Достоевский

Дата: 15.05.2014

		

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством
безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в
эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с
тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей
борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.
Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев
источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения –
болезненной формой признания безвыходности мучений.
Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью,
превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный
путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и
уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе,
искусству, красоте. В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда
являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными
метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей
жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей
человеческими страданиями и отчаявшейся, то есть изжившей свои чаяния,
мечты, надежды молодости, — души, полюбившей боль, потому что ей нечем
стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.
В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный,
искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому,
как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, — и непрочность,
обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих
мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.
Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи
распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми,
капиталистическими отношениями.
Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие
начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений,
повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни.
Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих
социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не
вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и
упадочнических влияний.
Он начинал свой литературный путь как ученик Гоголя, союзник
Белинского. Его духовное и литературное развитие и далее могло бы
продолжаться в том же направлении, вопреки очень серьёзным противоречиям,
обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества, если бы
это развитие не было прервано так чудовищно – грубо, деспотически –
жестоко, таким отвратительно – преступным глумлением над его личностью:
каторгой, солдатчиной, ссылкой. На целых десять лет он был выброшен из
жизни тем самым николаевским режимом, который убил Пушкина, убил
Лермонтова, затравил Гоголя.
Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за эти годы,
с его болезненно-впечатлительной, обнаженной душой. Он разуверился в
возможности улучшить действительность путем борьбы, усомнился в самой
природе человека, в способности человека своими силами, своей разумной
волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии, — в жестокой
постоянной борьбе с самим собой.
По возвращению в Петербург, после девяти лет глубочайшего,
испытанного им одиночества, на него нахлынула, со всеми ее пестрыми
противоречиями жизнь большого капиталистического города. А вскоре к этому
бурному рою впечатлений, хаотичность которых была впоследствии так ярко
выражена в «Подростке». И он еще более утвердился в своей проповеди о том,
что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма, от
соблазнов сатанинской власти денег надо всем.
Уйдя от новой, передовой России-России Белинского, Чернышевского,
Добролюбова, Герцена, Некрасова, Щедрина, — Достоевский потерял
единственную возможность помочь униженным и оскорбленным выбраться из
мрака. Впитав в свою душу страдания человечества, Достоевский склонился
перед их беспредельностью, выбраться из мрака.
Достоевский восторженно приветствовал крестьянскую реформу 1861 года,
увидев в ней подтверждение своей веры в «народность», внесословность
самодержавия и в его способность спасти Россию от капиталистического пути.
Вопреки присущей ему иронии, Достоевский оказывался способным к
маниловским идиллиям, над которыми, видимо, сам горько смеялся. В своих
статьях он развивал сладостные картинки единения всех сословий под сенью
престола. И в то же время его произведения полны ужаса перед всесильным
ходом капитализации страны, а в своих письмах он трезво писал и о росте
рабочего класса, с горечью признавая, что Россия идет по тому же пути
развития, что и Запад, Кажется, ни один художник не терзался таким обилием
самых разнообразных противоречий, как Достоевский. Защита дела реакции и
вместе с тем отвращение к господствующим классам, составлявшим лагерь
реакции! Все подобные противоречия означали борьбу в творчестве великого
художника живой жизни против лживых реакционных схем.
К концу своей жизни Достоевский был вхож в царский дворец, его ласкали
великие князья, в том числе наследник престола, будущий царь Александр III.
Он стал другом лидира дворянской реакции К. Победоносцева, обер — прокурора
“святейшего синода”, выходца из разночинцев, превратившегося в злобного и
коварного душителя всего живого и честного на Руси. Достоевский писал свой
последний роман «Братья Карамазовы», прислушиваясь к советам этого обер —
лакея царей. Автор «братьев Карамазовых» считал своей целью в романе как
можно больнее поразить богопротивный лагерь революции. Но он создал в этом
произведении образ смертельного разложения помещичьего класса в лице
мерзкого старикашки Фёдора Павловича Карамазова. А в образе Смердякова
писатель навеки заклеймил всяческое лакейство – порождение и отражение
барства. Оба эти образа принадлежат к классическим достижениям мировой
литературы.
Борьба добра со злом в душе человека мучила Достоевского и его героев,
занимала такое огромное место в его произведениях, что была неразрывна
связана с коренной темой всего его творчества. Кризисная эпоха ломки
представлялась Достоевскому страшной эпохой утери всех моральных принципов,
эпохой свободы для всего – для любых преступлений, для попирания всего
святого. Именно в этом, и только в этом – объективный смысл и значение всех
проблем, связанных с образами Раскольникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых и
других персонажей Достоевского.
Достоевский звал к покорности, терпению, примирению, но никогда не мог
примириться с существовавшей действительностью. Он имел действительное
право, заработанное всем его трудом, высказать обобщающую формулу своего
творчества: — Мне не нравится лик мира сего! Он поставил в своих образах
немало больших, острых вопросов перед человечеством. Он ввел в литературу
целый неизученный мир – мир трущоб, темных углов большого города, мрачную
жизнь их обитателей.
Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них
человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем
окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность,
болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность
одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление
на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном
неустройстве человека и человеческой жизни.
Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя,
классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер
реализма, введший в литературу новые социальные типы.
В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических,
демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма. То было
влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым
центром революционного движения в России второй половины сороковых годов. В
сороковых годах усиление эксплуатации крестьянства помещиками, обострение
классовой борьбы в стране, рост крестьянского движения, назревшая
необходимость отмены крепостного права, сказывавшаяся во всем. Подъем
общественного самосознания, революционной мысли, всё это увлекло
Достоевского. Он остро чувствовал общую обстановку, дышал ее воздухом. Это
отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной
страстью, ни цельной верой в силу революционного движения. Его демократизм
был неопределенно мечтательным. Он колебался между атеизмом Белинского и
своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он
мечтал об уничтожении крепостного права. Он хотел свободы для печати, для
литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским
правительством.
Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания,
идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую
правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и
мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих
своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от
художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях
гениального русского и мирового художника.

Доклад
По литературе
Ученика 10 «Б» класса
Средней школы №7
Потявина Никиты
Г. Ставрополя
На тему:
«Творчество

Ф. М. Достоевского»

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий