Культура России начала XIX века

Дата: 15.05.2014

		

Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в
этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,
изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический
строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.
Дети недворянского происхождения получали начальное образование в
приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии,
они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в
России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского
были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский
и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в
привилегированных учебных заведениях — лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В
1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные
библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в
1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то
время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому
читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его
совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным
ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал
в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная
застройка города. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных
зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.
Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.
Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи
на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль
Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.
Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге —
самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По
замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость
самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси
были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,
Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство
Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися
архитекторами, — это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После
пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник
Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой
Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм
Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В
1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.
Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища
императорской фамилии. В России появился первый общедоступный
художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные
труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами.
Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-
х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского
“Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом
театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены
в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества.
Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те
времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.
Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку
очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная
культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный
взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком”
русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской
литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского,
Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы
родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе
усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.
Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала
непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры.
Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у
себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы,
достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным
достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит
высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук
событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный
образ родины. А. С. Пушкин — гениальный поэт, прозаик и драматург,
публицист и историк. Всё, что им создано, — это классические образцы
русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих
предков не только можно, но и должно… Уважение к минувшему — вот черта,
отличающая образованность от дикости…”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В.
Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в
Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая
печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось
беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть
Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.
Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия
будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие
деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и
другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со
стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до
пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте
определялось экономическими и социально-политическими процессами,
происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более
осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

Список литературы:
И. А. Заичкин И. Н. Почков
“Русская история от Екатерины великой до Александра II”

“История России”
Ответственный редактор А. Н. Сахаров

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий