Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир

Дата: 15.05.2014

		

Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров, «теснейшим образом
связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает
человеческий образ, поддерживает и несёт его… Положение пейзажа в романе
Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении,
где картина развёртывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его
моменты».
Великий писатель высоко ценил облагораживающее влияние природы на
человека.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» вспоминается яркостью эпизодов,
отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и
святки, первый бал Наташи, лунная ночь в Отрадном и девочка на окне,
встречи князя Андрея со старым дубом… Так отдельными яркими эпизодами
встаёт в нашей памяти эта книга. Все эпизоды служат общей связи романа,
вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему автономны, завершены.
Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды
самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или
«семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен
существенный смысл жизни и её борьба.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив
раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей
приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и для
своих близких – то единственное, что ему остаётся.
Итак жизненный путь определён? Но вряд ли деятельная, кипучая натура
Болконского может довольствоваться столь узким кругом. Недаром его «взгляд
был потухший, мёртвый» и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и
убитость».
Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В
ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперёд,
поэтому он и выделил на первый план силу жизни.
Автор показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к
людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения – встреча с
Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в
Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», – всё
это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Встреча со старым
дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное состояние.
В общем плане романа этот эпизод важен не только как определённая
ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие и является
средством, чтобы «разрешить вопрос», — он задерживает ход действия и
привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений
жизни, которую учит любить нас Толстой.
Дуб, который дважды встречает на своём пути князь Андрей, совершенно
по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется
Болконскому олицетворением безнадёжности, в другом – символом радостной
веры в счастье.
При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым,
сердитым, презрительным уродом», который наделён способностью думать,
упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз».
Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём,
употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не
кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки».
Герой находит в роще то, что созвучно ему, — нераспустившийся дуб,
который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни
весны, ни солнца».
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь
поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!» Грустные,
безнадёжные мысли теснились в это время в голове князя Андрея.
Дуб – параллель к образу Болконского. Первый раз проезжает он мимо
него разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что
активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки в
Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь
возвращаются надежды на счастье и стремление к большой гражданской
деятельности.
Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь
Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество
эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных
цветов: чёрного, белого и серебряного – и игру света и теней: ночь
неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещённые с другой
стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша –
блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти
беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё чарует незабываемой
прелестью.
Эта картина почти с зыбкой игрой

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий