Основания, порядок и соблюдение законности при задержании и доставлении в ОВД лиц, совершивших административное правонарушение или подозреваемых в совершении преступления

Дата: 15.05.2014

		

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕФЕРАТ

«Основания, порядок и соблюдение законности при задержании и доставлении в
ОВД лиц, совершивших административное правонарушение или подозреваемых в
совершении преступления»

Начальник ОДС
Оршанского ГОВД
майор милиции
Габрусь А.А.

Орша, 2000

Учебные вопросы.

1. Основания, порядок и соблюдение законности при задержании и доставлении
в ОВД лиц, совершивших административное правонарушение.

2. Основания, порядок и соблюдение законности при задержании и доставлении
в ОВД лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Правовые основы наделяют сотрудников милиции большими полномочиями,
среди которых: привлечение виновных к установленной законом
ответственности, задержание подозреваемых в совершении преступления,
наложение штрафа, производство обыска и т.д.

Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с
административным правонарушением, иначе как на основании и в порядке,
установленных законодательством, предусмотренных законом.

Административное задержание, досмотр вещей, изъятие вещей и документов
работниками милиции в случаях, прямо предусмотренных законодательными
актами РБ: в целях пресечения административных правонарушений, когда
исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления
протокола об административном правонарушении при невозможности составления
его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения
своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по
делам об административных правонарушениях. Все это является основанием для
задержания и доставления правонарушителя в ОВД, где при разбирательстве
выясняются основания, мотивы и законность доставления, наличие данных о
потерпевших, свидетелях, могущих подтвердить совершение правонарушения.
Установить личность доставленного, его физическое состояние, принять от
работника ОВД, доставившего правонарушителя, письменный рапорт, а при
доставлении гражданами – заявление. При этом обратить особое внимание на
изложение обстоятельств правонарушения, основания и мотивы доставления.
Зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в ОВД.
После выяснения всех обстоятельств составляется административный протокол,
который подписывается нарушителем, лицом составившим протокол и
свидетелями. Также составляется протокол административного задержания, в
котором указывается: дата и место его составления, должность, фамилия, имя,
отчество лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного,
время и место административного правонарушения. В случае отказа
задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

По просьбе лица, задержанного за совершение административного
правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники,
администрация по месту работы или учебы. О содержании несовершеннолетнего
уведомление его родителей или лиц их заменяющих, обязательно. (ст. 240 КоАП
РБ)

Административное задержание лица, совершившего административное
правонарушение может длится не более трех часов. В исключительных случаях,
в связи с особой необходимостью установлены иные сроки административного
задержания. Лица, нарушившие пограничный режим или режим пропускных пунктов
через государственную границу, могут быть задержаны на срок до трех часов
для составления протокола, а в необходимых случаях для установления
личности и выяснения обстоятельств правонарушения – до трех суток с
сообщением об этом письменно прокурору в течении суток с момента задержания
или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушитель не
имеет документов, удостоверяющих его личность. Лица, совершившие мелкое
хулиганство, нарушившие порядок организации и проведения собраний, митингов
и уличных шествий и демонстраций, торговлю в неустановленных местах,
незаконную продажу товаров или иных предметов или мелкую спекуляцию, могут
быть задержаны до рассмотрения материалов дела народным судьей или
начальником ОВД (его заместителем). Срок административного задержания
исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а
лица находящегося в состоянии опьянения – со времени его вытрезвления. (ст.
242 КоАП РБ).

При задержании может проводится личный досмотр задержанного лицом
одного пола с досматриваемым и в присутствии понятых – двух человек того же
пола, для изъятия вещественных доказательств на месте совершения
правонарушения, о чем делается отметка в протоколе.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе
знакомится с материалами дела, давать объяснения, представлять
доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться
юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться
услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется
производство, обжаловать постановление по делу. Дело об административном
правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к
административной ответственности.

В случае необоснованного доставления гражданина работники милиции
обязаны немедленно освободить его и предложить лицу, виновному в
необоснованности доставления, принести извинения, сделать необходимые
отметки в графах в книге учета лиц, доставленных в ОВД. Разъяснить лицу,
допустившему необоснованное доставление, неправомерность его действий. О
необоснованном доставлении гражданина работником ОВД должно быть доложено
начальнику ОВД письменным рапортом для принятия мер.

Доставлению не подлежат без осмотра и заключения медицинских
работников лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с симптомами
сильного отравления, наркотического опьянения, психоза, с видимыми травмами
черепа и других частей тела, а также с другим, ярко выраженным, тяжелым
состоянием здоровья. (Распоряжение «О мерах по усилению защиты прав и
законных интересов граждан» от 20.11.1999 года)

Доставлению и задержанию не подлежат:

а). Депутаты Верховного Совета РБ, национального собрания РБ.

б). Депутаты областного Совета народных депутатов, городского, районного,
поселкового, сельского Совета – на территории соответствующего Совета
народных депутатов.

в). Прокуроры и следователи органов прокуратуры, судьи, руководители и
члены городского, областного и вышестоящих судов.

При доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления,
необходимо: доложить о доставлении руководству ОВД и по его указанию
передать материалы и доставленного следователю или лицу, назначенному
проводить дознание, для решения вопросов о возбуждении уголовного дела
(если оно не возбуждено) и задержания доставленного в качестве
подозреваемого. Записать его в книгу доставленных, произвести личный обыск,
изъятое при личном обыске передается следователю, лицу, производящему
дознание, под расписку в протоколе о задержании по подозрению в совершении
преступления, который приобщается к уголовному делу.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий