Философские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия

Дата: 13.03.2013

		

1. Мировоззре́ние
— философское
понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и
убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и
характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире.
Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и
целостный типы мировоззрения.

Типы мировоззрения

Существуют различные
способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и
методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное
мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое
мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение
повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение.

Мифологическое

Мифологический тип
мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были
сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия
мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для
которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и
явлений.

Религиозное

Религиозное мировоззрение
основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и
жизни людей.

Слово мировоззрение не
достаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошо
понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий
использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно
по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.

М. может находиться на
житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и
передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует
в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных
представлений о мире.

Мировоззрение личности
определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет
его поведение и поступки.

Характеризует общее
понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую
составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.

Мировоззрение – это
сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя
совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов,
благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный
характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность
целенаправленной.

Есть слово, которое
кажется более подходящим с личностной точки зрения: идеология (в словаре
Ушакова даже воспринимается как синоним мировоззрения). Идеология — от греч.
idea — понятие, представление и logos — слово, понятие, учение. Но и у этого
слова есть «политический» оттенок, бытовой уровень, несмотря на то,
что греческое происхождение как бы заставляет придерживается изначально
заложенного смысла.

Идеология — система
взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных
социальных групп, классов, обществ, в которых

— осознаются и
оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные
проблемы и конфликты; а также

— содержатся цели
(программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение
существующих общественных отношений.

Хотя мировоззрение –
часть системы личного отношения или системы значимости в данном определении, но
нет резкой границы, что вот эта ассоциация является общей, а эта – частной. В
этом смысле мировоззрение – довольно условное понятие. Но, вместе с тем, оно
удобно описывает особое качество личной классификации всего познанного, в
котором это познанное корректируется опытом познания во взаимно
непротиворечивую систему личными механизмами адаптации.

Любое познание (в том
числе и научное) это – связывание результатов какого-то предполагаемого
варианта личного воздействия на действительность — с личной оценкой значимости полученного
в реальности результата этого воздействия с помощью механизмов сознания с целью
перевода недостаточно отработанного, не уверенного варианта поведения в
уверенно отработанный автоматизм.

Логика взаимной
непротиворечивости различных предполагаемых вариантов в этой системе сугубо
личная, субъективная и может существенно отличаться от идеальной логики
(взаимосвязей явлений) объективного мира, формализуемой с помощью науки. Только
реальный опыт способен показать соответствие ожидаемого и реально полученного —
истину или ложь.

Все последующие обобщения
будут основываться на представлениях о механизмах организации адаптивного
поведения, чему посвящены материалы О системной нейрофизиологии с базовой
системой аксиоматики. Для той части проявлений этих механизмов, которая
соответствует понятию «мировоззрение», очень важно понимание — как
формируются уверенные поведенческие реакции, что такое вообще уверенность (по
шкале от доверия до веры), что такое ощущение ошибочности, сомнение. Кратко
напомню, что уже было сказано об этом и обосновано в материалах по двум этим
основным ссылкам.

Распознавание любого
качества текущего психического состояния определяется специфической структурой
локального распознавателя, а формирование любого поведения — фактически — есть обучение
и корректировка распознавателей. Так, возникают и специализируются
распознаватели ошибок, сомнения, состояния уверенности различного уровня — как
результат формирования опыта такого распознавания. Соответственно, возможны
неадекватности распознавания, которые в норме в актуальных ситуациях
корректируются опытом по результатам вариантов поведения.

Распознавание ошибок
происходит, если попытка реализации варианта поведения приносит неожиданный и
нежелательный результат, негативно оцениваемый системой значимости, хотя такая
оценка и, особенно, ее закрепление — очень индивидуальны и существуют люди,
которые продолжают совершать ошибки, несмотря ни на что. Такие люди оказываются
особенно склонны к вере, держась за однажды зафиксированные представления (созвучно
идеи-фикс). Соответственно, развитие направления их интересов основывается больше на субъективной составляющей и
меньше корректируется проверяемым в объективной реальности поведением, а
исследовательская мотивация занижена. Здесь большой вклад привносит высокая
значимость субъективно развиваемых идей.

Если понимать, что
мировоззрение является основой личной интерпретации всего воспринимаемого,
определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направление
развития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратить
внимание — оптимальное развитие мировоззрения адекватно объективному миру, т.е.
постоянно проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно.
Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее и означает вычеркнутый из жизни
порочный опыт и годы на его приобретение.

Развитие мировоззрения
невозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективной
реальности, в том числе психическим процессам и их проявлениям. Чем более
разносторонни направления развития интересов, тем более эффективно и целостно
будет развиваться мировоззрение. Среди интересов очень нежелательны
изолированные от других, обычно это — мистические идеи, паранаучные идеи-фикс,
субъективно обусловленные зависимые состояния.

Необходимо придерживаться
стратегии разумного скептицизма — как противоположности безусловной веры для
того, чтобы в большей мере использовать исследовательский путь, чем
авторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок.

Для развития конкретного
направления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный веками
исследований, формализованный в виде конкретных рекомендаций научный метод
(научную методологию).

Только приобретение
практического личного жизненного опыта способно адекватно развивать
мировоззрение. Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, а
подвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личном
опыте осваивания этого направления. Лишь нехватка времени и критичность
ситуации может быть поводом для пробы опасных в возможных последствиях
сведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны[1].

2. Мироощущение (термин этнологии) — отношение
индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира.
Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение,
мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних
воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений,
эмоций.

Позитивное мироощущение

Проявляется в стремлении
к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение
времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная
реальность. Служит основой жизни на Земле.

Негативное мироощущение

Проявляется в стремлении
к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение
времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к
будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое
количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.

Отношение человека к
окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях,
чувствах. целостное осознание и переживание,
воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.

3. Мировосприятие как предпосылка миропонимания,
особая форма освоения в системе мировоззрения.

Об антропологических
границах и реликтовом мировосприятии.

Существует трехуровневая
структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное,
современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие,
свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур,
которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных
источников.

Сложность нынешнего этапа
развития философских исследований я вижу в том, что объем информации,
циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей остается
очень мало времени и сил на то, чтобы знакомиться с новинками.

Долгое время проблема «сознания»
и проблема «тела» рассматривались в отрыве друг от друга. Телесность
в духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагается
умерщвлять, а иногда истязать.

Телесность человека — это
бесценный дар, потому что она представляет собой тот инструмент, используя
который наш Создатель имеет возможность узнавать-познавать-проживать плоды
своего творения.

Одну из его важнейших
особенностей усматривают в возможности переживать происходящее в другом как
во-мне-самом-совершающееся, то есть как часть собственных внутренних процессов.
О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изучения
австралийских аборигенов, которые способны узнавать о том, что из соседней
деревни возвращается жена, в собственном теле ощутив, как ремни, на которых она
несет ребенка, впиваются в плечи, или что в гости идет старик-отец,
почувствовав, как ноют его старые раны. Многие представители животного мира
демонстрируют возможности таких форм восприятия, которые человек, опираясь на
современную картину мира, склонен считать экстрасенсорными (например,
электрическое чувство угря и чувство боковой линии рыб). На самом деле они
вполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые современным
человеком в его схемах восприятия. Телепатия, рассмотренная в этом ключе, будет
представлять собой вполне нормальное явление, имеющее в своей основе
естественные и совершенно рациональные механизмы.

Между миром и нашим
опытом этого мира, миропознанием, существует неустранимое различие. Когда мы
говорим: » Это — истина мы думаем, что это на самом деле так, однако, в
действительности, это лишь наше представление об истине, такое же далекое от
нее, как наши мысли от нас. Ибо, когда нам в голову приходит какая-либо мысль,
мы сразу же персонализируем ее.

мировоззрение
мифологический мироощущение мировосприятие реликтовый

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий