Как соотносятся в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита милосердие, справедливость и всепрощение?
Роман «Мастер и
Маргарита» – это роман о событиях двухтысячелетней давности и о современной
писателю действительности. В нем происходит осмысление основ того общества,
которое создавалось в нашей стране в тридцатые годы. Булгаков проводит проверку
общества опытом мировой культуры на уровне вечных ценностей и всеобщих
нравственных принципов. Основы этого опыта заложены в Евангелие, поэтому
гениальность произведения выходит за рамки того времени и поднимает
общечеловеческие и общемировые вопросы: вера и истина, внутренняя свобода и
несвобода, добро и зло, верность и предательство, а также справедливость,
милосердие и всепрощение. На последних я и хочу остановиться.Обратимся к толковому словарю, чтобы узнать точное
значение этих понятий. Всепрощение – это полное прощение всего, всех обид, зла.
Тему прощения автор раскрывает образом Понтия Пилата. По его вине был казнён
невиновный философ Иешуа Га-Ноцри. И как бы Пилат ни хотел его спасти, он не
смог пойти против власти. Понтий Пилат раскаивается в этой казни, у него
появляется чувство вины. И он обречён на бессмертие, мучимый угрызениями
совести. Это жестокое наказание. Ведь каждому человеку необходимо прощение;
невозможно жить с постоянным чувством вины. Это не жизнь, а настоящий ад.
Поэтому Понтий Пилат жаждет прощения. И он будет прощён через «двенадцать тысяч
лун». За это время он искупит свою вину страданием.Справедливость же (в словаре: «беспристрастность, в
соответствии с истиной») в романе вершит Воланд – дух зла. Он судит в романе
почти всех по их делам. Но может возникнуть вопрос: так ли она безупречна и
правильна его справедливость? Ведь он наказывает жестоко Понтия Пилата, но ещё
жестче Берлиоза и совсем не трогает Каифу, хотя он и есть главный виновник
ужасной гибели Иешуа. Он нанял Иуду, он приказал арестовать философа, он
приговорил его к смерти, а главное – именно на него, на его фанатичное
упорство, как на каменную стену, наткнулись все отчаянные попытки Пилата спасти
Иешуа.Я все же считаю, что Воланд вершит истинную
справедливость. Воланда не интересует судьба Каифы, так как он не собирается
его прощать. За ним нет особой вины. Он делал всё это, в отличие от Пилата, в
согласии с собой, со своими моральными принципами. Вина же Понтия Пилата в том,
что он не сделал то, что, оставаясь самим собой, должен был сделать. ТО есть
Воланд судит каждого по его вере. Что, на мой взгляд, и является истинной
справедливостью в мире.Воланд в романе является не только жестоким, но и
отчасти милосердным судьёй. Он, наблюдая страдания Маргариты, после того, как
она отдала своё желание Фриде, дал ей ещё один шанс. Он не просто дьявол; в нём
есть человеческие качества. По толковому словарю милосердие – это готовность
оказать помощь, простить кого-либо из сострадания. Этой чертой наделён не
только Воланд, но и Маргарита. Это доказывает и эпизод с Фридой, когда
Маргарита сжалилась над бедной женщиной и когда она пожалела ребёнка.Это лишь некоторые примеры из романа. На самом деле
роман полностью пронизан всепрощением, справедливостью и милосердием. Эти
вопросы вечные. И, мне кажется, они будут волновать души людей ещё не одну
тысячу лет. Поэтому роман Булгакова «Мастер и Маргарита» мы называем
ГЕНИАЛЬНЫМ!Март
2002 г.Сочинение
по литературе.Сдано
в г. В. Салда в школу №14 на 5.Klipa!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!