Становление личности в подростковом и юношеском возрасте

Дата: 12.03.2014

		

Экзаменационная работа по курсу

 «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

Становление личности

в подростковом и юношеском
возрасте.

Выполнил студент Института специальной педагогики и
психологии

Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля
Валленберга

Лапов Андрей Викторович, группа
82/с.

гор. Санкт — Петербург

1999 год.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ПОДРОСТКОВОМ

И

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ)

Подростковый
возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания
ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство
взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться
взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей
жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период
подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают
сменяющие друг друга увлечения.

…в структуре личности подростка нет
ничего устойчивого, окончательного, неподвижного…

Л.С.Выготский
Ê

Личная
нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём
стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят
заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют
друзей.

…подростки
исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным
предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих
периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование…

…с
одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой
стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым
подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой
власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время преисполнены
возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность
самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям
грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется
между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с
энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны…

Анна Фрейд Ï

…Становление личности есть процесс
социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой,
общественной сущности. Становление личности связано с принятием индивидом
выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил
поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми…

Р      

Среди
многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются
формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

…У подростка складываются
разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним
влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе
ранней юности «Я-концепцию», которую можно считать центральным
новообразованием всего периода. …

И.Ю.Кулагина ¸.

Чувство
взрослости – это отношение подростка к себе, как ко взрослому, ощущение себя в
какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости проявляется в желании,
чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а
как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт
на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.

…Чувство взрослости проявляется в
стремлении к самостоятельности, желания оградить какие-то стороны своей жизни
от вмешательства родителей. Чувство взрослости
становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к
концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один ша в своём личностном
развитии. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется
«Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов
«Я».

И.Ю.Кулагина ¸.

…В подростковом возрасте продолжает
развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые в младшем
школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.
Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в
чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет
их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно.

И.Ю.Кулагина ¸.

…Особенности теоретического
рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи,
искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет
оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный
поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные
возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из
них. Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса
задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение.

Р.С. Немов ¹

…Без высокого уровня развития
интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к
абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.
Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории,
приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. Становление основ
мировоззрения
, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным
развитием…

И.Ю.Кулагина ¸.

…Благодаря интенсивному
интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, становится
возможным самовоспитание…

Р.С. Немов ¹

Подростки
приобретают взрослую логику мышления. В этот же период происходит дальнейшая
интеллектуализация таких психических функций, как память и восприятие. Этот
процесс зависит от усложняющегося обучения в средних классах.

…для развития памяти важно то, что
усложнение и значительное увеличение объёма изучаемого материала приводит к
окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе
понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной
смысл прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приёмы; если же они были
сформированы в начальной школе, теперь автоматизируются, становятся стилем
деятельности…

И.Ю.Кулагина ¸.

С общим
интеллектуальным развитием связано развитие воображения. Сближение воображения
с теоретическим мышлением побуждает к творчеству:

…подростки начинают писать стихи и
пьесы, серьёзно заниматься разными видами конструирования, изобразительным
искусством и т.д. …

Р.С. Немов ¹

Воображение
подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но
оно богаче фантазии ребёнка. Но далеко не все подростки стремятся к достижению
творческого результата, но

…все они используют возможности
своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса
фантазирования. Это похоже на детскую игру…

И.Ю.Кулагина ¸.

…игра ребёнка перерастает в фантазию
подростка…

Л.С. Выготский Ê

Потребности,
чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в воображаемой ситуации.
Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий:

…замкнутый подросток, которому
трудно общаться со сверстниками, становится героем и ему рукоплещет толпа;
невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в неё сразу же
влюбляется то ли принц, то ли мальчик из соседнего класса…

И.Ю.Кулагина ¸.

…Вообще фантазирует не счастливый, а
неудовлетворённый человек, поскольку в подростковом возрасте много острых
личных проблем, воображение в это время становится на службу бурной
эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может
поделиться этой интимной информацией только с близким другом. …

И.Ю.Кулагина ¸.

Но игра
воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. Смутные
побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме. В своих фантазиях
подросток лучше осознаёт собственные влечения и эмоции, впервые начинает
представлять свой будущий жизненный путь.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

14-16 лет
переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте
решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в школе или пойти в
училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в
собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии
и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной
области деятельности. Это крайне сложная задача. Ещё более она усложняется в
наше время, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы,
представления о значимости образования и престижности той или иной профессии.

…далеко не все старшие подростки к
концу IX класса могут выбрать профессию и
связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально
напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в
школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе,
сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с
учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворённых своей невысокой
успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу.
Но им тоже не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное будущее
вызывает у них опасения.

…В это время усиливается значимость
собственных ценностей. …

…В связи с развитием самосознания
усложняется отношение к себе…

…возрастает тревожность, связанная с
самооценкой. Подростки чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие
угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное
волнение. Повышение уровня такого рода тревожности вызвано, главным образом,
предстоящими впереди экзаменами, и возможно, началом нового жизненного пути…

И.В.Дубровина Ë.

…В переходный период притупляется
острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт,
знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью…

И.Ю.Кулагина ¸

Ранняя юность ( 15 – 17 лет )

…Для ранней юности характерна
устремлённость в будущее…

…устремлённость в будущее только
тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость
настоящим. При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее не
потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше. …

И.Ю.Кулагина ¸

…самооценка в ранней юности выше,
чем в подростковом возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В
это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём –
мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение:
профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в
своей будущей жизни. …

Р.С. Немов ¹

Осознание
перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих
силах и возможностях.

…В российских школах была выявлена
интересная динамика развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает,
не только компенсируя «потери» подросткового периода, но и превосходя уровень
самоуважения младших школьников. Типично юношеские особенности характерны для
самооценки десятиклассников – она относительно устойчива, высока, адекватна и
сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это время отличаются
оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Всё это
безусловно связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью
самоопределения. …

…В выпускном классе ситуация
становится более напряжённой…

…Часть старшеклассников сохраняет
«оптимистическую» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично
соотносятся желания притязания и оценка собственных возможностей. У других
самооценка высока и глобальна – охватывает все стороны жизни; смешивается
желаемое и реально достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью
в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который
ими ясно осознаётся. Их самооценка низка, конфликтна. Повышается тревожность.

И.Ю.Кулагина ¸

Несмотря на
различия в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов
личностного развития, происходит общая стабилизация личности в этот период.

…Старшеклассники в большей степени
принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. …

…Интенсивно развивается саморегуляция,
повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в
ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет,
независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в
11-15 лет.

И.Ю.Кулагина ¸

В это же время
начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своём поведении
юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые
формируются на основе приобретённых знаний и своего жизненного опыта.

…знания об окружающем мире и нормах
морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому
нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной. …

И.Ю.Кулагина ¸

Самоопределение,
стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

…в подростковом возрасте ребёнок
открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня
формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся
накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия,
оказываются той основой, на которой в ранней юности строятся мировоззренческие
взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или
идеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам
процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные
периоды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через
свои переживания. …

…Юноша, наоборот, познавая
окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой
Я?», «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы мои
возможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в своих взглядах
категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме. …

…Однако мировоззренческие проблемы
не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения,
повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций…

И.Ю.Кулагина ¸

Ещё один момент,
связанный с самоопределением, изменение учебной мотивации:

…юноши, ведущую деятельность которых
обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как
необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их
интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем,
их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к
«ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчёркнуто
пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.
Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению…

А.В.Петровский Î

…Старшеклассник прощается с
детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной
взрослости, он весь устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит его.
Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный
шаг, определить свой дальнейший путь…

И.Ю.Кулагина ¸

СПИСОК  
ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ   ПРИ   ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ   РАБОТЫ:

1. Выготский
Л.С. «Педология подростка» Москва,
1984 г.

2.Дубровина И.В. «Формирование
личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту» Москва, 1987 г

3.КУЛАГИНА
И.Ю. «Возрастная психология» Москва,
1998 г.

4.НЕМОВ Р.С. «Психология развития» Москва, 1998 г.

5.ПЕТРОВСКИЙ
А.В. «Проблема развития личности с позиций социальной
психологии» Москва, 1984 г.

6.
         ФРЕЙД Анна. «психологиЯ «Я» и ЗАЩИТНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ» Москва, 1993 г.

7.«ПСИХОЛОГИЯ
личности»
( под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск,
1998 г.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий