответствующего
субъекта федерации.

К местным
налогам
относятся налоги, поступающие в местный бюджет районов, городов,
поселков и т.д. Они ус­танавливаются законодательными актами Российской Фе­дерации
и местными органами власти; последние определя­ют и конкретные ставки налогов.

Рассмотрим
наиболее важные из них для предпринима­тельской деятельности.

Учитель: Что означает налог на прибыль предприятий?

Ученики: ???

Учитель: Налог на прибыль предприятий. Это основной и наибо­лее крупный
налог на предпринимательскую деятельность. Им облагается прибыль предприятия.

Учитель: А откуда берут эту прибыль?

Ученики: ???

Учитель: Предприятие может получать прибыль:

—от реализации
продукции, работ и услуг;

—от реализации основных фондов (имущества) пред­приятия;

—от
внереализационных операций.

Плательщиками
налога на прибыль являются предпри­ятия, в том числе и финансируемые из
бюджета, которые являются юридическими лицами, а также филиалы пред­приятий,
ведущие собственную бухгалтерию, имеющие са­мостоятельный баланс и имеющие
расчетный счет в банке.

Сумма
налога на прибыль определяется плательщи­ком налога самостоятельно на основании
бухгалтерского учета и отчетности. Налог выплачивается ежеквартально.

Помимо
описанного налога на прибыль, предприятия уплачивают также налоги на прибыль от
особых видов дея­тельности в следующих размерах. Из прибыли, полученной от
процентов по акциям (дивидендам) и другим ценным бу­магам, и из доходов от
долевого участия в других предприя­тиях на территории России — 15%.

Из
прибыли от проведения массовых концертно-зре-лищных мероприятий на открытых
площадках, стадионах, во дворцах спорта и других помещениях с числом мест более
двух тысяч — 50%.

Учитель: А предусматриваются ли льготы на налоги?

Ученики: ???

Учитель: Налогообложение прибыли предприятий предусматривает
ряд существенных льгот для определенных плательщиков и объектов, с кото­рых
берут налог. Вот главные из них.

Не облагается
налогом та часть прибыли, которая из­расходована на техническую реконструкцию,
перевооруже­ние, расширение, освоение производства. Эта льгота каса­ется тех
предприятий, которые работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная
промышленность, про­изводство медицинской техники, продовольствия, медикаментов
и т.п.). На 30% сокращается облагаемая прибыль, израсходованная на создание
природоохранных объектов.

Освобождается
от обложения та часть прибыли, кото­рую предприятие расходует на содержание
своих объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, детских и
дошкольных учреждений и т.п.

Не
облагаются также средства, выделенные предприя­тием на благотворительные цели,
в экологические и оздоровительные фонды. Например, не облагаются суммы,
выделенные для именных стипендий студентам; на строи­тельство детдома или
приюта; ремонт школы; на расчистку озера, реки и на другие природоохранные
дела.

Значительные
льготы предоставляются малым пред­приятиям (с численностью до 100 человек). Они
освобожда­ются от налога на прибыль, направляемую на развитие этих предприятий.
Малые предприятия, работающие на приори­тетных направлениях, освобождаются от
налога на прибыль на 2 года полностью и на 3-й и 4-й год частично.

Учитель: Что означает «Налог на доход физических лиц»?

Ученики: ???

Учитель: Этот налог выплачива­ют все граждане (физические
лица), постоянно или времен­но проживающие на территории России.

Данным
налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в
России и за ее предела­ми в денежной либо натуральной форме. В последнем случае
учитываются рыночные (свободные) цены на доход.

Если
плательщик налога получает доход от выполнения им работ по гражданско-правовым
договорам, то сумма дохода уменьшается на документально подтвержденную сумму
расходов, связанных с получением данного дохода.

Доходы,
полученные в иностранной валюте, пересчиты-ваются в рубли по официальному курсу
Центрального банка России. В облагаемую налогом сумму дохода не включаются:

—государственные пособия (но уходу за ребенком, по беременности и родам,
инвалидам детства и т. п.);

—все виды пенсий;

—пособия по
безработице;

—выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;

—проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;

—алименты и др.

Льготы
по данному налогу имеют инвалиды и участни­ки Великой Отечественной войны и
некоторые другие лица. Кроме того, данный налог не выплачивается с сумм,
направляемых плательщиком на благотворительные цели, а также предприятиям,
учреждениям и организациям культу­ры, образования, здравоохранения и
социального обеспече­ния, финансируемым из бюджета.

Учитель: А что означает «Налог на добавленную стоимость»?

Ученики: ???

Учитель: Источники получения данного налога. Налог на
добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определенного процента
при­роста стоимости, который создается на всех стадиях произ­водства товаров,
работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации.

Это
косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно-технического
назначения, а также работы и услуги. При этом имеются в виду как товары
собственного производства, так и приобре­тенные на стороне НДС распространяется
и на товары (работы, услуги), реализуемые внутри предприятия для нужд его работников,
на товары, реализуемые по обмену без оплаты, а также безвозмездно. Налог на
добавленную стои­мость включается предприятием, реализующим товар (работу,
услугу), в цену товара и уплачивается этим пред­приятием в бюджет ежемесячно,
исходя из фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.

V. Подведение итогов урока,
выставление и комментирование оценок
.

Учитель:

Сегодня
вы познакомились с понятием о налогообложении в России, разновидности налогов и
об объектах налогообложения.

VI. Задание домашнего задания

Учитель: Запишите домашнее задание: прочитать §5 Стр. 28 – 37.
Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?

Учитель:

Урок закончен. Всем спасибо, до
свидания!

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий