История и развитие гоночного автомобиля

Дата: 15.05.2014

		

РЕФЕРАТ

На тему: история и развитие гоночных автомобилей.

1 история автоспорта
2 советские гоночные автомобили
3 легенды автоспорта

ВВЕДЕНИЕ

Патентованая моторная повозка Бенца — первый автомобиль.

Автомобильный спорт один из технических видов спорта, в котором
используется наземное транспортное средство — автомобиль. Впервые словом
«автомобиль» назвал свою паровую повозку выдающийся французский инженер-
механик Кюньон в 1769г. Модель первого в мире механического экипажа с
февраля 1800г. хранится в национальном музее искусств и ремесел в Париже.
1885 год принято считать годом создания автомобиля, а его изобретателями —
немецких инженеров Г.Даймлера и К.Бенца. Автомобили, используемые в
автоспорте, классифицируются по различным критериям и признакам, которые
регламентируются Международным спортивным кодексом (для отечественных —
классификацией и техническими требованиями (КиТТ)). В основных видах
автоспорта и формах проведения соревнований используются серийные,
спортивные, гоночные и рекордные автомобили. Создаются также специальные
кроссовые автомобили (багги), микроавтомобили (карты) и другие
разновидности автомобилей для спорта.

1. ИСТОРИЯ АВТОСПОРТА
Автомобиль «Панар-Левассор»,1895г.
Возникновение и развитие автомобильного спорта (автомобильных соревнований
различных типов) как у нас в стране, так и во всем мире тесно связано с
бурным процессом автомобилизации, одним из самых ярких явлений современной
жизни. Основными критериями автомобильного спорта являются уровень
водительского спортивного мастерства и степень технического совершенства
автотехники. Отсчет международной истории становления и развития
автомобильного спорта принято считать 1894г., когда прошли первые
состязания на автомобиле между Парижем и Руаном, отечественной — 1898г.,
когда состоялась «гонка моторов» под Санкт-Петербургом (100-летие которой
отметили в октябре 1998г.). Управление автомобильным спортом осуществляется
Международной автомобильной федерацией (ФИА) и, сейчас в нашей стране,
Российской автомобильной федерацией (РАФ), а также региональными
автомобильными федерациями. Автоспорт объединяет многообразные виды и формы
проведения соревнований: кольцевые и трековые гонки, ралли и картинг,
картинг и многоборье, заезды на установление рекордов и др.

Соревнования проводятся на легковых и грузовых автомобилях. Первые в мире
автомобильные соревнования состоялись во Франции, в 1894г. между городами
Париж и Руан на дистанцию 127км. Инициатором соревнований выступил шеф-
редактор французской газеты «Ле пти журналь» Пьер Жиффар, опубликовавший в
конце 1893г. приглашение на «Конкурс безлошадных экипажей». В соревнованиях
могли участвовать экипажи любых систем и конструкций с механическим
приводом на колеса. Среднюю скорость установили 16 км/ч, затем снизили до
12,5 км/ч, т.е. норма времени определялась около 10 часов. Ехать можно было
и быстрее, но скорость не имела решающего значения. Главными в оценке
результатов были: прочность, надежность и простота конструкции, удобство
управления и экономичность двигателя. По совокупности всех этих качеств
первый приз — 5000 франков получили на равных экипажи «Пежо» и «Панар-
Левассор», прошедшие дистанцию со средней скоростью 20-22 км/ч при мощности
двигателей около 2,5 л.с. Эти соревнования продемонстрировали существенные
достоинства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания как более
надежного транспортного средства и открыли эру автомобильного спорта в
мире. Центром автомобильного спорта в течение двадцати лет (с 1894 по
1914г.г.) была Франция, поэтому старт наиболее значительным гонкам давался
в Париже, а финишем были города: Марсель, Амстердам, Берлин, Вена и др. В
1895-96г.г. проводилось по одной гонке в год, а затем их число стало
неудержимо возрастать — 4, 7, 21, 30 и т.д.

Уже с первых соревнований автомобильный спорт начал обретать достаточно
четкие организационные формы. В 1895г. был учрежден первый автомобильный
клуб — Автомобильный клуб Франции (АКФ). В 1897г. в Германии открылось
«Центрально-Европейское общество автомобилистов». В США 13 предприимчивых
автоспортсмена основали в 1899г. «Автомобильный клуб Америки». Стали
возникать автоклубы и общества в других странах, чему способствовал
стремительный рост популярности автогонок. Переломным моментом в истории
автомобильного спорта стали гонки Париж-Мадрид, которые состоялись в 1903г.
В результате возросших скоростей (свыше 100 км/ч) было много несчастных
случаев. В результате вышло правительственное распоряжение об окончании
этих гонок в г.Бордо и следственная комиссия, назначенная парламентом для
выяснения причин несчастных случаев, пришла к единодушному мнению, что
гонки между городами представляют собой опасную форму состязаний. Начиная с
1903г. все дорожные гонки проводятся по замкнутым маршрутам ограниченной
длины, закрытым для постороннего движения.

Последние автогонки между городами в нашей стране состоялись в 1956г. между
Москвой и Минском. В России первый автомобиль появился в 1891г. на улицах
Одессы. Это был «Бенц» с мотором мощностью 1,5 л.с. Тогда слово
«автомобиль» не было общепринято, а имело название «самоход», «самокат»,
«автопер», «автогон», «мотор», «механический экипаж» и другие.
Подразумевались под этими названиями 2-3-4 колесные «безлошадные экипажи» с
двигателем внутреннего сгорания. В 1898г. в Санкт-Петербурге было
зарегистрировано около трех десятков «моторов». Первый русский автомобиль
был построен Яковлевым Е.А. и Фрезе П.А. в мае 1896г. в Санкт-Петербурге.
Предпосылкой создания первого русского автомобиля послужила Колумбовая
международная выставка в Чикаго в 1893г., на которой Яковлев и Фрезе,
познакомившись с первыми образцами автомобилей, решили построить у себя на
родине автомобиль.

Автомобильный спорт в дореволюционной России характеризуется проведением
первых автогонок между городами, прежде всего между столицами — Санкт-
Петербург и Москвой, гонками на одну версту, автопробегами и другими
соревнованиями, такими как подъем на холм. Первая «гонка моторов» в России
состоялась 23 октября 1898г. Проходила она под Санкт-Петербургом между
железнодорожными станциями Александровская и Стрельна Варшавской железной
дороги на дистанцию около 40 верст (42,6км). Инициаторами и организаторами
этих соревнований были первые в России автомобилисты Нагель А.П., Михайлов
В.М., Малявко Д.С. и другие, в содружестве с «Обществом велосипедной езды».
Победителем стал Беляев П.Н., которому вручили первый приз — специальный
золотой жетон с выгравированной надписью: «Первый приз за первую в России
гонку моторов». Так началась эра отечественного автомобильного спорта.

В дореволюционной России рекорды скорости на автомобиле отмечались на
каждом из соревнований в популярных тогда гонках на одну версту (равна
1066м). Первый из них зафиксирован в 1902г. — 42,5 верст/час (45,3 км/ч);
абсолютный мировой рекорд скорости автомобиля в эти годы составил 124 км/ч.
Высокие результаты были достигнуты 14 мая 1913г. в гонках на 1 версту,
организованные Санкт-Петербургским Автомобиль — Клубом, где немецкий гонщик
Хернер на мощном «Бенц» показал абсолютно лучший результат 202,0км/ч. Эти
достижения стали рекордами дореволюционной России по автоспорту. В
дореволюционной период в России действовало более 20 спортивно-общественных
организаций по автомотоспорту, а первый в России автомобильный клуб был
основан 20 марта 1900г. — «Московский клуб автомобилистов». Клуб оформлял
разрешение на право езды по Москве, явился организатором стоверстной гонки
в Москве, а члены клуба принимали деятельное участие во многих
мероприятиях, связанных с автоспортом. Осенью 1911г. Клуб начал расстановку
первых дорожных знаков, вначале по Петербургскому шоссе до деревни
Безбородково, а потом по другим шоссейным дорогам Московской губернии.

В 1912 году российские экипажи «Руссо-Балты»
В 1904г. родилось Российское автомобильное общество (РАО), которое
поставило своей задачей развитие и пропаганду автомобилизации, организацию
спортивных соревнований на автомобилях и мотоциклах и т.п. Началом активной
международной автомобильной жизни в России стал 1907г., когда в Санкт-
Петербурге прошла первая автомобильная выставка и приуроченная к ней
автогонка Москва — Санкт-Петербург. Через Россию пролегали маршруты
марафонских автопробегов, типа «Нью-Йорк — Париж» (1908г.). В 1912г.
успешно финишировали на первых международных ралли в Монако и Сан-Себастьян
российские экипажи на «Руссо-Балтах». В 1913 и 1914г.г. состоялись первые
международные кольцевые гонки «Большого Приза Санкт-Петербурга».

Автомобильный спорт в России стал выходить на международный уровень, однако
1-я Мировая война и особенно последующая смена социально-общественной жизни
страны прервали темп развития отечественного автомобильного спорта по
сравнению с другими странами Европы и Америки. Первые после революции гонки
(Петроград-Псков-Петроград-533км), состоявшиеся в 1922г., ознаменовали
наступление новой эпохи в развитии отечественного автомобильного спорта.
Победителем тех первых автогонок стал М.Мякинин. А в 1924г. впервые под
Москвой был разыгран чемпионат Российской Федерации. 1 ноября 1924г. был
собран первый советский автомобиль на московском заводе АМО (завод
им.И.А.Лихачева). Все массовые автомобильные соревнования и пробеги стали
проводиться только на автомобилях отечественного производства.

Первый советский гоночный автомобиль ЦАМК-ГАЗ, 1937г.
Развитие массовости автомобильного спорта тормозилось из-за отсутствия
специальных трасс. В предвоенные годы у нас в стране появилось много
выдающихся гонщиков: Л.Пельцер, Н.Титов, А.Понизовскин, Г.Цветков,
А.Лаврентьев и другие. Послевоенный период в развитии автоспорта характерен
исключительной динамичностью форм автомобильных соревнований, отмиранием
одних и быстрым развитием других видов соревнований. Впервые в стране был
налажен мелкосерийный выпуск гоночных, кроссовых (багги), специально
подготовленных серийных автомобилей и микроавтомобилей (картов). Высокий
уровень спортивного мастерства советских автогонщиков, показавших
выдающиеся результаты в наиболее трудных зарубежных соревнованиях, укрепил
международный авторитет советского автоспорта.

Триумфальными были для советских гонщиков выступления в авторалли-марафонах
Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. Среди 53 финишировавших в 1968г. на
Австралийском континенте экипажей, прошедших свыше 16тысяч км, оказались
все четыре советских экипажа («Москвич-412»). Календарь международных
соревнований только по ралли в 1980г. включая участие советских спортсменов
в 14 международных встречах. По основным видам соревнований по автоспорту
проводятся ежегодные официальные Чемпионаты мира и Европы, а также
национальные чемпионаты, первенства и Кубки. Всегда стояли особняком в
программе Чемпионата мира — ралли «Сафари». Необычный контроль времени,
автомобили и гонщики, которых на европейских этапах никто в глаза не видел,
специфика трассы — все это давно сделало атмосферу состязаний донельзя
экзотической и несколько загадочной. Автомобильный спорт был и остается
катализатором прогресса в автомобильной промышленности и многосторонней
сферой деятельности людей, включая рекламу и бизнес.

2.СОВЕТСКИЕ ГОНОЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Технический прогресс в автомобилестроении, как показывает история развития
этой отрасли, в немалой степени обязан спорту. Постройка специальных машин
для участия в соревнованиях, прежде всего в гонках, постоянно требует
поиска оригинальных конструктивных решений, новых материалов и научных
концепций. Поэтому конструкция гоночных и спортивных автомобилей, как
правило, предвосхищает технические новинки, которые могут появиться и через
несколько десятков лет. Так, например, лет тридцать назад дисковые тормоза
были редкостью даже на гоночных машинах, а сегодня ими оснащены почти все
легковые автомобили. Усовершенствования в области аэродинамики, повышения
мощности двигателя, конструкции шин, характеристик управляемости очень
быстро с гоночных конструкций перешли на массовые модели.

Как только автомобилестроение достигает определенного уровня развития, оно
сталкивается с необходимостью начать работу над специальными машинами для
гонок.

Наша автомобильная промышленность в середине тридцатых годов уже создала
экспериментальную базу, развернула научные исследования, начала развивать
новые технические направления, создавать образцы гоночных машин. На
Московском и Горьковском автозаводах были построены первые автомобили,
способные развивать скорость до 160 км/ч: спортивный ЗИС-101А-Спорт и ГАЗ-
ГЛ1. В те годы ни один серийный автомобиль отечественного производства не
выходил за рубеж скорости 125 км/ч. Явление «шимми» управляемых колес на
высоких скоростях еще не было глубоко изучено, отсутствовал даже мало-
мальский опыт практического приложения аэродинамики к проектированию
автомобильных кузовов.

Роль гоночных и спортивных автомобилей для технического прогресса наиболее
полно была оценена инженерами наших автомобильных заводов лишь в
послевоенный период. ЗИС (ныне ЗИЛ), ГАЗ, МЗМА (теперь АЗЛК), головной
научно-исследовательский институт отрасли — НАМИ построили в период 1949-
1959 годов большое число интересных спортивных моделей. Опыт, накопленный
при их изготовлении, доводке и испытаниях, прямо или косвенно нашел в
дальнейшем применение при разработке серийных легковых автомобилей. Так,
созданию верхнеклапанного двигателя машины «Москвич-407», который пришел на
смену нижнеклапанному двигателю «Москвича-402», предшествовали
многочисленные опытные моторы с верхним расположением клапанов,
испытывавшиеся на спортивном «Москвиче-404-Спорт», гоночных «Москвиче-Г1-
405″ и «Москвиче- Г2-405».

В эти же годы были построены и испытаны гоночный автомобиль ГАЗ с
реактивным двигателем, машины «Звезда-М-НАМИ» с независимой подвеской всех
колес, гоночные двигатели ГАЗ, «Звезда-М-НАМИ», «Салют-М» с нагнетателями,
машины с раздельным для передних и задних колес приводом тормозов («Москвич-
Г1-405″, ЗИС-112/2), с панелями кузова сотовой конструкции (ЗИС-112/2), с
задним расположением силового агрегата («Звезда-М-НАМИ», «Москвич-Г1-405»,
«Салют- М»).

Спортивные и гоночные модели не были для наших заводов самоцелью. Они
использовались для участия в чемпионатах страны по автомобильным гонкам,
для установления всесоюзных и международных рекордов скорости. Их
соперниками в этих соревнованиях были машины (их построили отдельные
энтузиасты и спортивные коллективы); «Харьков-Л2», «Харьков-З», ХАДИ-5,
«Авангард», «Пионер-2», ГМ-20 и другие. Некоторые из них имели немало
интересных технических решений. Отметим, в частности, двигатель «Харьков-
Л2″ с двумя распределительными валами, газотурбинный двигатель «Пионер-2»,
оригинальную систему впрыска топлива на ХАДИ-5, отлитые из сплава электрон
колеса на «Харьков-Л2». Борьба конструкторской мысли за достижение все
более высоких скоростей способствовала созданию высокосовершенных
конструкций.

С 1960 года, кроме заездов на установление рекордов скорости и гонок по
автомагистралям, в нашей стране начали культивироваться гонки по кольцевым
трассам. Этот вид соревнований относится к числу наиболее распространенных
за рубежом, хотя он и требует специальных гоночных автомобилей. Поэтому в
последующие годы заводы ЗИЛ, МЗМА, институт НАМИ сосредоточили свои
исследования и экспериментальные работы в области скоростного
автомобилестроения именно на машинах такого типа. Так появились ЗИЛ-112С,
«Москвич-ГЗ», «Москвич-Г4», НАМИ-041М, НАМИ-074, МАЗ-1500.

Но сколь бы совершенными ни были они по конструкции, все эти модели
оставались опытными образцами, изготовленными в одном, двух или трех
экземплярах. Они не могли стать базой для широкого развития автомобильного
спорта.

Первым в стране предприятием, где гоночные автомобили выпускались для
клубов и спортивных секций промышленными партиями, стал Таллинский
авторемонтный комбинат (ТАРК). Первую партию из 36 машин «Эстония-З» он
изготовил в 1960 году. С тех пор этот комбинат постоянно осваивает новые
конструкции, а что касается «тиража», то ныне он подошел к юбилейной,
тысячной машине.

На ТАРКе поставили задачу: по техническому уровню автомобили «Эстония» не
должны уступать лучшим гоночным конструкциям специализированных автозаводов
— в противном случае терялся бы стимул для развития автомобильного спорта.
Поэтому с самых первых моделей здесь пошли на внедрение ряда новшеств, еще
не встречавшихся на экспериментальных гоночных моделях других отечественных
предприятий. В числе этих новинок, например, компактный реечный рулевой
механизм на «Эстонии-З» (1960 г.), высокоэффективные дисковые тормоза на
«Эстонии-15» (1968 г.), легкий и прочный кузов из стеклопластика у «Эстонии-
9″ (1966 г.), отлитые из электрона колеса на «Эстонии-16» (1970 г.).
Конструктор ТАРКа выступили пионерами применения так называемых
антикрыльев, бортовых радиаторов. Ими в нашей стране впервые был создан
кузов клиновидной формы. Все это позволило советским автогонщикам добиться
высоких результатов в соревнованиях на Кубок Дружбы спортсменов
социалистических стран. Они завоевали первое место в 1975 году на «Эстонии-
18″, вторые места в 1978 году на «Эстонии-18М» и в 1983 году на «Эстонии-
20″.

Последняя разработка ТАРКа — модель «Эстония-21». К спортивному сезону 1984
года изготовлены три образца этой машины с современной независимой
подвеской всех колес, совершенной аэродинамической формой кузова, которая
создает дополнительную вертикальную нагрузку, прижимающую колеса к дороге.

Наряду с гоночными в кольцевых гонках принимают участие и специально
подготовленные серийные легковые автомобили. Работа над созданием таких
машин способствует ускорению технического прогресса в отрасли, помогает
совершенствовать серийные конструкции. В частности, машины ВАЗ-21011,
подготовленные для соревнований Волжским автомобильным заводом, снабжены
двигателями, которые развивают почти вдвое большую мощность, нежели
серийные экземпляры, и при этом отличаются высокой надежностью. Участие
таких автомобилей в гонках — своеобразное испытание безотказности и
выносливости как отдельных узлов, так и всей машины в целом. Ни
лабораторные стенды, ни испытания на полигоне не позволяют так быстро и
наглядно выявить слабые места автомобилей, как участие последних в
спортивных гонках.

О том, какие богатые возможности, заложенные в серийных конструкциях, можно
вскрыть при подготовке к гонкам, свидетельствует пример модели «Москвич-
412″. В 1972 году испытатели АЗЛК Ю. Лесовский и Н. Шевченко установили на
этом автомобиле, правда, значительно модернизированном, всесоюзный рекорд
скорости на дистанции 1000 км. Их машина с серийным кузовом, рулевым
управлением, тормозами, подвеской колес в течение почти 6 часов двигалась
со средней скоростью 174,23 км/ч!

За шестьдесят лет, прошедших со дня постройки первых советских автомобилей,
наша промышленность накопила большой опыт создания скоростных машин. Среди
них — специальные машины для установления рекордов скорости, гоночные
одноместные и спортивные двухместные автомобили. С момента изготовления
первых наших гоночных автомобилей ЗИС-101А-Спорт и ГАЗ-ГЛ1 коллективами
автомобильных заводов, других предприятий, а также институтов и спортивных
клубов спроектировано и построено более 90 моделей и модификаций гоночных и
спортивных машин. Эти модели не только способствовали ускорению
технического прогресса в отрасли, но стали также базой для развития
автомобильного спорта.

3 ЛЕГЕНДЫ АВТОСПОРТА
Михаил Нарышкин

Фамилия Нарышкины известна еще со времен средневековой Руси. Предки Михаила
Нарышкина были людьми весьма состоятельными. В начале века во владении его
деда и прадеда в Москве были дома на Страстном и Цветном бульварах, в
Среднем Калитниковском переулке.

Спортом начал заниматься с детства. Любовь к спорту и технике объединил
велосипед. Был чемпионом Москвы по велоспорту, выступал за молодежную
сборную и сборную профсоюзов по шоссейным велосипедным гонкам, выполнил
норму МСМК. Выпускник ГЦОЛИФК — РГАФК.

Первый чемпион России по ралли-рейдам. Лучший автогонщик России 1997г. Из
классического раллиста переквалифицировался в марафонца.
На каких только автомобилях не стартовал Михаил Нарышкин. Выступал на ВАЗ-
21011, завоевал 2 место в чемпионате Москвы-84г., потом выиграл его уже на
«пятерке», на переднеприводном автомобиле был вторым на «Русской
зиме»,третьим на ралли «Ялта». Участвовал на ралли «Южная Швеция».

На полноприводной «Тойоте-Селика» в 1994г. завоевал звание чемпиона России.
Ралли «Санкт-Петербург-95» выиграл на переднеприводном «Фольксвагене-
Гольф».
Финиш на «Мастер Ралл-97» принес М.Нарышкину и О.Пялину не только победу в
группе Т-2, но и титул первых чемпионов России по ралли-рейдам.
То, что удалось ему совершить в ходе испанской «Бахи», журналисты называют
спортивным подвигом, а организаторы «Испанской Бахи» вручили Михаилу так
называемый «Кубок вызова» как одному из самых быстрых гонщиков на всех
скоростных участках. После выступления в Испании Нарышкин и Пялин попали в
лист приоритета ФИА пилотов и штурманов внедороржных рейдов.

На Кубке Мира «Сафари-97» в 12-ти дневном марафоне протяженностью шесть
тысяч километров нашему экипажу (Нарышкину и Пялину) пришлось бороться с
«травяными пожарами», ехать без тормозов, часто останавливаться , пропуская
перед собой тучи кенгуру и коров, но ни серебряный призер «Сафари» Стрюго,
ни бронзовый — Джерманетти достать их уже не могли. Победа в Австралии
стала новым высшим достижением Российского автоспорта. Впервые в истории
русские гонщики выиграли этап Кубка мира по ралли-рейдам. Впервые завоевали
Кубок Мира в группе Т-2 , причем досрочно за два этапа до финиша, на гонке
с Высшим Коэффициентом Трудности 4.

Режим питания, методика подготовки к очередному старту на пике спортивной
формы — прерогатива «Железного Майкла», как окрестили соперники Михаила
Нарышкина.
Материал подготовлен Историко-спортивным музеем РГАФК

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий