Cемантические меры

Дата: 15.05.2014

		

Министерство образования РФ

Иркутский государственный университет

Филиал в г. Братске

Реферат

По высшей математике

На тему: Структурные и семантические меры социально – правовой информации

Выполнила
Маркова Ирина

Студентка 1 курса
Валерьевна

Группы Юз-2000

Проверил:
Медведева

Ирина Петровна

Братск – 2000

План :

1. Вступление
2. Геометрическая мера информации
3. Комбинаторная мера информации
4. Содержательность информации
5. Целесообразность информации
6. Динамическая энтропия

Важное место в теории информации отводиться структурным и
семантическим мерам информации.
В правовой реальности структурные меры информации используются при
изучении дискретного строения массивов информации в правовых системах. Эти
меры определяются путем простого подсчета информационных элементов или
путем комбинаторного метода, который предполагает простейшее кодирование
массивов информации в системах правового управления.
В правовой реальности рассматриваются две основные меры информации –
геометрическая и комбинаторная.

Геометрическая мера информации

В праве к геометрической мере информации прибегают в тех случаях,
когда в правовых системах собираются достаточно сложные информационные
комплексы. Например, в механизме организации борьбы с преступностью в
управляющих правоохранительных органах прокуратуры, суда, МВД собирается
почти вся имеющаяся в нашей стране информация об уголовных, гражданских и
других делах, разнообразные юридические документы, которые складываются
на определенное время в одном месте и представляются в виде информационного
комплекса, состоящего из большого числа томов, листов, страниц.
В механизме обеспечения законности, в субъекте законности собираются
такие информационные комплексы, как множество юридических текстов и
таблиц, в которых отражено, как соблюдаются законы в функционировании
механизма правового регулирования, а также приведено множество юридических
нормативных актов.
В органах осуществления правотворчества собираются следующие
информационные комплексы: множество изданных законов и иных юридических
нормативных актов, множество соответствующих документов отчетности о
практике их применения в механизме правового регулирования.

Сложные информационные комплексы собираются в том или ином виде и в
других правовых системах. Возникает закономерное требование правового
управления – измерить эти информационные комплексы, ответить на вопрос о
том, сколько содержится в них количества информации. Для того чтобы
определить количество информации в правовых системах, можно построить
геометрическую модель информационного комплекса в системе правового
управления.
Так, например, следователь может измерить длину линии, площадь или
объем построенной геометрической модели, в которой представлены тома
уголовного дела, в дискретных единицах – квантах. Пусть у следователя в
шести томном уголовном деле собралась информация, которая представляется в
виде информационного комплекса Vk (T,P,X). Если при анализе настоящего
информационного комплекса следователь будет производить отсчеты по
имеющимся трем мерам комплекса Vk через интервалы ( It,Ip,Ix), то
рассматриваемые им координаты распадутся на кванты, количество которых
составит: KQt=T:iT, KQp=P:ip, KQx=X:ix.
Количество информации в таком информационном комплексе, как шести
томное уголовное дело, следователь определит в квантах по формуле I=KQt
KQp KQx. Аналогично можно измерить информационные комплексы в механизмах
законности, правотворчества и правопорядка.

Комбинаторная мера информации

В правовой реальности комбинаторная мера информации применяется в
случае, если в правовых системах необходимо оценить возможность передачи
информации посредством различных комбинаций информационных элементов.
Образование комбинаций в этом случае рассматривается как одна из форм
кодирования информации.
В правовой науке комбинаторные процессы встречаются довольно часто.
Например, в органах осуществления правотворчества при разработке законов и
иных нормативных актов образуются определенные комбинации этих законов и
нормативных актов. В механизме организации борьбы с преступностью
правоохранительные органы на основе полученной через каналы связи
информации разрабатывают разнообразные комбинации для эффективной борьбы с
преступностью. В механизме охраны правопорядка органы охраны правопорядка
разрабатывают множество воздействий на слабые звенья в механизмах
правового регулирования, законности, правотворчества и правосознания.
Количество информации, содержащиеся в тех комбинаторных процессах,
которые происходят в правовых системах, определяется в данном случае как
количество комбинаций элементов. Таким образом, в информационных
комплексах, которые содержатся в правовых системах, оценивается
комбинаторное свойство их структурного разнообразия.
Допустим, что в механизме организации борьбы с преступностью
правоохранительные органы для эффективной борьбы с преступностью
разработали десять специфических методов F, которые различны по содержанию
и свойствам; R из этих методов необходимо разместить в механизме
функционирования. Возможное число размещений из F методов по R
определяется формулой
R F!
P f = F(F-1)(F-2)…(F-R+1)=(F-R)!

Если правоохранительные органы будут производить это размещение с
повторениями, то
R
P F= Fr
В результате размещения десяти методов получилось следующие
количество информации:
R 10
P F=Fr= 10 = 10 000 000 000.
Пусть при использовании разработанных правоохранительными органами
методов борьбы с преступностью рост преступности не снизился.
Правоохранительные органы в этой связи приняли решение переставить на
первых порах эти методы по порядку их действия.
Перестановки методов F будут определять порядок действия. Число
возможных перестановок Pf=F! Здесь возможны и перестановки методов с
повторениями: допустим, один метод переставлялся m раз, другой n раз,
третий h раз и четвертый l раз. В этом случае
(m+n+h+…+l)!
Pf = m! n! h!…l!
В процессе перестановок десяти методов в обществе получится следующее
количество информации: Pf=F!=1 2 3 4 5 6 7 8 9 10=36 288 000.
Таким образом, оценивая какие-то юридические информационные массивы
и комплексы, мы вырабатываем информацию и тем самым создаем такое
управление в правовых системах, которое противостоит тенденциям возрастания
энтропии в этих системах.

Содержательность информации

Содержательность информации в правовых системах можно представить в
следующем виде. Пусть имеется определенный механизм расследования
преступлений. Допустим, в субъект управления этого механизма, т.е. к
следователя, от гражданина А поступил следующий сигнал: гражданин Х
покончил жизнь самоубийством, А также сообщил следователю, что некто В
утверждает, якобы Х кем-то убит. Следователь решил выяснить, покончил Х
жизнь самоубийством или же убит? Он выезжает на место обнаружения трупа Х,
где, предположим, в процессе осмотра места происшествия, трупа Х, опроса
граждан А, В и других лиц устанавливает, что Х был убит V. Последний был
задержан и сознался в убийстве.
Для следователя содержательность сообщения, полученного на месте
обнаружения трупа Х (обозначим это сообщение через Z), выражается
посредством функции меры K(Z), т.е. Zc=K(-Z)=1-K(Z).
При определении содержательности в механизме расследования
преступлений можно использовать математическуую логику. Последняя
утверждает, что истинность события, т.е. K(Z), и ложность события, т.е. K(-
Z), соответствуют вероятностям события, т.е. p(Z), и антисобытия, т.е.
q(Z), в теории вероятностей. Тогда имеют место соотношения:
K(Z)+K(-Z)=1, p(Z)+q(Z)=1
Содержательность исследуемого сообщения для следователя, равно как и
вероятность, изменяется в границах 0<K(Z)<1.
Информация характеризуется энтропией:
1
I=log p( Z ) = -log p(Z). Поэтому следователь может оценивать
количество информации как энтропию, т.е.
(1) (1)
I=log (1-const K(Z))=log K(Z) — logK(Z). Однако если следователь будет
статистически оценивать информацию, то он должен учитывать вероятности
реализации каких-то событий, а при ее логической оценке — меры истинности
и ложности.

Целесообразность информации

Как установлено, в правовых системах управление построено на
информационных процессах. Информацию в этих системах оценивают по эффекту,
который она оказывает на конечный результат управления. В этой связи в
правовой кибернетике для определения меры целесообразности информации
можно использовать вывод А.А. Харкевича о том, что мера целесообразности
информации в правовых системах в этом случае рассматривается как изменение
вероятности достижения цели при получении дополнительной информации.
Например, расследуя определенное преступление, следователь может в
какой-то промежуток времени получать «пустую» информацию, которая не будет
изменять вероятности достижения цели. Мера такой информации для следователя
будет равна нулю.
В процессе расследования преступления следователь может также
получать информацию, изменяющую положение расследования преступления в
отрицательную сторону. В этом случае полученная им информация будет
уменьшать вероятность достижения цели, и она является дезинформацией,
которая измеряется отрицательным значением количества информации.
И наконец, следователь в процессе расследования преступления может
получать ценную информацию, которая увеличивает вероятность достижения цели
расследования, и она будет измеряться положительным значением количества
информации. Поясним это положение на последнем примере с версиями о
самоубийстве и убийстве Х.
Известно, что следователь получил два сообщения: 1) Х покончил жизнь
самоубийством и 2) Х (по утверждению В) кем-то убит. Предположим, что по
этому случаю больше ничего неизвестно. Следователь устанавливает, что Х
мертв. Далее он должен вести расследование по двум основным путям:
самоубийство Х (выразим это через (1-2); убийством Х (представим этот путь
в виде (1-3). Пусть в самом начале расследования следователю неизвестны
пути, ведущие к цели. В таком случае вероятности достижения цели по путям
(1-2) и (1-3) равны: p(1-2)=p(1-3)=12.
Мера целесообразности информации в механизме расследования
определяется формулой I цел = log p – log p = log p p где р – начальная,
а р – конечная вероятность достижения цели.
Допустим, что следователь провел какие-то следственные действия
(допросил А и других лиц). В результате он получил какую-то нейтральную
информацию, которая не изменила вероятность достижения цели (р = p = Ѕ).
Тогда I=log p p =log 1/2 : 1/2 =0.
Если же гражданин А и некоторые другие лица дали следователю ложную
информацию, которая уменьшила вероятность достижения цели расследования (р
=1/2, p = 1/6), то количество информации I=log 1/6 :1/2 = 1,58.
Предположим, что из осмотра места происшествия, трупа Х, допроса В и
других лиц следователь увеличивает вероятность достижения цели (р=1/2,
p=4/6). В этом случае количество информации I=log 4/6 :1/2 =0,42.

Динамическая энтропия

В рассматриваемом примере при расследовании самоубийства или убийства
Х энтропия (неопределенность) в механизме расследования изменяется с
течением времени: H=H(t). Изменение этой энтропии в механизме
обуславливается поступлением с течением времени дополнительной информации.
Основные ситуации при расследовании дела Х можно представить как
совокупность отношений между проведением следователем следственных действий
Li и раскрытием и раскрытием им определенных сторон самоубийства или
убийства Х (выразим это через Di). Следователь по делу Х проводит
следственные действия (осмотр места происшествия, трупа Х, допросы А, В и
т.д.) и раскрывает тем самым определенные стороны дела (Х был убит V во
время драки; V после убийства уехал на мотоцикле в направлении центра
города; V сознался в совершении убийства Х и т.д.)
Отношение между проведением следователем следственных действий и
раскрытием им определенных сторон дела можно оценивать вероятностями
Pig(t). Допустим, что если нет отношений между некоторыми Cj и Di, то
вероятность Pij=0. Если же между ним есть какие-то отношения, то Pij=1.
Например, общее число следственных действий по делу Х за время t равно А
(t), а общее число раскрываемых сторон по этому же делу равно В(t).
Следственные действия имеют номера j=1,2,3…, B(t).
Энтропия этой совокупности отношений в механизме расследования
определяется формулой
A(t) B(t)
H(t)= — E E Pji (t) log Pji (t).
I=1 I=1
Во время t+1 данная энтропия изменяется:
A(t+1) B(t+1)
H(t+1)= — E E Pji(t+1) log Pji(t+1).
I=1 I=1
Мера информации в механизме расследования определяется выражением
I=H(t) – H(t+1).
Это выражение в механизме расследования может принимать как
положительные, так и отрицательные значения в зависимости от увеличения
неопределенности в системе.
Таким образом, семантическая оценка информации в правовых системах
связана с энтропией в этих системах. Подобная оценка информации
ограничивает неопределенность в системах правового управления и
противостоит дезорганизации в них.

Список использованной литературы:

1. М.М. Рассолов, С.Г. Чубукова, В.Д. Элькин – Элементы высшей
математики для юристов : учеб. пособие.- М.: Юристъ, 1999.

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий