Методические особенности изучения темы "Бериллий и его соединения" посредством интегрированных уроков

Дата: 13.03.2013

		

ВВЕДЕНИЕ

Бериллий был обнаружен в 1798 г. знаменитым французским химиком Л. Вокленом в полудрагоценном камне берилле. Отсюда и название
элемента. Впрочем, Воклен выделил только новую «землю» — оксид неизвестного
металла. Относительно чистый бериллий в виде порошка был получен только
через 30 лет независимо Ф. Вёлером в Германии и Э. Бюсси во Франции.

Долгое время многие химики считали,
что бериллий — трехвалентный металл с атомной массой 13,8. Для такого металла
не находилось места в периодической системе, и тогда, несмотря на очевидное
сходство бериллия с алюминием, Д. И. Менделеев поместил этот элемент во вторую
группу, изменив его атомную массу на 9. Вскоре шведские ученые Л. Нильсон и О.
Петерсон нашли, что атомная масса бериллия 9,1, что соответствовало
предположениям Д. И. Менделеева. Во второй половине XX в. Бериллий — стал
необходим во многих отраслях техники. Этот металл и его сплавы отличаются уникальным
сочетанием различных свойств. Конструкционные материалы на основе бериллия
обладают одновременно и легкостью, и прочностью, и стойкостью к высоким
температурам. Будучи в 1,5 раза легче алюминия, эти сплавы в то же время
прочнее многих специальных сталей. Эти качества и сам бериллий, и многие
его сплавы не утрачивают при температуре 700-800°С, поэтому они используются в
космической и авиационной технике.

Бериллий необходим и в атомной
технике: он стоек к радиации и выполняет роль отражателя нейтронов.

ГЛАВА
1. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Для осознанного понимания химических
процессов огромное значение имеет представление о химических элементах. Эти вопросы
всегда были самыми сложными не только для учащихся, но и для учителей. Учебный
материал темы поделен на 4 урока, поскольку давно известно, что на одном уроке
нельзя ознакомить учащихся более чем с двумя понятиями [2].

Преподавание темы «Бериллий» начинается
с 9 класса, первого полугодия. При изучении этой темы пользуются учебником
химии под редакцией Г. Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, также учебником за 8 — 9
класс под редакцией Н. С. Ахметова. Дидактическим материалом служит книга по
химии для 8 — 9 классов под редакцией А. М. Радецкого, В. П. Горшкова; используются
задания для самостоятельной работы по химии за 9 класс под редакцией Р. П. Суровцева,
С. В. Софронова; используется сборник задач по химии для средней школы и для
поступающих в вузы под редакцией Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. В 9 классе на
изучение закономерностей протекания химических реакции отводится 4 ч [3, 4].

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕМЫ «БЕРИЛЛИЙ»

Соединения бериллия в виде
драгоценных камней были известны еще в древности. С давних пор люди искали и
разрабатывали месторождения аквамаринов, изумрудов и бериллов. Есть
свидетельства о том, что еще во времена Египетских фараонов разрабатывались
изумрудные прииски в Аравийской пустыни. Но только в конце 18 века химики
заподозрили, что в бериллах есть какой-то новый, не известный элемент. В 1798
году французский химик Воклен выделил из берилла окись «La terree du
beril», отличавшуюся от окиси алюминия. Эта окись придавала солям сладкий
вкус, не образовывала квасцов, растворялась в растворе карбоната аммония и не
осаждалась оксалатом или тартратом калия. Металлический бериллий был впервые
получен в 1828 году известным немецким ученым Велером и одновременно
французским ученным Блюссеном, который получил порошок металлического бериллия
восстановлением хлористого бериллия металлическим калием. Промышленное
получение бериллия началось только в 20-х годах нашего столетия. До сороковых
годов масштабы производства и применения бериллия были не велики. Однако с
открытием свойств бериллия, обусловивших его использование в атомной энергетике
спрос на него сильно возрос. Что в свою очередь стало причиной широкого
развития исследовательских и геологоразведочных работ в этой области.

Химические и химико-физические
свойства бериллия

Бериллий (Be) — имеет атомный номер 4
и атомный вес 9.0122. Он находится во втором периоде периодической системы и
возглавляет главную подгруппу 2 группы, в которую также входят магний, кальций,
стронций, барий и радий. Электронная структура атома бериллия 1s 2s. На внешней
оболочке он имеет два электрона, что является характерным для элементов этой
группы. Электронная структура внешней оболочки иона каждого из этих элементов с
зарядом +2 соответствует электронной структуре инертного газа с атомным номером
на две единицы меньше номера рассматриваемого элемента. Бериллий вещество
серо-стального цвета; при комнатной температуре металлический бериллий имеет
плотно упакованную гексагональную решетку, подобную решетке магния. Атомный
(металлический) радиус бериллия равен 1.13 А. Увеличение массы и заряда ядра
при сохранении конфигурации электронных оболочек служит причиной резкого
уменьшения атомного и ионного радиусов бериллия по сравнению с соседним литием.
После отрыва валентных электронов атом бериллия образует ион типа благородных
газов, и несет, подобно литию, всего одну электронную оболочку, но
характеризуется значительно меньшими размерами и компактностью. Истинный ионный
радиус бериллия — 0,34 А является наименьшим среди металлов. Потенциалы
ионизации у бериллия равны (соответственно для первого, второго, третьего и
четвертого электронов) I1-9,28; I2-18,12; I3-153,1; I4-216,6 эВ. На кривой
потенциалов ионизации бериллий занимает одно из верхних мест. Последнее
соответствует его малому радиусу и характеризует бериллий как элемент не
особенно охотно отдающий свои электроны, что в первую очередь определяет
степень химической активности элемента. Этот же фактор имеет решающее значение
в образование того или иного типа химической связи при соединение бериллия с
другими элементами. С точки зрения электроотрицательности бериллий наряду с
алюминием может рассматриваться как типичный переходный элемент между
электроположительными атомами металлов, легко отдающих свои электроны, и
типичными комплексообразователями, имеющими тенденцию к образованию ковалентной
связи. В нейтральных растворах гидрокcилы бериллия дисcоциируют по схеме:

Be2+ + OH
<=> Be(OH)2 <=> H2BeO2 <=>
2H+ + [BeO2]2-

В щелочных растворах, содержащих
атомы щелочных элементов, осуществляется возможность возникновения более
прочной ковалентной связи между анионом и атомом амфотерного элемента.
Происходит образование комплекса, прочность которого в первую очередь
определяется концентрацией элементов с низким значением электроотрицательности,
то есть щелочей. Бериллий в этих условиях ведет себя как комплексообразователь.
В кислых растворах, характеризующихся высокой концентрацией водородного иона,
элементы с низким значение электроотрицательности, подобные бериллию, могут
находится в форме свободных, положительно заряженных ионов, т.е. являются
катионами. Свойства основности элемента, как известно характеризуются также
величиной ионного потенциала w/r, выражающего энергию силового поля иона. Как и
следовало ожидать, маленький ион бериллия отличается большой величиной ионного
потенциала, равной 5,88. Таким образом, по характеру своих химических свойств,
всецело определяемых особенностями строения электронных оболочек атома,
бериллий относится к типичным амфотерным элементам. Металлический бериллий
растворяется в соляной и разбавленной азотной кислоте, а также в водных
растворах гидроокисей натрия и калия с выделением водорода и образованием
бериллатов с общей формулой М2ВеО2. Наибольший
интерес с точки зрения возможной точки зрения возможной роли в природных
процессах представляют галоидные и карбонатные соединения. Фтористый и
хлористый бериллий представляет собой устойчивые соединения, очень хорошо
растворимые в воде. Оба они легкоплавки (температура плавления фтористого
бериллия 577, хлористого бериллия 405) и относительно легко сублимируются. В то
же время нейтральный карбонат бериллия почти нерастворим в воде и является
весьма непрочным соединением. В слабо щелочной и кислой среде в присутствии
определенного количества электроположительных атомов щелочных металлов характерным
для бериллия является образование комплексов. При этом все комплексы бериллия
являются мало прочными соединениями, которые могут существовать только в
определенных интервалах щелочности растворов. Таким образом на основании общего
обзора химических свойств бериллия могут быть сделаны следующие предварительные
выводы, характеризующие возможную роль различных соединений бериллия в
геохимической истории этого элемента.

1) в условиях существенно кислой
среды при низкой концентрации в растворах электроположительных атомов щелочей
бериллий, вероятнее всего, может мигрировать в форме прекрасно растворимых и
легколетучих галоидных соединений — фторидов и хлоридов;

2) в слабокислой и щелочной средах в
присутствии достаточного количества электроположительных атомов щелочей
миграция бериллия может осуществляться в форме различных комплексных
бериллатов, обладающих разной устойчивостью в зависимости от характера среды;

3) существенно щелочная среда в
некоторых случаях также может способствовать миграции бериллия в форме
бериллатов или карбонатбериллатов, легко распадающихся при понижении щелочности
раствора;

4) миграция растворимых в воде
соединений бериллия может осуществляться как в истинных, так и в надкритических
растворах, поскольку соединения, растворимые в жидкой воде, легко растворяются
и в надкритической фазе воды, давая ненасыщенные такими соединениями растворы;

Заканчивая характеристику отдельных
свойств бериллия, без внимательного анализа которых вряд ли возможно правильно
представить его минералогию и понять особенности поведения в природных
процессах, необходимо отметить, что свойства многих соединений бериллия,
интересных в геохимическом отношении, изучены совершенно недостаточно.

Распространение и минералогия
бериллия

Бериллий несмотря на малый ионный
номер относится к редким элементам. Содержание его в земной коре оценивается в
настоящее время от 6×10 — 4 до 2×10 — 4. Такую малую
распространенность бериллия объясняют его способностью взаимодействовать с
протонами и нейтронами высоких энергии. В пользу этого объяснения говорит тот
факт, что бериллия мало в атмосфере солнца и звезд, а в межзвездном
пространстве, где условия для ядерных реакции неблагоприятны его количество
резко возрастает. Но наряду с процессом непрерывного распада его атомов, также
в результате многочисленных ядерных реакций идет процесс новообразования его
изотопов. Бериллий имеет только один устойчивый изотоп, но кроме него также
известны изотопы с массой 7,8,9,10.

Изотопы бериллия

Изотопы Масса Период
полураспада

7Ве

8Ве

9Ве

10Ве

7.0192

8.0078

9.0150

10.0168

52.9
дня

<
5×10-14 сек

стабилен

2.7х106
лет

Содержание изотопов бериллия в
метеоритах подтверждают гипотезу космической дефицитности бериллия. Но в
отдельных метеоритах отмечается содержание бериллия близкое к его среднему
содержанию в земной коре. Для вывода среднего содержания бериллия в земной коре
был использовано большое количество средних объединенных проб систематически
отобранных по разным магматическим массивам. На основание этих данных был
вычислен кларк бериллия, который оказался равен 3.5×10 — 4. При
формирование земной коры бериллий концентрировался в остаточной магме в
процессе ее затвердевания. Такое концентрирование в остаточных магматических
породах имеет большое значение, поскольку благодаря ему элемент оказывается
более доступным, чем можно было бы ожидать учитывая его малую
распространенность в земной коре. В природе минералы бериллия образуются в
весьма различных условиях, присутствуя во всех типах минеральных месторождений,
за исключением собственно магматических. При этом наибольшее число бериллиевых
минералов известно в пегматитах. В настоящее время в природе известно 40
минералов бериллия, изученных в большинстве своем совершенно недостаточно.
Подавляющее большинство бериллиевых минералов являются редкими или очень
редкими и известны лишь в одном или двух месторождениях земного шара.
Распределение бериллиевых минералов по классам химических соединений весьма
неравномерно и определяется литофильностью его атома при полном отсутствии
халькофильности. Главную роль среди минералов играют силикаты 65% от общего
числа минералов, меньшее значение имеют окислы и фосфаты. Сульфиды среди
минералов бериллия отсутствуют полностью, что подчеркивает литофильность этого
элемента.

Распределение бериллиевых минералов
по классам

Классы Типичные представители Кол-во %

Окислы

Силикаты

Бораты

Антимонаты

Фосфаты

Карбонаты

Хризоберилл

Гельвин, Даналит, Берилл, Фенакит, Гадолинит

Родицит

Сведенборгит

Бериллонит

Бериллийтенгерит

3

26

2

1

7

1

7.5

65.0

5.0

2.5

17.5

2.5

Геохимия бериллия

В геохимических процессах бериллий
ведет себя как типично литофильный элемент. По классификации Перельмана
бериллий относится к слабо мигрирующим элементам.

Содержание бериллия в горных
породах

Наименование породы Содержание бериллия x10-4

Ультраосновные породы

Габбро-нориты

Габбро

Средние породы

Кислые породы

Щелочные породы

Менее 0,2

Менее 0,2 0,3

0,8 — 0,9

1 — 32 (ср 5)

5 — 20 (ср 7)

При рассмотрение распространения
бериллия в магматических горных породах, следует отметить, что бериллий не
накапливается не в ультраосновных, не в основных магмах, присутствую в них во
много раз меньших количествах, чем его среднее кларк в земной коре. Таким
образом геохимическая история бериллия в земной коре всецело связана с историей
образования кислых и щелочных магм, заключающих в себе более 95% атомов
бериллия. При этом особенности поведения бериллия в процессах кристаллизации
кислых и щелочных магм определяются в первую очередь геохимической спецификой
этих существенно отличных друг от друга процессов. Ничтожное содержание
бериллия в гранитном расплаве исключает возможность образование
индивидуализированных бериллиевых минералов. В то же время отсутствие в
расплаве высоковалентных катионов, которые могли бы компенсировать вхождение
бериллия в кристаллическую решетку силикатов, затрудняет и ограничивает захват
бериллия породообразующими минералами гранитов. Таким образом, ограниченное
рассеяние бериллия в продуктах главной фазы кристаллизации гранитной магмы
приводит к его накоплению в продуктах конечной стадии кристаллизации. Особенно
резкое, скачкообразное обогащение поздних магматических продуктов бериллием,
по-видимому, происходит в процессе кристаллизации кварца гранитов, практически
не принимающего бериллия в свою решетку. С этим процессом связано появление на
поздних стадиях формирования гранитов расплавов, эманации и растворов, в
различной стадии обогащенной бериллием. Дальнейшая судьба этих образований,
определяющаяся общими закономерностями становления конкретного магматического
очага и геохимической спецификацией, крайне разнообразна. Следы их деятельности
мы видим в широко распространенных процессах мусковитизации и грейзенизации
гранитов, когда в процессе изменения гранитов концентрации бериллия возрастает
в два раза по сравнению с количеством в биотитовых и прочих гранитов, не
затронутых процессом мусковитизации. Наиболее ярко эти процессы протекают в
процессе образования постматических месторождений бериллия, приводящих к
образованию месторождений содержащих многие тысячи тонн этого элемента. Наивысшее
возможное содержание бериллия, присутствующего в качестве изоморфной примеси в
минералах гранитов может достигать 15×10 — 4 — 20×10 — 4%.
Несколько повышенное рассеяние бериллия наблюдается в гранитах с повышенным
содержание редких земель. Останавливаясь на особенностях поведения бериллия в
щелочных магмах необходимо подчеркнуть следующие факторы, влияющие на судьбу
бериллия в этих процессах:

1) 
высокий кларк редких земель

2) 
длительное участие высоковалентных катионов в процессах
минералообразования повышенная щелочность среды

3) 
Указанные факторы облегчают изоморфный захват бериллия в
процессе кристаллизации породообразующих элементов, препятствуя концентрации
бериллия. Несмотря, на значительно более высокое содержание бериллия по
сравнению со средним кларком литосферы, наиболее типичной особенностью его
поведения в щелочных породах является рассеяние. Появление концентрации
бериллия в щелочных породах можно ожидать в процессе перераспределения бериллия
в процессе широкомасштабной альбитизации пород, содержащих повышенное
количество бериллия. Геохимическая история бериллия в пегматитовом процессе
может служить ярким примером послемагматической концентрацией рассеянного
элемента. Накапливаясь по мере развития пегматитового процесса после
формирования зон графического и среднезернистого пегматита, и выделения крупных
мономинеральных блоков микроклин-пертитов, бериллий концентрируется в
остаточных обогащенных летучими порциях пегматитового расплава-раствора.
Наконец в определенный момент, обычно отвечающий окончанию формирования крупных
мономинеральных блоков, в условиях сильного пресыщения кремнием, накопления
натрия и летучих компонентов начинается формирование главного бериллиевого
минерала гранитных пегматитов — берилла, продолжающегося в стадии пневматолито-гидротермальных
замещений. В период формирования пегматитов особенности концентрации и миграции
бериллия тесно связаны с поведением летучих составных частей пегматитового
расплава-раствора. Подобная связь четко проявляется в образование наиболее высоких
концентраций бериллиевых минералов в апикальных участках пегматитовых тел. В
обстановке относительно высокой концентрации щелочей, характерной для
рассматриваемого периода формирования пегматитов, а также в присутствии
галоидов и углекислоты, играющих роль активных экстракторов-минерализаторов,
перенос бериллия осуществляется в форме подвижных комплексных соединений типа
хлорбериллатов, фторбериллатов и карбонат бериллатов щелочных металлов
мигрирующих в процессе формирование пегматита в надкритических, а позднее в
водных растворах в центральные части пегматитовых тел и в верхнии горизонты
пегматитовой инъекции. Таким образом, при переносе бериллия в форме мобильных
комплексных галоидных или карбонатных соединений с щелочными металлами
выпадения бериллия в твердую фазу в виде бериллиевых минералов можно
представить как сложный процесс распада подвижных соединений бериллия и
связывание его в форме трудно растворимых силикатах бериллия и алюминия.
Решающее значение, по-видимому, имеет изменение режима кислотно-щелочности
растворов в сторону увеличения рН, а также появления жидкой фазы, легко
вызывающую гидролиз таких непрочных соединений, как хлорбериллаты и др. Роль
осадителя бериллия также играет фосфор, образующий с бериллием ряд устойчивых в
обычных гидротермальных условиях минералов. В скарнах высокая концентрация
фтора, при сравнительно низкой концентрации щелочей приводит к переносу
бериллия в виде фторидов и фторбериллатов. При этом важное значение в
уменьшение миграционной способности бериллия имеет увеличение значения pH
минералообразующего раствора, происходящее под влиянием связывания атомов фтора
кальцием вмещающих пород. Геохимическая история бериллия в мезо- и
эпитермальном процессе изучена слабо, однако наличие концентрации бериллия,
связанных со сравнительно низкотемпературными карбонатными жилами, а также
присутствие бериллиевых минералов в жилах альпийского типа говорит о достаточно
широком диапазоне его миграции в гидротермальных условиях. В жильных
образованиях, формирование которых происходило в обстановке высокой
концентрации карбонат иона, перенос бериллия осуществлялся в карбонатной форме.
Особенности миграции бериллия в области гипергенеза изучены еще не достаточно.
При этом следует отметить тот факт, что большинство бериллиевых минералов,
имеющих значительное распространение, весьма устойчиво по отношению к агентам
химического выветривания. Все эти минералы в процессе выветривания содержащих
их пород подвергаются в основном механическому разрушению, рассеиваясь в
процессе эрозии с обломочным материалом. Незначительный удельный вес минералов
бериллия препятствует образованию россыпных месторождений бериллия. В бокситах
отмечается незначительное увеличение концентрации бериллия, как этого можно
было бы ожидать, учитывая сходство бериллия и алюминия.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО
ТЕМЕ «СОЕДИНЕНИЯ БЕРИЛЛИЯ»

Задачи:

1. 
Повторить на
примере соединений кальция свойства основных оксидов и гидроксидов, реакции
ионного обмена. Изучить качественные реакции на ионы кальция.

2. 
Раскрыть роль соединений
кальция и магния в практической жизни.

3. 
Развивать
экспериментальные навыки работы с веществами, умение наблюдать, анализировать,
делать выводы, выделять нужную информацию.

4. 
Формировать
коммуникативные навыки, воспитывать аккуратность.

Планируемый результат: учащиеся знают важнейшие соединения
кальция, магния и области их применения, могут объяснить свойства соединений,
знают качественные реакции на ионы кальция.

Форма урока: комбинированный ИКТ — урок

Использование ЦОР:

1)Комплект ЦОР Фирма «1С» Химия 9
класс, Габриелян О.С., 1-2 четверть,

2) НФПК Химия 8-11. Виртуальная
лаборатория.

План урока.

Этап урока Содержание
деятельности
Применение ЦОР

Организационный
момент.

2мин

Приветствие,
обсуждение целей и задач урока, видов и форм работы.

Опрос

8 мин

*Общая
характеристика металлов 2 группы

*Химические
свойства кальция – запись молекулярных уравнений реакций на доске

*
окислительно-восстановительные реакции – выполнение задания за компьютером 2-4
человека в зависимости от количества рабочих компьютеров.

«Уравнение
реакции магния с кислородом», «Уравнение реакции магния с водой» (1)

Изучение
нового материала.

27 мин

*
Знакомство с внешним видом оксидов и гидроксидов металлов 2 группы,
химические и тривиальные названия, применение, получение. Прогнозирование
химических свойств.
фото «Оксид
кальция», «Гидроксид кальция» (1)
Доказательство
химических свойств оксида и гидроксида кальция экспериментально. Лабораторный
эксперимент в парах по карточкам – заданиям (Приложение 1).

Обсуждение
результатов эксперимента, вывод о характере оксида и гидроксида кальция.

Демонстрация
видео – опытов по ходу обсуждения

Качественная
реакция на гидроксид кальция

«Взаимодействия
оксида кальция с водой», «Взаимодействие гидроксида кальции с углекислым газом»
(1)

Соли бериллия,
магния и щелочноземельных металлов и их применение. Демонстрация видео

Заполнение
пропусков в тексте (Приложение 2)

(2)
Коллекция — Свойства неорганических веществ -Щелочные и щелочноземельные
металлы — CaCO3 и т.д.

Качественная
реакция на ион кальция, ионные уравнения

Демонстрационный
опыт «Взаимодействие нитрата и хлорида кальция с карбонатом натрия»

Итог урока

3 мин

Что нового
вы узнали на уроке?

Чему
научились?

Чем урок
был для вас интересен?

В чем вы
сегодня убедились?

Д.З. п. 14,
упр.4. творческое задание- презентация о биологической роли кальция и магния

Домашняя
презентация

ГЛАВА
4. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «БЕРИЛЛИЙ»

Уровень «I»

1. 
Среди
перечисленных веществ отметьте нерастворимое основание:

1) 
гидроксид бария;

2) 
гидроксид железа
(II);

3) 
гидроксид натрия;

4) 
гидрокарбонат
аммония

2. 
Гидроксид
цинка может реагировать со всеми веществами пары:

1) 
сульфат кальция и
оксид серы (VI);

2) 
гидроксид натрия
(р-р) и соляная кислота;

3) 
вода и хлорид
натрия;

4) 
сульфат бария и
гидроксид железа (III).

3. 
В
молекулярном уравнении реакции гидроксида цинка с соляной кислотой сумма всех
коэффициентов равна:

1) 72) 53) 64) 4

4. 
Сумма
коэффициентов в молекулярном уравнении реакций между гидроксидом алюминия и
соляной кислотой равна:

1) 72) 8 3) 64) 4

5. 
Формулы
только основных оксидов указаны в ряду:

1) 
K2O,
SO2, CaO;

2) 
K2O,
Na2O, CaO;

3) 
CO, SO3,
P2O5;

4) 
CO, SO2,
K2O.

6. 
Реакция FeCl3 + 3NaOH ® Fe(OH)3 + 3NaCl относится к реакциям:

1) 
соединения;

2) 
разложения;

3) 
замещения;

4) 
обмена.

7. 
При обычных
условиях основания можно получить при взаимодействии с водой:

1) 
BaO,
CuO, FeO;

2) 
Na2O,
CaO, Li2O;

3) 
MgO,
ZnO, Al2O3;

4) 
K2O,
Li2O, Mn2O7.

8. 
Количеству
вещества 1,5 моль равна масса гидроксида меди (II):

1) 98 г; 2) 196 г; 3) 147 г; 4) 980 г.

9. 
Реакции
гидроксида железа (II) с серной
кислотой отвечает сокращенное ионное уравнение:

1) 
FeO +
2H+ ® Fe2+ + H2O;

2) 
Fe(OH)3
+ 3H+ ® Fe3+ + 3H2O;

3) 
Fe(OH)2
+ 2H+ ® Fe2+ + 2H2O;

4) 
Fe2+
+ 2OH ® Fe(OH)2.

10. 
 Основные свойства проявляет оксид:

1) 
марганца (VII);

2) 
кальция;

3) 
калия;

4) 
серы (IV)

5) 
фосфора

Уровень II

11. 
В схеме
превращений

Методические особенности изучения темы «Бериллий и его соединения» посредством интегрированных уроков

веществами А, Б, В являются
соответственно:

1) 
Cl2, H2O, Na2O;

2) 
HCl, NaOH, NaOH(избыток);

3) 
HCl, H2O, NaOH;

4) 
Cl2,
NaOH, Na2O.

12. 
Характер
реакции среды водного раствора аммиака:

1) 
слабокислый;

2) 
сильнокислый;

3) 
нейтральный;

4) 
щелочной.

13. 
Гидроксид
алюминия проявляет амфотерные свойства при взаимодействии:

1) 
только с щелочью;

2) 
с кислотой и
щелочью;

3) 
только с
кислотой;

4) 
с солью и
кислотой

14. 
Раствор
гидроксида натрия реагирует с каждым из веществ, указанных в паре:

1) 
оксид железа (II) и соляная кислота;

2) 
хлорид железа (III) и углекислый газ;

3) 
серная кислота и
оксид кальция;

4) 
оксид цинка и
хлорид калия.

15. 
Конечным
продуктом в цепочке превращений на основе цинка является:

Методические особенности изучения темы «Бериллий и его соединения» посредством интегрированных уроков

1) 
гидроксид цинка;

2) 
оксид цинка;

3) 
цинк;

4) 
цинкат калия

16. 
 В
сокращенном ионном уравнении реакции серной кислоты с гидроксидом натрия сумма
коэффициентов равна:

1) 7;2) 5;3) 3; 4) 4.

17. 
Раствор
гидроксида натрия взаимодействует с каждым веществом, указанным в ряду:

1) 
оксид кремния,
сульфат натрия, хлоргидроксид алюминия;

2) 
оксид железа (II), медь, серная кислота, гидроксид
алюминия;

3) 
оксид кремния,
алюминий, соляная кислота, гидроксид цинка;

4) 
оксид железа (II), медь, аммиак, гидроксид цинка.

18. 
 В водном
растворе ступенчато диссоциируют:

1) KOH; 2) Cu(OH)2;
3) Ca(OH)2; 4) Al(OH)3.

19. 
 Общая сумма всех коэффициентов в
полном и сокращенном ионном уравнениях реакции между нитратом серебра и
гидроксидом натрия равна ____________________ (ответ напишите цифрами– 10)

20. 
 Гидроксид
бария можно получить из

1) 
BaO и H2CO3;

2) 
BaSO4
и NaOH;

3) 
BaO и NaOH

4) 
BaO и Н2О

21. 
 Установите
соответствие:

Реагенты Протекает реакция

1. Са(ОН)2 ® (t) …

2. NaHCO3 + NaOH(p) ® …

3. Al2O3
+ Na2O ® (t) …

4. Al + H2O ® …

5. (CuOH)NO3
+ HNO3 ® …

6. PbCl2 + HI
® …

А. Соединения (3)

Б. Замещения (4)

В. Разложения (1)

Г. Нейтрализации

Д. Ионного обмена (2, 5, 6)

22. 
 Щелочь, а
затем кислоту используют при осуществлении следующих превращений:

1) 
CaO ® CaCO3 ® CO2;

2) 
FeCl2
®
Fe(OH)2 ® FeSO4;

3) 
K ® KOH ® K2SO4;

4) 
CuSO4
®
Cu(OH)2 ® CuO.

23. 
Сокращенным
ионным уравнением Fe2+ + 2OH = Fe(OH)2¯ может быть выражено взаимодействие
между:

24. 

25. 

1) 
Fe +
NaOH;

2) 
FeO +
KOH;

3) 
FeCl2
+ NaOH;

4) 
FeSO4
+ Cu(OH)2.

26. 
Сокращенным
ионным уравнением NH4+ + OH Û NH3 + H2O можно
выразить результат взаимодействия веществ:

1) 
хлорида аммония и
гидроксида натрия;

2) 
хлорида аммония и
нитрата серебра;

3) 
аммиака и соляной
кислоты;

4) 
сульфата аммония
и гидроксида меди (II).

Обсуждение
результатов эксперимента

В эксперименте принимали участие
ученики 9 классов МОУ СОШ-лицей № 14 г. Нальчик (выборочная совокупность
составляла 45 школьников и 51 студент).

В экспериментальных классах при
раскрытии темы «Бериллий» были проведены разработанные уроки, приведенные в
главе III. Занятия проводились с акцентом на
прикладные и экологические аспекты, которые закреплялись в процессе
формулирования, анализа и последующего решения целей и задач занятий.

Для констатации результата после
проведения разработанных занятий были проведены контрольные работы, состоящие
из тестов, которые приведены в главе III. Результаты эксперимента в школе приведены в диаграммах, отражающих
изменения качества знаний и успеваемости в контрольном (9 г) и экспериментальном (9 в) классах.

Диаграмма 1. Изменение успеваемости
учащихся

Методические особенности изучения темы «Бериллий и его соединения» посредством интегрированных уроков

Диаграмма 2. Динамика успеваемости и
качества обучения

Методические особенности изучения темы «Бериллий и его соединения» посредством интегрированных уроков

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная
в работе гипотеза, что разработка и реализация новых методических подходов к изучению
темы «Бериллий» позволят заметно повысить уровень знаний, научной культуры,
уверенности в своих способностях школьников нашла свое подтверждение в
результате наших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. 
О. В. Байдалина.
О прикладном аспекте химических знании // Химия в школе, 2005, № 5, с. 45-47.

2. 
Ахметов Н. С.
Методика преподавания темы «Закономерности протекания химических реакций» //
Химия в школе. 2002, № 3, с. 15 – 18.

3. 
Ахметов Н. С.
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998 г.

4. 
Рудзитис Г. Е.,
Фельдман Р. Г. Учебник для 8 класса средней школы. М.: Просвещение, 1992.

5. 
Материалы сайта www.1september.ru

6. 
О. С. Габриелян,
Н. П. Воскобойникова, А. В. Ящукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.
М.: Дрофа, 2003 г.

7. 
Малинин К. М.
Технология серной кислоты и серы. М., Л., 1994.

8. 
Васильев Б. Г.,
Отвагина М. И. Технология серной кислоты. М., 1985.

9. 
Отвагина М. И.,
Явор В. И., Сретенская Н. С., Шарифов М. Ю. Промышленность минеральных
удобрений и серной кислоты. М., НИИТЭХИМ. 1972. Выпуск № 4.

10.  Резницкий И. Г. Возможности
использования нитрозного способа для переработки газов автогенных процессов на
серную кислоту / Цветные металлы. 1991. № 4.

11.  Березина Л. Т., Борисова С. И.
Утилизация фосфогипсов — важнейшая экологическая проблема // Химическая
промышленность. 1999 г. № 12.

12.  Громов А. П. Экологические аспекты
производства серной кислоты // Экология и промышленность России. 2001, № 12.

13.  Лидин Р. А. Химия: Руководство к
экзаменам / Р. А. Лидин, В. Б. Маргулис. – М.: ООО Издательство «АСТ»: ООО
«Издательство Астрель», 2003. с. 64 – 70.

14.  Единый государственный экзамен 2002:
Контрольные измерительные материалы: Химия / А. А. Каверина, Д. Ю. Добротин, М.
Г. Снастина и др.; М.: Просвещение, 2002. – с. 39 – 51.

15.  Химия: Большой справочник для
школьников и поступающих в вузы / Е. А. Алферова, Н. С. Ахметов, Н. В.
Богомолова и др. М.: Дрофа, 1999. с. 430-438

16.  Р. П. Суровцева, С. В. Сафронов.
Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вариант 1

1.Известно, что металлам
соответствуют основные оксиды. Докажите, что оксид кальция – основной оксид,
составив уравнения соответствующих реакций.

2.Докажите основные свойства оксида
кальция, проводя соответствующие опыты

3.На воздухе кальций постепенно
превращается в порошок белого цвета. Каков состав этого порошка? Приведите
уравнения возможных реакций.

бериллий химический сплав
урок методический

Вариант 2

1.Известно что металлам соответствует
основной оксид и основание. Докажите, что гидроксид кальция – основание.
Составьте уравнения соответствующих реакций, объясните их.

2.Докажите данное утверждение
экспериментально, проведя не менее 2 опытов.

3.Для обнаружения углекислого газа
используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. Почему для этих целей
не используют гидроксид натрия?

Приложение 2

Заполните пропуски в тексте, вставив
нужные слова:

1) Мел, мрамор и известняк – это
минералы в состав которых входит одно и тоже соединение ……..

2)BaSO4 – это………………………….каша

3)В какой минерал входит сульфат
кальция-………………………..

4)Какой карбонат применяют в
производстве цемента, стекла-…………

5)MgSO4 известен под названием ……………………соль

6)Фосфат кальция входит в состав
фосфоритов, апатитов, ……………..

7)Эти соли входят в состав светящихся
красок- фосфоров:…………….

Урок 2 Тема. Бериллий, магний и
щелочно-земельные металлы

Цель: повторить и обобщить сведения о свойствах, способах получения
и применении бериллия, магния и щелочно-земельных металлов и их соединений.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
(приведена в электронном учебном пособии).

Реактивы: металлический магний (лента), спиртовый раствор
фенолфталеина, раствор хлорида бериллия, разбавленный раствор соляной кислоты,
раствор гидроксида натрия.

Посуда и приборы: фарфоровая чашка, спиртовка, тигельные щипцы, большой
стакан, ложечка для сжигания, стаканы на 200 мл (2 шт.), стеклянные палочки,
магнитная мешалка.

Содержание урока соответствует части IV.3 электронного учебного пособия.

Знакомство с химией бериллия,
магния и щелочно-земельных металлов и их соединений следует начать с истории
открытия
. Магний, кальций, стронций и барий были получены в 1808 г. английским ученым Г. Деви электролизом оксидов или гидроксидов. Бериллий был выделен в 1898 г. Лебо электролизом тетрафторбериллата натрия, хотя история его открытия насчитывает
практически столетие. Радиоактивный радий открыт супругами Пьером и Марией Кюри
в 1898 г. в минерале урановая смолка.

Обратить внимание, что групповое
название элементов – щелочно-земельные металлы – относится только к кальцию,
стронцию, барию и радию и связано с тем, что их оксиды раньше называли
«землями», а при взаимодействии с водой они образуют щелочи.

Охарактеризовать положение
бериллия, магния и щелочно-земельных металлов в Периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева.
Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы
относятся к s-элементам. На внешнем энергетическом уровне атомы элементов имеют
2 электрона, их электронная конфигурация ns2. Они легко отдают один
электрон, проявляя степень окисления +2. Радиусы атомов возрастают при переходе
от бериллия к радию, значения потенциала ионизации и относительной
электроотрицательности уменьшаются. Все металлы в электрохимическом ряду
напряжений располагаются до водорода и являются довольно сильными
восстановителями, эта способность возрастает с увеличением заряда ядра атома.

Остановиться на распространенности
металлов
в земной коре, отметить, что в свободном состоянии бериллий,
магний и щелочно-земельные металлы в природе не встречаются, наиболее распространенными
являются магний и кальций. Содержание бериллия, стронция и бария значительно
меньше. Все они входят в состав породообразующих минералов, содержатся в
морской воде. Кальций входит в состав скелетных тканей живых организмов. Магний
содержится в составе одного из важнейших веществ растительного мира –
хлорофилле.

Отметить физические свойства
металлов
. Продемонстрировать образцы металлов: магния и кальция. В
свободном состоянии все металлы – серебристо-белые вещества. Магний и
щелочно-земельные металлы – ковкие и пластичные, довольно мягкие, хотя тверже
щелочных. Бериллий отличается значительной твердостью и хрупкостью, барий при
резком ударе раскалывается. Металлы имеют температуры плавления и кипения выше,
чем у щелочных металлов, причем с увеличением порядкового номера элемента
температура плавления металла изменяется немонотонно, что связано с изменением
типа кристаллической решетки. Бериллий и магний покрыты прочной оксидной
пленкой и не изменяются на воздухе. Щелочно-земельные металлы очень активны, их
хранят в запаянных ампулах, под слоем вазелинового масла или керосина.

Рассмотреть химические свойства
металлов.
Металлы во всех химических реакциях проявляют восстановительные
свойства, отдают два валентных электрона, превращаясь в положительно заряженный
катион. В качестве окислителей могут выступать простые вещества – неметаллы,
оксиды, кислоты, соли, органические вещества. Отметить, что бериллий и магний
по свойствам значительно отличаются от щелочно-земельных металлов. При
комнатной температуре они устойчивы к действию кислорода и воды благодаря
наличию очень тонкой оксидной пленки.

Продемонстрировать горение магния
на воздухе.
Опыт провести
следующим образом: предварительно очищенную наждачной бумагой магниевую ленту
взять щипцами и поджечь в пламени спиртовки (опыт проводить в защитных очках),
отметить яркую вспышку и большое выделение тепла. Горящую магниевую ленту
держать над фарфоровой чашкой. Магний сгорает с образованием оксида:

2Mg + O2 = 2MgO.

Одновременно идет образование
нитрида магния:

3Mg + N2 = Mg3N2.

Рассмотреть взаимодействие металлов
с другими неметаллами (галогенами, водородом, азотом, углеродам и др.).

Обратить внимание на взаимодействие
с водой. Продемонстрировать горение магния в воде. В ложку для сжигания
веществ поместить магниевую пудру или мелко порезанную ленту, поджечь её в
пламени спиртовки. Горящий магний опустить в стакан с водой, магний ярко
вспыхивает, одновременно загорается водород:

Mg + 2H2O = Mg(OH)2
+ H2.

Опыт демонстрирует химическую
активность металлического магния.

Рассмотреть взаимодействие с
кислотами и щелочами, отметить, что со щелочами реагирует только бериллий.
Отметить восстановительные свойства магния и щелочно-земельных металлов: они
могут быть использованы для получения менее активных металлов и некоторых
неметаллов из их оксидов.

Рассмотреть особенности химии
бериллия
. Бериллий по своим свойствам значительно отличается от остальных
элементов 2 группы Периодической системы химических элементов, ион Be2+
благодаря своему малому радиусу, высокой плотности заряда и большим значениям
энергии ионизации устойчив только в газовой фазе. Поэтому химическая связь в
бинарных соединениях бериллия обладает высокой долей ковалентности, поэтому
соединения бериллия имеют довольно высокие температуры плавления и кипения. По
многим свойствам бериллий похож на алюминий («диагональное сходство»).
Металлический бериллий пассивируется концентрированной азотной кислотой и
проявляет амфотерные свойства, реагирует с кислотами и щелочами, выделяя
водород. Оксид и гидроксид бериллия также проявляют амфотерные свойства.
Продемонстрировать амфотерные свойства гидроксида бериллия на примере его
взаимодействия с кислотами и щелочами.

Опыт провести следующим образом. Стакан с раствором хлорида бериллия поставить на магнитную
мешалку и включить перемешивание. Небольшими порциями осторожно прилить раствор
гидроксида натрия до выпадения белого осадка:

BeCl2 +
2NaOH = Be(OH)2 + 2NaCl.

Прекратить перемешивание, гидроксид
бериллия разделить на две части. К первой части прилить раствор соляной кислоты
до растворения осадка:

Be(OH)2 +
2HCl = BeCl2 + 2H2O.

Ко второй части прилить раствор
гидроксида натрия, также до растворения осадка:

Be(OH)2 +
2NaOH = Na2[Be(OH)4].

Обратить внимание учащихся, что
амфотерный гидроксид бериллия реагирует и с щелочами, и с кислотами с
образованием солей.

При изучении способов получения
металлов
особое внимание уделить получению бериллия в результате
переработки берилла. Рассмотреть сернокислый, щелочной, хлоридный фторидный
способы извлечения бериллия из берилла и электролиз солей бериллия. Обратить
внимание, что магний и щелочно-земельные металлы очень активные и чаще всего их
получают электролизом расплавов солей или алюмотермией.

Из соединений магния и кальция
охарактеризовать их оксиды, гидроксиды и соли. Рассмотреть физические и
химические свойства, способы получения. Оксиды магния и кальция являются
основными. Гидроксид кальция малорастворим в воде, является довольно сильным
основанием. Растворимость гидроксида магния еще ниже, он является основанием
средней силы. Фториды, сульфаты, сульфиды, сульфиты, фосфаты и карбонаты
металлов 2 группы плохо растворимы в воде, остальные соли – хорошо растворимы,
проявляют все свойства солей.

Рассмотреть жесткость воды.
Природная вода, содержащая ионы Ca2+, Mg2+, Sr2+
и Fe2+, называется жесткой, причем жесткость воды обуславливается
главным образом ионами Ca2+ и Mg2+. Карбонатная
(временная) жесткость связана с присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и
магния, некарбонатная (постоянная) жесткость – хлоридов и сульфатов. Общая
жесткость воды рассматривается как сумма карбонатной и некарбонатной. Отметить
способы устранения жесткости воды.

Остановиться на обнаружении
щелочно-земельных металлов
. Щелочно-земельные металлы и их соединения можно
обнаружить по характерной окраске пламени: кальций окрашивает пламя в
кирпично-красный цвет; стронций – в карминово-красный; барий – в желто-зеленый
(яблочный).

Рассмотреть важнейшие области
применения бериллия, магния, щелочно-земельных металлов
и их соединений.

После изучения материала предложить
учащимся самостоятельно познакомиться с примерами решения задач и выполнить
задания для самостоятельного решения (приведены в электронном учебном пособии).

Урок 3. Роль химических
элементов в организме человека

Задачи:

· 
Развивать
ловкость, смелость.

· 
Воспитывать
любовь к своей земле, к национальным традициям.

Инвентарь: 2 удочки, 2 ведра, рыбки, 2 обруча, карточки с примерами
(20шт), кубики, грибы 20 шт., гимнастические палки, 4 одеяла, грамоты 20 шт.,
скакалки(20шт.), 2 стула.

На спортивную площадку приглашаем,
дети, вас! Праздник спорта и здоровья начинаем мы сейчас!

Учитель:

Сегодня вам предстоит участвовать в
различных конкурсах, показать ловкость, силу, быстроту и смекалку.

Каждые 4 года проводятся
олимпийские игры — самые важные спортивные соревнования. За все годы участия в
олимпийских играх наши советские и российские спортсмены завоевали наибольшее
кол-во золотых, серебряных и бронзовых медалей. А ведь все спортсмены -герои
учились в школе, ходили на уроки физической культуры и в школе получили свои
первые спортивные награды. Представим, что сильнейшие спортсмены прислали вам,
новым физкультурникам, свой наказ, свои советы.

-Учиться трудно, еще труднее
переучиваться. Старайся сразу все делать хорошо. Чем труднее тебе в учебе, тем
легче будет на соревнованиях.

— Старайся победить, но не бойся
проиграть.

— Если ты проиграл, но отдал победе
все силы, нет в этом ничего постыдного; стыдись победы, для которой ты старался
меньше товарищей.

— Борись за победу до последней
секунды, не жалея сил, но честно.

— Не хвались, если у тебя что-то
получается хорошо, помоги товарищу справиться с заданием.

— Мужество спортсмена не в том,
чтобы ввязаться в драку, а в том, чтобы победить соперника в честном бою.

— Не кори товарища за ошибку,
посочувствуй — он же не хотел этого.

— Будь опрятен, подтянут, ведь
спортсмены всегда у всех на глазах.

-Запомни: легко ничего не дается.
Чтобы добиться успеха, нужно много трудиться.

— Всегда внимательно учись, каждое
слово учителя полезно — он стремится научить тебя.

Представление жюри.

За победу команда получает 3 очка,
за поражение — 1.

Разминка.

Представление команд. Название.
Приветствие.

Приветствие.

Команда «Спутник»:

Мы приветствуем команду
«Ракета»

И желаем слетать на другую планету,

Захватить с собой храбрость и
смелость

И в игре показать умелость.

Приветствие.

Команда «Ракета»:

А вам, наш «Спутник»
дорогой,

Желаем от души,

Чтоб результаты ваши

Все были хороши.

Конкурсы.

1-й конкурс. Разминка. Карточки с примерами. Решить и передать эстафету. Листки
брать с собой. Сдать карточку. Капитан передает жюри. За неправильный ответ 3
сек. штрафного времени. Одно очко тем, у кого меньше ошибок.

Объявить результаты.

2-й конкурс. «Насорил — убери». Конкурс аккуратных и прилежных.
Добежать до обруча, высыпать из ведра мусор(кубики), добежать до поворотной
сойки, на обратном пути «мусор» в ведро и передать эстафету.

3-й конкурс. «У медведя во бору грибы, ягоды беру». Лес-это не
только место для прогулок, укрепления здоровья, но и добрая кладовая. В лесу
растет много грибов и ягод. Какие грибы и ягоды растут в наших северных лесах?
Собрать грибы в корзину.

Побеждает команда, закончившая
раньше.

Загадка: Кто по снегу, по траве,
носит лес на голове? (олень)

4-й конкурс: «Оленья упряжка» .Коренные жители Севера передвигаются
по тундре на оленьих упряжках. А какие народы еще живут на Севере?

Бег в паре. Один олень — другой
каюр(погонщик)

5-й конкурс: Викторина. После физической нагрузки следует отдохнуть и
показать свои знания. Вопросы связаны с физической культурой и гигиеной
человека.

Куда обычно ходят 1 раз в неделю,
хорошо там погреются, моются и освежаются? И, конечно, помогают закаливанию
организма? (баня)

Какая очень вредная привычка
ухудшает здоровье и мешает хорошо учиться?(курение)

Как называется специальная
спортивная обувь с резиновой подошвой? (кеды, кроссовки)

Какие зимние «друзья»
помогают ребятам отдыхать и играть на горках? (лыжи, санки. А как
называются сани у северных народов — нарты)

Что образуется на коже, делает её
красивой если время от времени бываешь на солнце весной и летом? (загар)

Что необходимо сделать после учебы,
работы, чтобы накопились новые силы? (отдохнуть)

Без чего невозможно обойтись ни
человеку, ни животному, чтобы отдохнули мышцы, головной мозг и другие органы (без
сна
)

Как называется физ.упражнения,
которые помогают перейти от сна к бодрствованию и получать заряд энергии на
целый день? (зарядка)

Что считается самыми полезными
продуктами, содержащими много витаминов? (овощи, фрукты).

Что считают ребята самым веселым
временем, когда нет учебы в школе?(каникулы)

6-й конкурс. «Охотник». Жители Севера ходят на охоту, чтобы
добыть себе пищу. Охотники ставят капканы, в которые попадается различная дичь.
Одна команда — олени, другая — волки. Все участники встают в круг. Охотник в
середине круга, крутит скакалку «волки» перепрыгивают, не задев ее.
Кто коснулся ее — выходит. Побеждает команда, оставшаяся в большинстве. Затем
меняются ролями. Каждая команда крутит скакалку 1,5 мин.

Итог конкурса.

7-й конкурс. «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

В нашей области много озер и рек, в
которых водится различная рыба, и , наверно, многие из вас уже помогали
родителям ловить рыбу. И сейчас предоставляется возможность поймать ее.
Осторожно бежать с удочкой. 1участник с удочкой и ведром, бежит до скамейки
разматывает удочку и ловит рыбку(рыбка в обруче, скрепка во рту у рыбки, на
удочке магнит),кладет ее в ведро , бежит обратно. Последний игрок сматывает
удочку и возвращается обратно.

Насобирали мы грибов, наловили
рыбы. Куда мы все это понесем? (домой)

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла,

Не единого угла

(Чум).

Правильно жители Севера живут в чуме.

8-й конкурс. С помощью подручных средств(одеяла, гимн.палок,
скакалки)построить чум.

Хорошо мы сегодня посоревновались.
И в заключении споем.

Игра «Веселый концерт»

«Спутник» поет: «В
бане веники мочены»

«Ракета» поет:
«Веретена не точены»

Хором: «Барыня, барыня,
сударыня барыня»

Попробуем! Когда я подниму правую
руку — поет 1-я команда. Если левую — 2, если обе, то поем хором.

Молодцы! И петь вы умеете.

Соревновались все на славу,

Победители по праву

Похвал достойны и награды,

И мы призы, вручить вам рады.

Благодарим вас, за участье —

Вот сувениры вам на счастье!
(Вручение наград и грамот)

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за звонкий смех,

За огонь соревнований,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья,

До счастливых, новых встреч»

Скачать реферат

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий