Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир

Дата: 12.03.2014

		

Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого Война и Мир

Картины природы у Толстого, отмечает В. Днепров,
«теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как
бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несёт его… Положение пейзажа в
романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом
стихотворении, где картина развёртывается параллельно с переживанием героя,
фиксируя его моменты».

Великий писатель высоко ценил
облагораживающее влияние природы на человека.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
вспоминается яркостью эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много
значит сама по себе. Охота и святки, первый бал Наташи, лунная ночь в Отрадном
и девочка на окне, встречи князя Андрея со старым дубом… Так отдельными яркими
эпизодами встаёт в нашей памяти эта книга. Все эпизоды служат общей связи
романа, вписаны в обширное целое, но внутри него по-своему автономны,
завершены.

Жизнь, которую рисует Толстой,
очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне»
или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в
каждом очень полно выражен существенный смысл жизни и её борьба.

Разочаровавшись в прежних своих
стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем,
смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в её простых
проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему
остаётся.

Итак жизненный путь определён? Но
вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может довольствоваться столь
узким кругом. Недаром его «взгляд был потухший, мёртвый» и даже в улыбке
выражалась «сосредоточенность и убитость».

Толстой не признавал жизни
застывшей, одинаковой и поэтому мёртвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил
постоянное развитие, движение вперёд, поэтому он и выделил на первый план силу
жизни.

Автор показывает, как медленно
возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом
пути возрождения – встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча
с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых
мыслей и надежд», – всё это подготовило окончательное возвращение Андрея к
жизни. Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить своё нынешнее душевное
состояние.

В общем плане романа этот эпизод
важен не только как определённая ступень к определённому итогу, он не только
продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», — он
задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из
бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой.

Дуб, который дважды встречает на
своём пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в
одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадёжности, в другом –
символом радостной веры в счастье.

При первой встрече дуб представляется
ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделён
способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью
«улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и,
думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не
ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки».

Герой находит в роще то, что
созвучно ему, — нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться
обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

«Да, он прав, тысячу раз прав этот
дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь –
наша жизнь кончена!» Грустные, безнадёжные мысли теснились в это время в голове
князя Андрея.

Дуб – параллель к образу
Болконского. Первый раз проезжает он мимо него разочарованным в своих прежних
идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади.
Второй раз – после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его
намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к
большой гражданской деятельности.

Описание лунной ночи в Отрадном,
которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и
романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком
отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного – и
игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и
серебристо-освещённые с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где
листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом,
полная луна на светлом, почти беззвёздном небе. Ночь, луна, свет и тени – всё
чарует незабываемой прелестью.

Эта картина почти с зыбкой
игрой   

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий