Проблема Каспия

Дата: 15.05.2014

		

Министерство образования Российской Федерации
Курский государственный педагогический университет

Доклад:
«Проблема Каспия»

Выполнил: студент отделения

экономики и менеджмента
2курса, 2 группы
Веденьёв В.О.

Проверил: доцент Нечаев
Владимир
Дмитриевич

Курск-2002

Необходимость создания межгосударственной организации.
Геополитические и геоэкономические сдвиги, происходящие после распада
огромного единого географического пространства СССР, приводят к
формированию новых региональных, как сегодня принято говорить,
конфигураций. Основу таких региональных объединений составляют, прежде
всего, географические факторы: расположение стран в одной географической
зоне с примерно одинаковыми климатическими условиями и биоресурсами, а
также выход к общим «открытым зонам» — Черному, Каспийскому и Балтийскому
морям. Именно исходя из этих факторов, учитывающих географическую близость
и возможность совместного экономического сотрудничества и освоения
природного потенциала, страны указанных регионов формируют региональные
организации: Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) (сформировано
в 1992 г.), которое объединяет 11 государств Черноморья, Закавказья и
Балкан (Азербайджан, Албанию, Армению, Болгарию, Грецию, Грузию, Молдавию,
Россию, Румынию, Турцию и Украину), Совет государств Балтийского моря
(создан в 1992 г.), в него входят Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия,
Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также Европейская Комиссия
(исполнительный орган Европейского Союза), Организация субрегионального
сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) — неправительственная
организация стран Балтийского моря, основанная на конференции в г.
Ставангере (Норвегия) в октябре 1993 г. В работе организации принимают
участие представители областей, земель, губерний и городов федерального
значения, расположенных на берегу Балтийского моря. В настоящее время в
ОССГБМ нет фиксированного членства, и она открыта для участия всем 163
регионам стран Балтийского моря.
Тенденции регионального сотрудничества в значительной степени
проявляются и на территории бывших Среднеазиатских и Закавказских республик
СССР, а сегодня независимых государств — Казахстана, Кыргызстана,
Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Грузии, Армении, Азербайджана, а
также ряда сопредельных с ними государств — Турции, Ирана, Афганистана,
Китая. Все эти страны в той или иной конфигурации, прямо или косвенно,
связаны между собой межгосударственными и неофициальными отношениями
определенного характера. Во-первых, все они входят в региональные
экономические блоки или политические объединения. Во-вторых, некоторые из
этих стран претендуют на роль регионального лидера в центральноазиатском и
закавказском регионах.
Сегодня все старые географические названия «Закавказье», «Центральная
Азия» приобретают новый смысл, так как на распавшемся геополитическом
пространстве бывшего СССР образовалось несколько самостоятельных зон,
субрегионов, которые имеют свое место и играют определенную роль в
мирохозяйственных связях, в мировой политике.
«Центральноазиатский», «закавказский» регионы — в большей степени
политические определения, нежели географические названия. Так, при
вхождении бывших советских республик — Таджикской, Казахской, Туркменской,
Узбекской, Киргизской — в СССР все они именовались республиками Средней
Азии. После обретения ими независимости и государственности большая часть
политиков, экспертов, политологов стали причислять их к странам
центральноазиатского региона.
Существуют разные точки зрения и на понятие «регион», который можно
определять как:
а) хозяйственно-экономическую общность;
б) географическо-административную единицу;
в) историко-культурную область и т.д.
При всем разнообразии критериев оценки понятия «регион» ясно то, что
связующим звеном во всех определениях выступает государство. Именно в
результате образования новых стран на бывшем евразийском пространстве СССР
произошли изменения в понятийном политико-географическом аппарате. Кавказ
сегодня для России — это Северный Кавказ (территории республик и областей,
близко прилегающих к Черному и Каспийскому морям или граничащие с Грузией,
Азербайджаном) и Закавказье (Грузия, Азербайджан, Армения).
Открытие больших запасов нефти на шельфах Каспийского моря и прилегающих
к нему зонах, возникновение разных проектов по освоению топливно-
энергетических ресурсов и созданию маршрутов для их доставки на мировой
рынок, а также транспортных коридоров, позволяющих соединить Европу с
Азией, — все это привело к появлению нового субрегионального определения
Прикаспий. Появились новые географические понятия, как в российской, так и
в англосаксонской политологии: Транскаспийский регион, Прикаспий или
Каспийский регион, район Каспийского моря, которые включают в себя страны,
имеющие непосредственный выход к Каспийскому морю, — Азербайджан,
Туркменистан, Казахстан, Россию, Иран. В эти понятия включаются и те
страны, географическое положение и политика которых оказывают существенное
влияние на прокладку маршрутов нефте- и газопроводов, иных транспортных
линий, в целом на ситуацию в регионе. Это такие страны, как Турция, Грузия,
Китай, Пакистан, Афганистан.
Отличительной чертой Прикаспийского региона является то, что он
приобретает статус не только сырьевого, но и транзитного региона, который
позволяет соединить пути не только между Востоком и Западом (воссоздание
«великого шелкового» пути), но и между Севером и Югом («водный путь»: Санкт-
Петербург — Москва — по Волге до Астрахани — далее через Каспийское море до
Ирана). По этой причине нередко Прикаспийский регион называют
Транскаспийским.
Несмотря на огромный интерес крупных западных государств к региону
Каспийского моря до сих пор не оформилось специальной международной
правительственной организации, которая объединила бы эти страны для
координации усилий в решении следующих экономических и политических
вопросов:
— определение статуса Каспийского моря и выработка согласованного
подхода к вопросу территориального разделения водной части и дна между
прилегающими странами: Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном
и Ираном;
— выработка и осуществление комплекса мер по охране биоресурсов Каспия;
— урегулирование разного рода межгосударственных конфликтов, например
территориального спора между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху
или спора между Азербайджаном и Туркменией относительно принадлежности
месторождений нефти в Каспийском море «Осман» и «Хазар» и т.п.;
— осуществление мер доверия и борьбы с угрозами региональной
безопасности;
— координация усилий всех заинтересованных стран, международных
организаций и финансовых институтов по обсуждению и созданию новых
маршрутов нефте- и газопроводов, согласованной тарифной политики
относительно стоимости прокачки нефти и газа.
Интенсивное освоение сырьевых ресурсов Каспийского моря вызывает
озабоченность как среди общественности, так и среди ученых относительно
экологической обстановки в регионе и возможности потери в будущем
биоресурсов Каспийского моря. Мониторинг атмосферы, гидросферы, почвенно-
растительного покрова выявляет признаки надвигающейся биологической
катастрофы. В этой связи группа ученых Российской Академии наук обратилась
к коллегам из Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана с призывом
объединить усилия и «срочно учредить Организацию Прикаспийских государств
по комплексному освоению природных ресурсов и охране окружающей среды,
которая должна обеспечить осуществление природоохранных действий в
Каспийском бассейне, создав для этого необходимое правовое поле»9.
Отсутствие международной организации сдерживает развитие потенциальных
возможностей политического, экономического и правового регулирования
назревших проблем региона в целом и каждого прикаспийского государства в
отдельности. Отсутствие координационного органа компенсируется: а)
активными действиями транснациональных корпораций (ТНК), выступающих как
самостоятельные акторы при осуществлении и отстаивании своих интересов; б)
односторонними действиями прикаспийских государств или, в лучшем случае,
двухсторонней дипломатией в решении проблем региональной безопасности и
определении статуса Каспийского -моря; в) стремлением некоторых стран —
Турции, Ирана, США — усилить свое военно-политическое и геоэкономическое
влияние в регионе.

Транснациональные транспортные проекты как основная форма сотрудничества.

Своеобразие Прикаспийского региона состоит в том, что на его
геополитическом пространстве протекают те же процессы и явления, которые
характерны для мировой политики и других регионов мира — региональная
интеграция, демократизация внутренней и внешней политики, транснациональная
кооперация. В то же время в этом регионе обострились негативные процессы —
угрозы со стороны международного терроризма, религиозного экстремизма,
национального сепаратизма, нелегальная транспортировка оружия и наркотиков.

В этом регионе явно прослеживается еще одна общемировая тенденция —
сохранение роли силового фактора с одновременным возрастанием
экономических, культурных, политических, научно-технических, гуманитарных
связей. Это рождает к жизни те проблемы и возможности, которые являются
следствием глобализации мировой экономики.
Открытие дополнительных запасов нефти и газа в Каспийском море и
прилегающих к нему районах требует дополнительных вложений в их разработку,
переработку и транспортировку. По ряду экономических причин страны
прикаспийского региона сегодня не могут самостоятельно и в полном объеме
осуществлять освоение природных ресурсов, строительство новых
трубопроводов, модернизацию промышленного производства. Поэтому приток
иностранных инвестиций чрезвычайно важен и крайне необходим. Вовлечение
транснациональных корпораций (ТНК) в кооперационный производственный
процесс на основе стабильной и гарантированной законодательной базы поможет
этим странам осуществлять развитие своих экономик через международное и
транснациональное сотрудничество. Иными словами, нефть и газ выступают как
'очень привлекательный и эффективный внешнеполитический инструмент
налаживания взаимовыгодного международного сотрудничества.
Ярким подтверждением таких кооперационных межгосударственных и
транснациональных связей служит Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК),
созданный в 1992 г., а затем реструктурированный в 1996 г. В проекте
приняли участие Россия (доля участия — 24%), Казахстан (19%), Оман (7%).
Еще 50% акций консорциума делят между собой американские(15%), российско-
британское (7,5%), итальянская (2%), британская (1,75%).
Такая «пестрая» структура собственности консорциума свидетельствует о
том, что участникам удалось найти баланс государственных и коммерческих
интересов. Проект КТК, протяженностью 1580 км, созданный специально для
транспортировки сырой нефти из Тенгизского месторождения (извлекаемые
запасы которого оцениваются примерно в 9 млрд. баррелей), расположенного в
Казахстане, в терминал Новороссийска. При этом КТК позволяет решить три
главные задачи. Во-первых, создает один из основных маршрутов транспортной
системы для экспорта каспийской нефти с севера и северо-востока Каспийского
моря, что дает богатому нефтяными запасами Казахстану (подтвержденные
запасы — 10,0—17,6 млрд. баррелей, в то время как в российских
прикаспийских регионах — 2,7 млрд. баррелей)10 возможность стабильного и
прямого выхода на мировой рынок. Во-вторых, проект предполагает
строительство нового трубопровода (Новороссийск—Комсомольская),
нефтетерминала в российском порту Новороссийска и последующую модернизацию
уже существующего трубопровода (Тенгиз—Комсомольская). И, наконец, и это
самое главное, регионы, через которые пройдет маршрут, получат 2/3
налоговых поступлений в свой бюджет и 50% прибыли в качестве госсбора. По
оценкам экспертов, в течение 40 лет правительство РФ и региональные
администрации получат в общей сложности 23,3, а Казахстан — 8,2 млрд.
долларов.
Как показывают события последних лет, разведка и добыча топливно-
энергетических ресурсов являются только частью программы совместного
сотрудничества в освоении месторождений прикаспийских государств. Сегодня
нефтегазовые ресурсы стали одним из основных факторов мировой политики.
Глобальные процессы современного развития прямо или косвенно связаны с
энергоресурсами, надежный доступ к которым входит в число основных
приоритетов любого государства. Поэтому любые крупные проекты по освоению
запасов нефти и газа и их транспортировке могут быть как примером широкого
международного сотрудничества, так и примером раздора и конфронтации.
Практически все нефте- и газодобывающие страны мира имеют в своем арсенале
энергетическую дипломатию, в рамках которой государство защищает и
лоббирует интересы топливно-энергетического комплекса на мировых рынках.
Особую трудность представляет проблема будущей транспортировки нефти и
газа из Прикаспийского региона. Причем экономическая целесообразность и
эффективность при обсуждении новых экспортных линий отходит на второй план,
так как эти планы приобретают ярко выраженный политический характер. И
здесь возникают серьезные разногласия между государствами и компаниями и
проявляются различия их позиций, разногласия, прежде всего на
межгосударственном уровне относительно предлагаемых маршрутов.
Проект по строительству основного экспортного маршрута (ОЭТ) Баку—
Тбилиси—Джейхан представляет интерес для всех стран региона, кроме России и
Ирана, поскольку с экономической точки зрения Россия лишится дополнительных
доходов от прокачки азербайджанской нефти по трубопроводу
Баку—Новороссийск, а с политической — ослабнет ее влияние в регионе.
Согласно последним договоренностям между Грузией, Азербайджаном, Турцией
и США, достигнутым в Вашингтоне в апреле 2000 г., в полную мощность эта
линия может начать работу в качестве основного трубопровода в 2004 г.
Благодаря такому дополнительному маршруту (пропускная способность 50 млн. т
нефти в год), стоимость которого оценивается от 2,4 до 3,7 млрд. дол.,
запасы нефти, обнаруженные на севере Каспийского моря в секторе Казахстана,
смогут в полной мере реализовываться на внешних рынках. Однако
осуществление такого дорогого проекта будет иметь смысл, если подтвердится
открытие дополнительных запасов нефти в Казахстане. Казахская сторона
выразила желание поставлять нефть по двум направлениям — КТК и ОЭТ. Не
исключена возможность, что в будущем Казахстан может предпочесть более
дешевый маршрут через Иран в Персидский залив, но прохладные отношения
между США и Ираном мешают реализации подобных проектов.
Самым амбициозным проектом является сооружение Транскаспийского
газопровода: (Туркменистан—Азербайджан—Грузия—Турция—Западная Европа) с
пропускной способностью в 32 млрд. кубометров в год, предварительная
стоимость которого 2 млрд. дол. Такой маршрут очень выгоден богатому
природным газом Туркменистану, который предпочел бы не полагаться только на
экспортный маршрут через Россию, а продавать газ напрямую за твердую валюту
на западных рынках.
Наиболее значимыми и технологически трудными представляются проекты по
прокладке нефте- и газопроводов по дну Каспийского моря. В 1998 г. нефтяные
гиганты «Роял Датч/Шелл», «Шеврон», «Мобил» и правительство Казахстана
подписали соглашение по изучению возможностей прокладки двойной линии
трубопровода для экспорта нефти и газа из Актау (морской порт на восточном
казахстанском побережье Каспийского моря) до Баку (протяженность 370 миль,
приблизительная стоимость 2,5—3 млрд. дол.) по дну моря с последующим
подключением к маршруту Баку—Джейхан.
Главной задачей проекта является постоянная и надежная транспортировка
грузов из Европы в страны Закавказья и Центральной Азии и обратно. Такой
транспортный коридор позволит соединить в единое экономическое пространство
обширные территории и рынки, поможет стимулировать формирование
региональных центров производств и услуг.
Обладая существенным запасом энергоносителей и других полезных
ископаемых и находясь в центре Евразийского материка, Прикаспийский регион
в этом грандиозном по масштабу проекте полностью соответствует своему
названию и является в перспективе примером развития трансконтинентальных
коммуникаций.
Именно при таком развитии событий можно по праву перефразировать
известную формулу британского ученого X. Мак-киндера (1861—1947): «Тот, кто
контролирует «транспортные маршруты» в Евразии (по его мнению, Евразия —
«ось мировой политики») тот контролирует «хартленд» (сердце мира), а кто
контролирует «хартленд», тот контролирует судьбу мира».

Проблемы и сложности на пути к международному сотрудничеству

Не случайно США, Турция, Иран, Япония, Китай и другие страны проявляют
повышенный интерес к созданию энергетических транспортных коридоров в
Прикаспийском регионе и стремятся получить контроль над ними (путем
коммерческого участия своих компаний, предоставления кредитов,
политического давления). Однако Грузия, Азербайджан, Казахстан,
Туркменистан являются наиболее заинтересованными странами в создании этого
и других возможных маршрутов, которые пролягут по их территории. Даже
Россия, потеряв полноправный доступ в эти регионы мира, предлагает
альтернативный вариант «Шелкового пути» по российской территории. На
сегодняшний момент два прикаспийских государства — Казахстан и Азербайджан
— наиболее активно вовлечены в международную -региональную кооперацию (как
по значительному объему запасов, реальной добычи, так и наличию наиболее
перспективных маршрутов транспортировки нефти и газа) и выступают основными
игроками на Прикаспийском геоэкономическом поле.
Казахстан с полным правом может претендовать на роль перекрестка
транспортных путей благодаря своему геополитическому положению и нахождению
в центре Евразии.
Азербайджан не только обладает огромными топливно-энергетическими
ресурсами, но и, находясь на стыке Европы и Азии, имеет транзитные
возможности.
Несомненно, что сотрудничество разных стран в этих и других совместных
проектах и программах является необходимым условием включения новых
независимых государств в мировые хозяйственные связи, создает предпосылки
для стабильного и устойчивого развития их экономик, благотворно влияет на
решение межгосударственных и внутренних проблем. С другой стороны,
межгосударственное сотрудничество и транснациональная кооперация в этих
регионах по мировым меркам только набирает обороты и к тому же за неполные
десять лет после распада СССР возникли трудности и проблемы, от решения
которых будут зависеть успешность и стабильность сотрудничества.
Во-первых, с возникновением новых независимых государств в этих регионах
изменилась прежняя расстановка геополитических сил в Закавказье и
Центральной Азии. С точки зрения России это так называемые страны «ближнего
зарубежья», бывшие республики единого государства СССР, являющиеся сегодня
членами СНГ и имеющие общие исторические связи с Россией. Для Запада (в
первую очередь для США) — это новые независимые государства, самостоятельно
определяющие свой внешнеполитический курс, ход и темп экономических реформ.
Различные подходы к терминологии определяются различиями национальных
интересов России и США относительно этих стран.
Во-вторых, именно обнаружение больших запасов нефти и газа в районе
Каспийского моря и открытость экономик, новых стран этого региона для
иностранных инвестиций создают в регионе качественно новую политическую и
геоэкономическую ситуацию. Сегодня закавказские и центральноазиатские
страны не в состоянии своими средствами и с помощью своих ресурсов
модернизировать старые производственные мощности, создать новые технологии
и в полном объеме освоить свои природные богатства. Они вынуждены
обращаться за финансовой помощью, привлекать зарубежные инвестиции и
технологии. К тому же уход России/СССР из своего исторического
геополитического пространства привел к образованию там вакуума политической
и экономической силы и власти. В совокупности все эти факторы обусловливают
повышенный интерес к региону со стороны западноевропейских стран, США,
Китая, Японии, мусульманских государств Азии, которые стремятся к активному
проникновению в регион, занимая место России, которая теряет свое влияние.
И хотя Россия за последнее время активизировала деятельность по развитию
стратегического партнерства в рамках СНГ, тем не менее, идет напряженная
борьба за контроль, как над энергоносителями, так и над их
транспортировкой.
В-третьих, активная экономическая вовлеченность иностранных компаний
перерастает в политическое и дипломатическое давление со стороны Запада,
особенно в тех странах, которые не заявили о тесном военно-политическом
сотрудничестве с ним.
С экономической точки зрения вовлеченность США и транснациональных
компаний и международных финансовых институтов играет положительную роль в
экономике новых республик, так как именно они выделяют основные средства на
стабилизацию бюджета, на развитие внутренних производств, что благотворно
сказывается на экономическом росте, увеличении занятости, притоке новых
технологий и т.п.
В-четвертых, после обретения независимости оказалось, что прикаспийские
государства СНГ имеют разные стартовые экономические и политические
условия. Казахстан, Туркменистан, Азербайджан имеют выход к Каспийскому
морю, богаты энергетическими ресурсами (по предварительным оценкам,
Азербайджан обладает 36—45 млрд. баррелей нефти, 46 трлн. куб. футов газа,
Казахстан — 102—110 млрд. баррелей нефти, 141 —171 трлн куб. футов газа,
Туркменистан — 82 млрд. баррелей нефти, 257—314 трлн. куб. футов газа),
занимают при этом великолепное транзитное географическое положение.
Наконец, в-пятых, трудности для дальнейшего сотрудничества
обусловливаются отсутствием четких интересов России в этом субрегионе, ее
неучастием в самых крупных транснациональных проектах ТРАСЕКА,
Баку—Джейхан. Все это создает напряженность в двухсторонних и
многосторонних отношениях на государственном уровне и вызывает
подозрительность со стороны России, что в свою очередь ведет к дисбалансу
регионального сотрудничества.
Полноценная и взаимовыгодная кооперация возможна при участии всех
заинтересованных сторон: России, Турции, Ирана. По-видимому, в Вашингтоне
начинают понимать, что выталкивание России из крупномасштабных
экономических проектов и программ может полностью дестабилизировать
сотрудничество. Поэтому при подписании соглашения о возможном строительстве
трубопровода Баку—Джейхан с американской стороны было заявлено, что они
хотели бы видеть среди участников регионального международного
сотрудничества по освоению энергетических ресурсов Каспия не только Грузию,
Азербайджан и Турцию, но и Россию и Казахстан.
К сожалению, Россия сегодня не обладает возможностями для широкого
инвестирования, которое необходимо для равноправного участия в проектах в
этом регионе. Россия не в состоянии оказать финансовую помощь «ближнему
зарубежью» и это является одной из основных причин, по которым она теряет
свои позиции в Прикаспийском регионе и Центральной Азии. С другой стороны,
с обнаружением больших дополнительных запасов нефти и газа в российском
секторе Каспия открываются новые возможности и для России. Во-первых,
появляется «свой экономический» интерес с последующим влиянием на
геополитическую расстановку сил в регионе в качестве не только «северного
соседа», но и полноправного участника всех транспортных проектов. Во-
вторых, одна из причин ограниченного влияния России в Каспийском регионе
состоит в том, что она обладает сравнительно небольшими резервами
углеводородного сырья в Каспийском море.
Однако в результате буровых исследований российская компания «ЛУКОЙЛ»
обнаружила крупные запасы углеводородов в российском секторе Каспия,
предварительно оцениваемые в 300 млн. т. Первые сейсмические исследования
на площади 60 тыс. м2 выявили шесть перспективных структур и две
прогнозируемые. Специалисты с уверенностью говорят об открытии не просто
отдельно взятого месторождения, а об обнаружении и создании целой «новой
нефтяной провинции России на севере Каспия», где «ЛУКОЙЛ» намерен добывать
15—20 млн. т нефти в год. Однако лишь после завершения всех
исследовательских работ на испытательной скважине можно будет с полной
уверенностью определить объемы обнаруженных нефти и газа. По
предварительным прогнозам, на долю России приходится 24% ресурсов Каспия,
это почти 2 млрд. т условного топлива17.
Можно предположить, что кремлевское руководство будет последовательно
проводить более энергичный внешнеполитический курс с основой на
экономическое региональное сотрудничество. Последние события показывают
стремление РФ поддерживать интересы российского предпринимательства за
рубежом «через содействие развитию национальной экономики с включением
России в систему мирохозяйственных связей»18. Однако такое желание
ограничивается ресурсным обеспечением со стороны государства. В этой связи
приоритет отдается созданию зоны свободной торговли, реализации программ
совместного рационального использования природных богатств, созданию
совместных предприятий, поддержке деятельности российских гигантов
«ЛУКОЙЛа», «Газпрома», «ЮКОСа», «Роснефти» в международных проектах. И в
этом направлении со стороны России уже сделаны некоторые шаги.
— Создана Каспийская нефтяная компания (КНК) со штаб-квартирой в
Астрахани при участии «ЛУКОЙЛа», «ЮКОСа» и «Газпрома» с целью освоения
обнаруженных в российской зоне Каспийского' моря дополнительных запасов
нефти. Становящиеся на ноги российские гиганты «ЛУКОЙЛ», «Газпром», РАО ЕЭС
и некоторые другие компании сегодня стремятся принять полноценное и
полноправное участие в зарубежных проектах.
— Введен пост специального представителя России по вопросам
урегулирования статуса Каспия в ранге замминистра иностранных дел. Это
подтверждает готовность и стремление России активнее и настойчивее
участвовать во всех вопросах, связанных с освоением природных богатств
Прикаспийского региона, способствовать продвижению интересов крупных
российских компаний на мировые рынки, влиять на выбор транспортных
коридоров и маршрутов, принимать участие в их строительстве.
— Постепенно, исходя из двухсторонних отношений, российской стороной
решается проблема определения статуса Каспийского моря. Между Россией и
Казахстаном подписано Соглашение о разграничении дна северной части
Каспийского моря (1998) и Декларация о сотрудничестве на Каспийском море
(2000). Подписаны Совместное заявление РФ и Республики Азербайджан о
принципах сотрудничества на Каспийском море (2001), а также Совместное
заявление по правовому статусу Каспийского моря между Россией и Ираном
(2001).
Российская сторона выдвинула инициативы по созданию стратегического
экономического центра по Каспию и совместной эксплуатации его ресурсов.
Наконец, утверждена концепция внешней политики РФ в качестве системного
документа, определяющего приоритеты внешнеполитической деятельности России.
В ней, в частности, говорится, что Россия будет добиваться выработки такого
статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам
развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона
на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга.
Краткий анализ транснационального сотрудничества в Прикаспийском регионе
показал, что осуществляемые масштабные совместные проекты связаны в
основном с разработкой сырьевых ресурсов и прокладкой новых маршрутов их
доставки на мировые рынки. Оценочные и подтвержденные объемы запасов нефти
и газа в регионе, возможные маршруты их экспорта будут влиять на развитие
политических событий в этом регионе в начале XXI в. Углеводородные ресурсы
в этом регионе являются очень эффективным внешнеполитическим фактором,
который в значительной степени будет влиять на характер экономического
международного сотрудничества в Прикаспийском регионе.

Список литературы

1.http//www.rg.ru/official/from_mid/mid/989.htm
2.Концепция внешней политики
РФ//http://ww.rg.ru/official/doc/sng/concept.shtm.
3. A national security strategy for a new century//The White House.Dec.1999
4.Митяева Е. Развитие в Каспийском регионе и интересы США//США: экономика,
политика, культура.1999.№11.
5.Эхо планеты.2000.№27.
6.Нефть России.2000.№5-6.
7.Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического
процесса//КосмоПОЛИС:Альманах.1999

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий