Сущность и методы статистического наблюдения

Дата: 15.05.2014

		

Содержание

1. 
Статистическое
наблюдение

2. 
Понятие
статистической сводки, ее содержание, задачи и виды

3. 
Группировка –
основа статистической сводки

4. 
Статистические
ряды распределения

5. 
Осуществление
конкретной аналитической группировки

6. 
Табличное представление
статистических данных

Список использованной литературы

1.
Статистическое наблюдение

Законченное
статистическое исследование состоит из трех этапов: статистического наблюдения,
сводки и группировки данных, обработки и анализа статистического материала.

Этапы тесно связаны между
собой и ошибки, допускаемые на любом этапе исследования, сказываются на его
окончательных результатах. Каждый из этапов проводится в организационном
отношении оторвано от других, разными людьми и в разные периоды времени. Поэтому
для полной слаженности в работе на разных ее этапах, а тем самым и для успеха
исследования в целом требуется наличие строго продуманного плана всего
исследования и тщательной его подготовки.

Содержание
статистического наблюдения определяется целью исследования, то есть
необходимостью получения нужных показателей.

Прежде всего, исходя из
задач и целей исследования, устанавливаются те конкретные явления и процессы,
которые надо подвергнуть наблюдению. Подлежащие наблюдению явления и процессы
образуют статистическую совокупность.

Для изучения совокупности
в целом необходимо иметь сведения о каждой ее единице.

Систематическое
планомерное собирание данных, характеризующих каждую единицу изучаемой
совокупности путем регистрации заранее намеченных существенных (основных) признаков
с целью получения в дальнейшем обобщающих их характеристик называется
статистическим наблюдением. Например, при переписи населения России
статистическая совокупность – все жители России. Статистическое наблюдение
состоит в том, что специальные работники по поручению статистических органов
записывают относительно каждого жителя страны сведения о его поле, возрасте,
национальности, семейном положении и др., а затем на основе этих сведений
статистические органы определяют численность населения, его половую, возрастную
и иную структуру, размещение по территории страны и многие другие показатели.

Важно еще подчеркнуть. Не
всякое собирание сведений может быть названо статистическим наблюдением, а лишь
то, которое проводится в целях статистического исследования, в целях получения
специфических характеристик изучаемых явлений. Если, например, покупатель на
рынке узнает цену на нужный ему товар у многих продавцов, то это еще не есть
статистическое наблюдение. Наряду с покупателями ценами на многие товары, продаваемые
на рынке, интересуются и статистики, но не в порядке личного, а служебного
интереса. В определенное время, по определенным правилам они регистрируют эти
цены. Сведения о них затем доставляются статистическим органом. Последние на
основе этих данных определяют уровень цен на различные товары рынков и движение
этих цен в пространстве (территориальные различия в ценах) и во времени
(изменение цен в один период времени по сравнению с другим).

Сущность статистического наблюдения,
таким образом, заключается в планомерной регистрации массовых фактов и событий
с характерными для них признаками.

Задачей статистического
наблюдения является получение достоверной сопоставимой исходной информации
объективно освещающей фактическое положение вещей. Должны быть обеспечены также
полнота информации и получение ее в возможно короткий срок (своевременность).
Качество получаемых в результате наблюдения данных в значительной степени
зависит от организации статистического наблюдения.

При подготовке к
проведению наблюдения решаются программно-методологические и организационные
вопросы. Программно-методологические вопросы определяются задачами всего
статистического исследования и включают в себя: формировку цели и задачи
наблюдения, установление объекта наблюдения, единицы совокупности и наблюдения,
определение системы показателей, составляющей содержание программы наблюдения,
выбор методов проведения наблюдения.

Объектом наблюдения
называют совокупность явлений информацию, о которых собирают в процессе
наблюдения.

Установление объекта
наблюдения – это точное определение границ той совокупности, единицы которой
подлежат изучению.

При изучении численности
и состава населения страны или области необходимо четко определить объект
наблюдения. Статистическая совокупность – совокупность населения страны или
области. Но с одной стороны, можно регистрировать население, обычно проживающее
в данном месте, так называемое постоянное население. С другой стороны можно
регистрировать наличное население, которое имеется в момент наблюдения. Все зависит
от цели исследования.

При планировании числа
школ, планировании обеспеченности школ учителями и т.д. исходят из численности
постоянного населения. Но при планировании сети товарооборота, при планировании
местного транспорта и т.д. исходят из численности наличного населения.

Неправильное определение
объекта наблюдения может привести к неправильным выводам, противоречащим
действительному положению вещей.

Единица совокупности и
наблюдения
. Объект
статистического наблюдения состоит из отдельных единиц или отдельных элементов.
Например, обрабатывающая промышленность как объект наблюдения включает в себя
отдельные промышленные предприятия.

Полное представление о
статистической совокупности, об объекте статистического наблюдения в целом
можно получить только тогда, когда имеется представление об отдельных составных
единицах совокупности.

Поэтому наряду с
установлением объекта наблюдения необходимо четко определить единицу
совокупности, то есть установить с кого или с чего начинать наблюдение.

Единицей статистической
совокупности называется единица объекта статистического наблюдения, являющаяся
носителем признаков, подлежащих регистрации.

От единицы совокупности
следует отличать единицу наблюдения. Единица наблюдения – это та первичная
единица, от которой должны быть получены необходимые сведения. Иначе говоря,
единица совокупности – то, что подвергается обследованию, а единица наблюдения
– это источник получаемых сведений. Например, проводится наблюдение с целью
выявления объема, состава, мощности оборудования в промышленности. Единица
совокупности – каждый вид оборудования в отдельности, а единица наблюдения –
каждое отдельное предприятие, к которому адресуются за получением сведений.
Часто эти понятия единицы совокупности и единицы наблюдения совпадают. Например,
изучается промышленность с точки зрения объекта выпускаемой продукции. В этом
случае отдельные предприятия являются не только единицей совокупности, но и
единицей наблюдения.

Классификация
признаков
. Каждая
единица совокупности характеризуется определенными признаками. Признаки делятся
на количественные (непрерывные, дискретные, например, возраст, стаж,
урожайность, число рабочих и др.) и качественные (или атрибутивные,
например, пол, профессия, национальность и др.). Одни признаки характеризуют
явление прямо, другие косвенно. Признаки могут быть существенными и
несущественными, факторными и результативными.

О классификации признаков
говорим для подтверждения того факта, что выбор регистрации определенного
комплекса признаков является сложным вопросом. Устанавливается комплекс
признаков, подлежащих регистрации, в программе наблюдения.

Перечень вопросов, ответы
на которые характеризуют единицу совокупности с количественной и качественной
стороны, составляет содержание программы наблюдения.

Составляется программа
исходя из задач статистического исследования и знания сущности изучаемых
явлений. Включаются в нее только такие вопросы, ответы на которые действительно
необходимы для решения поставленных задач.

Общим требованием при
этом является четкая, ясная формулировка вопросов с целью обеспечения их
понимания. Для лиц заполняющих отчетность или бланк переписи вместе с
программой разрабатываются инструкции, в которых даются разъяснения по вопросам
программ и указания по заполнению формуляров наблюдения, карточек и списков.

Для решения
организационных вопросов составляется организационный план статистического
наблюдения, определяющий форму, вид, способ наблюдения, время и место его
проведения.

Организационная
подготовка статистического наблюдения включает также решение следующих
вопросов:

· 
выбор вида и
непосредственное оформление статистического формуляра;

· 
выбор или
разработку программного обеспечения наблюдения;

· 
обучение кадров
для проведения наблюдения;

· 
подготовительную
работу с респондентами;

· 
оценку затрат на
проведение обследования.

Различают две
организационные формы статистического наблюдения:

1. наблюдение,
осуществляемое путем использования данных отчетности,

2. специально
организованное наблюдение.

Статистическая
отчетность
– особая
форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она
проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ.
Государственная статистическая отчетность включает все виды статистических
наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного
рода переписи, выборочные анкетные, социологические, монографические
обследования), формы и программы которых утверждены Федеральная служба
государственной статистики РФ (Росстат) или по согласованию с ним Территориальных
органов государственной статистики республик в составе СНГ, краев, областей и
автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сведения о деятельности
предприятия, организации поступают в статистические органы в установленные
сроки в виде определенных документов (отчетов). Бланки таких отчетов называют
формами статистической отчетности. Каждая из них имеет свой шифр, название и
сроки. Например, показатели деятельности бирж содержатся в статистической
отчетности:

· 
Форма №1-ФБ
«Отчет о фондовой деятельности бирж». В ней приводятся данные о структуре
биржевых организаций, обороте по всем видам фондовых ценностей, продаже акций,
сделках по операциям с денежными ресурсами. Отчет представляется биржами
ежеквартально.

· 
Форма №2 – ФБ
«Отчет об основных показателях операций с валютными средствами». Заполняется
биржами, имеющими лицензии Центрального банка РФ (Банка России) на право
совершения операций с валютой, периодичность отчетности – ежемесячная.

В настоящее время
финансовое состояние предприятий отражается в следующей основной отчетности:
«Баланс предприятия», «Отчет о финансовых результатах и их использовании»,
«Отчет о движении денежных средств», «Отчет об основных показателях финансовой
деятельности предприятия (организации)», «Состояние расчетов на предприятиях
(организациях)».

Важным источником
информации о страховании является баланс страховой компании, а также несколько
форм статистической отчетности, в которых содержатся данные о страховом
портфеле компании, количестве действующих договоров страхования, страховых
взносах и выплатах и др. предприятий, организаций. Так, например, форма
отчетности 10-ф (квартальная) практически полностью основана на данных
бухгалтерского баланса и приложения к нему «Отчет о прибылях и убытках».

Программа отчетности, то
есть перечень собираемых сведений, методика их регистрации и форма бланка
отчетности разрабатывается и утверждается Росстатом. Формы отчетности,
включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Министерством
финансов РФ.

Отчетность различается по
периодичности: срочная – содержит данные за месяц и менее; квартальная;
полугодовая; годовая. Наиболее подробной является программа годовой отчетности.
Срочная отчетность часто передается в электронном виде и называется
телеграфной. Отчетность за более длительное время является почтовой.

Статистическое наблюдение
в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего,
это документы бухгалтерского учета, которые являются формами строгой
отчетности.

Предприятия и организации
любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки
по утвержденной форме. Нарушение должностным лицом, ответственным за
представление статистической информации, необходимой для проведения
государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно
представление недостоверной статистической информации влечет наложение
административного штрафа в соответствии со статьей 13.19 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.

Производство
дел об административных правонарушениях порядка представления статистической
информации, необходимой для проведения государственных статистических
наблюдений, и исполнение назначенных административных наказаний осуществляется
в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях.

Отчитывающиеся
организации возмещают в установленном порядке Росстату, его территориальным
органам и находящимся в его ведении организациям ущерб, возникший в связи с
необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении
искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности, в соответствии
со статьей 3 Закона Российской Федерации от 13 мая 1992 года N 2761-1 «Об
ответственности за нарушение порядка представления государственной
статистической отчетности».

Нарушением сроков
представления государственной статистической отчетности является опоздание на
одни сутки, а опоздание более одних суток рассматривается как ее
непредставление. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение
в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате
умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других
корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических
указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических
ошибок.

Важной функцией
государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С
этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от форм
собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные
документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных
признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической
информации для включения в единый государственный регистр предприятий и
организаций (ЕГРПО) и отражения государственной статистической отчетности.

При реорганизации или
ликвидации предприятия, учреждения, организации, объединения представляют
органам статистики государственную статистическую отчетность за период своей
деятельности в отчетном году до момента ликвидации на бланках форм годовой
отчетности, а также нормативные акты о своей реорганизации или ликвидации для
внесения изменений в ЕГРПО.

Отчетность дает
необходимую информацию для государственных органов управления. Данные
отчетности позволяют следить за динамикой объема промышленного производства и
продукции других отраслей народного хозяйства, оценивать комплексность развития
страны и регионов, изучать соотношение разных форм собственности по отраслям и
регионам и сравнивать эффективность деятельности государственных и
негосударственных предприятий и организаций.

Большое значение имеют
стабильность отчетности, содержание ее форм. Только при этом условии
обеспечивается возможность построения протяженных рядов динамики, а значит,
выявления тенденций, анализа колеблемости, разработки прогнозов. Конечно,
содержание отчетности – перечень форм показателей – меняется со временем, но
прежде чем внести какое-либо изменение, нужно решить, является ли оно
действительно необходимым. Ведь отчетность подготавливают десятки тысяч
работников бухгалтерии и финансовых отделов предприятий и организаций.
Очевидно, что такая массовая форма сбора данных может давать надежные данные,
если она достаточно стабильна.

Формирование
содержательной части форм отчетностей осуществляется с учетом требований
Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной
практике систему учета и статистики, систему статистических показателей для
оценки экономических преобразований в стране. Развитие малого бизнеса
потребовало специального решения вопроса об отчетности малых предприятий. Они
отчитываются по минимальному количеству форм статотчетности и показателей.
Утверждена унифицированная интегрированная форма статистической отчетности
квартальной периодичности для малых предприятий всех организационно-правовых
форм и форм собственности и годовая форма, содержащая показатели
производственной деятельности этих предприятий.

Общее руководство
статистическим наблюдением за деятельностью коммерческих банков возложено на
Банк России, который совместно с органами государственной статистики
разрабатывает формы статистической отчетности и инструкции по их заполнению.
Для коммерческих банков предусмотрены следующие основные формы, представляемые
в Банк России:

· 
годовой отчет коммерческого
банка (он содержит годовой баланс банка, отчет о финансовых результатах его
деятельности, структуру доходов и расходов, направления распределения прибыли,
показатели ликвидности, размер собственного капитала, данные о кредитной и
ресурсной политике банка, показатели внешнеэкономической деятельности, данные
об операциях с ценными бумагами, о крупнейших инвестициях);

· 
общая финансовая
отчетность (в ней приводятся сведения о прибылях и убытках, работниках банка,
анализ некоторых счетов, кредитного портфеля, информация о резервах на
возможные потери по ссудам, наращенных процентах, анализ активов и пассивов по
срокам востребования и погашения, данные об основных средствах и нематериальных
активах, движении собственных средств, анализ валютной позиции);

· 
экономические
нормативы деятельности банка (рассчитываются и предоставляются ежемесячно);

· 
кредитный
портфель банка (сведения предоставляются ежеквартально);

· 
отчет о кассовых
оборотах (ежемесячно и каждые 5 дней) и др.

Данные статистической
отчетности поступают от предприятий, организаций в органы государственной
статистики.

Специально организованное
статистическое наблюдение
используют при статистическом изучении явлений, которые не могут быть
охвачены отчетностью. Например, в РФ проводят переписи населения,
сельскохозяйственные переписи, всякого рода социологические обследования,
выборочные обследования предприятий малого бизнеса и пр. Организована обширная
сеть статистики семейных бюджетов. Ведутся наблюдения за изменением
потребительских цен на товары.

С помощью специальных
наблюдений иногда проверяют отчетные данные. Они дают дополнительный материал
для познания закономерностей развития общества.

Статистические наблюдения
подразделяются на виды – по времени наблюдения и по охвату единиц
наблюдения.

По времени регистрации фактов различают непрерывное
(текущее), периодическое и единовременное наблюдение. Текущее наблюдение
ведется систематически, постоянно, непрерывно, по мере возникновения явлений.
Например, регистрируются в загсе рождения, смерти, браки и разводы, на заводах
учитываются выпуск продукции, явки и неявки на работу, расчеты с дебиторами и
кредиторами, поступление денег в кассу и денежные выплаты и т.п. При
периодическом наблюдении регистрация производится через определенные, обычно
одинаковые промежутки времени. Например, учет успеваемости студентов по данным
экзаменационных сессий. Единовременное наблюдение проводится один раз для
решения какой-либо задачи или повторяется через определенные промежутки времени
по мере надобности. Примером могут служить перепись жилого фонда, школьная
перепись и т.п.

С точки зрения охвата
единиц исследуемой совокупности наблюдение может быть сплошным и несплошным.
При сплошном наблюдении регистрации подлежат все без исключения единицы
совокупности. Оно применяется, например, при переписи населения, при сборе
данных в форме отчетности, охватывающей предприятия разных форм собственности,
учреждения и организации.

Развитие многоукладной
экономики увеличило число объектов экономической деятельности. Это
способствовало расширению практики несплошного наблюдения, которое
подразделяется на способ основного массива, выборочное и монографическое. При
способе основного массива обследованию подвергается основной массив – та часть
единиц, которая вносит наибольший вклад в изучаемое явление. Часть
совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в
характеристике совокупности, исключается из наблюдения. Например, наблюдения за
финансовым положением в строительстве, транспорте, торговле ведется лишь по
данным предприятий с числом работников 500 человек и более.

Применение метода
основного массива часто требует установления ценза – значения признака, которое
ограничивает объект наблюдения, например, число работников 500 человек и более.
Следует иметь в виду, что «ценз» применяется в статистике не только в смысле
пограничного значения признака, но и для обозначений переписей. В США, Англии
цензами называют переписи населения, промышленности и т.д.

При выборочном наблюдении
из всей совокупности определенным образом отбирается часть единиц, которые
подвергаются обследованию с целью распространения результатов на всю
совокупность. Выборочное наблюдение сокращает сроки наблюдения, приводит к
экономии труда и материальных затрат и является наиболее научно обоснованным
видом несплошного наблюдения.

Применяя выборочное
наблюдение, можно заранее с определенной гарантией установить возможные пределы
отклонения выборочных данных от тех данных, которые были получены при сплошном
наблюдении изучаемой совокупности.

Обследования основного
массива и выборки являются примерами массовых наблюдений, когда наблюдением (хотя
оно и несплошное) охватывается множество единиц. Примером другого рода
обследований является монографическое наблюдение. Оно состоит в подробном
описании отдельных единиц совокупности в целях их углубленного изучения,
которое не может быть столь же детальным при массовом наблюдении. Главное
внимание обращается на качественные стороны явления, его поведение, ориентацию,
перспективы развития и т.д. Примерами монографических обследований являются
этнографические обследования, когда изучается образ жизни семьи или нескольких
семей, и др.

В любом исследовании
источником получения первичных данных могут быть непосредственно наблюдение,
документы и опрос.

Непосредственное
наблюдение осуществляется путем регистрации изучаемых единиц и их признаков на
основе непосредственного осмотра, подсчета, взвешивания, показаний приборов и
т.д. Например, во время переписи вагонов проводится осмотр каждого вагона.
Примерами непосредственного наблюдения являются регистрация цен и объема
реализации товаров на рынках, учет выработки отдельных работников,
метеорологические наблюдения – регистрация температуры воздуха, суммы осадков,
снежного покрова; инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей на
складе и др.

Документальный способ
наблюдения основан на использовании в качестве источника сведений различных
документов первичного учета предприятий, учреждений и организаций, поэтому этот
способ наблюдений часто называют отчетным. Он применяется, например, при
переоценке основных фондов предприятий и организаций, которые дают основу
начисления амортизации, анализ использования фондов и их структуры, особенно в
условиях инфляции. При заполнении государственной статистической отчетности по
переоценке каждым самостоятельным предприятием любой отрасли и формы
собственности используются следующие данные первичной учетной информации:
инвентаризационные описи, инвентарные карточки основных фондов, технические
паспорта или другая соответствующая документация и данные бухгалтерского учета.

Непосредственное
наблюдение и документальный способ обеспечивают наибольшую достоверность
статистических данных.

При опросе источником
данных являются сведения, которые дают опрашиваемые лица. При этом могут быть
использованы разные способы собирания данных: экспедиционный, корреспондентский
и саморегистрация.

Экспедиционный способ
заключается в том, что специально подготовленные регистраторы на основе опроса
заполняют переписные формуляры, одновременно контролируя правильность
получаемых ответов. Этот способ обеспечивает достаточно точные результаты, но
он дорогостоящий. В отечественной статистике экспедиционный способ используется
при переписях населения.

Корреспондентский способ
заключается в том, что статистические или другие организации рассылают
специально разработанные бланки и инструкции к их заполнению отдельным
организациям или специально подобранным лицам, давшим согласие периодически
заполнять бланки и присылать статистическому органу в установленные сроки.
Например, научно-исследовательский институт по изучению спроса населения на
товары народного потребления и конъюнктуры торговли создал сеть корреспондентов
в каждом регионе, которые периодически сообщают в центр сведения о
покупательском спросе населения, товарном обеспечении в данной местности и
другую информацию. Преимуществом этого способа является его дешевизна, однако
он не всегда обеспечивает хорошее качество сведений, так как зависит от уровня
восприятия вопросов опрашиваемыми, от ответственности – отправят они
заполненную анкету или нет.

При саморегистрации или
самоисчислении работники той или иной организации, которая проводит опрос,
раздают опросные листы или анкеты опрашиваемым лицам, инструктируют их, а затем
собирают заполненные формуляры, контролируя полноту и правильность полученных
сведений. Этот способ используется в государственной статистике при бюджетных
обследованиях семей, при проведении некоторых переписей и т.д.

Сущность и методы статистического наблюдения

Степень охвата
исследуемой совокупности

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий