Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Дата: 15.05.2014

		

Волгоградская академия государственной службы

Реферат

Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Подготовила студентка
группы ЮВ-303
Пенкина Н.В.

Волгоград
1997 год
Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных
стран является государственное право конкретных стран или, иными словами,
национальные государственно-правовые системы. Государственное право в
каждой стране является основной отраслью национальной системы права и
представляет собой совокупность юридических норм, выражающих либо волю
правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.
Конституционное право закрепляет:
— основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента,
равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;
— механизмы политической власти;
— организацию и формы осуществления политической власти на основе
принципа разделения властей;
— государственно-территориальную организацию власти, максимально
соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Конституционное (государственное) право — основная отрасль права
страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих
экономическую основу общества, форму правления и форму государственного
устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности
высших и местных органов государственной власти и управления, права и
обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную
систему.

Конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные
принципы отдельных отраслей данной национальной системы права, и, таким
образом, определяет основы других отраслей системы права —
административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.
Конституционное право подразделяется на отдельные институты, что
определяет систему государственного права зарубежных стран. Институт
государственного права — совокупность однородных норм, регулирующих
определенный вид общественных отношений (например, институт парламента,
институт делегированного законодательства).
Предметом правового регулирования государственного права зарубежных
стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в
процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами
государственного права, эти общественные отношения становятся
конституционно-(государственно-)правовыми. Однако государственная власть
осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических,
правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, далеко
не всегда являются государственно-правовыми. К числу же форм осуществления
государственной власти, в ходе применения которых возникают именно
государственно-правовые отношения, относятся:
— законодательство;
— нормоустанавливающая деятельность правительства;
— выборы, референдумы;
— порядок осуществления прав и свобод;
— надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно- (государственно-) правовые отношения — такая группа
общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления
государственной власти, которые регулируются нормами государственного
права.

Субъекты государственно-правовых отношений:
— центральные органы государственной власти и управления;
— органы конституционного надзора;
— члены федерации;
— местные органы государственной власти и муниципалитеты;
— депутаты центральных и местных представительных учреждений;
— граждане и подданные.
В некоторых странах субъектами могут быть центральные и местные
партийные органы.
Государственно-правовые отношения складываются между различными
субъектами. Прежде всего — это отношения, возникающие между центральными
органами государственной власти в процессе их деятельности. Обширная группа
конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах
между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными
субъектами федерации. Во время всеобщих выборов возникают государственно-
правовые отношения между гражданами и подданными и центральными органами
государственной власти. В обществе, таким образом, существует множество
видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными
субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих черт, так как они
возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и
по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти.
Основным источником конституционного права являются конституции, но
они часто содержат лишь общие положения и обходят ряд важнейших вопросов
государственной жизни (конституция США 1787 года). Наряду с этим
конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных
деталей.
Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений,
складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и
дополняются целым рядом других нормативных актов. К источникам
конституционного права относятся также:
— конституционные законы, которые не являются составными частями
конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы
(законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях
правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке
введения чрезвычайного положения, о политических партиях и др.);
— органические законы, которые в отличие от конституционных
принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях
(конституция Франции 1958 года);
— обычные парламентские законы, которые иногда вступают в противоречие
с конституцией (закон о контроле над коммунистической деятельностью в США);
— нормативные акты правительств и глав государств (указы и декреты о
введении чрезвычайного положения и др.);
— в некоторых (особенно англосаксонских) странах — обычаи, называемые
конституционными правилами или конвенционными нормами, которые не
закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но тем
не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и
фактически определяют их роль и значение в механизме государства;
— судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов,
принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в
дальнейшем (в Великобритании и ряде других англосаксонских стран);
— акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и
законов, осуществляемого либо главой государства, либо судами.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий